Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать осторожного ребенка


Выпуск 27

Как воспитать осторожного ребенка

27.11.07

Наша цель - уверенный и осторожный ребенок!

Доброго времени суток!
С Вами Филимонов Михаил и рассылка
"Как воспитать осторожного ребенка".

 

 


Сегодня в рассылке:
Мы должны уметь Слышать детей!

 

 


1. Мы теряем детей, когда перестаем их слышать.
     Ольга   Добромыслова.

2. Чему учить и когда учить (Цитаты из книги Полы
    Статмен).

3. РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.


1. Мы теряем детей, когда перестаем их слышать. Ольга Добромыслова.

Ольга Добромыслова
"Российская газета" - Неделя №3780 от 27 мая 2005 г.

http://www.rg.ru/2005/05/27/deti.html

Так считают ученые-психологи и профессиональные сыщики и предлагают свои рецепты. Услышат ли их родители и законодатели?

     Трагедия с красноярскими подростками родила боль в душах многих. Но ведь от подобной беды не застрахован никто. Как уберечь ребенка?
     Именно так называется недавно вышедшая в Болгарии книга "65 способов уберечь ребенка". Авторы - россияне Ольга и Юрий Дубягины. Ольга Петровна - полиграфолог и педагог-психолог, Юрий Петрович - известный в мире криминалист, доктор юридических наук, профессор. Вышедшая в Болгарии книга - продолжение изданной в России семью годами раньше. Она называлась "56 способов защитить ребенка от преступления". Обе книги - о главном: как уберечь от боли и грязи самое дорогое, что у нас есть, - наших детей. Часто ли мы об этом задумываемся? Читая книгу, нельзя не почувствовать преступную степень беспечности нас, взрослых. Речь даже не о колясках с детьми, оставляемых возле магазина. Речь о вещах элементарных.
         Лет с пяти многие из нас рискуют оставлять на какое-то время своих малышей дома без присмотра. Этого трудно избежать. Но все ли мы делаем, чтобы обезопасить малыша от случайных и неслучайных бед? Даже если вы, уходя, проверили, закрыты ли водопроводные краны и перекрыт ли газовый вентиль, если закрыли окна, убрали все режущие и колющие предметы, если в сотый раз проинструктировали ребенка, как себя вести, когда раздастся неожиданный звонок в дверь, - вы сделали для его безопасности далеко не все, уверяют в книге супруги Дубягины.
          В ваше отсутствие могут произойти вещи, которых вы не могли предусмотреть, а следовательно, насчет которых вы проинструктировать своего малыша не могли. И ему придется рассчитывать только на себя. И пусть даже он примет правильное решение, инструмента действовать у него не будет. Вы ему этот инструмент просто не дали.
         Знает ли, к примеру, ваш пятилетний сынишка, что делать в случае опасности - если рядом нет взрослых? "01", "03" и прочее - это у взрослых на автомате. Ребенку же нужна шпаргалка. Не умеет читать? Но считать-то наверняка умеет. И цифры запомнить легче, чем буквы. Ольга и Юрий Дубягины рекомендуют написать, вернее нарисовать, для ребенка шпаргалку. Рядом с "01" изобразить, к примеру, горящую спичку. А рядом с "02" - милиционера или светофор. Рядом же с "03" - красный крест. Нарисовать и порепетировать - не дозваниваясь, конечно. Но при этом объяснить, что звонить без причины нельзя. Напомнить хотя бы сказку о пастушке, который без причины кричал: "Волки!", а когда на стадо действительно напали волки, на помощь никто не пришел - не поверили.
         Кроме этих трех основных телефонов ребенок должен знать телефоны соседей, ваши рабочие или мобильные, телефон кого-либо из ваших близких друзей.
Да что там телефоны! Знает ли ваш ребенок свою, да и вашу, фамилию, домашний адрес, номер домашнего телефона, станцию метро, на которой живет?
Знать все это малышу необходимо, но должен он знать также, что именно об адресах и телефонах нельзя разговаривать на улице, с незнакомыми людьми.
                 Важно ребенка слышать
          Впрочем, незнакомые люди и сами могут незваными пожаловать в ваш дом, или в детский сад, куда вы водите ребенка, или в школу. И если маленький ваш сынишка или дочка (и совсем не обязательно пятилетний) в это время окажется один дома или просто вне вашего влияния - быть беде или не быть, зависит от того, насколько вы его к подобной ситуации подготовили.
          Абсолютно не подготовленным оказался сын одного из бывших какое-то время в поле зрения авторов книги бизнесменов. Мальчика похитили прямо из школы, с урока. В класс вошел мужчина и, представившись порученцем этого бизнесмена, громко сказал:
- Семенов здесь?
- Здесь, - ответил мальчик, вставая.
- Собирайся, отец тебя ждет.
          Больше мальчика в живых никто не видел. Тело его нашли почти через год в одном из пригородов Москвы. Как он туда попал, где был все то время, что его искали, - так и осталось загадкой.
         Этой трагедии могло бы не быть, если бы ребенка научили, как вести себя с чужими, - даже когда они представляются сослуживцами родителей или он их видел рядом с кем-то из родственников.
        Как? Во-первых, ребенок с вашей помощью должен хорошо себе уяснить, настаивают супруги Дубягины, что абсолютно все люди, не являющиеся родными, автоматически попадают для него в категорию посторонних - даже если он часто видит их у себя дома. И еще он должен знать, что затевать и тем более поддерживать разговор с посторонними людьми опасно.
         Но вспомните, ведь бывает, мы сами человека по этой классификации "постороннего" (скажем, соседа) просим, к примеру, забрать чадо свое из детского сада. Казалось бы, в чем может крыться опасность? Для большинства из нас, россиян, сосед - все равно что родственник. Наверное, это правильно. Но бывают исключения. И захотите ли вы, чтобы жизнь опровергла истинность такого нашего убеждения ценой благополучия, а то и жизни вашего ребенка?
К сожалению, люди часто не слышат друг друга. В отношениях же детей и родителей глухота такая порой оказывается для ребенка фатальной.

