Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нарушения речи и их преодоление: рассылка журнала "Логопед"


Здравствуйте! Предлагаем вашему вниманию второй выпуск новой рассылки издательства «ТЦ Сфера»: «Развитие речи ребенка: рассылка журнала "Логопед"».

Продолжаем публикацию глав из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
 

Логоритмические занятия в детском саду (продолжение)

Перейти к занятию № 1

Примерный перспективный план

Месяц "№ занятия Название занятия
Сентябрь 1 Прогулка в осеннем лесу
2 Колобок - колючий еж
3 Земляничка
4 Мишкина малина
Октябрь 5 Полная корзинка
6 Осенняя ярмарка
7 Сундучок Осени
8 Кто как к зиме готовится
Ноябрь 9 Почему медведь зимой спит
10 Магазин игрушек
11 Городок игрушек
12 Поиграем в поезд
Декабрь 13 Снежная баба
14 Два Мороза
15 Новоселье
16 Новогодний поезд
Январь 17 Зимняя царица
18 Кошкин дом
19 У кошки новоселье
20 Мы - строители
Февраль 21 Строим дом
22 Кем быть?
23 Крокодил Гена идет в армию
24 Сказка о глупом мышонке
Март 25 Сказка об умном мышонке
26 Пироги пекла лиса
27 Веселые музыканты
28 Кто где живет
Апрель 29 Зайкин день
30 На лесном перекрестке
31 Будем космонавтами!
32 Птицы
Май 33 Находчивый Бобр
34 В гостях у лягушат
35 Приключения Квака
36 Муха-Цокотуха

Занятие 1. "Прогулка в осеннем лесу"

   Вернуться к началу

Оборудование: осенние листья; иллюстрации - птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.

1. Динамические упражнения

Педагог.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу -
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.

На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей.) Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

2. Дыхательное упражнение "Ветер и листья"

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук "ф". Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук "п", делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз ("листья опадают").

3. Песня "Золотые листики" Г. Вихаревой (см. сб. "Веселинка" Вихаревой Г.Ф., с. 16)

Педагог.
Листья осенние тихо кружатся,
Лиcтья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш-ш...
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.

4. "Танец-игра с листьями" (по выбору)

Педагог. Давайте, ребята, прислушаемся к звукам в осеннем лесу.

5. Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики

Педагог.
Мы - певцы, певцы лесные.
Песни мы поем простые:
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробышке.
В. Степанов
Дети произносят "Чик-чирик!" в высоком регистре, помахивая руками, как крыльями.
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Повернуть ладони к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка птички, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими, произнося: "Фыр-фыр".
Сидит филин на суку
И кричит: "Бу-бу, бу-бу!"
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы - вверх ("ушки"), указательные - вместе, указывая себе на грудь ("нос").
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-там-там!
   В. Цвынтарный
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг к другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить "д-д-д...".
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток мог сделать... (Ежик.)
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: "Пых-пых!"
Губы сложим в трубочку -
На свисток похоже.
Посвистеть в свисток
И без свистка мы можем.
  Т. Буденная
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Произносить звук "у". Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас поглядеть. 6. Массаж лица "Ежик", с проговариванием чистоговорки (авторская разработка) Хором.
Жа-жа-жа -
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу -
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа -
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны - вместе.
Жок-жок-жок -
Надень, ежик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.

7. Физминутка "Ежик"

Педагог.
По сухой лесной дорожке -
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк -
Превратится еж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. "Собирают ягодки" - кончики пальцев соединяются, "срывают ягоды". Сворачиваются на полу клубком.

Ощетинит еж иголки -
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
И. Лопухина Встают и продолжают "топать по дорожке". Пошли мы по дорожке за ежиком, а он привел нас к ягодам. Вот их сколько много. Давайте, ребята, ягодки собирать.

8. Массаж пальцев "Малина"

Педагог.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы - "ветки"). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) "снимаем ягоды".
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони "корзинкой".
Я поем еще чуть-чуть -
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять...
Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении - на другой).
Снова буду собирать.
И. Лопухина Хлопки в ладоши. Угостил нас ежик малинкой и стал играть в догонялки.

9. Подвижная игра "Догонялки"

Дети встают в круг, в центре - "ежик". Дети идут хороводом под песню "Маленький ежик" в одну сторону, "ежик" двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три -
Ребятишек догони!
Дети разбегаются, "ежик" старается их запятнать. Педагог. Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдем дорогу домой? (Ответы детей.)

10. Мимическое упражнение "Эхо" на развитие эмоций

Дети мимикой изображают содержание стихотворения:
Закричали все: "Ау!"
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: "Ау! Ау!"
Эхо! Эхо!
Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Е. Благинина Педагог. Ежик решил проводить нас до дому. Идем мы за ним, а звери лесные нас провожают, из-за деревьев выглядывают.

