Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Про онтолингвистику и приемы автоматизации сонорного Л


Про онтолингвистику и приемы автоматизации сонорного Л

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в нашей рассылке:

  1. Ответ на заданный в прошлый раз вопрос «Что такое онтолингвистика?» А также некоторая информация о замечательном человеке, положившем начало изучению детской речи, Гвоздеве А.Н.
  2. Некоторые приёмы автоматизации сонорного Л. Игра на развитие фонематического восприятия.
  3. «Детские звучалки или Логопеду здесь точно делать нечего»

Про онтолингвистику

Онтолингвистика — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Чаще всего трактуется как один из основных разделов психолингвистики. Термин введён Светланой Наумовной Цейтлин, заведующей кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена.

Онтолингвисты в настоящее время рассматривают детскую речь как особую «детскую» языковую систему, являющейся в известной степени автономной, отражающей достигнутый ребенком к данному моменту уровень его когнитивного развития и способной удовлетворять его коммуникативные потребности.  В этом случае абсурдна сама постановка вопроса о правильности-неправильности, ибо исчезает необходимость сопоставления со «взрослым» эталоном. В этой языковой системе специфичны значения многих слов: так «ав-ав» может обозначать любое животное, а «кар-кар» — не только любую птицу, но и любой предмет, способный перемещаться в воздухе (например, воздушный шарик и летящий по ветру сухой листок); более просты, чем во «взрослом» языке, правила образования словоформ, например, используется единая флексия в определенном падеже независимо от так называемого типа склонения (без носов, без глазов, без ушов) или единый способ корреляции открытой и закрытой глагольных основ – с помощью прибавления или, наоборот, устранения суффикса (скакаю, прятаю, поцелуть). По мнению современных онтолингвистов, это не ошибки, а норма детской речи,  для 3-5-летних уж точно.

В свое время в Гарварде в 60-х годах известным американским специалистом по детской речи Роджером Брауном была осуществлена запись на магнитофон с последующей расшифровкой и вводом в компьютер речи трех детей, которым дали условные имена Адам, Ева и Сара. Когда лингвисты изучили порядок освоения этими тремя детьми, разными детьми четырнадцати выделенных ими грамматических категорий, оказалось, что все дети усваивали все эти категории в совершенно одинаковой последовательности. Различия оказались совершенно незначительными.

Так, например, последовательность появления падежей у разных детей может не совпадать полностью, но незыблемой остается следующая закономерность: первым среди косвенных появляется винительный падеж,  далее родительный, дательный, предложный и последний — творительный. Вот почему с детьми с ОНР логопеды начинают освоение падежей с винительного и далее руководствуются принципом онтогенетического появления падежей.

Биография А.Н. Гвоздева

Гвоздев Александр Николаевич родился 15 (27) марта 1892 г. в с. Сивинь в Мордовии. Окончил Московский университет в 1918 г. После окончания университета до 1938 г. работал в Пензе — в школе, в педучилище и в Пензенском институте народного образования. В 1921 г. начал заниматься изучением пензенских говоров, издал «Диалектологический атлас Пензенской губернии». С 1938 г. и до конца жизни Александр Николаевич работал в Куйбышевском педагогическом институте. В 1938 г. по совокупности работ А.Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата филологических наук. В 1943 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора филологических наук.  В 1945 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. В 1944–1959 гг. являлся профессором Куйбышевского педагогического института. Научные интересы А.Н. Гвоздева затрагивают фонологию, стилистику, орфографию, диалектологию. Занимался исследованием детской речи, но в то время над его научными интересами посмеивались, не считали столь важными. А в 60-е годы в США на большом конгрессе лингвистов был заслушан доклад американца Дена Слобина «Советские исследования по детской речи», сделанный на дневниковых материалах А.Н. Гвоздева. Таким образом, во всём мире А.Н Гвоздев признан классиком лингвистики детской речи, первооткрывателем современной онтолингвистики.

Переходим к практике.

