Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"


Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"

Здравствуйте, уважаемые подписчики. В этом выпуске:

 
Недоразумение
Лексико-грамматическое содержание занятий(из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения»)
Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 3. «Земляничка» (из книги М. Ю. Картушиной)

Недоразумение

Утром 3-го марта ведущий рассылки с удивлением обнаружил, что умудрился разослать очередной выпуск рассылки «Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов» подписчикам другой рассылки издательства «ТЦ Сфера». Предполагаю, удивление подписчиков, получивших этот выпуск, было не меньшим, ведь в нем не содержалось ничего, что было обещано в предыдущем выпуске, а то, что содержалось, вряд ли могло представлять интерес для специалиста.

Приношу свои извинения за засорение почтового ящика, клятвенно обещаю впредь быть внимательнее.

Выпуск, который вы сейчас читаете, призван исправить положение, он подготовлен в срочном порядке вне обычного графика. Следующий выпуск поступит вам 9-го марта.

Уважаемые подписчики! Пожалуйста, присылайте свои отзывы о рассылке, журнале «Логопед» и приложении к нему(«Конфетка»), книгах, выпущенных издательством «ТЦ Сфера», пожелания и вопросы. Для этого достаточно зайти на соответствующую страницу сайта издательства. Не забудьте указать свой электронный адрес, заполняя форму, если, конечно, вам требуется ответ. Обязательно напишите, что бы вы хотели видеть в выпусках рассылки, и что в уже полученных выпусках вам не нравится.

Надеюсь, что происшедшее недоразумение не отвратит вас от чтения наших дальнейших выпусков.

С уважением, ведущий рассылки И. Петров.

К началу

Лексико-грамматическое содержание занятий

 (из книги «Коррекция речевого и психического развития детей 4—7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения»)

Цели

  • Знать повадки животных, голоса, пользу, которую они приносят людям, внешние признаки (у коровы — рога, копыта; у кошки — когти, зубы), отличительные особенности.
  • Научить детей показывать и называть животных, их части тела: сколько ног, на ногах копыта, хвост, тело покрыто шерстью; как передвигаются, ходят, прыгают, что едят, как пьют, где живут, чем питаются.
  • Знать основных животных, части их тела (морду, шею, туловище, хвост, лапы); чем питаются и как выглядят, как двигаются, где живут, как спасаются от врагов.
  • Установить сходство и различия. Знать их детенышей.
  • Предметный словарь

    корова, лошадь, коза, кот, собака, свинья, кролик, бык, овца; голова, туловище, хвост, морда, пасть, клыки, лапы, шерсть, когти, щетина, конура, конюшня, хлев, коровник, свинарник, дупло, берлога, логово.

    Глагольный словарь

    бегать, прыгать, ползать, рычать, лаять, лакать, спасаться, прятаться, скакать, рыскать, шагать, шататься, спешить.

    Признаковый словарь

    злой, умный, хитрый, добрый, косолапый, неуклюжий, куцый, короткий, чуткий, ловкий, колючий, трусливый, пугливый, сильный, слабый, быстрый; антонимы («сильный — слабый», «длинный — короткий», «рогатый — безрогий»).

    Словообразование, словоизменение

  • Образование прилагательных от существительных («трус — трусливый»).
  • Образование глагола от звукоподражания («мяу — мяукает»).
  • Образование притяжательных прилагательных («лиса — лисьи, лисья, лисье»).
  • Лексика

    Наречия: быстро, тепло, заботливо, заранее, медленно, спокойно, чутко, неуклюже, красиво, высоко, низко, ловко, осторожно, голодно.

    Грамматические формы

  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  • Согласование существительных с числительными.
  • Падежные конструкции: творительный, предложный с предлогами «в», «на».
  • Уметь подобрать вопросы: «какая?», «какой?», «какое?», «где живут?», «что делают?», «что делает?».
  • Работа над предложением

    Согласование существительных с прилагательными, числительными («щенки», «много маленьких щенков», «пять щенят»).
  • Распространение предложений посредством обстоятельства места с предлогами «в», «под». («В лесу под кустом».)
  • Распространение предложения с помощью определения. («Хитрая, ловкая, рыжая лиса живет в лесу». «Трусливый зайчик сидит под кустом».)
  • Сложносочиненное предложение с союзами «а», «и». Составление предложений с образованием притяжательных прилагательных («белка — беличья — беличье» и т.д.).
  • Выход в связную речь

  • Составление предложений по картинке, схеме.
  • Составление сравнительных предложений.
  • Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки:
    • сравнительный анализ животных,
    • обучение диалогу (игры-драматизации),
    • обучение рассказу об одном предмете по вопросам, по плану.
  • К началу

    Логоритмические занятия в детском саду: Занятие 3. «Земляничка»

     (из книги М. Ю. Картушиной)
    Оборудование: бубен; бутафорская ягода-земляника; игрушки — птичка, мышка, лягушка, ежик; зонт; красные платочки — по одному каждому; кассета Гр. Гладкова «Несси».

    Ход занятия

    Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

    Педагог.
    Ти-ти-ти — куда же нам пойти?
    Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.
    Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять.
    Шлепки ладонями по коленям.
    Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.
                        (Е. Пожиленко)
    

    Перетопы ногами.