11. Подвижная игра "Лесные звери" (на внимание)

Ребята идут друг за другом. На один удар бубна замирают, изображая лисичку, выглядывающую из-за куста; на два удара - мишку, спрятавшегося за деревом. Продолжение в следующих выпусках Вернуться к началу
По техническим причинам не удалось выполнить обещание дать в нынешнем выпуске ссылку на .pdf-файл с полным текстом первого номера журнала за 2006 г. Работа продолжается, а пока мы предлагаем вам статью из №4 за 2006 г.

Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Кабаченко Е.И., учитель-логопед; Кабаченко Н.А., учитель-логопед ДОУ № 2246, Москва

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений - одна из актуальных проблем современной логопедии. Она может решаться силами дошкольных учреждений путем открытия в них развивающих диагностических групп кратковременного пребывания. Там могут использоваться государственные и вариативные программы, не противоречащие потребностям и возможностям детей раннего возраста.

В статье представлен и обоснован опыт организации группы кратковременного пребывания "Вместе с мамой" для детей раннего возраста, работающей с использованием программы "Истоки" и методики М. Монтессори.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода - произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Мышление в раннем возрасте наглядно-действенное. Мыслить для ребенка - значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

Память проявляется только при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.

Внимание также тренируется лучше всего в предметной деятельности, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные манипуляции.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 - 300-400, к 3 годам - более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании.

М.М. Кольцова и М.С. Рудина отмечают, что совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренировки движений пальцев ребенка [3]:

  • в возрасте около 5 мес. ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, а сам захват осуществляется уже не всей ладонью, а пальцами;
  • в 6 мес. движения схватывания становятся более точными, уверенными, а в 7 - появляется артикуляция слогов;
  • в 8-9 мес. ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, осуществляя так называемый пинцетный захват и показывает пальцем на привлекающий его предмет.

И только вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной - доктором наук Марией Монтессори.

Создавая свою педагогическую систему, она исходила из ведущей роли ребенка в собственном развитии, которая определяется потребностями, побуждающими его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими их реализовать.

М. Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания. Она считала, что с самого рождения ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума. Необходимо только соответственно обустроить пространство, окружающее ребенка, и профессионально поддержать его. Главные предпосылки, которые имеются у малыша для строительства самого себя - это впитывающее мышление и возрастные сензитивные периоды.

Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый (педагог, близкий родственник). При этом его прямое воздействие должно быть ограничено, поскольку любая ненужная помощь становится препятствием в развитии ребенка. "Помоги мне это сделать самому" - вот принцип, который лежит в основе совместной деятельности взрослого и ребенка.

Другое условие - это правильно организованная предметно-пространственная среда. Огромное значение Монтессори придавала развитию чувств, воспитанию сенсорной культуры. Она считала, что, начиная с упражнения по формированию сенсомоторики, ребенок движется к становлению интеллекта. Поэтому Монтессори уделяла такое большое внимание разработке и систематизации дидактического материала, в занятиях с которым у ребенка формируются восприятие, память, наблюдательность, сосредоточенность, запас понятий, настойчивость, усидчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность.

Главным результатом воспитания и обучения детей по методу Монтессори можно назвать нормализацию, т.е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, уравновешен, способен длительное время сосредоточенно работать, любознателен и социален.

В 2000 г. ассоциацией Монтессори-педагогов России была создана программа группы "Вместе с мамой" для детей от 8 мес. до 3 лет, работающей по методике Монтессори. Эта программа и стала основой для создания группы адаптации и развития в нашем ДОУ.

Основные цели работы Монтессори-группы:
  • адаптация ребенка в коллективе, обеспечение его психофизического, личностного и интеллектуального развития;
  • формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
  • взаимодействие с родителями, для развития у них педагогической компетентности (обучение приемам работы с ребенком, вовлечение в процесс обучения и воспитания);
  • ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • подготовка ребенка к поступлению в детский сад.
В качестве средств образования и источников развития ребенка выступают:
  • специально подготовленная среда;
  • педагог как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения;
  • мама или близкий родственник, непосредственно руководящий деятельностью ребенка.
Для того чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребность в спонтанной деятельности, даст пищу разуму и не скует движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка. Для ее создания используется Монтессори-материал и другие, специально подобранные предметы и пособия. Этот материал с успехом может быть использован как дидактический и коррекционный. Существуют и определенные требования к материалу:
  • должен быть автодидактичен;
  • иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля;
  • отвечать эстетическим и экологическим требованиям.

У каждого взрослого в группе есть свои роли и свои задачи. Кроме безусловной любви и приятия ребенка таким, как он есть, взрослый должен стать посредником между ребенком и окружающей средой.

Здесь в роли учителя выступает не только педагог, но и близкий родственник. Его присутствие помогает устранить психотравмирующий фактор, позволяет ребенку быстрее адаптироваться в окружающей среде.

Главной формой деятельности ребенка в группе является работа, основанная на свободе выбора:
  • материала;
  • времени и продолжительности работы с ним;
  • места для работы с переносным материалом;
  • партнера или партнеров;
  • общения со взрослыми и детьми.
Кроме того, в группе соблюдаются следующие принципы:
  • "Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим";
  • "После работы с материалом - поставь его на место".
  • Специально подготовленная предметная среда имеет семь зон.
    1. Развития крупной моторики.
    2. Для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности.
    3. Сенсорного развития.
    4. Развития мелкой моторики.
    5. Упражнений с водой.
    6. Продуктивной и изобразительной деятельности.
    7. Развития речи.

    Зона развития крупной моторики предназначена для формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Здесь ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

    В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. В этой зоне, как и в других, ребенок сам выбирает материал для работы. Взрослый должен показать, как с этим материалом следует обращаться, а потом помочь убрать его на место.

    В зоне развития мелкой моторики ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом). В результате не только формируется мелкая моторика пальцев рук, но и осуществляется пинцетный захват, координируется работа руки и глаза, обеих рук.

    Зона упражнений с водой представляет собой часть зоны по развитию мелкой моторики и выполняет те же задачи. Кроме этого, ее материалы имеют выраженный, терапевтический эффект. Работа с водой снимает повышенную возбужденность и успокаивает. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания. Ребенок учится вытирать пол, стол, поднос, взбивать пену, пользоваться грушей, пипеткой, губкой, ситом.

    В зоне продуктивной и изобразительной деятельности ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, рассыпанной на подносе, мелом на доске, фломастером на прозрачном органическом стекле, повторяя рисунок, подложенный снизу. Может работать с бумагой и ножницами, соленым тестом, пластилином. Все это, конечно, делается под руководством и присмотром взрослого.

    В группе адаптации и развития "Вместе с мамой" вся работа направлена на создание предпосылок своевременного возникновения речи и базы для ее полноценного формирования. Зона развития речи содержит материал, способствующий становлению пассивного и активного словаря. Это карточки по различным темам (одежда, обувь, игрушки, посуда, животные), объемные фигурки животных, объемные наборы по темам, посуда, мебель и т.д. Кроме того, имеются материалы для соотнесения предмета с его изображением, для усвоения названий не только предметов, но и их частей, действий, признаков.

    Главным методом обучения в речевой зоне является трехступенчатый урок.
    1. Взрослый показывает и называет предмет: Это собака. Это кошка. Это корова. Здесь вовлекаются в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, стереогностическое восприятие ребенка.
    2. Взрослый просит показать предмет: Где собака? Где кошка? Где корова? Здесь ребенок не пассивно созерцает предметы, но и активно действует с ними, ища соответствия.
    3. Взрослый задает вопрос, показывая предмет: Что это?
    Первые две ступени урока служат для обогащения пассивного словаря.

    На этой ступени новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Ребенок называет термины, отвечая на вопросы педагога. На какой ступени урока остановится в конкретном случае взрослый -зависит от ребенка, уровня его речевого развития.

    Активизации речевого развития также способствуют пальчиковая гимнастика и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением.

    Очень важна работа с фланелеграфом: с его помощью закрепляются понятия, усвоенные ребенком при работе в зонах сенсорного развития и развития мелкой моторики: большой - маленький, длинный - короткий, цвета, формы и др. С опорой на фланелеграф даются звукоподражания, названия предметов, действий, признаков, иллюстрируются и заучиваются маленькие стихотворения, потешки и народные сказки. Работа с фланелеграфом дает возможность, с одной стороны, вводить новые понятия, а с другой - закреплять уже имеющиеся знания, развивать память и увеличивать запас необходимых слов.

    Наш опыт работы с детьми раннего возраста позволяет сделать вывод, что занятия в группе "Вместе с мамой" способствуют своевременному появлению речи и предупреждению задержки речевого развития. Это происходит потому, что ребенок, находясь в специально подготовленной предметно-пространственной среде, в процессе свободной работы, в присутствии мамы (или другого родственника) получает возможность полноценно развиваться.

    Благодаря таким занятиям, мама приобретает необходимые педагогические знания, учится сотрудничать с ребенком и педагогом, видеть проблемы ребенка и помогать ему их преодолевать, а педагог получает возможность вести наблюдения за ребенком и заниматься диагностикой, а если нужно - планировать коррекционную работу.

    Список использованной и рекомендуемой литературы
    • Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1981.
    • Климанова Л.Ю. Программа группы "Вместе с мамой" для детей от 8 мес. до 3-х лет, работающей с использованием Монтессори-метода / Под ред. Н.Н. Смирновой. М., 2000.
    • Кольцова М.М., Рудина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
    • Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: Познавательное развитие: Метод. пособие. М., 2002. (Программа "Истоки").
    • Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: Развитие речи и мышления: Метод. пособие. М., 2005. (Программа "Истоки").

    На этом мы заканчиваем второй выпуск рассылки. В следующем выпуске: новое занятие из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду», анонс ее новой книги «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2—3 лет», анонсы статей из первого номера журнала «Логопед» за 2007 г., статья А. М. Сибагатуллиной «Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях» из 4-го номера журнала за 2006 г.

    До свидания!


    В избранное