Приемы автоматизации сонорного Л

Мальчик, 6 лет.  Простая дислалия, выражающаяся в губном произношении сонорного Л. Этот автоматизм был настолько прочен, что постановка нормального Л растянулась на несколько месяцев, а не на пару-тройку занятий, как это обычно бывает.

Методика работы:

  1. Беззвучная отработка межзубного положения кончика языка в закрытом слоге, то есть сначала тянем гласные, а затем, улыбаясь, прикусываем кончик языка.
  2. Добавление голоса (звука Ы) при прокладывании кончика языка между губами.
  3. Беззвучная отработка межзубного положения кончика языка в односложных словах с Л на конце: бал, зал, гол, пол.
  4. Добавление голоса при произнесении Л на конце в тех же словах.
  5. Автоматизация Л в словах с закрытым слогом, в чистоговорках, в стихах.
  6. Автоматизация Л в открытых слогах и словах с ними.

Логопедические игры

Игра на развитие фонематического восприятия «Похожие слова». Цель: развитие умения находить слова, звучащие похоже.

Правила игры: На игровом поле картинки к похожим по звучанию словам. У каждого ребёнка фишка. Дети по очереди кидают кубик и делают нужное количество ходов своей фишкой. Попав на определённую картинку, ребёнок старается отыскать слово, которое звучит похоже и переставляет свою фишку на соответствующую картинку. Таким образом он может или отдалиться от финиша или, наоборот, к нему приблизиться. Если ребёнок не может найти парную картинку, то возвращается в начало игры. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

Пример игрового поля вы можете скачать на моем сайте: игровое поле в формате PDF. Также вы можете увидеть, как выглядит игровой процесс, просмотрев видеозапись игры на сайте YouTube.

И в заключение...

Детские звучалки или Логопеду здесь точно делать нечего

Из книги А.Ю. Закгейма "Что написАлось"

Трех-четырехлетняя Лена:
— Мамочка, ты знаешь, что значит слово любовник?
Ее в высшей степени стеснительная мама смущенно бормочет нечто неясное.
— А я знаю.
Мама смущается еще больше.
— Мамочка, пойми: дом, где живет корова, называется коровник; дом свиньи - свинарник; дом курицы - курятник. Значит, любовник - это дом, в котором живет любовь.

Как хорошо жить в любовнике!

Две реакции детей на пол новорожденного.

Семилетний Миша внимательно рассматривает Машу, двоюродную сестренку. Потом спрашивает ее маму:
— Лариса, а когда Маша станет понятным ребенком, ну, как я, может быть, она все-таки будет мальчиком?

Спустя четыре года Маша разглядывает принесенного из роддома брата:
— Ой, мама, а что это за грешные орешки?

Ошибка в слове "грецкие" нечаянно звучит крайне выразительно.

Ребенка может сильно напугать незнакомое слово.

Крохотная Таня простудилась. Мама озабоченно:
— Сильная простуда. Надо сульфадимезин дать!
Танечка — рыдать:
— Мамочка! Не давай мне судидидидин! Лучше поставь мне клизмочку! Кьясненькую!

Детские словообразовательные инновации из словаря «Говорят дети». Подробнее про словарь можно прочитать здесь: http://www.ontolingva.ru/deti.htm

Бабушник — тот, кто любит бабушку. (Бабушник я, бабушку люблю,  Игорь, 3,9 лет). Ср. ключ ключник

Боюшка — та, которая боится. (Ну какая же ты боюшка, Вера 4 г). Ср. нестись несушка

Глухь — пустынное глухое место, то же, что и глушь. (Пришли, а там  - глухь!, Люба, 5 л). Ср. новое новь

Искуда — то же, что откуда. (Ты искуда пришёл?, Лена, 2,6 л)

Кокет — муж. к кокетка (Папе, причёсывающемуся у зеркала: «Ну ты и кокет!», Зоя, 3 г)

Ногав — штанина комбинезона, брюк, по аналогии с рукавом. (Не пойму, где здесь рукав, а где ногав?, Лена, 4 г.)

На этом всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное