Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рожденные, чтобы двигаться. Игра, движение, танец, развитие. Как родители формируют телесность ребенка.


О раннем развитии в целом.

Как родители формируют телесность ребенка.

Путь к пониманию своих истинных потребностей и желаний для взрослых.

Каждый родитель, мечтающий о том, чтобы его ребенок вырос счастливым, задумывается о том, как поддержать его развитие. Поскольку в первые годы жизни ребенок интенсивно развивается, то многие родители сейчас достаточно рано задумываются о том, как правильно развивать ребенка, что делать или не делать.

Например, одна моя соседка, бабушка 5-месячной внучки заботится о ней в дневное время и очень волнуется, что не знает современных тенденций, говорит, что очень хочет, чтобы ребенок развивался.

На днях я посмотрела сюжет на тему раннего развития, который рекомендую и вам, он ответит на многие вопросы о раннем развитии.

 

Моя позиция такова: способствовать развитию ребенка нужно исходя из актуальных потребностей его развития. А какова основная потребность в первый год жизни? Эмоционально теплый контакт с мамой (или с человеком, который заботится о ребенке). Это так просто, что порой мы забываем об этом, увлекаясь специальным развитием.

Еще несколько важных зон развития: знакомство с миром, разнообразные сенсорные впечатления; знакомство со своим телом и его возможностями – физическое и психофизическое развитие.

 

Важный принцип формирования телесности ребенка, в которую входят не только овладение телом, но и формирование образа тела в психическом пространстве, освоение культурных способов реализации своих натуральных потребностей (хождение на горшок, принятие пищи и т.д.), - это экологичность.

Мы не просто манипулируем телом ребенка, но мы внимательно слушаем телесный и эмоциональный ответ. Для того, чтобы у ребенка не появилось лишь механического отношения к своему телу, нам, родителям, важно слушать, что нравиться ребенку, а что нет.

Например, некоторые родители делают динамическую гимнастику – раскачивают ребенка, поддерживая его за руки и ноги, выполняют трюки. Это интересный способ познакомить ребенка с его телесными возможностями, удовлетворить его потребность в раскачивании, но если делать это автоматически, не слушая телесный и эмоциональный ответ, то это принесет скорее не пользу, но вред вашему с ребенком эмоциональному контакту.

 

В субботу, 12 июня, я побывала на небольшой части выступления И.Чарковского на международной конференции акушерок, проходившей в Москве. Именно он придумал динамическую гимнастику, рассказывал вместе с коллегами о том, как они реабилитировали деток по 500-600 грамм весом в отделении реабилитации, был показан фильм, о том, как слониха пинками и вытягиваниями за хобот кверху реабилитировала своего слоненка. Рассказ был удивительным. В тот же день я встретила знакомого остеопата, спросила, что он думает о динамической гимнастике, он сказал, что если ею увлекаться, сильно крутить и резко закидывать деток, то  у них происходят адреналиновые-сератониновые всплески, они находятся в стрессе, у них могут возникать трудности с суставами. В таком виде он против, но при более внимательном, экологичном варианте – это прекрасная форма занятий. Получается, что какие-то элементы хороши, но без фанатизма.

 

 

Про «экологичность» можно говорить в контексте любых других форм развития телесности. Например, большая и значимая тема - как ребенка приучают к горшку. Скажу лишь про то, что важно быть чуткими, не давить на ребенка. В среднем, где-то около 1,5 лет кора головного мозга созревает для того, чтобы справиться с целым рядом столь сложных задач – понять, что я хочу писать или какать; вспомнить, что делают это на горшок; удержать позыв на время; вспомнить, где стоит горшок; дойти до него; снять штанишки или позвать маму, сесть и пописать или покакать.

Даже если малыша высаживали с рождения, сочетая звук и хождение в туалет, то делать это самостоятельно он готов чуть позже (после 1,5 лет и позже), поскольку высаживание - это условный рефлекс, регуляция, осуществляемая на уровне спинного мозга. Поход же на горшок – это сознательный акт, регулируемый высшими отделами нервной системы.

 

Поэтому, чтобы не закрепить негативной реакции (протеста, гнева, страха) в связи с освоением горшка и отношением к своим органам выделения (вспомним Фрейда и его теорию сексуальности и ее связи с формированием характера в целом), родителям важно быть тактичными, легкими, расслабленными и внимательными к реакциям ребенка и не торопиться со сроками.