    Динамическое упражнение «Прогулка» (авторская разработка)

    Педагог.
    Раз-два-три, раз-два-три —
    По дорожке мы пошли.
    

    Шаг марша.

    Петлять тропинка начала
    Среди высоких трав,
    По ней шагаем мы легко,
    Головушку подняв.
    

    Ходьба «змейкой».

    Вот мы кочки увидали,
    Через них мы прыгать стали.
    

    Прыжки с продвижением вперед.

    Впереди течет ручей,
    Подходите поскорей.
    
    

    Ходьба на носках, руки — в стороны.

    Руки в стороны расставим,
    Переходить его мы станем.
    Лес осенний увидали
    И к нему все побежали.
    

    Бег по кругу.

    Посмотрела на бегу,
    Кто пасется на лугу.
    

    Песня «Кто пасется на лугу» А. Пахмутовой

    (см. сб. «Поет хор младших классов», с. 69)

    Подвижная игра на внимание «Кто пасется на лугу»

    Дети подскоками двигаются друг за другом. На сигнал бубна замирают, изображая различных домашних животных: на 1 удар — козу (наклоняют голову и упрямо качают ею из стороны в сторону); на 2 удара — коня (стучат одной ногой — «бьют копытом»); на 3 удара — корову (прикладывают кулачки с отодвинутыми в стороны большими пальцами, показывая рога).

    Педагог.
    В лес тихонько мы вошли,
    К дубу вместе подошли
    И прислушались.
    Дятел дерево долбит,
    На весь лес он стучит.
      (Е. Колесникова)
    

    Ударяют кулачком о кулачок и произносят «д-д-д...», барабаня напряженным кончиком языка по альвеолам.

    А под дубом, погляди-ка,
    Притаилась земляника.
    

    Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

    Педагог.
    Птичка крылышками машет
    И летит к себе в гнездо.
    
    Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
    Птенчикам своим расскажет,
    Где она взяла зерно.
      (В. Цвынтарный)
    Разевает птенчик рот —
    Маму, маму он зовет.
    

    Логопедическая гимнастика

    Дети выполняют упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»:

  • Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  • Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.
  • Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.
  • Педагог. Увидела птичка земляничку, прилетела к ней, хочет сорвать да птенчикам отнести. А тут мышка выглянула из норки.

    Массаж кистей рук «Мышка»

    Педагог.
    Мышка маленькая в норке
    Тихо грызла хлеба корку.
    
    

    Поскрести ногтями по коленям.

    «Хрум, хрум!» —
    Что за шум?
    

    Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки.
    

    Потереть ладони друг о друга.

    Дыхательное упражнение «Мышка принюхивается»

    Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

    Педагог. Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка, прибежала к ней, тоже хочет ее съесть. А в это время из болота выпрыгнули лягушата.

    Импровизация. Песня «Лягушка» В. Карасева

    (см. сб. «Музыка в школе. 1-й класс», с. 36)

    Массаж тела «Лягушата» (авторская разработка)

    Выполнять движения, соответствующие тексту:

    Педагог.
    Лягушата встали, потянулись
    И друг другу улыбнулись.
    Выгибают спинки,
    Спинки-тростинки.
    Ножками затопали,
    Ручками захлопали.Постучим ладошкой
    По ручкам мы немножко.
    А потом, потом, потом
    Грудку мы чуть-чуть побьем.
    Хлоп-хлоп тут и там,
    И немного по бокам.
    Хлопают ладошки
    Нас уже по ножкам.
    Погладили ладошки
    И ручки, и ножки.
    Лягушата скажут: «Ква!
    Прыгать весело, друзья!»
    

    Прыгал, прыгал лягушонок по тропинке, заметил землянику и тоже захотел ее съесть.

    Пыхтя, тащил домой грибок
    Проворный маленький зверек.
    Ни головы, ни ножек, —
    Конечно, это...  (ежик).
    

    Логопедическая гимнастика

  • Упражнение «Ежик». Беззвучно произносят «п-п-п...» (для укрепления губ).
  • Упражнение «Грибок» (см. занятие 2).
  • Хоровод «Маленький ежик»

    Ежик, ежик, не зевай,
    Кого хочешь, приглашай!
    
    

    Ежик приглашает любого ребенка и танцует с ним.

    Массаж лица «Ежик», произнося чистоговорку

    (см. занятие 1)

    Педагог. Ежик тоже поспешил к земляничке, облизнулся. Ой, как хочется ее съесть! А в это время все потемнело, начался дождь.

    Песня «Туча» Г. Вихаревой

    (см. сб. «Веселинка» Вихаре- вой Г.Ф., с. 17)

    Педагог. Нам совсем не страшно бегать под дождем, Если дождик сильный — зонтики возьмем.

    Подвижная игра «Прогулка и дождик»

    На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

    Педагог. Испугалась дождя птичка — улетела на дерево. Испугалась дождя мышка — юркнула в норку. Обрадовалась дождю лягушка — ускакала в свое болото с другими лягушатами песни петь. Испугался дождя ежик — спрятался в опавшей листве. И только ягодка-земляничка дождя не боится, радуется, стоит красуется, улыбается.

    Танец с красными платочками «Земляничка» Гр. Гладкова

    (под фонограмму)

    К началу
    На этом сегодняшний выпуск закончен, до свидания.

    В избранное