Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рожденные, чтобы двигаться. Игра, движение, танец, развитие. Что такое сенсорная интеграция. Игры для дома.


Хочу вам рассказать о книге, которую я читаю сейчас. Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге» (Москва, изд-во Теревинф, 2010).

Она вдохновляет меня на «сенсорные» эксперименты, которые мы проделываем дома с моим сыном. Некоторые из них (например, игры с крупами) мы пробуем на группе для родителей и малышей.

Сенсорная интеграция – это наша способность переживать информацию, приходящую от разных органов чувств как нечто единое. Например, вы чистите апельсин. Сенсорная интеграция – это понимание, что в руках у вас именно один апельсин, а не два яблока. Как такое понимание происходит – вы ощущаете форму апельсина, вес, текстуру, видите цвет, размер, осознаете объем, чувствуете запах и т.д.

Сенсорная интеграция, как и наша способность ориентироваться в телесных ощущениях, движениях, расстоянии до чего и т.д. развивается постепенно и зависит от многих факторов. Подробнее про это можно почитать в книге.

Развитие и совершенствование сенсорной интеграции нужно нам всем! Конечно, кому-то такая терапия показано особенно. В детстве, когда двигательные игры и знакомство с возможностями своего тела доставляет особенное удовольствие, метод сенсорной интеграции может вдохновить нас на обогащение среды и досуга наших детей, а заодно, и нас самих.

Расскажу об экспериментах, которые радуют нашу семью.

1.     Таз с фасолью. Мы используем круглый таз (15 литров) и длинный большой таз, похожий по форме и объему на детскую ванночку. Около 4 кг фасоли, насыпаю в круглый таз. Для самых маленьких лучше всего – крупная белая фасоль. Для деток постарше можно и более мелкую фасоль (на протяжении игры вы все время с ними!). Сын играет с фасолью, пересыпая руками, используя разные емкости и игрушки (экскаваторы, чашки, банки, зверят и т.д.). Затем он залезает в тазик сам, закапывает ступни, крутится на попе, ходит по ней. В какой-то момент он залезает в ванночку (таз номер 2), ложится в позу зернышка спинкой вверх, и просит посыпать его сверху. Я «выливаю» фасолевый душ из круглого таза на его спину пересыпаю фасоль обратно (и так несколько раз). Потом поливаю его голову. Эти игры сложились сами собой. Например, на какие части тела выливать фасолевый душ, придумывает сын. Думаю, что ваш ребенок придумает что-то свое.

2.    Крем для исследования ощущений. Покупаю густой жирный детский крем из нашего детства (фабрика «Свобода»), можно использовать «Nivea». Выделяю в комнате место на линолеуме (в книге занятие проходит на мягком мате). Выдавливаю крем на маленькую тарелочку (крышку). Мы договариваемся, что игра происходит только на этом участке комнаты. Начинаем рисовать кремом на полу. Ладошки скользят, размазывая густую массу. Я присоединяюсь, повторяю движения сына. В какой-то момент крем можно начать намазывать на самого ребенка, если он захочет. Это очень приятная сенсорная игра – знакомство с ощущениями. Сын встает ножками на скользкий пол и начинает скользить, танцевать, как на льду и мягко шмякаться на попу. Я подставляю ему свои руки, но не держу, а предлагаю при необходимости опираться на них. Думаю, что на мате играть приятнее и мягче падать, но мата у нас дома нет. Сын хохочет, потому что скользить – это очень необычно. Движения быстрые и ориентироваться в том, как тело перемещается нужно намного быстрее, чем всегда. В какой-то момент он ложится на пол, и я вожу его по полу, держа за ноги (то на спине, то на животике), начинаю валять по полу, делая спирали его руками и ногами. Тело податливое и мягкое, прикосновения глубокие. Сам крем предлагает такую игру, я только следую за тем, что нравится ребенку. После этого я отношу его на руках в ванную, где стоит таз, наполненный теплой водой. Он отдыхает в нем, мы смываем крем. Линолеум отмываю тряпкой, намыленной детским мылом. Убирается все быстро и легко. В обоих экспериментах сын был без одежды.

Благодаря автору книги, в наших играх на сенсорную интеграцию появилось много слушания, следования за тем, что предлагает сам сын. И здорово, что нет никаких идей в начале – материал вдохновляет, и движение ребенка само приглашает к действию, тело само выбирает, что и в каком объеме нужно сейчас. Я просто наблюдаю, как я могу поддержать эту игру.

Улла пишет, что иногда нам кажется, что какие-то вещи нужно использовать только по назначению (например, крем мажем только по необходимости и на определенные части тела, или фасоль пересыпаем только чашечкой и т.д.). Однако, «в некоторых случаях неоправданные, установленные в силу привычки границы мешают освоению мира». В экспериментах, описанных выше, очень важно договориться о правилах заранее. Например, о том, что фасоль остается только в тазиках. Если что-то просыпалось, мы собираем обратно.

Мне нравятся что привычные вещи могут стать для наших детей прекрасным источником вдохновения и самопознания через движениеи ощущуения.

 Обнимаю вас! Сенсорной нам всем интеграции!

Альфия Рахманова, ведущая групп и со-организатор проекта http://babycontact.ru/.

Буду рада вашим откликам, вопросами ответам: alfacontact@gmail.com

 

P.S. Ближайшие события, которые рекомендую:

1.      Еженедельные группы BabyContact «Танцуем вместе с деткой». Москва, Спб и другие города. Расписание на сайте.

2.       Тренинг «Танец исполнения желаний. Волшебство декабря», 18-21 декабря, Москва.

3.         Обучающий курс для преподавателей BabyContact (открыта запись в новую группу, даты будут объявлены позже).


В избранное