То же можно сказать и про питание. Игры, уговаривания, сюсюканье, кормление под мультики и сказки за столом – это не про чувствование своей потребности в пище ребенком. Таким образом, ребенок приучается кушать неосознанно, если вы его отвлекаете и увлекаете. Про «питание как воспитание» или педагогический прикорм есть целое сообщество в интернете. Здоровый ребенок прекрасно справляется с едой и ест столько, сколько ему нужно, выбирая нужные именно сейчас продукты. Конечно, мы не предлагаем ему только сладости, потому что рафинированный сахар, входящий в состав многих продуктов скрывает истинный вкус того, что в них входит. Пусть продукты и блюда будут натуральными.

 

Таким образом, мы не просто формируем культурные формы удовлетворения натуральных потребностей, мы формируем телесность, образ тела, образ себя, отношение к своим потребностям и желаниям.

Почему большинство взрослых не знают, чего же они хотят на самом деле? Например, двигаются или сидят не так, как им удобно? Предлагаю простой эксперимент:

Почувствуйте свою позу прямо сейчас, насколько она действительно удобна для вас? Насколько ваше тело расслабленно?

Если это не так, прямо сейчас поменяйте позу, найдите то, как вам будет удобно сидеть.

Почувствуйте, где в теле есть напряжение, сделайте вдох и выдохните, обращая внимание на то, как напряжение уходит.

Снова проверьте позу. Если неудобно сидеть – поменяйте. Послушайте свое дыхание, и то, как оно помогает расслаблять то, что в теле напряжено.

 

Именно так можно вернуться к своим действительным желаниям. Очень вероятно, что вы всю жизнь живете, игнорируя их, потому что другие взрослые вас когда-то этому научили. И голос тела, а значит, и ваш внутренний ребенок, ваша творческая часть, ваша энергия и жизненность, были просто зажаты.

А если мы имеем дело со своим ребенком, можно просто не мешать ему быть собой, но поддерживать его в осознании, выражении своих потребностей. Вы же, как взрослый, с вниманием и чуткостью поможете ему овладеть культурными нормами.  

 

Ближайшие события, которые рекомендую:

  1. Класс для мам, пап и малышей BabyContact на Лялином переулке, среда, 16 июня, 12:00
  2. 25 июня – мастер-класс для специалистов на конференции по танцедвигательной терапии (http://atdt.ru/conferences/vik.html)
  3. 18 июня, пятница 17.00;  Конференция «Поле исследования - ранняя социализация». Будет два доклада – один про бессознательное формирование образа тела во время беременности и после нее. ( http://www.moszeldom.ucoz.ru/)

Альфия Рахманова, ведущая групп и со-организатор проекта http://babycontact.ru/.

Пишите мне на alfacontact@gmail.com

P.S.

Цитата из книги Француазы Дальто «На стороне ребенка»:

«… никто не воспитывает в ребенке чувства достоинства его тела, никто не прививает ему сознания того, что все части его тела благородны; а когда не знаешь, как обращаться с собственным телом, как под­держивать его, способствовать его росту, уважать его ритмы, про­исходит декомпенсация, а значит, отток человеческих сил... Всё это следовало бы иметь в виду и учитывать в воспитании с ясельного возраста.

<…>

Я думаю, что сегодня в системе воспитания существуют два за­блуждения, в силу которых подросток не может прийти к согласию с собственным телом: физические упражнения полностью ориенти­рованы на соревнование, а не на знакомство с собственным телом и радость игры. Ребенку, обучающемуся в школе, тестируемому, обя­занному заниматься спортом точь-в-точь как сдавать экзамены, не хватает радости, которую получаешь от игры, в которой, правда, есть победитель и побежденный, но если игра была хороша, про­игравший не испытывает унижения от своего проигрыша. Второе воспитательное заблуждение — это пренебрежение к рукам и обед­нение языка, сказывающееся на понятливости и сноровке. Из словаря удалили все конкретное — все, что относилось и к функциям тела, и к предметам, которыми манипулируют. И это проделывают с ребенком всё в более и более раннем возрасте. Лет двадцать назад  в начальной школе арифметика оперировала реальностями (весами,  склянками, бассейнами, кранами...). Сегодня даже в математике ребенка очень быстро обучают манипулировать (мысленно) совершенно абстрактными понятиями. Спорт, который полностью сводится к со­ревнованию, и абстрактный язык, уже у ребенка восьми лет переполненный абстракциями, не могут помочь ему жить в добром согласии  со своим телом.

Мы облегчаем себе совесть, говоря: «Теперь дети занимаются спортом... Теперь существует языковая свобода, ведь дети могут говорить родителям или при родителях грубые слова». Но это совсем другое! Таким образом, можно высвободить определенную агрессив­ность, но это совершенно не то, что формирует личность. Этот язык лишен креативности. У наших детей больше нет словаря. Мы движемся в обратную сторону от того, что могло бы обеспечить подростку равновесие».

 


В избранное