Все выпуски  

Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"


Здравствуйте! Предлагаем вашему вниманию третий выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера»: «Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"».

В сегодняшнем выпуске:
  • Развитие интонации у дошкольников
  • Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях
  • Логоритмические занятия в детском саду: занятие 2 «Колобок - колючий еж»
  • Новая книга М. Ю. Картушиной
  •  

    Развитие интонации у дошкольников

     Белоусова Л. В. учитель-логопед прогимназии "Звездочка", г. Нерюнгри

    Статья будет опубликована в №1 журнала «Логопед» за 2007 г.

    Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может "рассказать" нам о многом - хорошо ли выспался, рад или расстроен чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердита мама или же довольна своим чадом.

    Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

    Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу: "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать "да" и 500 способов сказать "нет". В то время как написать это слово можно только один раз".

    В результате многих лет работы с дошкольниками с различными нарушениями речи мы сделали следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети с небольшим спектром речевых нарушений (с дислалией и несформированным фонематическим слухом), то сейчас приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом, различные нарушения голоса - ринофония, дисфония, тахилалия). Как следствие этого, еще в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников.

    Выявленные факты побудили нас к поиску таких форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Поэтому наш выбор пал на использование театрализованной деятельности. Основной причиной выбора данной темы послужил региональный фактор.

    Состояние нервно-психологического напряжения - обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. На сером фоне северного климата на чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным - музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках.

    Эту форму работы с детьми мы используем на протяжении нескольких лет. Что нас привлекает в этой работе?! Во-первых, через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. Во-вторых, в песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух. И в-третьих, мы добиваемся самой главной цели: развития интонационной выразительности и коммуникативных способностей.

    Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.

    А самое главное помнить, что вся коррекционная работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животного или полюбившегося ребенку соседа напротив.

    Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко [5], был составлен следующий алгоритм:

    Так, прочитав стихотворение А. Введенского "Песенка машиниста", логопед вместе с детьми обсуждает, почему оно прочитано именно так. Первую часть очень тихо и медленно, вторую, наоборот, громче, постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла с помощью интонации.

    В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы:

    Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (например, при передаче визга поросят они самостоятельно меняли высоту голоса, передавая ее разным тембром, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого поросенка).

    После того как у детей сформировались базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, следует переходить к самому интересному, на наш взгляд, этапу работы - подготовке и показу театрализованного представления, как итогу всей деятельности. Вместе с детьми были поставлены спектакли по сказкам "Лесная аптека", "Репка", а также инсценировки стихотворений С. Маршака и А. Шибаева "Парад цифр". Спектакли были показаны не только внутри сада, но и на празднике, посвященном детям-инвалидам.

    Спектакль был записан на видео, поэтому дети смогли оценить со стороны свою игру.

    Полностью статью читайте в журнале «Логопед» №1 за 2007 г.
    К началу

    Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях

     Сибагатулина А.М. учитель-логопед ДОУ "Елочка", пос. Глебычево, Ленинградская обл.

    Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
  • Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.

    Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, однако мы остановимся на совместных занятиях. В нашем детском саду они проводятся раз в два месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

    Конспекты совместных занятий "Виды работ при коррекции речевых нарушений"

    Средняя группа

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи.
  • Тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
  • Вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребенку.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

  • Звучит весенняя музыка.

    Логопед. Ребята, я предлагаю вам и вашим родителям отправиться в лес и посмотреть, как лесные жители встречают весну.

    В лес весенний мы шагаем,
    Дети и родители идут маршевым шагом.
    Ноги выше поднимаем.
    Потопают ножки
    По прямой дорожке.
    Шагают на всей стопе.
    И поскачут ножки
    Прямо по дорожке,
    Делают поскоки.
    Скакали, скакали
    И встали. Стоп!
    Останавливаются.
    По узенькой дорожке
    Пойдут тихонько ножки.
    Идут на носках.
    Друг за дружкой побежали
    И нисколько не устали.
    Бегут на носках.
    И опять шагаем,
    Ножки поднимаем.
    Идут маршевым шагом.
    Вот мы и в лесу.
    
    Развитие речевого дыхания
    Логопед. Давайте все вместе скажем: "Ах, какой чудесный воздух!" и т.д.
    Дети и родители выполняют.
    
