Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

И о том, и о сём...

  Все выпуски  

И о том, и о сём...


                                               
И о том, и о сём...
 
          
 


               

Со временем беду сменяет радость, как в ободе бегущем спица спицу. (В.Шекспир)



Для того, чтобы жить легко и с добрыми намерениями - надо научиться улыбаться...
Улыбка - это великая сила!



Что в имени тебе моём?

Улучшаем настроение!

Вот как можно вылечиться...


О воспитании, этике и смысле жизни

Письмо от Ирины Максимовны Суровикиной из Ростовской области: ''Здравствуйте! Чем старше становлюсь, тем чаще задумываюсь о том, что же самое главное в жизни моей? Понимаю, что главное, самое важное в жизни у каждого человека своё собственное. Когда перешагнула 40-летний рубеж в своей жизни — думала, что главное в своей жизни я уже сделала — родила детей, вырастила их, вот бы ещё в люди их вывести, успеть доучить-выучить. Я тогда сильно болела, перенесла тяжёлую операцию и мне думалось, что жизни моей осталось всего ничего... Но нет, сумела с помощью замечательных врачей вылезти из болезни и поправиться. Жизнь продолжилась и вместе с ней заботы, заботы, заботы... И время-то было тогда очень непростое. Сейчас мне уже за пятьдесят. И пришло новое понимание. И самое важное понимание заключается в том, что жизнь наша никак не должна распыляться на мелочи, растворяться в ежедневных, ежечасных заботах. И что ещё очень важно, надо понять, что главное в нашей жизни, каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. Человек только тогда может выполнить то, что является главным в его жизни, только тогда стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ, когда он сумел не просто подняться по жизни, а смог подниматься на самим собой, над своими провседневными заботами и сумел научиться думать о смысле своей жизни, оглядываясь в прошлое (коротко) и всматриваясь в будущее... Это как во время езды на машине — короткие взгляды в зеркала заднего вида и всё внимание вперёд... И всё это для того, чтобы избежать неправильных действий, чтобы доехать туда, куда тебе надо доехать... Вот этому-то нам всем и надо учить своих детей... Чтобы они могли дойти туда, куда им надо дойти...''.

Письмо с размышлениями на эту тему — тему воспитания детей, пришло от Владимира Костюкина из Новгородской области: ''Одному Богу ведомо, как мне удалось пойти правильным путём в жизни... Дело в том, что мой отец, когда мне было лет 10-11, начал попивать и очень быстро скатился в запои. Мама ничего с этим сделать не могла. И мы с братом росли как сорняки. Маме приходилось работать с утра и до вечера, чтобы нас с сестрёнкой одеть-обуть и прокормить... Помощи ей ждать было неоткуда.
Время было непростое — 90-е годы. Лихолетье, можно сказать... Отец быстро допился до полного непотребства и помер от горлового кровотечения. Врачи потом сказали, что это результат алкогольного перерождения печени, цирроза печени. Но маме после смерти отца стало легче (прости Господи!) - в доме появился какой-никакой, но достаток. Хоть не так голодно стало, как было прежде... Я ведь помню до сих пор, как хотелось мне поесть досыта жареной картошки. Добывал я картошку так - на рынке помогал торговцам типа подай-поднеси, они мне картошки-лука-чеснока давали за это; приносил домой, чистил её как умел и на подсолнечном масле (сливочного масла я лет пять не пробовал тогда) жарил. Не знаю, как уж так получалось, но в это время всегда вваливался пьяный отец с собутыльником и буквально отнимал у меня эту картошку, чтобы закусить... С тех пор я жареную картошку ненавижу... Так вот, когда отец умер, стало в семье легче... Даже обновки у нас с братом появились — рубашки, брюки, ботинки. Школу я закончил сами понимаете — через пень-колоду... Уже к тому времени мало-помалу подворовывал — по мелочам — тырили с такими же как я сам в супермаркетах... И ничем бы это хорошим, конечно же, не закончилось. Если бы не один человек... Замечательный человек... Он был первым в моей жизни, у которого я попытался вытащить из сумки портмоне... Уж я так старался сделать это незаметно в очереди у кассы супермаркета. А он мне так спокойно и негромко: ''Вы в какой сумме нуждаетесь, молодой человек?''. Я обомлел от страха и... от стыда... Да-да, можете мне поверить - и от стыда тоже... Этот человек оказался бывшим офицером-артиллеристом. У него были взрослые сыновья и дочь. И внуки... И замечательная жена. Этот человек и увёл меня с криминальной кривой дорожки... Он нашёл такие слова, которые влетели в мою душу и перевернули её... Я отслужил срочную службу (между прочим тоже в артиллерии), закончил службу старшим сержантом — командиром орудийного расчёта. А после армии по настоянию Сергея Николаевича (этого удивительного человека) и его супруги — Лидии Константиновны (не менее удивительного человека) я пошёл работать и сразу же поступил на вечернее отделение университета. Учился я в университете почти семь лет и закончил его. Сейчас у меня есть семья — жена и двое детей — сын и дочь.. И я постоянно учусь — учусь быть отцом... Правильным отцом — это огромная наука, целый пласт знаний... Я хорошо усвоил, что слово — это тоже действие. Но оно, слово — не только действие, но и следствие любого раздумья над вопросами этики. Мой воспитатель и наставник — Сергей Николаевич — говорил мне, что этика — ни что иное, как система знаний, это философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика даёт совершенно чёткий ответ на вопрос как должно правильно жить человеку. Как сделать так, чтобы определиться с областью деятельности, направленной на внутреннее самоусовершенствование. Наши мысли (и мышление) наши поступки и наше отношение с другими людьми в конечном счёте полностью зависят от нас самих, от нашего развития и воспитания (или правильнее сказать — от саморазвития и самовоспитания) . И сущностью любого человека являются его связи с другими людьми, то есть его социальные, общественные связи. Ведь человек живёт среди людей. И если он не понимает этого, не ощущает этого — он несчастный человек... Ведь ему тогда не может быть хорошо и спокойно на душе. Именно поэтому очень важно научиться уважать людей, научиться быть им полезным, необходимым.
Мы сами решаем, как нам поступать в той или иной жизненной коллизии, когда и какое принять решение... Но мы добры, благородны и справедливы в том или ином решении или поступке ровно настолько, насколько подготовлены к доброте, к справедливости, к благородству... И я нисколько не сомневаюсь в истине и правоте этих своих мыслей. Этому я и учу своих детей. Ненавязчиво, не назойливо.. И словом и делом...''.


