Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях. Чтение как спасение


Чтение как спасение

Родители спрашивают: почему дети не читают? Чтение в нашей культуре было и остаётся чуть ли не главным маркером образованного человека. Что делает ребёнка читателем? Для того чтобы лучше понимать это, нужно терпеливо и долго исследовать его поведение. Нам нужно принять как аксиому: то, что делают наши дети, не должно быть для нас ни плохим (надо наказывать), ни хорошим (можно быть спокойным). Итак, что такое детское чтение? Безусловная ли это ценность?

Вот с чем я столкнулась на практике. Когда дети не читают, это чаще всего защита. Дело в том, что чтение требует сосредоточения, а если ты сосредоточился, значит - задумался и заглянул в себя. Очень большое количество детей не могут это сделать свободно, им, наоборот, нужна внешняя активность, чтобы внутрь себя не заглядывать. И здесь нужно разбираться: то ли там внутри неблагополучно, но настолько, что от этого можно просто отвернуться, то ли это неблагополучие порождает такое количество энергии, что если её не выплёскивать, она вырвется через край, разорвёт! А теперь - к основной теме нашего разговора. Если дети читают, что это значит? Постараемся исследовать на конкретных примерах.

 1.Когда книги объединяют

На приёме мама двух дочерей. Мама активная: войдя в приёмную, она тут же дала указания администратору, узнала обо всех направлениях центра, кому-то позвонила, а на 14-летнюю дочь, с которой пришла, внимания не обращала.И вот они в кабинете. Мама обрушилась на дочку с потоком жалоб и критики: то не то, и это не так, не так говорит, или молчит там, где нужно говорить, не так выглядит, родителей не слушает, курица какая-то несовременная, так в старых девах и останется. Девушка действительно несовременная, но славная, в очках с толстыми стёклами, с внимательным, немного смущённым взглядом. Разговорились - и выяснилось, что она давно живёт в мире книжных героев! И у неё есть три подруги, такие же, как она, несовременные, и всё у нее нормально, просто она не такая, как мама.

Уходя, мама между прочим сказала, что дома у неё ещё младшая дочь, 8 лет, так та вообще из дома не выходит, сидит за компьютером. Вот с этой девочкой мы, в основном, и работали, так как у неё были все шансы стать затворницей. Есть такая категория пациентов, которые действительно отказываются от контактов с внешним миром. Но если в первом случае мир книг объединил четырёх подруг и стал общим пространством, где они все пересекались, то бывают случаи, когда книжный мир полностью заменяет общение.

 2.Мальчик, который ни с кем не дружит

На приёме мама с 9-летним сыном. Худенький, бледный, выглядит младше своих лет, но взгляд серьёзный. Разговаривает медленно, каждое слово как будто взвешивает или пробует на вкус. Его ничего не беспокоит, кроме, пожалуй, одного. Одноклассники - глупцы, все подряд! Мама быстро-быстро рассказывает, что когда родился сын, они с мужем были абсолютно поглощены работой и почти с самого рождения поручили его бабушке, которая во внуке души не чаяла. А папа с мамой из-за активного становления своего бизнеса стали родителями выходного дня, да и то не постоянно. Мальчик скучал, но понимал. И привык фантазировать, да с такой силой, что уходил в мир фантазий, не замечая окружающих. Там хорошо, там всё как он хочет. Так и пошёл он по школьной жизни, никого не замечая. Читает книжки и уже сам их пишет. Основную помощь мальчик получил в Мастерской общения - психологической группе открытого типа, где научился слышать других и получать радость от общения со сверстниками.

 3. Мир фантазий

На приёме мама с дочкой. У девочки - бесконечная череда заболеваний, причем возникают они внезапно и без видимой причины. Участковый терапевт, наблюдающий ребёнка, посоветовал обратиться к психологу.И вот проявляется, как прежде проявляли фотографии в старых фотостудиях, история девочки. Мама рассказывает, что в возрасте 2 лет её дочка осталась без папы. А когда уже пошла в школу, у мамы появился новый муж. Отношения с ребёнком у него сложились хорошие, но потом в семье появилась ещё одна дочка - общая для родителей. Старшая девочка уже достигла такого возраста, что могла помогать сидеть с сестрёнкой и, со слов мамы, стала с удовольствием заниматься с младшей.У девочки своя версия. Когда родилась сестра, она почувствовала себя лишней, нужной только в качестве няньки. Очень полюбила фильмы и книжки. Призналась, что в свободное время читает про несчастных детей и понимает, что ей ещё не так плохо! Осилила даже «Отверженных» Гюго ради Козетты.Долго разбирались с чувством обиды её «внутреннего ребёнка».

