Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

И о том, и о сём...

  Все выпуски  

И о том, и о сём...


                                               
И о том, и о сём...
 
          
 


               

Со временем беду сменяет радость, как в ободе бегущем спица спицу. (В.Шекспир)



Для того, чтобы жить легко и с добрыми намерениями - надо научиться улыбаться...
Улыбка - это великая сила!



Ваше мнение?

Понравится и пригодится!

Как не влететь в инсульт!

Поможет при артрозах. Рецепты народной медицины.

Я попросил Бога…

Когда Я действительно полюбил себя, то...

Что делать, когда болит шея, когда немеют руки...


Конфуцианство – это религия или учение о сохранении здоровья человека и общества в целом?

''У сдержанного человека меньше промахов ''. Конфуций, выдающийся мыслитель Древнего Китая.

На огромном опыте общения с людьми основывается моё убеждение в том, что большинство проблем, возникающих перед каждым из нас в отдельности и перед обществом в целом возникают исключительно из-за нашей несдержанности, нашей с вами нетерпеливости... И это наблюдается во всех поступках, во всём... Всё это сказывается на всей нашей жизни... И прежде всего — на состоянии здоровья каждого человека в отдельности и всего нашего народа в целом... Мы нетерпеливы и в плане мыслей (и следовательно — в действиях) в плане предупреждения болезненных состояний, и в плане попытки избавления от них (то есть — лечения)... Многие наши соотечественники вместе с выдержкой утрачивают и умение общаться не только с чужими людьми, но и с близкими и родными... ''Храня молчание, когда следует говорить — мы многое теряем. Говоря, когда следует молчать — мы бросаемся словами... Мудрый человек старается избежать и того, и другого''. Так говорил более двух с половиной тысяч лет назад великий мыслитель Древнего Китая Конфуций. Нам всем надо учиться в себе мудрость... К слову сказать, сам Конфуций по свидетельству его современников был немногословен. Молчание он считал одной из главных человеческих добродетелей. Излишнюю болтливость считал серьезным недостатком, и презирал таких людей. Само молчание Конфуций называл "верным другом, который никогда не изменит". Не зря ведь в нашем народе издавна существует пословица: ''Молчи и за умного сойдёшь...''. Умные знают, когда молчать и всегда больше слушают, чем говорят...
Знаете, друзья мои, как говорят люди, когда хотят выразить восхищение врачом? Они говорят о враче, которым восхищаются: ''Он меня выслушал и не перебивал...''... Так-то вот...
Не просто так я вспомнил о Конфуции — об этом мудром человеке...

Письмо от Елены Викторовны Грачёвой из Нижнего Новгорода:

«Здравствуйте, доктор! Все события в нашей жизни чем-то обусловлены... Нередко многие из нас склонны объяснять те или иные события в жизни мистикой... А всё ведь гораздо проще... Или наоборот сложнее... Много лет я была учителем в школе. Потом, в силу обстоятельств, ушла из школы, работала на стройке — надо было получить жильё... Потом закончила курсы бухгалтеров и работала бухгалтером. Потом... Давно уже на пенсии. Недавно перебирала свой маленький архив, хранившийся в старом-престаром комоде. Много лет я туда не заглядывала. А тут решила заглянуть и нашла там среди прочих книг и документов тоненькую книжку без обложки и в ней прочитала несколько удивительно разумных высказывания китайского мудреца Конфуция... Надо же, какой умный был человек — так далёко по времени от нас. Некоторые высказывания Конфуция очень сильно затронули мою душу, прямо-таки полностью совпали с моими мыслями. Например вот такие: ''Люди делятся на три группы: хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования; плохие от природы, которых удерживает только страх наказания; смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях''. Или вот такое высказывание Конфуция: ''Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный,— размышление; второй, самый лёгкий,— подражание; третий, самый горький,— опыт''. А вот эти слова Конфуция, которые мне довелось прочитать в этой книжке: ''Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь'' — сразу же показала своему 19-летнему внуку-студенту. У него сейчас такой период в жизни — он влюблён в свою однокурсницу... На мой взгляд — не очень умную девушку... Но я ничего внуку на эту тему не говорю, хотя восторга по поводу его увлечения этой девушкой не высказываю, конечно же. Так вот, там одна лишь страсть, которая принятая моим внуком за любовь... И я очень боюсь, что и внук и та девушка совершат огромную ошибку — примут страсть (то есть влечение тел) за любовь и исковеркают потом себе всю жизнь... А где-то мимо них пройдут те люди, которые близки им не только по влечению тел, но и по влечению ума и сердца... И тогда бы они прожили жизнь счастливо... А счастливые люди живут долго — я это давно уже знаю....
Так вот, внук поначалу мне ничего не сказал, только хмыкнул: ''Ты, бабуль всё о своём, о девичьем...''. А через несколько дней подошёл ко мне и попросил ту книжку без обложки, где написаны эти высказывания Конфуция... А ещё через два-три дня позвонил мне и сказал: ''Бабуль, а ведь умный дядька был — этот Конфуций...''. Что уж внук узрел в его высказываниях — я пока не знаю... Поживём - увидим... Но что-то узрел и то хорошо! Прошу вас, доктор, расскажите хоть немного о Конфуции. Это будет интересно! Думаю, что не только мне — я в этом уверена...».


