Генетика

Генетика

Новости

Генетика животных 28.07.2017 (Генетика животных) Ученые СПбГУ расшифровывают геном ягуаров, чтобы предотвратить их исчезновение Ведущее научное издание США, журнал Science Advances, опубликовало результаты масштабного исследования по расшифровке генома ягуара и сравнению его с геномами других больших кошек — льва, тигра, леопарда и снежного барса. Международное исследование возглавили эксперты Центра геномной биоинформатики им. Ф. Г. Добржанского СПбГУ под руководством доктора Стефана О’Брайена совместно с коллегами из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия).

Психиатрическая генетика 24.07.2017 (Психиатрическая генетика) У 25% жителей планеты имеются депрессивные гены Почти 25% всех жителей нашей планеты являются переносчиками гена, который делает их более уязвимыми перед депрессиями по мере старения. К такому выводу пришли учёные из Университета Центральной Флориды.

Генетика человека/Медицинская генетика 19.07.2017 (Генетика человека/Медицинская генетика) Инвестиции в редактирование генома В России разрабатывается новый подход в лечении заболеваний человека, основанный на редактирования генома клеток костного мозга. В настоящий момент разработчик подхода – российская биотехнологическая компания AGCT (Advanced Gene & Cell Technologies Ltd.) – сконцентрировалась на его применении в терапии пациентов с лимфомами и ВИЧ, которым требуется трансплантация костного мозга.

Психиатрическая генетика 17.07.2017 (Психиатрическая генетика) Генетика синдрома Туретта Международная группа исследователей, включающая сотрудника Центра живых систем Московского физико-технического института Василия Раменского, выявила генетические особенности, которые увеличивают риск развития синдрома Туретта — расстройства центральной нервной системы, часто передающегося по наследству.

Генетика человека/Медицинская генетика 16.07.2017 (Генетика человека/Медицинская генетика) Открыт новый ген, вызывающий анемию Ученые из Вюрцбурга опять обнаружили новый ген, вызывающий симптомы анемии Фанкони.

Генная инженерия 14.07.2017 (Генная инженерия) Ученые впервые записали в ДНК мультфильм Все мы знаем, что ДНК является носителем генетической информации. Но может ли эта структура хранить информацию не только о нашем геноме, но и любую другую? Многочисленные исследования и эксперименты показали, что это действительно возможно. И недавно группе ученых из Гарвардской медицинской школы в Бостоне удалось записать в ДНК живых клеток короткий анимационный фильм, а затем и воспроизвести его.

Генетика человека/Антропогенетика 05.07.2017 (Генетика человека/Антропогенетика) Распространение артритов объяснили исходом человека из Африки Исследователи из США и Канады пришли к выводу, что закрепление мутации, повышающей риск артритов, может быть связано с миграцией человека из Африки.

Молекулярная генетика 05.06.2017 (Молекулярная генетика) Ген, повышающий фенотипическое разнообразие, помогает микобактериям защищаться от антибиотиков Американские биологи расшифровали механизм, помогающий туберкулезной палочке и другим микобактериям противостоять антимикробным препаратам. При делении палочковидных бактерий каждая дочерняя клетка наследует один из своих концов (полюсов) от родительской клетки, а второй формируется заново в процессе деления. Поэтому у каждой клетки один из полюсов всегда новый, а возраст второго варьирует в широких пределах. Как выяснилось, ген LamA, функция которого до сих пор была неизвестна, тормозит рост недавно образовавшихся полюсов. Из-за этого клетки растут асимметрично (один конец быстрее другого), и даже генетически идентичные бактерии сильно различаются по скорости роста, а заодно и по устойчивости к антибиотикам. Таким образом, ген LamA повышает фенотипическую изменчивость бактерий при неизменном геноме. Если его отключить, изменчивость снижается, и популяцию микобактерий становится проще уничтожить антибиотиками.

Генетика животных 02.06.2017 (Генетика животных) Обнаружены гены, отвечающие за чувствительность к магнитному полю Земли Люди давно заметили, что многие животные, рыбы и насекомые могут хорошо ориентироваться на местности и «чувствовать» магнитное поле Земли. Иными словами, у них есть что-то наподобие «встроенного природой компаса». Логично предположить, что такая способность у некоторых видов заложена на генетическом уровне. И недавно ученым из университета Балтимора удалось обнаружить соответствующую последовательность в геноме стеклянного сома (Kryptopterus bicirrhis). Более того, внедрение этого генетического материала в мозг других животных давало им тот самый «внутренний компас».

Генетика человека/Антропогенетика 24.05.2017 (Генетика человека/Антропогенетика) Вредные мутации в геноме усиливают влияние друг друга Международная группа, включающая ученых из России, США и Голландии, показала, что влияние вредных мутаций на приспособленность зависит от присутствия в геноме других вредных мутаций. Оказалось, что чем больше вредных мутаций уже присутствует в геноме, тем вреднее последующие мутации. Такое взаимодействие между мутациями позволяет отрицательному отбору эффективнее удалять вредные аллели из популяции. Эти результаты могут отчасти объяснить, почему популяции живых существ не вымирают, несмотря на высокую скорость возникновения вредных генетических изменений.

