От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Что такое школьное обучение? №1
«Учат в школе, учат в школе...»
Заголовок этот — слова, если вы помните, из одной детской -песенки. «Учение» и «школа» — в нашем сознании эти понятия связаны так тесно, как немногие другие.
Спросите малыша-дошкольника: «Что делают в школе?», и он ответит: «В школе учатся». Задайте тот же вопрос человеку, умудренному жизненным опытом, и он скажет вам: «В школе учатся». Обратный вопрос: «Где учатся?» — и у того, и у другого вызвал бы, несомненно, ответ: «В школе».
Ясность, кажется, полная. Однако дадим все-таки себе труд задуматься над тем, что это значит — учиться в школе и почему именно со школой связываем мы свое представление об учении.
Ведь обучают ребенка всему, притом с самого раннего возраста, буквально с первых дкей жизни. Ребенок не смог бы освоить ни одного самого простого действия с предметами, если бы взрослый не давал бы образца таких действий. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без участия и помощи взрослых не мог бы понять, зачем они нужны, — не мог бы
открыть их общественного назначения: на ложке или лопатке не «написаны» способы их употребления. И чем меньше ребенок, тем больше он «ученик», тем больше он требует помощи, показа, руководства со стороны взрослых. Только в обучении усваивает он задачи и мотивы человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, вообще, все достижения культуры и науки. Можно сказать, что обучение — это всеобщая форма развития ребенка, вне обучения нет никакого развития.
Малыш подражает взрослому — и учится. Играет — и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные трудовые задачи по самообслуживанию... Так что систематическое школьное обучение — это лишь одна из многих различных форм обучения.
Большой заслугой советской системы дошкольного воспитания было введение в работу детских садов так называемых обязательных занятий. Это дало возможность организованно воздействовать на развитие детей. Особенность обучения на этих занятиях состоит в том, что оно идет не в чистом виде не само по себе — оно включается в основные виды деятельности, характерные для данного
периода развития ребенка. Это главным образом так называемые продукт!ивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, а также дидактические игры.
Получив в ходе таких занятий предста ление о красном, оранжевом, желтом, о том, что такое «больше» и «меньше», о соотношении звуков по высоте и многом другом, дети осваивают выработанные в обществе эталоны и меры, служащие для ориентации в окружающей действительности. Мир раскрывается перед детьми как упорядоченный мир хроматических
цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, количественных и пространственных отношений, мир языка, мир живой и неживой природы.
Конечно, такое обучение происходит всегда, даже когда взрослые и не осознают, что учат малыша, но происходит это стихийно, не наилучшимобразом.Авот еслиобучение построеноцеленаправленно,еслионоиспользуетто,чтотипичноименно для дошкольника, то дети достигают значительноболеевысокихуровнейразвития основных психических процессов — восприятия,внимания,памятиимышления,приобретают больше практических умений. Де|ти,
обучавшиеся в детских садах, как правило, превосходят своих сверстников, не посещавшихдетскихучреждений,почтипо всем показателям развития.