Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях Меняем школу.


 Меняем школу

Переход в другую школу часто оказывается для ребёнка испытанием.Неизвестно, какими будут отношения с одноклассниками.Непонятно, как воспримут новенького педагоги.Неясно, легко ли ему будет даваться программа, если она отличается от той, которая была в его старой школе.Вопросов множество, и естественно, что ученик в первое время может чувствовать себя неуютно.Если раньше проучиться с 1-го класса до выпускного в одной и той же школе было скорее нормой, то сейчас дети стали более мобильными и меняют школу чаще. Появилась возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и выбирать образовательное учреждение и даже класс в зависимости от своих склонностей и обстоятельств.

Облегчить адаптацию

Переходить в новую школу легче после 4-го и 9-го классов, когда заканчивается один этап обучения и начинается другой. Кроме того, проще идти в заново формирующийся класс, где коллектив ещё не сложился и отношения между детьми только будут устанавливаться. И, конечно, легче начинать новую жизнь в другой школе с 1-го сентября, а не менять место в середине года.Хорошо, если у новичка есть друг или хотя бы знакомый среди учеников. В этом случае ему будет легче освоиться. Такой человек объяснит, что где находится, расскажет, чего ждать от учителей I и одноклассников.

В первые дни ребёнку лучше занять наблюдательную, не слишком активную позицию: присмотреться к классу, понять, с кем из ребят лучше дружить. Если кто-то из одноклассников хочет пообщаться - отвечать спокойно,  позитивно, с улыбкой. Если интереса к новичку никто не проявляет, можно заговорить самому с соседом по парте или с ребятами, которые смотрят более дружелюбно. Не стоит ждать, что ребёнка сразу примут в компанию - одноклассникам нужно время, чтобы присмотреться к новенькому.

Помимо трудностей с одноклассниками, возможны и проблемы с учителями. Если на старом месте ребёнок хорошо зарекомендовал себя и числился отличником, не факт, что в новой школе учителя воспримут его так же, особенно если он перешёл в учебное заведение более высокого уровня. Возможно, что в первые месяцы оценки будут ниже, чем раньше, а делать домашнее задание придётся дольше. В этом нет ничего страшного - со временем школьник привыкнет к новым требованиям, если будет ответственно заниматься.

Для отстающего ученика новое место - это, наоборот, возможность реабилитироваться. Если в прежней школе отношение к ребёнку учителей было предвзятым, то в новом месте всё можно начать с чистого листа.

Процесс адаптации обычно продолжается 2-3 месяца, хотя у некоторых он затягивается на целый год. В первое время ребёнок может тревожиться, излишне переживать. Постарайтесь обеспечить ему спокойную жизнь дома: он должен высыпаться, нормально питаться, бывать на свежем воздухе. Хорошо, если у него есть время общаться со своими старыми друзьями - для него это будет поддержкой.

 При каких обстоятельствах действительно нужно задуматься о смене места учёбы?

  1. Смена места жительства. Если семья переезжает, придётся выбирать: или ребёнок останется в старой школе, но будет долго до неё добираться, или перейдёт в расположенную поблизости.
  2. Нет взаимопонимания с одноклассниками. Бывает, что у человека нет друзей в классе. Он не находит общего языка с другими ребятами и страдает от этого. Одноклассники могут высмеивать или даже травить его. Ходить в школу не хочется, потому что пребывание в коллективе превращается в мучение. В такой ситуации нужно менять школу, главное - понимать, что на новом месте ученику придётся привыкать к новым одноклассникам, и это тоже может быть непросто.
  3. Проблемы с учителями. Наиболее остро этот вопрос встаёт в начальной школе, когда у детей по сути один основной учитель, с которым они общаются каждый день. Если этот учитель повышает на детей голос, если ребёнок не понимает, что ему объясняют на уроках, если качество преподавания вызывает у вас вопросы - это повод что-то менять в его школьной жизни. Иногда не обязательно даже менять школу, достаточно перейти в параллельный класс.От первого учителя во многом зависит, как ребёнок будет относиться к учёбе в дальнейшем, поэтому важно, чтобы первые впечатления были положительными.В средней школе становится проще - педагогов много, и среди них наверняка найдутся те, которые нравятся. Теперь уже не так страшно пересидеть нелюбимый урок биологии, зная, что впереди обожаемая история.Ситуация сложнее, если плохо обстоят дела с учителями русского языка или математики - с ними дети общаются почти каждый день, и от знания этих предметов зависит очень многое. Если учитель не устраивает только вас и вашего ребёнка, то можно подумать о смене школы, если это общая проблема класса и с вами согласно большинство родителей - обсуждайте этот вопрос с руководством школы, возможно, вам предоставят другого педагога.
  4. Уровень обучения не соответствует возможностям. Иногда ученик по знаниям значительно превосходит одноклассников. Он учится на пятёрки, выполняет задания быстрее всех и откровенно скучает на уроках. Он мог бы делать больше, но вынужден ждать, пока остальные догонят его. Бывает и обратная ситуация: ребёнок попадает в школу, где остальные ученики более сильные. Он старается, но не успевает за одноклассниками. И в том, и в другом случае имеет смысл искать другой вариант.