Генетика пола 05.05.2017 (Генетика пола) Найдены 6 500 генов, отличающие мужчин от женщин Кто-то считает, что мужчина и женщина - это две разных планеты, а кто-то полагает, что они не отличаются друг от друга. В ходе тщательного генетического анализа ученые обнаружили целых 6 500 генов, которые отделяют женщин от мужчин.

Генетика человека 28.04.2017 (Генетика человека) Ученые обнаружили у жителей Тибета гены сверхспособностей? Жители Тибета, как показывают новейшие генетические исследования, обладают целым рядом особенностей, отличающих их от любого другого народа мира. Ученые говорят, что генетическая уникальность тибетцев ставит их в один ряд с фантастическими обладателями суперспособностей из комиксов.

Эволюционная генетика 28.04.2017 (Эволюционная генетика) Антропологи извлекли ДНК древних людей из пещер без костных останков Команда антропологов из Австралии, России и нескольких европейских стран разработала новый способ выделения и анализа митохондриальной ДНК древних людей из отложений на полу пещер, в которых эти люди обитали. Это позволит получать точную информацию о генах вымерших представителей рода Homo даже в тех местах, где нет их костных останков.

Генетика растений 27.04.2017 (Генетика растений) Расшифровка генома ячменя принесла больше вопросов, чем ответов Международная группа ученых, образованная генетиками из десяти стран мира, завершила расшифровку генома ячменя. Однако полная расшифровка ДНК этого растения принесла исследователям гораздо больше вопросов, чем ответов.

Генетика человека 24.04.2017 (Генетика человека) Неправильные гены делают из людей шокоголиков Если вы являетесь любителем шоколада, то винить в этом следует ДНК. Ученые обнаружили генетическую вариацию, которая влияет на то, как мозг реагирует на «пустые калории».

Генетика микроорганизмов, Генетика пола 24.04.2017 (Генетика микроорганизмов, Генетика пола) Материнская и отцовская забота о потомстве имеют разную генетическую основу Самцы береговых хомячков Peromyscus polionotus — верные мужья и заботливые отцы, чего не скажешь о самцах оленьих хомячков P. maniculatus. Несмотря на контрастные различия социального и родительского поведения, эти виды очень близки и способны в лабораторных условиях давать плодовитое гибридное потомство. Изучение гибридов позволило частично расшифровать генетические и нейрологические основы родительской заботы. В частности, выяснилось, что высокая экспрессия гена, кодирующего нейропептид вазопрессин, равно как и повышенная активность вазопрессиновых нейронов паравентрикулярного ядра гипоталамуса, подавляют гнездостроительное поведение хомячков, хотя и не уменьшают их привязанность к детенышам. Исследование также показало, что сходные элементы родительского поведения у самцов и самок могут определяться разными наборами генов и эволюционировать независимо друг от друга.

Генетика животных 19.04.2017 (Генетика животных) Хромосомные инверсии помогают малярийным комарам адаптироваться Уже много лет человечество пытается победить малярию. Разрабатываются вакцины против возбудителя, проводятся меры против переносчиков — малярийных комаров. Борьба с ними, особенно в тропиках, чрезвычайно осложняется способностью комаров адаптироваться к самым разным условиям среды. Как им это удается? В недавней работе международная группа ученых проанализировала собранный за 28 лет обширный материал (всего было изучено 35 618 комаров!). В фокусе внимания была проверка гипотезы о том, что адаптироваться к различным условиям комарам помогают распространенные у них хромосомные инверсии, фиксирующие полезные мутации. Гипотезу удалось подтвердить, а также показать, что распространение инверсий связано с такими факторами как широта и уровень осадков.

Генетика животных 17.04.2017 (Генетика животных) Собака динго победила в конкурсе на самый интересный геном Чистокровная собака динго по имени Сэнди Малики заняла первое место на конкурсе самых интересных геномов. Конкурс был организован компанией Pacific Biosciences, создавшей одну из самых мощных технологий секвенирования ДНК – одномолекулярное секвенирование в реальном времени (single molecule real time sequencing, SMRT). Она позволяет получать сразу длинные последовательности генома, содержащие десятки тысяч оснований, что повышает быстроту и точность секвенирования. Теперь геном динго будет расшифрован при помощи этой технологии.

Генетика животных 13.04.2017 (Генетика животных) Австралийские и японские ученые исследовали геном тернового венца Ученые из Австралии и Японии изучили секвенировали геном морской звезды акантастер (Acanthaster planci), известной под названием терновый венец, а также установили вещества, которые этот вид использует для коммуникации в период размножения. Они полагают, что сумели найти слабое место этого существа, которое можно использовать для защиты от него кораллов.

Генетика человека/Антропогенетика 07.04.2017 (Генетика человека/Антропогенетика) Генетические мутации делают из людей «сов» Каждый человек по своей природе должен быть 'жаворонком', как установили исследователи. Однако определённые генетические мутации заставляют нас позже ложиться спать и вставать.

Генетика микроорганизмов 03.04.2017 (Генетика микроорганизмов) Геномы новооткрытых цианобактерий свидетельствуют о позднем появлении кислородного фотосинтеза Считается, что атмосфера Земли стала кислородной 2,4–2,3 миллиарда лет назад благодаря цианобактериям, освоившим окcигенный фотосинтез. При этом датировки таких важнейших эволюционных событий, как появление цианобактерий, оксигенного фотосинтеза и кислородного дыхания остаются спорными. Современные методы метагеномного анализа, открывшие окно в мир некультивируемых микробов, позволили обнаружить два новых класса нефотосинтезирующих цианобактерий, Melainabacteria и Sericytochromatia, вдобавок к давно известным фотосинтезирующим цианобактериям (Oxyphotobacteria). Сравнительный анализ геномов показал, что первые цианобактерии не имели ни фотосинтеза, ни кислородного дыхания. Белки, необходимые для фотосинтеза, появились у предков Oxyphotobacteria после их отделения от Melainabacteria, которое произошло 2,6–2,5 миллиардов лет назад. Затем представители всех трех классов независимо приобрели белковые комплексы, необходимые для кислородного дыхания. Горизонтальный перенос генов играл в этих событиях важнейшую роль.

Эволюционная генетика 27.03.2017 (Эволюционная генетика) Антиген Даффи и малярия Специалист по популяционной генетике Омар Корнехо (Omar Cornejo) из Университета штата Вашингтон и его коллеги изучили распространение мутации, которая защищает человека от трехдневной малярии. Они установили, что, возникнув около 42 тысяч лет назад в Африке к югу от Сахары, эта мутация с рекордной скоростью распространилась среди местного населения. Остается неясным, почему именно трехдневная малярия вызвала такой бурный эволюционный ответ.

Генетика растений 08.03.2017 (Генетика растений) Ученые расшифровали геном австралийского растения-мясоеда Ученые впервые расшифровали геном австралийского плотоядного растения, известного как цефалот мешочковый. Результаты исследования проливают свет на то, как плотоядные растения развивали в себе способности к привлечению, захвату и перевариванию своей добычи.

Биохимическая генетика (Биохимическая генетика) 1984 Девис Р., Ботстайн Д., Рот Д. Методы генетической инженерии. Генетика бактерий Книга представляет собой практическое руководство по генетической инженерии бактерий, написанное американскими авторами. Подробно изложены методы экспериментов с мигрирующими генетическими элементами, методы конструирования гибридных молекул ДНК, техника работы с фаговыми, плазмидными и бактериальными ДНК. Справочный раздел содержит сведения о наиболее употребляемых средах для культивирования бактерий, условиях хранения штаммов бактерий и препаратов ДНК, ферментах рестрикции, физических картах плазмидных и фаговых векторов и т. д. Предназначена для молекулярных биологов, биохимиков, генетиков, микробиологов, вирусологов.

Молекулярная генетика (Молекулярная генетика) 1989 Георгиев Г.П. Гены высших организмов и их экспрессия В монографии излагаются вопросы структурной организации генетического аппарата эукариот, структуры хроматина, регуляции экспрессии генов, организации ядерных рибонуклеопротеидов, процессинга РНК. Рассчитана на биологов широкого профиля.

Молекулярная генетика, Эволюционная генетика (Молекулярная генетика, Эволюционная генетика) 1973 Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул В книге лауреата Нобелевской премии М. Эйгена излагается созданная им теория эволюции на молекулярном уровне. Эйген впервые строго показал возможность возникновения функциональных биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул. Тем самым сделана попытка раскрыть физическую сущность естественного отбора, и достигнут новый этап в понимании происхождения жизни.

Генетика человека/Медицинская генетика (Генетика человека/Медицинская генетика) 1983 Зарецкая Ю.М. Клиническая иммуногенетика Автор книги - проф. Ю. М. Зарецкая - заведует лабораторией иммуногенетики и иммунологии НИИ трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР. Монография посвящена изложению целей, задач и содержания новой специализированной дисциплины - клинической иммуногенетики. В ней рассмотрены генетическая структура, картирование, состав субъединиц, составляющих главный комплекс гистосовместимости человека, т. е. систему HLA; разобраны и детально описаны современные методы клинической иммуногенетики как экспериментальной техники, так и генетикоматематического анализа; подробно освещена роль отдельных структурных субъединиц в индукции и реализации иммунного ответа. Значительные разделы монографии посвящены клиническим аспектам иммуногенетики, связанным с трансплантацией аллогенного органа и с направлением 'HLA и болезни'. Рассмотрены и количественно оценены факторы, способствующие повышению результативности пересадок; представлена современная концепция о гене иммуного ответа (IR-гене) у человека и гипотеза о путях реализации его активности. Для иммунологов, генетиков и врачей-клиницистов, специализирующихся в трансплантологии, медицинской генетике и терапии. Книга содержит 37 рис., 5 схем, 76 табл., библиография - 238 названий.