Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» — начало публикации книги


Здравствуйте! Предлагаем вашему вниманию новый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера»: «Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"».

 
В этом выпуске мы начинаем публикацию фрагментов из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» (тираж этой книги в настоящее время закончился и в ближайшее время переиздание не планируется, мы даем эту ссылку, чтобы вы могли ознакомиться с содержанием).

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

От авторов
Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР III уровня

От авторов

 Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов - помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.

Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.

Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы "Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней" и "Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики" составлены заведующим ДОУ № 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела "Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы" - учитель-логопед ДОУ № 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.

Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.

К началу

Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней

 Речевую группу "Общее недоразвитие речи I, II, III уровней" составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз - задержка психического или интеллектуального развития.

В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.

Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

I уровень

  • Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
  • Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
  • Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
  • II уровень

    Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

  • Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.
  • Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы - по временам, но это не всегда удается.
  • Дети начинают использовать фразы.
  • Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
  • Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.
  • III уровень

  • На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.
  • Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
  • В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
  • Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.
  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

    В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.

    К началу

    Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня

     
    Задачи, виды работ Содержание занятий Приемы работы
    Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти
    • Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить.
    • Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками.
    • Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти.
    • Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса.
    • Использование звукоподражания.
    • Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба":
      • отхлопывание;
      • оттопывание;
      • то же самое заданной рукой, ногой, пальцем;
      • кивание;
      • прыжки;
      • отстукивание мячом и т.д.
    • Соотнесение звучания слова с его изображением.
    • Осмысливание значений слов.
    • Выбор картинки по данному ритмическому рисунку.
    • Запоминание расположения игрушек и картинок.
    • Выполнение простейших словесных инструкций
  • Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".
  • Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".
  • Игра "Угадай, на чем я играла".
  • Игра "Постучи громко/тихо".
  • Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".
  • Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).
  • Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".
  • Игра "Что нарисовано на картинке?".
  • Игра "Найди, где стоит матрешка".
  • Игра "Принеси мяч"
  • Развитие моторики
  • Имитация движений животных, птиц.
  • Развитие равновесия.
  • Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.
  • Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)
  • Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."
  • Игра "Постой, как цапля".
  • Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".
  • Игра "Забей мяч в ворота"
  • Развитие ориентировки в пространстве
  • Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).
  • Простейшая ориентация на себе.
  • Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении
  • Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.
  • Игра "Покажи глаза, уши, колено..."
  • Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".
  • Игра "Куда пойдем, что найдем?"
  • Проведение работы над фразой (от двусоставного предложения к предложению с определением и местоимением)
  • Выполнение простейших действий с предметами различного размера.
  • Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.
  • Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".
  • Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
  • Развитие связной речи (без учета грамматических форм) Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка"...).
  • Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".
  • Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).
  • Составление простейших описаний предметов и игрушек.
  • Сравнительное описание предметов и игрушек.
  • Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.
  • Работа с загадками.
  • Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).
  • Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.
  • Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).
  • Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)
  • Игра "Сравни лошадь и корову, белку и зайчика" и т.п.
  • Игры-драматизации по разным темам.
  • Игра "День рождения".
  • Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"
  • К началу

    Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня

     
    Задачи, виды работ Задачи, виды работ Приемы работы
    Уточнение, расширение и активизация словарного запаса
    • Накопление количественного словаря через тематическое ознакомление с окружающим миром с учетом основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.п.) (см. планирование занятий).
    • Накопление качественной стороны словаря суффиксальным и префиксальным способами образования:
      • словоизменение (практическое закрепление единственного, множественного числа существительных, глаголов);
      • словообразование:
        • I этап - суффиксы "-ик-", "-чик-",
        • II этап - подбор к родственным словам однокоренных слов ("кот - котик - котище");
      • образование от одного корня разных грамматических категорий ("лес - лесок - лесничий");
      • образование приставочных глаголов ("шел - ушел - перешел - обошел");
      • при помощи звукоподражательных слов ("мяу-мяу - мяукать", "хрю-хрю - хрюкать", "топ-топ - топаем", "хлоп-хлоп - хлопа-ем").
    • Понимание и практиче-ское усвоение слов-антонимов
  • Рассматривание и раскладывание картинок ("один - много").
  • Игры "Что у вас?", "У кого что?"
  • Игры "Магазин", "Зоопарк" (усвоение единственного и множественного числа существительных и глаголов).
  • Сказки "Два брата Ик-Иги" (усвоения образования существительных, ласкательных и увеличительных форм).
  • Игры "Ласковые имена", "Скажи ласково".
  • Стихотворение "Маруся и бабуся".
  • Игра "Два медведя" (подбери для медведя большие и малые предметы).
  • Упражнения (в сравнении) по темам: "Мебель", "Посуда", "Одежда" (заполни и измени слова по образцу: "шапка - шапочка", "стол - столик").
  • Беседа на воспитательные темы, обсуждение разных ситуаций.
  • Практическое создание ситуаций.
  • Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
  • Игра "За грибами".
  • Игры с мячом "Отгадай, кого я называю".
  • Закрепление деления имен детей на слоги ("Ма-ша").
  • Составление предложения по демонстрируемому действию животного с использованием макета ("шел - пришел - зашел - вышел - перешел").
  • Повтор действий, сопровождение их речью
  • Работа над фразой и ее грамматическим оформлением
  • Понимание и различение существительных (мужской и женский род).
  • Согласование глагола с существительным в роде и числе.
  • Согласование сущест-вительных с прилага-тельными в роде.
  • Постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному (см. приложение "Структура предложения").
  • Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога.
  • Практическое усвоение дательного падежа.
  • Практическое усвоение формы родительного падежа.
  • Практическое усвоение формы творительного падежа.
  • Практическое усвоение предлогов.
  • Структура сложного предложения:
    • сложносочиненное с союзами "а", "и";
    • сложноподчиненное с союзом "потому что...".
  • Формирование у детей представления о повествовательных и вопросительных интонациях
    • Рассматривание предметов, игрушек с постановкой вопроса: "Про какую игрушку можно сказать мой, моя?"
    • Игры "Лото", "Выставка".
    • Подбор картинок к слову, отгадывание загадок.
    • Составление предложений по картинке и вопросу:
      • найти соответствующую картинку (действие) и составить предложение ("Кто плавает? - Рыба плавает");
      • ответить на вопросы и составить рассказ о животных ("Белка прыгает. Белка грызет");
      • выполнить инструкции воспитателя ("Дима, иди");
      • подобрать соответствующую картинку;
      • составить предложение с опорой на слово и картинки;
      • рассмотреть картинки и к каждой придумать предложение, заменяя существительное обобщающим словом;
      • закончить предложение без картинок по опорным картинкам, восстановить по ним весь текст;
      • наблюдения ("Дождь идет. Дождь моросит");
      • подобрать синонимы с учетом контекста (признаки действий).
    • Словесные упражнения ("У Димы синяя машина. Дима играет синей машиной").
    • Подбор синонимов с учетом контекста ("веселый ребенок,веселый клоун, веселый праздник").
    • Нахождение картинок, отвечающих на вопросы: "какой?" ("Мой мяч красный"), "какая?" ("Моя шапка желтая").
    • Подобрать предметы по размеру, форме, цвету, вкусу и т.д.
    • Постановка вопросов к данному предмету.
    • Рассматривание картинок с постановкой вопросов и ответами: "Что делает Маша? - Рисует"; "Что она рисует? - Грибы"); "Чем она рисует? - Карандашом") и т.д.
    • Игра "Снежный ком" (наращи-вание слов в предложении).
    • Дополнение предложения с по-мощью вопроса.
    • Игры "Экскурсия", "Магазин".
    • Игра "Кто кого обогнал?" ("Миша обогнал Диму").
    • Подарки Деда Мороза (ответить одним словом, кому Дед Мороз приготовил подарки).
    • Игра "Сделай подарок" (предложить детям подумать над тем, что бы они хотели подарить своим друзьям, родным, близким).
    • Игра "Айболит" (зайчику Айболит вылечил лапку).
    • Упражнение "Прослушать нача-ло предложения и закончить его".
    • Инсценирование стихотворения.
    • Запомнить ряд картинок ("Чего не стало?").
    • Игра "Желание" ("Я выпью стакан сока").
    • Игра "Угадай по листику дерево".
    • Рассматривание картинок ("Чьи это хвосты?").
    • Игра "День рождения" ("Чем вы угостите гостей?")
    • Составить предложение по двум опорным картинкам.
    • Объяснение Незнайке его ошибок ("Картинки рисуют щеткой, ткань режут спицами" и др.)
    • Использование демонстрационного и наглядного материала (картинки, макеты, схемы, карточки).
    • Различные виды игр: сюжетно-ролевые "Больница", "Магазин", "Экскурсия".
    • Игры "Куда спрятался?" (предлоги "за", "под", "в"), "День рождения" (предлог "с").
    • Игра "Наоборот" и т.д.
    • Подвижные игры с проговариванием.
    • Игры с природным материалом.
    • Словесные игры.
    • Настольно-печатные игры.
    • Лото.
    • Заучивание специально подобранных стихов, потешек.
    • Упражнения с провоцированием, с пропущенным предлогом.
    • Использование инструкций "Положи книгу на стол, а мячик в стол".
    • Объединение двух простых предложений в одно с использованием необходимых союзов.
    • Упражнение "Закончи предложение".
    • Упражнение "Ответь на вопросы".
    • Упражнение "Закончи фразы".
    • Игра "Почемучка".
    • Рассказ Калининой "Малыш".
    • Ведение диалогов.
    • Развитие умения задавать вопросы сверстникам и взрослым по картинкам.
    • Использование игр-драматизаций, различных видов театра, сценических постановок
    Выход в самостоятельную речь Формирование связного высказывания с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падежей
  • Составление описательных рассказов с использованием схем, картинных планов, моделей.
  • Составление описательных рассказов об игрушках, овощах, посуде и т.д.
  • Развитие умения пересказывать небольшие тексты с опорой на графические зарисовки, вопросы, картинки
  • К началу

    Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР III уровня

     
    Задачи, виды работ Содержание занятий Приемы работы
    Совершенствование работы над словом
  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
  • Усвоение понятий "слово, обозначающее предмет", "слово, обозначающее дейст-вие", "слово, обозначающее признак предмета"
  • Образование различных форм слов (практическое закрепление единственного и множественного числа существительных, прилагательных, глаголов).
  • Образование однокоренных слов, приставок и суффиксов ("грибы - грибник - грибной", "писал - написал - выписал - переписал" и т.д.).
  • Упражнение на задавание вопросов "что это?", "кто это?", "что делает?".
  • Графическое изображение:
    • слов, обозначающих предметы, - одной линией;
    • слов, обозначающих действие, - двумя параллельными линиями;
    • слов, обозначающих признак предмета, - волнистой линией
  • Уточнение значений используемых синтаксических конструкций. Формирование связной речи
  • Соединение слов в простое нераспространенное предложение.
  • Формирование представлений о структуре, грамматическом и интонационном оформлении предложения
  • Составление простого нераспространенного предложения.
  • Графические диктанты, зарисовки.
  • Создание ситуаций с задаванием вопросов.
  • Игровые упражнения и практические действия для введения в речь предлогов
  • К началу
    На этом выпуск закончен. В следующем выпуске вы сможете прочесть главу «Лексико-грамматическое содержание занятий» из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения» , а также очередное занятие из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
    До свидания.

    В избранное