Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа клиентоориентированных врачей-стоматологов 'В чем сила, брат?' В вопросах! Часть II.


Вопросы, вопросы, вопросы... А о чем спрашивать-то? Собственно говоря, на этот вопрос вы должны ответить сами себе! О чем нужно спрашивать пациента? Начните с того, что вы хотите узнать. Ничего не хотите выяснить? Не готовы меняться? Закройте эту страницу и не теряйте время - в интернете есть много интересных сетевых игр!

Вопросы, вопросы, вопросы...

Вспомните свой прием: первый вопрос на консультации - "На что жалуетесь?". Отличный вопрос, если он в ряду с другими, а не одинокий волк в пустыне. В медицинской литературе вы найдете много учебников и трактатов, связанных с обследованием пациентов. Еще в 1810 году Христиан Фридрих Самуэль Ганеман издал свою работу "Органон врачебного искусства", которое в основном касалось не медицинского лечения заболеваний. Сейчас эта книга является обязательной во всех гомеопатических школах. Смотрите, что он писал в начале далекого XIX века:

Христиан Фридрих Самуэль Ганеман

Больной говорит о своих страданиях; его родные снова пересказывают, на что он жалуется, каков он был и все, что они в нем заметили; врач видит, слушает и наблюдает собственными чувствами все явления, признаки и чрезвычайные случаи. Он записывает рассказ больного и особ, его окружающих, в точности сохраняя их выражения. Если можно он дает спокойно докончить изложение, не мешая им, особенно, если не делают бесполезных отступлений; ибо всякая остановка сбивает рассказывающих, прерывая нить их мыслей, и в таком случае им не все приходит на память с такою верностью, как бы сначала хотелось рассказать. Только он должен просить, чтобы они с самого начала говорили не торопясь, дабы ему можно было следить за их рассказом и записывать его.

Органон, § 84

Еще одна цитата из этой книги:

Никогда не позволяйте себе торопить пациента, это должно войти у вас в привычку. Говорите как можно меньше:

старайтесь, чтобы все время говорил ваш пациент, а сами только направляйте разговор в нужное для вас русло. В этом случае вы сможете без труда установить все общие и частные симптомы. Когда пациент уходит от темы или отвлекается, мягко, но ненавязчиво верните его к теме разговора.

В этой книге он опубликовал схему вопросов для понимания темы и структурности. Но, что в те времена, что сегодня есть изрядное количество людей, понимающих все буквально:

Среди присутствующих студентов я знаю тех, кто просто заучивал схему опроса, и тех, кто не делал даже этого. Эти студенты неправильно восприняли все, чему их здесь учили, и совершат большие ошибки, используя неверные методы. Разумеется, первыми пострадают пациенты, но в конечном счете пострадают репутации врача ...

первыми пострадают пациенты, но в конечном счете пострадают репутации врача...

Кажется, что медик, отказавшийся от научной медицины в позапрошлом столетии, пишет о сегодняшнем дне. И как верно подмечено: первыми пострадают пациенты, но в конечном счете пострадают репутации врача... Не верите в эти слова? Приведу одно доказательство, остальные, по аналогии, найдете и вспомните сами. Многие знают эксперимент в создании народного социологического поисковика Ответы@Mail.ru. Одни пишут вопросы, другие ответы, все голосуют за правильный ответ. Пример:

Если нужно проходить физиотерапию (облучение), разве врач не должна спрашивать пациента, есть ли беременность или нет?

Лучший ответ:

А не спросит, так вы и промолчите?

ссылка

Забавно, правда, врач не спрашивает, пациент молчит...  А риск повредить зарождающуюся жизнь никто не оценил - ни врач, ни будущая мать. Уверяю, если походить по интернету таких историй вы найдете много. Не исключено, что найдете и отзывы своих пациентов. Более того, во время поиска информации для тренинга я находил личные блоги и сайты, которые готовят ваших пациентов задавать вопрос вам!!! То есть, если Магомед не идет к горе, то пациенты сами начинают задавать вопросы. Как минимум, чтобы быть уверенными, что их чадо в утробе не будет облучено без веской на то причины, что вы не удалите зуб, который можно спасти, что вы не будете настаивать на лечении здоровых зубов и органов...

Сетереотип врача

Кроме того, развитие социальных сетей привело к появлению огромной массы советующих людей. Советы идут по всем отраслям и медицина также не является исключением. Все что, вы не узнали (не задав вопросы), все что вы не обнаружили будет задано в сети в виде вопроса. И огромная масса любителей давать советы - даст свой совет. И не всегда этот совет будет верным. Потому как совет типа "врачи в нашей стране сами не знают что лечат - возьми свеклу, потри затылок, попрыгай на левой ноге, я так делал - у меня прошло" могут привести к печальным последствиям! Вот какая репутация у врачей, которые выпускают из своего кабинета пациента, не задав ему необходимые вопросы. Со временем эта репутация становится стереотипом и люди сидят дома, трут свеклой затылок и тянут до последнего, пока не останется лишь единственный вариант радикальной медицины...

Надеюсь, что у меня получилось ответить на вопрос "Почему необходимо задавать вопросы?". В следующих статьях постараюсь осветить какие вопросы надо задавать.

Продолжение следует...

 


В избранное