 4.Друзья и помощники среди героев книг

У родителей были напряжённые отношения, они развелись. После развода дочь осталась с мамой, но с 12 лет пошли сплошные конфликты. Перебралась к папе, там тоже сложно - даже ещё сложнее: всем распоряжается бабушка, можно быть только самой младшей и подчиняться всем, кто старше! Уйти можно было только в мир книг, что девочка и сделала. Теперь выглядит и рассуждает куда старше своих 13 лет.Мир книг оказался необходимым ей пространством. Друзья тоже есть, но немного, зато много собеседников среди героев книг. Они помогли, поддержали и научили справляться с трудностями. В данном случае книги не отгородили подростка, а сделали более глубоким и интересным для сверстников.

 5.Лекарство от боли

Бывает, что знания лечат. Мама родила больного ребёнка, папа не выдержал и ушёл из семьи. Старший сын захотел узнать, как устроена психика и человеческие отношения, почему люди ссорятся и разводятся. За ответами на вечные вопросы обратился к литературе, затем -к философии. Этот мир сделал подростка более взрослым и эмоционально устойчивым. Когда пришло время выбора профессии, долго выбирал между философским и психологическим факультетами. В конце концов поступил в педагогический и стал учителем литературы. Но интерес к психологии победил. Работа в школе убедила в необходимости психологических знаний. Когда наш герой стал клиническим психологом, то тему выбрал глубокую и трепетную - тестирование и диагностика. И снова вернулся в школу, ведь мудрый совет и индивидуальный подход важны и нужны каждому школьнику.

 Рекомендуется всем

Книги - не только спасение, но и необходимое развитие. Как приучить к чтению, как проложить дорожку к книгам для детей и подростков, не попавших в сложную жизненную ситуацию? В Интернете на эту тему можно найти десятки советов. Что же выбрать, на чём остановиться? Предлагаю сократить все безусловно полезные советы до пяти рекомендаций.

1. Родителям надо читать детям те книги, которые они сами по тем или иным причинам не прочитали в детстве или в юности. Они знают, что это классика и это должен прочитать любой грамотный человек, но не случилось, не получилось. И это каким-то камнем висит и напоминает: вот, дескать, недочитали, недообразованы! И тогда вы читаете «Бегущую по волнам» Грина или «Голову профессора Доуэля» Беляева своему ребёнку. Читаете с увлечением! Понимая, что вот как здорово, теперь и вы заштопали эту брешь в своём образовании. И когда вы обо всем этом думаете, у вас абсолютно исчезает столь нежелательный налёт обязательности и назидательности. Его наши дети чувствуют моментально и... сопротивляются!

2. С детьми надо читать то, что вам самим интересно. Есть произведения без направленности на определённый возраст. Например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Читайте детям, их заворожит эта сказка. Читайте подросткам - они придут в восторг от иронии. Читайте сами - в зрелом возрасте вы поймёте, что в жизни есть главное, а есть и сиюминутное.

З. А что полезного в чтении детективных романов? Кстати, психологи выявили большую пользу от чтения подобных произведений. Оказывается, оно развивает логику и внимательность: важно не упустить бесконечное количество деталей и обстоятельств.

4. Дети, да и большинство взрослых  любят игры и всё, что содержит в себе интригу и соревновательный компонент. Попробуйте поиграть с детьми, только честно! Используйте те произведения, финал которых вы не знаете. Пусть каждый предположит, чем кончится дело, а потом, по мере прочтения, узнаете, кто был прав.

5. И, наконец, книга - действительно источник знаний. Кто из детей не мечтал блеснуть особыми сведениями? А они как раз содержатся в книгах. Именно из книг про путешествия можно узнать, что величина Марианской впадины, самого глубокого места в мире, - 11 022 метра, а самая высокая точка мира - Эверест, или Джомолунгма - имеет высоту 8848 метров. Правда, сейчас всё это дети узнают из Интернета. Но про удивительные приключения барона Мюнхгаузена, который так и не смог напоить лошадь, или про экзистенциальные цели героев «Пикника на обочине» братьев Стругацких ваши дети и особенно подростки узнают только из книг. И этим удивят своё окружение. А это в 12-17 лет, поверьте, самое важное! Хорошего совместного чтения вами вашим детям!

 

 Лариса Руднева, психолог, директор психологического центра «На  Белорусской» ( журнал «Здоровье школьника» №6 2018 г.)

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: skdb.ekimceva@gmail.com Телефон: (8652) 24-27-49.

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233

 


В избранное