Предложите ребёнку взглянуть на смену школы как на увлекательное приключение. Новый класс - это возможность завести новых друзей.

Новый этап

 В 14-16 лет дети начинают серьёзно задумываться о будущей профессии, и это часто толкает их к смене школы или класса. Во многих школах с 7-8-го класса появляются предпрофильные классы с углублённым изучением отдельных предметов, а с 9-10-го - профильные и предпрофессиональные.Углублённое изучение позволяет больше времени уделять предметам, которые ученик планирует сдавать на экзаменах. Предпрофессиональные классы дают возможность школьнику получить первые практические навыки и попробовать себя в профессии, о которой он мечтает.Предположим, школьник хочет стать врачом - тогда ему можно пойти в медицинский класс или выбрать естественнонаучный профиль. Если ученик любит конструировать, у него хорошо идут дела с математикой, физикой и информатикой, ему прямая дорога в инженерный класс. Когда ребёнок задумывается о карьере военного, можно предложить ему перейти в кадетский класс - туда берут уже семиклассников.

В школах, лицеях и предуниверситариях при вузах обычно есть подготовительные курсы, которые помогают успешно пройти вступительные испытания. Главное - озаботиться вопросом о поступлении заранее, хотя бы за год до нового учебного года.Когда ребёнок меняет школу в 14-16 лет, то он, как правило, уже принимает самостоятельное решение и действует целенаправленно, имея определённую установку на будущее. В силу возраста ему уже проще адаптироваться к другим условиям.Смена школы - это переход на новый уровень, это шаг к взрослению, который когда-то предстоит сделать всем. Главное - чтобы ребёнок оказался к этому готов и чтобы

Светлана Смирнова, детский психолог, - о том, чем могут и должны помочь родители:

  •  Не перекладывайте на ребёнка полную ответственность за этот выбор, в большинстве своём дети соглашаются аргументами родителей про лучшие возможности и более светлое будущее. Но они не могут отвечать за то, чего не знают. Решение на самом деле ваше. И вы берёте на себя ответственность по поддержке ребёнка в адаптации к непростой ситуации.
  • Разделите с ребёнком его переживания. Он действительно только потеряв свой привычный мир, смог оценить, как тот ему был дорог. И начал скучать по друзьям, учителям и каким-то мелочам. Важно помочь ему найти способы поддерживать контакты в социальных сетях или встречаясь на каникулах. И прямо проговаривать, что да - это грустно, когда расстаёшься с чем-то хорошим, что было в жизни. А потом попробовать перекинуть мостик в новую ситуацию: а в этой школе есть хоть что-то похожее на прежнюю? А тут как тебе ребята?
  • Будьте готовы выслушивать поток негатива про новых одноклассников и учителей. Только после того как человек освободился от негативных переживаний, разделяя их с теми, кого любит, расчищается место для нового опыта. И наоборот:  чем больше мы отмахиваемся от всех жалоб ребёнка - повторяя, что это всё ерунда, думай о хорошем, - тем сложнее ему увидеть это хорошее и тем больше становится пропасть между детьми и родителями.
  • Постепенно анализируйте, что хорошего есть в новой школе, что в новой ситуации удаётся, какие сделаны шаги по движению вперёд.
  • Если в течение года ребёнок так и не адаптировался к новой школе и вы видит», что ситуация всё хуже и хуже, нужно быть готовым рассматривать варианты перехода в другую школу. Только важно теперь уже точно прислушиваться к пожеланиям самого ребёнка.

Выпуск подготовлен по материалам  журнала «Здоровье школьника» – 2018. №9. - С.11-16. Автор статьи Наталия Крылова.

Приятного и полезного чтения! 

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233


В избранное