Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях 10 советов: как научить решать задачи


10 советов: как научить решать задачи

Ребёнок долго сидит за столом, ломая голову над задачей по математике, а потом в который раз приходит к родителям: «Ничего не понимаю».Мама или папа возмущаются: «Мы вчера решали почти такую же задачу! Почему ты опять не можешь сам справиться?» Чтобы научиться решать задачи, нужно много практики, а родителям хорошо бы знать секреты, которые помогут ребёнку быстрее освоить этот навык.Бывает, что школьник быстро решает примеры, не ошибается в вычислениях, но задачи вызывают у него серьёзные трудности. Причины этого - в неумении читать условие, в недостатке логического мышления и опыта. Чтобы освоить новый тип задачи, одному достаточно прорешать пять вариантов, другому нужно десять, третьему - двадцать. Всё индивидуально.

Если ребёнок плохо справляется с задачами, помогайте ему, объясняйте, предлагайте аналогичные, делайте вместе немного больше того, что учитель задаёт на дом. Запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте ребёнка, иначе отобьёте всё желание заниматься математикой.

1. Научите читать условие. С этим возникают трудности: многие дети, читая задачу, даже не понимают, о чём идёт речь, для них это какой-то абстрактный текст. Чтобы быстрее вникнуть в смысл, очень удобно подчёркивать цифры и опорные слова (было, прибавилось, уменьшилось, стало). Это помогает определить, что в тексте главное, и правильно составить краткую запись.

2. Используйте реальные предметы. В первое время можно решать задачи на примере конфет, яблок, апельсинов - того, что найдётся дома. Школьники очень любят такие задания. При объяснении задач на отыскание части от целого, на дроби хорошо использовать какой-нибудь предмет, который можно делить на части. Например, взять торт или яблоко, разрезать на 6 частей и дать ребёнку посчитать, сколько частей от целого составляет 1 кусок, 2 куска, 3 и так далее.

3. Делайте рисунки, чертежи. Наглядное изображение хорошо помогает понять смысл задачи. Если в первых классах мы растем грибочки, яблочки и считаем, сколько получилось, то в четвёртом классе это уже чертежи. Так, например, детям тяжело даются задачи на движение двух тел в одном направлении и в противоположных направлениях, на встречное движение двух тел. Если мы изобразим это графически, то ребёнок быстрее поймёт, складывать скорости или вычитать.

4. Ребёнок обязательно должен записывать условие. Может показаться странным, почему учителя всегда требуют, чтобы ученики писали в тетради условие, но это необходимость. В начальной школе дети отрабатывают механизм решения и записи задачи, и учитель должен видеть, что ученик его понимает. В 1-3-м классах условие делается по шаблону, который даёт учитель, в 4-м классе форма записи более свободная. Запись каждой задачи состоит из четырёх частей: условие - вопрос - решение - ответ. Если есть несколько вопросов, то и действий в задаче должно быть не меньше - это тоже своего рода подсказка.

5. Сделайте тетради или альбомы с разными типами задач. Мы в своей школе с учениками делаем альбомы, куда записываем название типа задачи, условие, вопрос, решение. Проходим, например, новый тип - «нахождение части от целого», - и у нас появляется очередная запись. Сначала ребёнок может смотреть на шаблон, а потом, когда запомнит его, будет решать, не подглядывая. Бывает, что мы проходим несколько новых тем, и ученик забывает, как он решал несколько месяцев назад. Заглянул в альбом - и сразу вспомнил.

6. Составляйте обратные задачи. После того как младшеклассник правильно решил задачу, предложите ему составить обратную, поменяв известное и неизвестное местами. Такая тренировка помогает лучше освоить тип задачи и развивает логику. Кстати, подобные задания есть в учебниках по математике.

7. Побудьте в роли ученика. Пусть ребёнок сочинит для вас несколько задач, а вы будете их решать. Проверку доверьте маленькому учителю - и пусть он выставит оценку. Можно специально допустить ошибку, чтобы он её обнаружил. Пусть знает - родители тоже могут ошибаться, нельзя полностью полагаться на авторитет взрослых, нужно всё проверять самому!

8. Применяйте математику в бытовых ситуациях. В обычной жизни без математики не обойтись. Привлекайте ребёнка к решению повседневных задач. Допустим, вы идёте вместе в магазин. Предложите посчитать, сколько денег вы должны заплатить за выбранные продукты, хватит ли вам, какой должна быть сдача. Предположим, вы готовите вместе какое- то блюдо: в рецепте указано количество продуктов на двух человек, а вы готовите на четырёх - пусть рассчитает, сколько всего вам понадобится.

9. Не бойтесь нестандартных задач. Иногда родители ограничивают ребёнка школьной программой. «Зачем ему олимпиадные задания, он и так не очень хорошо справляется с математикой», - рассуждают они. Тем не менее, олимпиадные логические задачи тоже строятся по образцу, и можно научиться в них разбираться, хотя на первый взгляд они кажутся сложными. Если у вас в школе есть дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам по математике, запишите на них ребёнка. Это принесёт только пользу.

10. Развивайте логическое мышление. Нашим детям часто не хватает умения рассуждать, которое так важно для решения задач. Учите ребёнка устанавливать причину и следствие, делать выводы. Спрашивайте его: «Как ты думаешь, что будет, если...» Хорошо, если он учится замечать важные детали, видеть закономерности, прописывать ход событий.Полезные задания - составление рассказа по картинке, деление предметов по какому-то признаку. Уточняйте: «Почему ты отнёс вещь к этой группе? Почему ты так считаешь?» Пусть отстаивает свою точку зрения! Умение доказывать очень важно.

Чем чаще вы будете разговаривать с ребёнком и что-то обсуждать, тем больше возможностей для развития у него логики. Неважно, станет ли он в будущем математиком или нет, но логическое мышление ему пригодится во всех сферах жизни.

 

Выпуск подготовлен по материалам  журнала «Здоровье школьника» – 2018. №5. - С.28-29. Автор статьи Юлия Корягина,учитель начальных классов школы имени Н.М. Карамзина.

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: ics.skdb@mail.ru  Телефон: (8652) 24-27-49

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233

 


В избранное