         Мальчик, ставший одной из первых жертв маньяка Головкина, незадолго до трагедии вдруг начал рассказывать своей маме, что во время его утренних пробежек кто-то наблюдает за ним из кустов. Мама рассказам этим не придала значения, приняла их за детские фантазии. А вспомнила, только стоя над изуродованным телом сына, - его нашли в парке.
     Но ведь беды могло бы не быть, если бы мама подробно расспросила сына, попыталась выяснить, как этот человек выглядит. А потом и сама вышла бы погулять, пока сын бегает, и посмотрела внимательно вокруг - вдруг это не фантазии? А если бы действительно ее что-то насторожило, продолжала выходить подышать свежим воздухом где-нибудь неподалеку от маршрута сына. Чтобы незнакомец понял: мальчик не один. И она могла бы уберечь от беды не только своего сына, но и других детей, если бы ей удалось этого человека увидеть, запомнить, как он выглядит, и она рассказала бы об этом, скажем, участковому милиционеру.
          Однако опасность может исходить не обязательно от неведомого какого-то маньяка. Ребенок может раз-другой вскользь упомянуть соседа, который почему-то всякий раз оказывается на лестничной площадке именно когда ваш сынишка торопится в школу. И не только пытается с мальчиком заговорить, но и норовит еще чем-нибудь угостить. Конечно, все люди разные - может, сосед этот очень одинок и таким образом ищет тепла. Но сын-то ваш единственный! И правильнее будет ему объяснить, что брать у чужих нельзя ничего. А еще лучше - начать провожать ребенка в школу.
          Однако чтобы уберечь ребенка, важно не только слышать его, но и чувствовать. Дети, проводящие день и ночь за компьютером, редко рассказывают о виртуальном своем общении. А между тем опасность, которой они могут подвергаться, вполне реальна.
                                    Опасности Интернета
          Паутина завораживает. В ней даже самый замкнутый ребенок раскрепощается, чувствует себя красивым и сильным. Здесь можно задавать любые вопросы, и никто не увидит, что ты покраснел. И вот в процессе такого общения у ребенка появляется новый друг. Какое-то время они переписываются, а потом друг предлагает встретиться реально. Родители рады, что чадо их решило наконец-то проветриться. А для ребенка эта встреча может закончиться самым грязным и извращенным насилием.
        И  он в шоке. Неужели это тот самый друг, который его понимал и с которым было так легко? И первая ошибка, которую юный этот искатель друзей в паутине может допустить, - угроза все рассказать родителям. После этого мальчика могут найти растерзанным в какой-нибудь лесополосе. Но ребенок может ничего такого другу своему, столь для него неожиданно себя проявившему, не сказать, но и дома, и в школе тоже будет молчать. А зачем говорить? Ведь он считает, что родители обязательно будут его ругать, а ребята называть "педиком". И еще он может молчать потому, что теперь уже совсем не виртуальный тот человек пригрозит, что болтливость чревата гибелью не только его, но и родителей. И герой наш становится замкнутым. А выкарабкается ли он из беды, зависит от того, насколько внимательны к нему родители, насколько они ему настоящие друзья.
          Читателю может показаться, что криминалисты в силу своей профессии очень подозрительны и сгущают краски. А между тем криминологические исследования американских ученых показывают: многие серийные маньяки искали своих будущих жертв именно посредством Интернета.
          На случай недоразумений в транспорте договоритесь с вашим ребенком, как себя вести. К примеру, если он не успеет вслед за вами выйти из поезда, он должен знать, что ему необходимо выйти на следующей остановке и ждать, когда вы за ним приедете. 
           Также ребенок должен знать, что если он потерялся при каких-то других обстоятельствах, он должен подойти к администратору или кассиру и попросить помочь. Предостерегите его от поиска помощи у случайных людей. Он не должен позволить этим людям увести себя от того места, где потерялся.
