Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Главное. О здоровье детей и их родителей." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
«Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» — начало публикации книги
Здравствуйте! Предлагаем вашему вниманию новый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера»: «Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"». В этом выпуске мы начинаем публикацию фрагментов из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» (тираж этой книги в настоящее время закончился и в ближайшее время переиздание не планируется, мы даем эту ссылку, чтобы вы могли ознакомиться с содержанием). Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровнейОт авторовХарактеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР III уровня От авторовИзвестно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты. Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов - помочь ему овладеть устной (и письменной) речью. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли. Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка. Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы "Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней" и "Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики" составлены заведующим ДОУ № 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела "Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы" - учитель-логопед ДОУ № 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев. Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека. К началуХарактеристика групп детей с ОНР I, II, III уровнейРечевую группу "Общее недоразвитие речи I, II, III уровней" составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций. Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз - задержка психического или интеллектуального развития. В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух. Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом. Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.I уровеньII уровеньРечевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств. III уровеньКоррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровнейВ настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. К началуПланирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР III уровня
На этом выпуск закончен. В следующем выпуске вы сможете прочесть главу «Лексико-грамматическое содержание занятий» из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» , а также очередное занятие из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду». До свидания. |
В избранное | ||