Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Что такое школьное обучение? №1


«Учат в школе, учат в школе...»

Заголовок этот — слова, если вы пом­ните, из одной детской -песенки. «Учение» и «школа» — в нашем со­знании эти понятия связаны так тесно, как немногие другие.

Спросите малыша-дошкольника: «Что де­лают в школе?», и он ответит: «В школе учатся». Задайте тот же вопрос человеку, умудренному жизненным опытом, и он ска­жет вам: «В школе учатся». Обратный воп­рос: «Где учатся?» — и у того, и у другого вызвал бы, несомненно, ответ: «В школе».

Ясность, кажется, полная. Однако дадим все-таки себе труд задуматься над тем, что это значит — учиться в школе и почему имен­но со школой связываем мы свое представ­ление об учении.

Ведь обучают ребенка всему, притом с са­мого раннего возраста, буквально с первых дкей жизни. Ребенок не смог бы освоить ни одного самого простого действия с предме­тами, если бы взрослый не давал бы образ­ца таких действий. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без участия и помощи взрослых не мог бы понять, зачем они нужны, — не мог бы от­крыть их общественного назначения: на лож­ке или лопатке не «написаны» способы их употребления. И чем меньше ребенок, тем больше он «ученик», тем больше он требу­ет помощи, показа, руководства со стороны взрослых. Только в обучении усваивает он задачи и мотивы человеческой деятельно­сти, нормы отношений между людьми, вооб­ще, все достижения культуры и науки. Мож­но сказать, что обучение — это всеобщая форма развития ребенка, вне обучения нет никакого развития.

Малыш подражает взрослому — и учится. Играет — и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учит­ся, выполняя элементарные трудовые зада­чи по самообслуживанию... Так что сис­тематическое школьное обучение — это лишь одна из многих различных форм обу­чения.

Большой заслугой советской системы дошкольного воспитания было введение в работу детских садов так называемых обязательных занятий. Это дало возможность организованно воздействовать на развитие детей. Особенность обучения на этих занятиях состоит в том, что оно идет не в чистом виде не само по себе — оно включается в основные виды деятельности, характерные для данного периода развития ребенка. Это главным образом так называемые продукт!ивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, а также дидактические игры.

Получив в ходе таких занятий предста ление о красном, оранжевом, желтом, о том, что такое «больше» и «меньше», о соотношении звуков по высоте и многом другом, дети осваивают выработанные в обществе эталоны и меры, служащие для ориентации в окружающей действительности. Мир раскрывается перед детьми как упорядоченный мир хроматических цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, количественных и пространственных отношений, мир языка, мир живой и неживой природы.

Конечно, такое обучение происходит всегда, даже когда взрослые и не осознают, что учат малыша, но происходит это стихийно, не наилучшим  образом.  А  вот если  обучение построено   целенаправленно,   если   оно   использует  то,   что  типично  именно  для дошкольника, то дети достигают значительно    более    высоких    уровней    развития основных психических процессов — восприятия,  внимания,  памяти  и  мышления,  при­обретают больше практических умений. Де|ти, обучавшиеся в детских садах, как правило, превосходят своих сверстников, не посещавших   детских   учреждений,   почти   по всем показателям развития.



В избранное