Искажение – это процесс, при котором мы
изменяем, искажаем входящую информацию в соответствии со своими
внутренними чертиками (или в соответствии со своим «восприятием»).
Хоть убей, но не знаю, как объяснить по
другому, не прибегая к конструкции «ну это тогда, когда». Разве что:
искажение – это искажение
Что бы понять, чем же данный фильтр отличается от других (ведь и там и там было изменение/искажение инфы), приведу простейший пример.
Допустим, Вася плохо относится к Маше.
Ссорились они часто, ругались, тапками кидались – не знаю, что там между
ними было, но отношения у них явно не самые лучшие. Так вот отрывок из
их беседы:
М: — Как дела на работе? В: — Чего тебе надо?! И без тебя тошно!
Или попроще:
М: — Какой-то у тебя сегодня вид уставший. В: — Вечно ты со своими претензиями ко мне лезешь!
То есть Вася услышал одно, а, прогнав через фильтры, воспринял это как совсем другое. Лично мне видится такая схема:
«Спросила
как у меня дела на работе => думает, что у меня опять проблемы =>
хочет унизить меня, показать, что она выше меня, у самой то на работе
все хорошо => да пусть она идет на все четыре стороны!».
Чего только в головах у нас порой не творится …
Думаю, суть ясна. Но на всякий случай повторюсь еще раз. Искажение – это когда мы видим и слышим одно, а воспринимаем совсем другое.
Кстати, по счастливой случайности вспомнил анекдот, который слышал ну очень давно.
Пол шестого, час пик, в автобусе давка прямо не вздохнуть. Мужчина, зажатый в самом углу, просит рядом стоящую девушку:
«Девушка, рыбанька, передайте за проезд, пожалуйста!»
Мысли девушки,
несущиеся быстрее скорости света: «так, рыба … рыба плавает в воде, ага.
Нет, но он же сказал рыбанька, значит мелкая рыбка, рыбешка. Ну рыбешку
обычно съедает щука. СТОП! А щука же созвучно с … Так значит я
сука!!!».
И тут она взрывается:
«Ах ты, кабель этакий, как ты посмел честной и приличной девушке такое сказать! Да я тебя сейчас … »
Сказано было одно, воспринято совсем другое. Вот Вам и искажение, батюшка.
Кстати, этот анекдот – тоже яркий
пример искажения. Только моего. Т.к. анекдот я дословно не помнил, то
большую часть информации пришлось изменить: где-то додумать, где-то
убрать. Но суть я оставил той же (и, в частности, первое и последнее
животное из всей цепи), так что искажение было не таким уж и сильный и
скорее вынужденным.
Так же к искажению можно отнести любую ложь – как самому себе, так и окружающим.
Что есть ложь?
Окружающий мир дал нам какую-то
информацию, но мы сочли ее неприемлемой/неудобной/невыгодной для себя
любимого и потому исказили, подстроили под себя.
Если Вы думаете, что ложью можно
спастись – то это не так. Однажды исказив что-то (т.е. солгав), человек
частично теряет способность адекватно воспринимать и реагировать на
сигналы, которые ему посылает жизнь.
В итоге, совсем завравшись, он может
напрочь утратить чувство реальности и уже не замечать, как будет
постоянно врать самому себе.
А когда тебе врут, между прочим, всегда чувствуется …
Но да ладно. Все перечисленное выше — это негативныестороны фильтра. Есть же и позитивные(собственно, ради чего он и были «создан»).
Искажение это, в первую очередь, искусство. Все творчество завязано на искажении.
Возьмем ту же живопись.
Стоят два человека: один смотрит на небо
и видит небо, а другой Ван Гог. Вроде на то же небо смотрит, но видит
примерно такую картину:
Затем он делится своим искаженным видением, перенося его на холст.
Потом на эту картину любуются ценители
живописи (и простые несведущие зеваки типа меня), каждый из них искажает
и видит в картине что-то свое. Как в том черном квадрате: один видит
войну, другой депрессию, третий ночь — все они искажают и каждый по
своему.
Так же мы можем намеренно вызывать искажение. Пример – обычное чтение.
Возьмем любое художественное
произведение. Один читатель, как говорится, смотрит в книгу и видит
фигу. Т.е. читает так, не вникая, поверхностно. Другой же смотрит в эту
самую книгу и видит уже не фигу, а какие-то образы, картины. Увлеченный
чтением человек как бы здесь, в своей реальности (сидит перед книгой),
но, искажая в своем сознании пространство, он будто переносится туда, в
другой мир к выдуманным персонажам.
Продолжая тему «полезного использования»
искажения: все писатели, поэты, юмористы – все это люди, которые
занимаются искажением на профессиональном уровне.
Резюмируя
Третий фильтр восприятия Искажение влияет на:
— входящую(два человека смотрят на одно и то же, но воспринимают совсем разные вещи);
— и исходящуюинформацию (сатирики, юмористы, поэты, писатели и т.д. – все они делятся информацией, искажая ее определенным образом).
Данный фильтр проявляет себя с:
— положительной(позволяет творить, изобретать, видеть в обычных вещах что-то необычное);
— и отрицательнойстороны
(любая ложь; «я ему говорю одно, а он мне совсем другое»; обиды и ссоры
из-за того, что мы искажаем слова других в свой адрес).
Подводя итог последних бесед
Вот, друзья, потихоньку-помаленьку, но мы все же глубоко и детально разобрали тему «фильтры восприятия».
На подавляющем большинстве ресурсов эта
инфа дается в 3 абзаца: каждый фильтр и его простейшее описание. Мы же
выделили на это 3 статьи (даже 4 с вводной), зато разобрали все в
деталях, на конкретных примерах.
Надеюсь, информация была изложена
доступным языком и Вы смогли ее усвоить должным образом. Я бы
посоветовал сделать небольшой конспект – он займет не больше 1 странички
в блокноте. Не поленитесь, потратьте 10 минут, но зато у Вас будет
наглядное изображение-напоминалка всех 3-х фильтров (можете брать
описания из главы «резюмируя» в каждой статье – там все сжато и по
делу).
Информация эта очень полезная, т.к.
позволяет самому себе помочь выйти из загонных состояний. Ведь бывает же
такое чувство, что «все козлы», «никому я не нужен», «они меня не
понимают» и т.п. И просто хорошенько проработав это состояние, разбив
его на составные части и проследив, где срабатывает какой фильтр, Вы
сможете из огрызка (состояния апатии, депрессии, когда входящая инфа
жестко обобщена, исключена, искажена) вернуться к целому яблоку (когда
Вы видите вещи такими, какие они есть и воспринимаете их так, как должен
воспринимать здоровый человек).
Фильтры восприятия рассматриваются как
составная часть мета-модели – одной из мощнейших техник в НЛП
(нейролингвистическом программировании). Возможно, в будущих беседах мы
поговорим именно о мета-модели. А может быть затронем другую тему.
Как бы там ни было, информация о фильтрах восприятия вполне самодостаточна и я рад, что мы ее так подробно разобрали.