Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О языковой способности. Игра "Несуразицы"


О языковой способности. Игра "Несуразицы"

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»

Сегодня в выпуске:

  1. Определение языковой способности. Компоненты языковой способности, их развитие у детей. Тест на определение языкового интеллекта.
  2. Игра на автоматизацию проблемного звука в слове.
  3. Новые компьютерные логопедические программы.

Языковая способность

В логопедии понятие языковой способности (языковой активности) используется с 60-х годов ХХ века. Впервые термин «языковая способность» употребил немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт: «У детей происходит не механическое выучивание языка, а развёртывание языковой способности». То есть языковая способность – это творческий процесс, проявляющийся в способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения.

Языковая способность особенно ярко заявляет о себе в 3 случаях:

  1. Когда переходим к овладению письменной речью. По словам Лурии А.Р.: «Письменная речь – алгебра речи, разговор с чистым листом бумаги». Самостоятельные первые сочинения ребёнка дадут самое полное представление о его языковой способности.
  2. Когда переходим к овладению иностранным языком;
  3. Когда обращаемся к категории детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью.

Особенностью языковой способности является отражение в языковых формах отношений, существующих в действительности (предметных, орудийных, коммуникативных и др). Поэтому предметная и познавательная деятельность выступает вторым (после общения) условием развития языковой способности у дошкольников.

Несмотря на то, что социальные условия у детей могут быть похожими, тактика овладения языком у детей различается. Одни из них («референциальные») проявляют более высокий уровень лексического развития, «увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты», по выражению С.Н. Цейтлин, другие («экспрессивные» дети) – скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов. Кроме того, дети первой группы менее способны к имитации, чем дети второй: на начальном этапе развития речи они повторяют в основном нарицательные существительные и используют повествовательные конструкции. В более старшем возрасте у тех и у других детей возникают неосознанные языковые обобщения по поводу того, «как люди говорят», которые характеризуют «чувство языка».

В структуре языковой способности выделяют следующие компоненты:

  1. фонетико-фонологический;
  2. синтаксический;
  3. лексико-семантический.

На каждом возрастном этапе выделяются ведущие компоненты способности.

Так, у нормально развивающихся детей 3-4 лет ведущим является фонологический компонент. В 4-5 лет он обеспечивает появление ориентировки на морфемный состав слова и грамматическую значимость его компонентов, и ведущим становится синтаксический компонент. Это в свою очередь обеспечивает расширение коммуникативных и познавательных возможностей детей, и с 6 лет, когда слово становится знаком, замещающим собою предмет, ведущим становится семантический компонент. В 6-7 лет начинается обучение навыкам звуко-буквенного анализа, и опять ведущее место занимает фонологический компонент наравне с семантическим.

У взрослого человека тоже можно наблюдать преобладание того или иного компонента языковой способности: либо это «семантик», умеющий пространно излагать свои мысли, но не умеющий объяснить, почему он написал так или иначе, либо «грамматик», хорошо разбирающийся в структуре языка, ему не составит труда разобраться в грамматике иностранного языка, он легко усваивает правила русской орфографии, морфологии и синтаксиса. Как правило, у образованного человека эти компоненты гармонично развиты и взаимодополняют друг друга.

Проверить свои языковые способности можно, например, с помощью психологического теста языковых способностей Зиверта. Этот тест предназначен для определения коэффициента языкового интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет). Содержит 30 заданий, требующих нахождения одинаковых по значению слов, аналогий, правильного понимания смысла пословиц, памяти на слова. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов. На прохождение теста отводится 15 минут. Он находится по адресу: http://www.iatp.md/do/IQL.html

Список литературы для дальнейшего изучения темы

  1. Микляева Н.В., Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи., М.:Владос, 2000

Игра на автоматизацию проблемного звука в слове «Несуразицы»

Это веселая игра, которая очень нравится детям, и при этом помогает в автоматизации нужных звуков.

Вначале подберите картинки с проблемным звуком в нужной позиции, например, с помощью программы «Автоматизация согласных». Подготовленные картинки разложите лицевой стороной вниз.

Взрослый задаёт вопросы различного характера. Ребёнок на каждый вопрос случайным образом выбирает картинку и с её помощью отвечает. Случаются очень забавные ответы и веселью нет предела!

Потом по картинке можно вспомнить вопрос.

Вот один из возможных списков вопросов:

  • Что мы сегодня ели на завтрак?
  • Кто катается на велосипеде?
  • Кто выпрыгнул из кастрюли?
  • Кто (что) находится в мешке?
  • У кого выросли длинные уши?
  • Что надулось и лопнуло?
  • Кто квакает, как лягушка?
  • Кто чихнул?
  • Кто храпит во сне?
  • Кто твой враг?
  • Кто твой друг?

Логопедические компьютерные игры

В этом разделе нашей сегодняшней рассылки я хочу поделиться с вами ссылкой на сайт с логопедическими онлайн играми, разработанными логопедом Зацепиной Натальей Михайловной. Вот этот сайт: http://logoped1965.narod.ru/projects.htm

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное