Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Блог молодого отца

  Все выпуски  

Блог молодого отца


Музыкальное воспитание моего ребенка! Основной вид музыкальной деятельности, доступный ребенку раннего возраста – 1..ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ Восприятие музыки характеризуется прежде всего эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько переживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Малышу нравится благозвучие, он заметно оживляется, радуется. При организованном восприятии-слушании музыки можно отметить уже на первом году жизни ребенка некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера, например: плясовую, колыбельную. Постепенно музыкальные впечатления становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера. В ходе музыкальных занятий дети могут воспринимать много разной музыки. Это может быть музыка песенок и игр, а также та музыка, которая сопровождает музыкальные движения: пляски, упражнения, маршировки, движения на круге, игровую гимнастику. Не забудем упомянуть также музыкальные сказки и инструментальную музыку и пение взрослых для детей, когда малыши только смотрят и слушают. Таким образом, мы можем выделить несколько видов слушания-восприятия музыки в занятиях с детьми раннего возраста: 1.1 пение взрослых для малышей; 1.2 инструментальный ансамбль 1.3 сказка, иллюстрируемая музыкой; 1.4 музыкально-двигательный показ; 1.5 слушание музыки в игровой форме; 1.1. Пение взрослых. Пение взрослых может быть как с сопровождением, так и без него. Если текст и мелодия детям понятны, а интонация сложна для пения, то песню поют взрослые (педагог и мамы), а малыши слушают. Выбор песен для слушания достаточно велик во многих музыкальных сборниках и пособиях. Прежде всего адресуем вас к золотому фонду дошкольного музыкального репертуара – детским песням М.Красева, Т.Бабаджан, Е.Тиличеевой, Ю.Слонова, Т.Попатенко, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Пользуется популярностью репертуар из программ «Малыш» В.Петровой, «Сонатал», «Интоника» М.Лазарева и других. Многие учителя музыки считают, что пение взрослого для детей раннего возраста чуть ли не единственный вид слушания музыки. Это безусловно, ошибочное мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием слушают инструментальную музыку. Очень любят слушать уже знакомые мелодии, с радостью узнают их, называют, проявляя заинтересованность. 1.2 Инструментальный ансамбль. Дети очень любят слушать инструментальную музыку и ансамбли. Например, фортепиано и коробочка в пьесе «Лошадки», разные ударные инструменты с фортепиано в «Веселом марше» и т.д. Безусловно, исполнение пьес в ансамбле требует совместной предварительной подготовки педагога и родителей. Как правило, в каждой группе есть инициативные родители, которые с радостью примутся за подобную работу. Может случиться, что в вашей группе сформируется постоянно действующий ВИА или инструментальный ансамбль с чарующим названием, например, «Поющие воробушки» или «Ручеек», и ваши праздники уж точно будут обеспечены своей «живой» музыкой. Хорошим подспорьем в выборе нужного репертуара станет ваше обращение к народным песенкам, потешкам. Например, «Заинька», «Журавель», «Сорока» и др. 1.3 Сказка, иллюстрируемая музыкой. Когда малыши уже научились слушать короткие инструментальные программные пьесы с вниманием и интересом и узнавать их, учитель может перейти к сказке, иллюстрируемой музыкой. В сказку включаются 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Практика показывает, что пьесы, тематически объединенные сказкой, могут впервые исполняться на занятии, т.е. быть новыми для восприятия детьми. Музыка, включенная в сказку должна быть программной, выразительной, короткой. Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка должна объяснять содержание прослушиваемых пьес, выстраивать художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонацию, паузу в сказке необходимо хорошо продумать. Не отвлекаться на подробные описания и не задавать «лишних» вопросов. Сказку, иллюстрируемую музыкой лучше предлагать в первой половине занятия, когда внимание детей устойчиво, лучше после ритмической разминки на круге. Предшествовать сказке должна маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например: « На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем. Ротик закрывается, сказка начинается» ( пальчиковая песенка на круге) 1.4 Музыкально-двигательный показ. Интерактивный способ слушания музыки, когда малыши и мамы сопровождают восприятие-слушание уже известного (!) музыкального произведения определенными движениями корпуса, рук, мимики. Участвуя в слушании таким образом, дети и родители проживают музыку телесно, выстраивают пластический вариант художественного образа музыкального произведения. Например: в произведении «Котик» гладят « лапкой» свой животик или баюкают-качают воображаемую куклу в «Колыбельной». 1.5 Слушание музыки в игровой форме. Слушать музыку можно и в игровой форме. Как правило в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание по силам даже самым маленьким или непоседливым. Еще несколько советов. * Не пренебрегайте возможностью использования разных тембров, инструментов при слушании и повторном исполнении пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить на разных музыкальных инструментах. * Шире используйте детские музыкальные инструменты, на которых в скором будущем будут играть ваши слегка подросшие воспитанники. Например, металлофон, ксилофон, свирель, подвесные колокола, цитры, арфы и, конечно, детские шумовые ударные инструменты. * Включайте в процесс фонограммы исполняемых произведений, но при повторном слушании. При реальной возможности исполнить музыку самостоятельно. Живое исполнение всегда предпочтительнее. Исключение составляют симфонические обработки. * Используйте шумы и звуки природы, природные музыкальные инструменты, ищите звуки в окружающем пространстве, включайте их в ваши сказки. * Ритуализируйте вход и выход в процесс слушания музыки. Большое значение в этом процессе имеет работа с тишиной. Вообще «Упражнение в тишине» является базовым на музыкальных занятиях в Монтессори-группах. * Рекомендуемое время для проведения слушания – первая треть занятия. Продолжительность – 2-4 минуты (включая, например, сказку). http://blogs.privet.ru/community/pervyi_rebenok

В избранное