Письмо от Игоря Валентиновича Ложкарёва:

«Доктор, я с малых лет приучен осенять себя крестом на красный угол любого жилища — будь то изба-хата или городская квартира. Даже если там иконы нет, всё равно перекрещусь — так уж приучен. Немало лет мною прожито — более 60-ти и никогда не читал ничего из Конфуция. Слышать — слышал, а вот читать не приходилось. Почему-то в голове о нём сложилось — что он вроде как из совсем чуждой нам религии. А недавно ехал в автобусе из Москвы к себе домой - в Воронеж, а рядом попутчик читал книгу, да так увлечённо, что даже что-то про себя проговаривал, клал книгу на колени и снова брал в руки. А потом заснул... И книга упала с колен соскользнула на пол, прямо на мои ботинки. Ну я её поднял и прочёл название''Китайская книга мудрости''. ''Интересно — подумалось мне — и я раскрыл эту книгу мудрости... Дай, думаю, взгляну, что это там такое написано, что мой попутчик аж головой подёргивает и пальцами постукивает во время чтения... И я из этой книги впервые в жизни что-то узнал о Конфуции и конфуцианстве. И ведь действительно интересно! Вот и решил я написать вам письмо с просьбой рассказать об этой религии и её основоположнике. Расскажите, доктор, ведь это же полезно знать всем — не только китайцам и другим восточным людям. Потом мой попутчик проснулся и увидел, что я читаю его книгу — мне стало неловко, как будто я что-то у него украл и попытался ему объяснить, что книга упала с его колен прямо мне на ногу. Сергей Анисимович усмехнулся в ответ, участливо спросил — не повредила мне его оплошность с книгой. Одним словом, мы разговорились. Он оказался преподавателем физики в колледже и очень разносторонним человеком. Жаль, что проснулся он уже перед самым окончанием поездки — впервые я пожалел о завершении пути».

Немного о самом Конфуции... Конфуций - мыслитель и философ Древнего Китая. Его учение сильнейшим образом повлияло на всю последующую жизнь Китая (и не только Китая... став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя мыслителя — Кун Цю, но в европейской литературе он часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы (''учитель Кун''). Хотя конфуцианство иногда называют религией, в нём не прослеживается института церкви, и для него не важны вопросы конфессионального характера. Конфуцианская этика отнюдь не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоничное общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, между отцом и сыном - направленной на сохранение гармонии в обществе и, следо-вательно, самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило социальной этики: ''Не делай человеку того, чего не желаешь себе''.
Конфуций сформулировал пять ''постоянств праведного человека''. И самым первым из этих ''постоянств'' стало ''человеческое начало'', ''любовь к людям'', ''человеколюбие'', ''милосердие'', ''гуманность''. Это — самое важное человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Иными словами, человек есть то, что он сам из себя делает. Следовать этому постоянству, значит, руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть, то, что противостоит звериным качествам дикости и жестокости.
На мой взгляд, конфуцианство, действительно, нельзя отнести к категории конфессий... Конфуцианство — человеколюбивая философская школа, кладезь человеческой мудрости и гуманности... Будь моя воля, я бы преподавал это учение в наших университетах (в медицинских ВУЗах особенно)... Глядишь, и будущие чиновники задумались бы о своём истинном государственном предназначении и врачи бы наши помягчали душой...
Конфуцианство можно охарактеризовать как кодекс нравственных или социально-этических норм и одновременно всеобъемлющую политическую идеологию и определённый образ жизни. При этом основной акцент в конфуцианском учении делается на объяснении того, что является истинным, а что — ложным в человеческом поведении, и на необходимости внутренней дисциплины. Конфуцианство было государственной религией Китая на протяжении поч-ти пяти столетий во времена Ханьской династии (206 до н.э. — 220 н. э.) и по сию пору имеет большую нравственную ценность в Китае, способствуя формированию стабильного общества, основанного на стойких семейных отношениях и порождающего, в свою очередь, морально устойчивых членов общества. Конфуцианские моральные ценности имеют непреходящее значение; в их основе нет ни малейших признаков мистицизма и каких-либо суеверий, и они дали китайцам историческое преимущество теоретического знания справедливой социально-политической организации перед другими народами мира. Учение Конфуция ориентировано исключительно на обычную земную жизнь. В его литературном наследии, в его высказываниях находят лишь довольно туманные ссылки на потустороннюю жизнь, на Небеса. Конфуций утверждал, что добродетель всегда награждаема, а порок наказуем, и что рай на Земле возможен... Но при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний. Свою главную цель последователи учения Конфуция видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в обществе. А кто не согласится с тем, что все человеческие невзгоды и страдания в определяющей степени проистекают из эгоизма, жадности, подлости и глупости? Вот, что говорил Конфуций более двух с половиной тысяч лет назад: ''Люди тратят здоровье, чтобы заработать деньги. Потом тратят деньги, чтобы вернуть здоровье. В думах о будущем они забывают о настоящем. Живут в мечтах о будущем, будто никогда не умрут. Но умирают, как будто никогда и не жили''.
Две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как будто написаны для современного чело-века... Правда?

Владимир Хорошев.


 

      

 
              

В избранное