          Если ребенок не пришел вовремя домой, поиск можно начинать уже через час после назначенного ему для возвращения времени. Начать, конечно же, следует с обзвона друзей и знакомых. Потом следует обзвонить больницы, морги. Но здесь следует называть не только фамилию, имя и возраст, но и то, что принято называть особыми приметами. Но при этом номер, на который вероятнее всего может звонить ребенок или кто-то относительно его, должен оставаться свободным. Воспользуйтесь телефоном соседей, а дома оставьте кого-либо дежурить.
                       Если звонки не дали результатов, дежурного на телефоне оставьте, кого-то из родственников отправьте в милицию с заявлением. (Не забудьте указать в заявлении рост и вес ребенка, те же особые приметы.) Сами же начинайте поиск. Лучше, если вы знаете, у кого есть собака, работающая по запаху. Давать собаке нюхать вещь лучше из тех, которые ребенок носил недавно и которые не лежали в общей бельевой корзине. Ее нужно взять пинцетом или щипцами и переложить в хорошо вымытую и высушенную (ни в коем случае не вытертую) стеклянную банку и накрыть обработанной таким же образом крышкой.
          Начинать поиск лучше с места, где пропавшего видели в последний раз. Необходимо также планомерно обойти все находящиеся поблизости подвалы, канализационные люки, гаражи и прочие подобные помещения.
          Пока ребенка ищут, позаботьтесь о том, чтобы ваш телефон оказался снабженным определителем номера и диктофоном. Если вам позвонят относительно вашего ребенка, запишите разговор на магнитофон и постарайтесь установить, откуда был этот звонок (определив номер, сделать это легко). Скорее всего, у вас будут требовать за ребенка выкуп. И прежде чем вступать в переговоры, постарайтесь понять, действительно ли ваш ребенок у звонящего или это звонит некто, желающий на вашем горе нажиться. Для этого спросите, к примеру, есть ли у мальчика, о котором идет речь, шрамик над левой бровью (при том что у вашего сына никаких шрамиков нет). Ответ звонящего поможет вам понять, видел ли он вашего ребенка.
        Если вам показалось, что человек этот действительно что-то знает о вашем ребенке, требуйте предоставить вам возможность с ребенком поговорить. О разговоре с вымогателями немедленно поставьте в известность работников милиции, как бы вас от этого звонившие ни предостерегали.
         Подготовьте серию фотографий вашего ребенка, где он запечатлен в фас, в профиль, в три четверти поворота, в рост, а также фотографию или рисунки одежды, в которой пропал ваш ребенок. Подготовьте подробную ориентировку или текст, с которым вы могли бы обратиться к гражданам. Показ их по телевидению может значительно увеличить вероятность того, что ребенок будет найден. Да и работникам спецслужб разноплановые фотографии значительно облегчат задачу. Именно благодаря им, к примеру, сотрудники "РОДЕРО" (Розыск детей России) был опознан на вокзале тринадцатилетний Витя М.
         После вашего объявления по телевидению вам, вероятнее всего, сразу начнут звонить экстрасенсы и ясновидящие и предлагать свою поначалу безвозмездную помощь. Если вы решите воспользоваться их услугами, то ехать к ним должны не вы, а человек, не имеющий внешнего сходства с вашим ребенком (лучше знакомый). И пусть он возьмет с собой фотографии еще трех-четырех детей, местонахождение которых вам известно.        Пусть этот ваш знакомый подаст экстрасенсу сразу все фотографии. Из ответов экстрасенса ваш знакомый поймет, можно ли ему доверять.
         Время идет, а поиск результата не дает. И у вас возникает стойкое ощущение, что в милиции не очень-то озабочены его поиском. Вы смело можете писать жалобу-заявление в вышестоящую организацию с обязательным указанием того, что, по вашему мнению, было сделано недостаточно тщательно. Требуйте взять дело под особый контроль.
