Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


 
  

Электронная рассылка

'Первый раз в первый класс'

Выпуск № 7

Развивающие игры

 

 Здравствуйте, дорогие друзья!

А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре..."

В игре развиваются и проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, наконец, складывается характер.

Игры, о которых мы поговорим сегодня, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам и развивающим пособиям.

Развитие внимания и памяти, впрочем, как и других высших психических функций - необходимое условие обучения.

И сегодня я предлагаю Вам простые, но эффективные игры на развитие внимания и памяти. В них можно играть как вдвоем, так и группой.

Они дают «пищу» для развития творческих сторон интеллекта ребенка, а также, что немаловажно, учат родителей активно участвовать в этом процессе.

Игра «Продолжи фразу»

В эту игру можно играть с ребенком вдвоем, например, во время длительных поездок. Можно играть и компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает эту игру, например, с такой фразы: «Я положил в мешок яблоки» или «Я положил в чемодан книгу».

Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы».

Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя.

Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в мешок, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать фрукты, посчитать количество фруктов, овощей в доме и т.д.).

Игра "Найди"

Несколько игрушек (не более 10) или просто хорошо знакомых предметов может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза.

Вы, облюбовав какой-либо предмет (игрушку), начинаете рассказывать, какой он, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины.

Ребенок может задавать вопросы, а затем отправляется на поиски предмета (игрушки). Потом ведущим может быть сам ребенок.

Игра "Что изменилось?"

Мелкие предметы (линейка, карандаш, блокнот и т. п. в количестве 10-15 штук) или картинки раскладывают на столе и накрывают газетой.

Ребенку предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места.

Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Затем перемешаем предметы, раскладываем в другом порядке и зовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

Вариант игры «Что изменилось?»

Если Вы играете небольшой компанией с несколькими детьми, то можно предложить такой вариант.

Дети становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры.

На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату.

Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах детей, которые ему удалось заметить.

Игра «Будь внимательным»

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Игра «Да и нет не говорить»

Ведущий говорит: "Да и нет не говорить, черное и белое не носить".

Далее он начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь заставить игрока отвечать запрещенными словами "да", "нет", "черное", "белое".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Вопросов должно быть много.

Например, такие: У Вас хорошее настроение? Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы любите рисовать? У Вас хорошая память? У Вас есть кот?

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы.

Проигравший становится ведущим.

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Игра "Сделай, как я!"

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 маленьких предметов. Это могут быть спички, счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши и т.д.

Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на 1-2 секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Такие и подобные им упражнения и игры развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Мы часто видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними. Причин, конечно, много, но чаще всего главная в том, что игрушки уже себя "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь.

Игры, о которых мы поговорили сегодня, обладают большой вариативностью и разнообразием комбинаций. Кроме того, их большое количество и они дольше "служат" детям.

Познакомившись с развивающими играми и поиграв в них со своими малышами, очень часто сами папы и мамы, в зависимости от своих склонностей и профессиональных знаний, дополняют имеющиеся задания новыми, придумают новые варианты игр, способствующих развитию других сторон и способностей ребенка.

Творите и развивайтесь!

На сегодня это все...

Мы, как и всегда, будем рады, если Вы будете делиться с нами Вашими пожеланиями, вопросами и, конечно же, Вашим опытом, который всем нам пригодится.

С уважением, Мария Демина


В избранное