Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аритмии и другие болезни сердца (информация для пациентов)


Выпуск № 1

в  котором  автор объясняет точные цели рассылки

 

Занимаясь свои любимым делом – лечением аритмий сердца на протяжении более 15 лет, меня часто мучил вопрос : «Почему некоторые пациенты самостоятельно меняют терапию, приводя к полной неэффективности лечения?». Действительно, ряд людей, впечатлившись начинающимся эффектом и считая, что хуже уже не будет, начинают принимать лекарство в меньшей дозе, меньше раз в течение дня, сокращают продолжительность курса. Все это приводит к тому, что вроде  бы развивающийся эффект начинает тормозиться, и через какое-то время всё возвращается «на круги своя».

Результатом становится потерянное время (а это целые месяцы), деньги (и причём суммы не малые), потерянные труд и время врача. Из-за чего же это происходит? Однозначный ответ — из-за того, что пациент считает: врач его лечит формально и преувеличенно. Действительно, в таком представлении виновна современная медицина, которая зачастую является формальной. Многие врачи лечат некую болезнь, а не конкретного пациента.

При анализе схемы лечения 100 врачей, практикующих непрерывно не менее 5 лет, я пришёл к следующим выводам:

1)    В 85% случаев назначения врача включали обследования, которые не помогли бы в лечении (то есть не изменили бы схему лечения ни при положительном, ни при отрицательном результате). Причём у 20% больных таких «пустых» обследований было назначено большинство. 

2)    У 96% больных назначались ненужные препараты. Эти препараты не несли АБСОЛЮТНО никакой пользы.

3)    У 35% больных таких ненужных препаратов было большинство. Вдумайтесь в это: большая часть лекарств представляла собой как минимум пустышки.

4)    У 33% больных стоимость таких ненужных лекарств превышала стоимость действительно нужных. То есть большую часть средств на лечение пациент тратил опять же на пустышки.

 

Это далеко не значит, что врач обладает плохими знаниями и вредит пациенту, но этими препаратами он и не помогает, а человек при этом тратит на них серьёзные суммы. Если мы посмотрим медицинский учебник, то увидим множество препаратов, которые могут быть назначены по данной проблеме. Но это не значит, что все они должны быть назначены. Какие из них применить у конкретного человека для достижения максимального результата – это вопрос опыта и умения врача. В ряде случае врач назначает несколько препаратов, чтобы лечение было действенным, что называется «наверняка». Но в результате какие-то препараты оказываются «балластом». Таким образом, формализм иногда имеет место, но не у всех врачей. Однако все врачи страдают от такой «неточности» пациента.

Эффективное взаимодействие и взаимопонимание врача и пациента называется словом «комплайенс». Существует даже математическое выражение комплайенса. Это процент тех рекомендаций врача, которые пациент выполнил в точности, не нарушая ни одного даже мелкого подпункта. Думаю, я не ошибусь, если степень комплайенса в отечественной кардиологии не превышает 50%. А желательно довести эту цифру хотя бы до 80%.

Сейчас я точно понял, что для качественного лечения, пациент должен быть не просто субъектом, которого лечат. Он должен быть полноценным партнером. Напомню всем древнюю басню, в которой врач говорит пациенту: «Нас – трое: ты, я и болезнь. Если ты встанешь на сторону болезни – она перевесит, но если ты будешь на одной стороне со мной – мы вместе победим болезнь».

Итак, чтобы достичь нужного результата – выздоровления, пациент должен быть не субстанцией, над которой колдует доктор, а полноправной активной стороной и участником процесса лечения. Это значит, он должен знать и понимать следующее:

1)    Что представляет собой болезнь?

2)    Откуда она появилась у этого пациента?

3)    Какие риски несёт заболевание, если его оставить на самотёк?

4)    Что нужно дообследовать? И что изменится в лечении  в зависимости от результатов каждого исследования? (пациент должен понимать, что каждое исследование делается не «до кучи», а для ответа на совершенно конкретные вопросы)

5)    Каково должно быть лечение?

6)    Почему тот или иной препарат должен приниматься именно в этой дозе, именно столько раз в день (например, три, а не один) и т.д.?

7)    Как он будет переноситься? Какие могут быть побочные эффекты или осложнения? Как их избежать?

8)    Сколько времени должно занять лечение и что будет потом?

9)    В чем отличие ситуации этого пациента от стандартной? (хуже она для лечения или лучше)

10)  Когда нужно встретиться с врачом в следующий раз?

11)  Как понять, что что-то в лечении пошло и не так? И когда в таком случае встретиться с врачом внепланово?

Согласитесь, ответы на все эти вопросы очень нужны. Причём важно не просто дать пациенту стандартную информацию, а добиться полного понимания вне зависимости от уровня образования и интеллекта, т.к. от этого будет зависеть качество лечения.

Теперь опять обратимся к нашей системе здравоохранения. Были ли случаи, чтобы врач всё это рассказал вам на приеме? Ведь для полной информации требуется не менее 45 минут, а время приема составляет не более 15 минут (врачу поликлиники дается и вовсе 10 минут). Причем этот прием включает и опрос, осмотр и заполнение уймы документов.

Именно поэтому, задача этой рассылки – восполнить информацию, необходимую для пациента, что я по мере своих сил и обязуюсь выполнить.

 

Автор рассылки                                Туров А. Н.

 

В следующем выпуске – кто такой аритмолог и с чем его едят?

Все вопросы  направляйте на почту: turov_76@inbox.ru

 


В избранное