         Если ребенок пропал на отдыхе в людном месте, возьмите фото ребенка и показывайте его проходящим. Если есть возможность, организуйте объявление по громкоговорителю о месте, где вы будете ждать вашего ребенка. Не дождавшись его, обратитесь за помощью в милицию. В заявлении постарайтесь очень подробно изложить обстоятельства исчезновения. Вспомните, не подходил ли к нему кто-либо перед самым исчезновением.
       Если ребенок исчез около воды, привлеките водолазов - необходимо быть уверенными, что он не утонул. Обойдите с фотографией ребенка больницы. Устно уточняйте приметы ребенка и опишите его одежду. (Показывать фото в справочных больницы бесполезно.) Таким же образом с фотографией и приметами обойдите морги. И если вам говорят, что похожего доставляли, переборите себя и осмотрите тело.
         Если при опознании родители чувствуют себя не слишком уверенно, они должны попросить предоставить возможность осмотреть тело еще раз несколько позже и прийти со стоматологической картой и рентгеновскими снимками. (Речь, конечно, не только об исчезновении на отдыхе.)
          Будет правильно, если они не возьмут в расчет рассуждения о том, что цвет волос изменился от климата, что пигментация кожи тоже вполне объяснима. Почувствовав, что даже заключение судебного медика после работы со стоматологической картой и рентгеновскими снимками воспринимается неубедительно, стоит попросить провести дополнительные исследования - в частности по волосам. Предположим, родители смирились с тем, что это тело - то, что осталось от ребенка. Они увозят его в свой город. И здесь можно попросить произвести повторные исследования. Но ни в коем случае не следует кремировать тело. После кремации сомнения, а своего ли ребенка похоронили, так и останутся.
А МЕЖДУ ТЕМ
                Майор Половченя предлагает выход
     А между тем процесс опознания тела, поиска, да часто и помощи ребенку мог бы быть значительно проще, существуй специальная база данных на детей. Фото, медикаментозные противопоказания, группа крови, данные анализа ДНК, да что там - оказывается, ухо каждого человека по многим параметрам неповторимо в той же степени, что и отпечатки пальцев.
      База данных и две карточки - одна всегда при ребенке, а другая у родителей. Кажется громоздким? Но вице-президент уже упоминавшейся общественной организации "РОДЕРО-сыск интерагент" (Розыск детей России), он же инспектор по делам несовершеннолетних ООДУУМ и ПДН УВД Западного округа Москвы, майор милиции Половченя (про него говорят: сыщик от бога) наблюдал не раз: когда ребенок исчезает, родителям почему-то бывает очень трудно даже просто описать его, вспомнить особые приметы. А будь такая карточка - и вспоминать ничего не надо. Впрочем, даже если и обе эти карточки утеряны - остается база данных. Анализ ДНК вполне надежен. Хотя бесполезен, если ребенок, к примеру, приемный. Но тут-то и сработают прочие данные, включая описанное специалистом то же самое ухо. Кстати, при расследовании трагедии с красноярскими подростками (в ходе расследования которой родителям пришлось мучиться над вопросом: то, что им предлагают опознать, действительно ли тело их ребенка?) такая картотека пришлась бы ох как кстати.
       Идея базы данных и карточек родилась из практики. Хотя работает подобная уже в Швейцарии. Но это не помешало службам вполне стабильного европейского государства взять проект для ознакомления. Взяли у Юрия образцы карточки представители социальных служб Германии и Израиля. Наши законодатели пока думают. Оно и понятно: деньги. Однако патент на эту разработку у авторов ее - Юрия Половчени и уже известной нам Ольги Дубягиной имеется.
      И это даже не идея карточки - целая социальная программа. Программа защиты детей от возможных террористических актов и техногенных катастроф (чрезвычайных ситуаций). И разработана она во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Социальная программа, которая помогла бы всем нам чуть увереннее смотреть в свой завтрашний день.


КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА

А теперь несколько конкретных рекомендаций из книги криминалистов Дубягиных.

Итак, как уберечь ребенка:

Как можно больше говорите с ребенком, чтобы знать, чем он живет и дышит.
Контролируйте время, проводимое ребенком за компьютером. Научитесь переключать его на другие занятия: запишите его в спортивную секцию или в кружок икебаны - в зависимости от склонностей. Обязательно следите за тем, как ваш ребенок общается в Интернете - вплоть до проверки почты.
Если ваш ребенок попал в беду, не корите его, а попытайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы от беды этой оградить других детей.
Собирая ребенка гулять, не надевайте на него вызывающе дорогой одежды и украшений.
Когда ребенок идет гулять один, не вешайте ему на шею ключи от квартиры и не закрепляйте их на поясе брюк. Пришейте для них специальный потайной кармашек. Объясните, сколь опасны чердаки, подвалы и даже припаркованные у подъезда автомобили.
Объясните ребенку, что принимать от незнакомых мелкие презенты, садиться в чужие машины или идти куда-то или ехать с малознакомыми людьми опасно. Время от времени репетируйте с ребенком его поведение на случай, если его кто-то захочет насильно увезти или увести. Он должен громко кричать, что его уводят против воли, выкрикивать свое имя, имена родителей и домашний телефон.
Объясните ребенку, что он ни при каких обстоятельствах не должен уходить из детского сада или из школы с незнакомыми людьми, даже если они представились вашими сослуживцами или друзьями. Если не можете забрать ребенка сами и вынуждены прибегнуть к помощи друзей или соседей, предварительно представьте этого человека воспитателю или учителю.
Купите ребенку недорогой, неброский мобильный телефон, введите в память все необходимые телефоны и приучите сообщать о своих перемещениях. Назначайте контрольное время, после которого, не услышав звонка, вы будете знать, что необходимо идти на помощь.

 

 

2. Чему учить и когда учить (Цитаты из книги Полы Статмен).

Статмен Пола
Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

(Цитаты взяты со стр. 130 - 137)

Дети постигают информацию или навыки только тогда, когда они готовы учиться им. Перед тем как начать обучение ребенка навыкам личной безопасности, вы должны задаться вопросами: "Какие слова и мысли ему понятны?" "Что именно он способен заучить и понять?"
Дошколята только начинают общаться с другими взрослыми после своих родителей и прочих опекунов. Им чрезвычайно трудно отличить недостойное поведение взрослого или положить ему конец, особенно если оно завуалировано всевозможными хитростями.
От дошкольников следует ожидать лишь запоминания нескольких безопасных концепций типа разницы между оттенками "хорошо" и "плохо".
Затем, когда они подрастут, мы сможем внушить им, что на свете есть люди, отнюдь не озабоченные соблюдением интересов детей.
Но нельзя ожидать от малышей эмоциональной гибкости, скажем, одиннадцатилетних и не следует знакомить их с фактами, способными лишь смутить и расстроить их.
К тому же учтите, что обучение – процесс, требующий длительного времени.
Ваши дети выучат и запомнят правила безопасности, постоянно повторяя их, задавая вопросы, обсуждая их с вами и тренируясь в овладении навыками безопасности.

Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности.

  1. Учите ваших детей правилам личной безопасности только тогда, когда они готовы усвоить и запомнить их. Соотнесите интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость ребенка с материалом, который он, по-вашему, должен усвоить и применять.
  2. Не пытайтесь обучать вашего ребенка слишком многим навыкам сразу, чтобы не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом.
  3. Обучая навыкам личной безопасности младших школьников, вначале определите, усвоили ли они дошкольные навыки. Дошкольные навыки – кирпичики фундамента навыков для младших школьников.
  4. Повторяя и закрепляя специфические навыки безопасности, начните там, где ваш ребенок чувствует себя смущенно или неуверенно. периодически повторяйте каждое пройденное правило безопасности.
  5. Внимательно следите за результатом.
  6. Постарайтесь предугадать, когда вашему ребенку понадобится узнать или применить какой-либо особый навык. Начните давать информацию или обучать навыку за несколько недель до того, как он понадобится ребенку для более прочного усвоения материала.
  7. Каждый ребенок постигает навыки личной безопасности по-своему. Вам придется потратить больше времени на одни навыки и меньше на другие, в зависимости от сильных и слабых сторон вашего ребенка.

Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать?
Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами – ваши дети обязательно будут следовать этим правилам.

Воспользуйтесь стремлением вашего ребенка к логичности. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей.

Вам необходимо усиливать это стремление.

Сын-дошкольник одной моей подруги часто возвращается домой с отчетом о "нестандартных" событиях учебного дня. Мальчик говорит о том, кто отсутствовал или заменял учительницу, или о том, что класс перекусывал на игровой площадке, а не там, где обычно.

Отец при этом часто замечает: "Ты очень смекалистый!"

Легко представить себе, что этот мальчуган немедленно скажет отцу, если любой взрослый поведет себя не так, как обычно.

Хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение, и их следует поощрять за это.

Статмен Пола
Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

3. РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz3.htm

           Проанализировав 600 дорожно-транспортных происшествий в Волгограде, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
          И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
          Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности.
           Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий.
           Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
          Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость — то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
           Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
           Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.     
          Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.
           Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.
          У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.
          Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
          Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать что могут сами дети:

НАЧИНАЯ с 3-4 лет
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
-     Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
-     Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. 
-     Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
-     Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». 
-     Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
-     Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. 
-     Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
-     Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.
Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
·       Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
·       Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
·       Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к  другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
·       Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
·       Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Три друга пешехода в любое время года. 
Красный свет — твой первый друг —
          Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг —
          Нет пути дороги.
Жёлтый свет — твой друг второй
          Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
          Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
          Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
          Я порукой в этом!

При переходе площадей, Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей Прими и выполни их в срок. 
Загорелся красный свет — Пешеходу хода нет!

СВЕТОФОР.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, Шофёр!
Красный глаз Глядит в упор —
Это строгий Светофор.
Вид он грозный Напускает,
Дальше ехать Не пускает...
Обождал шофёр Немножко,
Снова выглянул В окошко.
Светофор На этот раз
Показал Зелёный глаз,
Подмигнул И говорит:
«Ехать можно, Путь открыт!»

ЧТОБ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ! 

  1. ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ НУЖНО ТОЛЬКО НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА!
  2. ИГРА ВБЛИЗИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ОПАСНА! 
  3. ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ОБХОДИТЕ ТРАМВАЙ СПЕРЕДИ, АВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС СЗАДИ.
  4. ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕХОДА.

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz3.htm

 

Ну вот,кажется, на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С уважением, Михаил, filimon11@yandex.ru
«Воспитаем детей уверенными и осторожными!»
Сайт проекта: http://filimon11.ru

 

Copyright © 2007 by Филимонов Михаил. Все права защищены.


В избранное