    Мимические упражнения
    Логопед. Вдруг мы увидели в лесу медведя.
    Дети и родители изображают испуг.
    Затем увидели зайчат.
    Изображают радость.
    А вот как ловко по деревьям скачет белка!
    Изображают удивление.
    
    Покажите как елочкам тяжело стоять под весенним дождем.
    Опускают одно плечо, другое и стряхивают воду.
    
    Гимнастика для глаз
    
    Логопед. Прилетела сова на лесную поляну.
    Дети и родители садятся на ковер.
    Ночью сова сжимается, замерзает.
    Показывают как сова мерзнет.
    Утро пришло, солнышко припекло - согрелась сова, расслабилась.
    Потягиваются 2 раза.
    
    
    Повернула туловище влево, повернула вправо - ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо - ничего не увидала - крыльями замахала. Выполняют движения 2-3 раза. Смотрит влево, вправо, влево, вправо - ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: "Ух-ух-ух!" Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: "Ух-ух-ух!" - и в гнездо полетела. Повторяют движения и звуки. Вдруг на полянке мы увидели необычный цветок. Это цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, но для этого необходимо выполнить его задания. Дети с родителями садятся за столы.

    Задания цветика-семицветика (артикуляционная гимнастика)

    Логопед. Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. У детей и родителей рот закрыт. Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую. Дети и родители "протыкают" языком сначала одну щеку, потом другую. Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу. "Протыкают" сначала верхнюю, затем нижнюю губу. В это время ротик зевнул и открылся. Зевают. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Покусывают кончик языка. Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой. Покусывают язык слева и справа. Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю. Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю. Потом зубки попытались откусить кусочек щеки. Закусывают изнутри щеки боковыми зубами. Язычок смотрел на зубки и думал: "Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?" Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубки. Чистят языком верхние и нижние зубы. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: "Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!"

    Спряжение в прошедшем времени

    Дети должны проспрягать глаголы, используя местоимения я, ты, он, она, мы, вы, они. Если у ребенка возникнут трудности, ему помогают взрослые.

    Дышать весенним воздухом.
    Гулять в весеннем лесу.
    Любоваться весенним лесом.
    Счет слов до пяти
    
    Считают дети, а родители им помогают.

    Игра "Тихо - громко"

    Составляются предложения о весне. Мама говорит предложение тихо, а ребенок - громко.

    Игра "Жуки и комары"

    Логопед говорит о том, что летом в лесу очень много комаров и жуков, и предлагает представить, как они будут летать. Родители становятся жуками, а дети комарами. Жуки и комары сидят в своих домиках. По сигналу "Жуки!" - жуки летают по залу со звуком "ж-ж-ж". По сигналу "Комары!" - комары летают со звуком "з-з-з".

    Буквы П и Т

    Дети выкладывают из счетных палочек букву П, а родители - букву Т.

    Игра "Кто быстрей?"

    По залу разложены предметы и картинки со звуками [п] и [т] в начале слова. Команда родителей разыскивает картинки и предметы со звуком [п], а команда детей - со звуком [т]. Потом каждая команда доказывает правильность своего выбора.

    Подведение итогов

    Логопед. Пора нам возвращаться домой из весеннего леса. Все задания цветика-семицветика дети с родителями выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так: пускай дети шепнут родителям на ушко свое желание, а родители поделятся своей мечтой с ребенком. Проводится краткая беседа о том, чем занимались на занятии. Логопед отмечает успешное сотрудничество родителей и детей.

    Старшая группа

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
  • Закрепление навыков правильного произношения.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики рук.
  • Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными.
  • Закрепление знания букв.
  • Углубление интереса к занятиям по обучению грамоте.
  • Достижение эмоционального контакта детей с родителями.
  • Каждый ребенок сидит со своей мамой (папой, бабушкой и т.д.).

    Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сейчас я попрошу всех вас встать. А теперь сядет тот, кто назовет свое имя ласково.Родители и дети называют.

    Массаж пальцев рук
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Выполняют и родители и дети самостоятельно.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом. Это упражнение родители делают детям сначала на одной руке, потом на другой.
  • Самомассаж лица

    Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

    Логопед
    Ручки растираем
    Дети потирают ладони.
    
    И разогреваем,
    Хлопают в ладоши.
    И лицо теплом своим
    Нежно умываем.
    Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.
    Пальчики сгребают
    Все плохие мысли,
    
    Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
    Ушки растираем
    Сверху вниз мы быстро.
    Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
    Их вперед сгибаем,
    Сгибают руками ушные раковины вперед.
    
    Тянем вниз за мочки,
    Оттягивают уши вниз за мочки.
    А потом руками
    Трогаем мы щечки.
    Легко похлопывают щеки ладошками.
    
    Артикуляционная гимнастика
    
    Логопед
    Приоткрыл язык окно,
    А на улице тепло.
    Язычок наш потянулся,
    Широко нам улыбнулся.
    Дети и родители выполняют упражнение "Улыбка".
    А потом пошел гулять,
    По ступенечкам шагать.
    Упражнение "Лесенка".
    Затем увидел маляра:
    Красить потолок пора.
    Упражнение "Маляр".
    Вот и банка с краской рядом,
    Обновить заборчик надо.
    Упражнение "Заборчик".
    Язычок наш погулял,
    Много нового узнал.
    Он немного притомился -
    К себе в домик воротился.
    

    Мимические упражнения

  • Радость. Дети показывают, как они рады родителям.
  • Огорчение. Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми.
  • Удивление. Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки.
  • Уточнение артикуляции звуков

    Проводится в форме игры "На меня ты посмотри и звук определи". Ребенок показывает родителям немую артикуляцию гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], а те должны отгадать, какой звук был произнесен.

    Подбор признаков к члену семьи

    На столе разложены счетные палочки. Сначала ребенок берет одну счетную палочку и говорит: "Это моя мама (папа, бабушка). Она (какая?) добрая". На каждое прилагательное выкладывают одну счетную палочку. Затем о своем ребенке говорит родитель: "Это моя дочь (сын). Она очень ласковая".

    Подведение итогов

    Логопед беседует с детьми о том, чем занимались на занятии, какие упражнения показывали родителям. Затем предлагает родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, он был сегодня самым лучшим, самым чудесным и т.д.

    Подготовительная к школе группа

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.
  • Продолжение работы над развитием фонематического слуха.
  • Совершенствование навыков звукового анализа.
  • Закрепление понятия предлог (маленькое слово);
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
  • Каждый ребенок стоит рядом со своей мамой (папой, бабушкой). Логопед. Сядет тот, кто назовет зимующую птицу.

    Родители и дети по очереди называют зимующих птиц и садятся. Затем выполняется пальчиковая гимнастика "Пальчики поздоровались". Упражнение выполняют дети.

    Массаж пальцев рук

    Дети выполняют массаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.
    Логопед
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Вышли пальцы погулять.
    Этот палец самый толстый,
    Самый сильный и большой.
    Массируется большой палец.
    Этот палец для того,
    Чтоб показывать его.
    Массируется указательный палец.
    Этот палец самый средний
    И стоит он в середине.
    Массируется средний палец.
    
    Этот палец безымянный,
    Избалованный он самый.
    Массируется безымянный палец.
    Этот палец, хоть и мал,
    Очень ловок и удал.
    Массируется мизинец.
    
    Массаж лица

    Ребенок делает массаж себе сам, а потом его массирует родитель: рисует очки и гладит щечки. Логопед Нарисуем мы очёчки, А потом погладим щечки.

    Артикуляционная гимнастика
    
    Дети и родители поворачиваются лицом друг к другу и вместе выполняют упражнения.
    Логопед
    Индюшата болботали,
    Болботать они устали
    
    Дети и родители. Бл-бл-бл.
    
    Логопед
    Дятел дерево долбил
    Он жучков там находил.
    
    Дети и родители. Д-д-д.
    
    Логопед
    Барабанщик идет,
    Собирайся, народ.
    В барабан он стучит,
    "Т-т-т" - говорит.
    
    Дети и родители. Т-т-т.
    

    Подвижная игра "Кот и мыши"

    Один из родителей играет роль кота, а дети - мыши. Мыши разбегаются, кот их ловит.

    Игра "Раз, два, три - маме букву напиши"

    Сначала ребенок печатает буквы на маминой ладошке, щеке, спине, а потом это задание выполняет мама.

    Два столба наискосок,
    А между ними поясок. (А)
    
    Буква та наискосок
    Примеряла поясок,
    Снизу вверх его тянула,
    К правой ножке пристегнула. (И)
    
    Буква с толстеньким брюшком,    
    В кепке с длинным козырьком. (Б)
    
    Букву ту в спортивном зале
    Перекладиной назвали. (П)
    
    Буква в мачту превратилась,
    И на судне очутилась. (Т)
    
    Эта буква как насест:
    Есть где курочке присесть. (Н)
    
    

    Игра "Поезд"

    Это игра на закрепление предложно-падежных конструкций; дифференциацию предлогов над, под, в. На столе разложены картинки. Дети с родителями рассматривают их и составляют предложения с любыми предлогами. Если ребенок допускает ошибку при определении символа предлога, то родитель ему помогает.

    Игра "Отгадай слово"

    Необходимо, определив второй звук в словах, назвать получившееся слово. Например: осы, мышка, снег - сын. Потом нужно назвать родственные слова: сынок, сыночек, сынишка, сыновний. Затем дети "пишут" слова, используя азбуку телодвижений, а родители отгадывают их: сын - сон - сок - сук - суп.

    Подведение итогов

    Отмечается успешное сотрудничество родителей и детей.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999


  • К началу

    Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 2. «Колобок — колючий еж»

     (по мотивам сказки В. Бианки)

    Оборудование: игрушки — бабушка, дедушка, заяц, волк, мишка, лисичка, лягушка, ежик, свернувшийся клубком.

    Ход занятия
    Педагог. Жили-были старик со старухой — те самые, от которых колобок укатился. Пошли они как-то в лес за грибами да за ягодами.

    Логопедическая гимнастика

    Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».

    Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.

    Педагог.
    
    Грибочек, грибок,
    Масляный бок,
    Серебряная ножка,
    Прыгай в лукошко!
    

    Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

    Педагог.
    На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки. 
      (Одуванчик.)
    

    Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

    Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»

    
    Педагог.
    Все время стучит,
    Деревья долбит,
    Но их не калечит,
    А только лечит.
    
    Остановились старик со старухой под деревом, на котором сидел дятел, посмотрели вниз и увидели грибок.
    Он стоит на ножке тонкой,
    Он стоит на ножке гладкой,
    Под коричневою шапкой
    С бархатной подкладкой.
    
    А невдалеке еще один гриб, и еще, и еще. Стали дедушка с бабушкой грибы собирать.

    Динамическое упражнение «По грибы» Ф. Лещинской

    (см. сб. «Первые шаги в мире музыки» Андреевой М.П., Коноровой Е.В., с. 126)

    Дети под песню ходят врассыпную по залу, поставив одну руку на пояс («корзинка»). В конце музыкальной фразы они останавливаются и делают наклон («срывают грибок») и кладут его в «корзинку».

    Педагог (держит в руках куклы: «бабушку» и «дедушку»).
    — Глянь-ка, Старуха, никак, под кустом наш Колобок лежит?
    — Что ты, Старик! Откуда ему быть?
    — Но, чтобы получше рассмотреть, старуха надела очки.
    Педагог.
    Бабушка очки надела,
    Колобочка разглядела.
    

    Большой палец правой и большой левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.

    Подошла Старуха поближе к Колобку, только наклонилась, чтобы поднять его, как накололась на что-то колючее. Это был Ежик, а не Колобок. Стала бабушка на пальцы дуть, чтобы боль облегчить.

    Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

    Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

    Педагог. А Ежик вскочил на короткие ножки и побежал по дорожке. А навстречу ему Заяц.

    Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»

    Педагог.
    Ушки длинные у Зайки,
    Из кустов они торчат.
    Он и прыгает, и скачет,
    Веселит своих Зайчат.
        (В. Цвынтарный)
    

    Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими в стороны и вперед.

    Захотел Заяц Колобка съесть, да тоже укололся. Подскочил Заяц от боли, побежал со всех ног, даже на дерево налетел.

    Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания

    Педагог.
    
    Тили-тили-тили-бом!
    Сбил сосну Зайчишка лбом!
    

    Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

    Жалко мне Зайчишку,
    Носит Зайка шишку.
    

    Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

    Поскорее сбегай в лес,
    Сделай Заиньке компресс.
    

    Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

    Хоровод «По малину» А. Филиппенко

    (см. сб. «Песни для детского сада», с. 78)

    Массаж пальцев «Малина»

    (см. занятие 1)

    Волк тоже не смог съесть Колобка, а только уколол свой нос. Подошел к Колобку медведь.

    Динамическое упражнение (для стоп)

    Педагог.
    Толстый Мишка не купался,
    Вкусных ягод не набрал.
    Он лягушки испугался,
    От лягушки он удрал...
    

    Ходьба на пятках. Ходьба на носках. Ходьба на внешнем своде стопы.

    Педагог.
    
    Вот какой трусишка
    Этот толстый Мишка.
      (В. Степанов)
    

    Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.

    Уколол Мишка-трусишка лапу о колючий бок Колобка и задрожал, заревел.

    Т
    ы, Мишутка, не дрожи —
    С лягушонком попляши.
    

    Подвижная игра «Лягушата и Мишка»

    Дети делятся на равные подгруппы. Под веселую музыку они двигаются врассыпную. Одни дети изображают лягушат, другие — медвежат. На более подвижную музыку дети встают в пары (мишка и лягушонок) и кружатся.

    Педагог (берет в руки игрушку «лису»). А вот появилась хитрая Лиса.
    Без обмана, без утайки
    Не прожить мне даже дня!
    Ведь не зря Лисой-плутовкой
    Называют все меня.
    

    Упражнение «Разминаем пальчики»

    (авторская разработка, идея упражнения — О. Коротаевой)
    Педагог.
    Разминаем пальчики, раз-два-три!
    Разминаем пальчики — ну-ка, посмотри!
    Сжимать и разжимать пальцы.
    Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
    Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
    Лепим, лепим личико, раз-два-три!
    Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
    

    Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперед руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.

    Хитрая Лисичка — вот она!
    Рыжая сестричка хороша!
    Придать лицу выражение хитрости.
    Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
    От нее скорее убегу домой.
    

    Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.

    У Лисички нашей грустный вид,
    Сидит одна Лисичка и грустит.
    

    Изобразить грусть — опустить голову и уголки рта вниз.

    Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
    Тебя мы не оставим ни на час!
    

    Улыбнуться.

    Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки (авторская разработка)

    Са-са-са — вот идет Лиса.
    Су-су-су — видим мы Лису.
    Сы-сы-сы — хвост пушистый у Лисы.
    Са-са-са — Лисонька-краса.
    За-за-за — закрывай глаза.
    Ся-ся-ся — вот и сказка вся.
    

    Движения глазами вправо — влево, вверх — вниз, вправо — влево, вверх — вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.

    Педагог. Лиса была хитрая. Она тихонечко, одними коготками толк Колобка в канаву. Колобок — плюх! — в воду. Мигом развернулся, заработал лапками — поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а Ежик.

    Хоровод «Маленький ежик»

    Педагог. Пора нам домой возвращаться. А через канаву перекинут мостик.

    На носочках осторожно
    Перейти мосточек можно.
    Тише, тише, не спешите,
    Бревнышки не раскатите.
    

    Дети уходят из зала, двигаясь друг за другом и ступая на носочки.


    К началу

    Конспекты логоритмических занятий с детьми 2—3 лет

     В феврале 2007 г. издательство «Творческий Центр СФЕРА» выпустило в свет завершающую книгу из комплекта пособий «Конспекты логоритмических занятий» М. Ю. Картушиной. Ранее, в 2005—2006 г. были выпущены сборники конспектов занятий для средней, старшей и подготовительной групп.

    В новой книге, как и во всех изданиях комплекта, приведены конспекты занятий на год (36 занятий), нотное приложение(авторские музыка и тексты).

    Предвосхищая возможные вопросы, заявляем: занятия в книгах из комплекта и «Логоритмике для малышей», а также «Логоритмических занятиях в детском саду» разные. Издательство «ТЦ Сфера» не имеет дела с халтурщиками, сшибающими 200% гонорара с одного текста, и Марина Юрьевна Картушина в таковым, безусловно, не относится.

    Заказать «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2—3 лет» можно в интеренет-магазине издательства.
    К началу
    На этом выпуск закончен, до свидания.

    В избранное