Врач Владимир Степанович Хорошев отвечает: Очень хорошие письма вы написали Ирина Максимовна, Владимир. Верю, что они многих людей побудят задуматься... Задуматься над тем, как воспитывать правильных людей — умных, доброжелательных, справедливых...
Вы, Владимир, совершенно верно написали в своём письме о словах, которые говорил Вам ваш наставник Сергей Николаевич — я имею в виду этику... Очень верно сказано... От себя дополню лишь вот что.
Этика никогда и никому не даёт рецептов на каждый случай жизни. Этика даёт общее направление, формирую некий поведенческий и мыслительный алгоритм в том или ином случае. Этика может помочь только тому человеку, который хотя бы пытается вести диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к этому внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. Этика – это искусство жить без печали.
Этика, как область знаний изучает сущность, специфику морали; раскрывает её место и роль в жизни человека и общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития и совершенствования. Рассматривает структуру нравственного сознания общества вообще и личности в частности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Каждый нормальный человек рано или поздно задумывается о смысле жизни... Ведь так, друзья мои?
Людям (во всяком случае, подавляющему большинству) совсем небезразличен вопрос о своём предназначении, о поиске истины, дающей смысл жизни... И даже те метаморфозы, которые произошли с нашим обществом в последние двадцать лет не сломили в нас этот поиск смысла жизни... Это подверждают письма... Ваши письма, дорогие друзья! Людмила Рожкова из Воронежа так прямо и пишет:

''Как же зачастую совершенно по-зряшному, прямо таки впустую, мы тратим драгоценное время, тратим силы и время на бессмыссленные выяснения отношений, на пустяки... И это не проходит бесследно для наших детей, которые видят всё это и повторяют наши ошибки... Они всё-всё видят и всё слышат — наши дети. Слышат как мы лжём по мелочам и делаем это легко, даже не краснея... Слышат, как мы легко даём обещания и не выполняем их. Видят как мы с вами бросаем пачки из под сока и сигарет, жестяные банки и прочий мусор из окон своих автомашин прямо на дорогу и читаем вместе с детьми надписи вдоль дорог ''спасибо за чистотиу на дорогах... Они всё видят наши дети... Видят, какие у нас туалеты вдоль автотрасс — туда страшно войти... Видят как загажены лесополосы вдоль дорог... Нашим детям нечему подражать... Вернее нечему, что могло бы сделать их чистоплотными и доброжелательными... Господи, почему же так происходит-то? Ведь мы сможем выкарабкаться только если удастся что-то сделать с новыми поколениями. Ведь поколение двадцатилетних-тридцатилетних психологически деформировано... Они - представители этого поколения - не встают в большинстве своём в автобусах-троллейбусах даже, если рядом с ними будут стоять люди преклонных лет... Они будут сидеть и смотреть, как бабульки на подгибающихся ногах будут висеть на поручнях... Как же так случилось? Как могло так случиться, что участие, культура слетело с них, как пыль от дуновения ветра? Где мы их просмотрели? Когда и что упустили?
Как-то мне довелось или слышать или читать, о том как к известному педагогу Макаренко подошла иностранка и спросила: ''Господин Макаренко, вот вы так знамениты как педагог, знаете как правильно воспитывать детей. Тогда скажите мне, с какого возраста мне надо начинать воспитывать своего сына?''
'' Сколько же лет вашему сыну? - спросил Антон Семёнович.
''О, господин Макаренко, мой сын еще очень маленький - ему всего-то два года'' — ответила иностранка.
''Не могу Вас порадовать... Мне очень жаль, но вы опоздали ровно на два года'' — таков был ответ мудрого педагога.
Вот и мы с вами очень сильно опаздываем с воспитанием своих детей...''
.

Как говорится, ни убавить, ни прибавить к этому письму Людмилы Рожковой из Воронежа...
Нам бы не опаздывать с этим важнейшим делом — с воспитанием детей — и многое бы пошло у нас по-иному...


Владимир Хорошев.


 

      

 
              

В избранное