Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 115: Социальный контакт - 2


Часть 115: Социальный контакт - 2
(продолжение)

Но собаке мало, только присутствовать среди других. Ей важно активно участвовать в социальной жизни и видеть, что ее участие нужно другим. Вспомните, как важно нам было в детстве, чтобы нас приняли в игру. Отказ от нашего участия создавал чувство глубокой досады и влиял на нашу жизнь гораздо сильнее, чем простая обида. В группе людей отказ от взаимодействия на протяжении длительного периода считается психотеррором.

Между хозяином и собакой такой отказ нередко получается непроизвольно: собаки не могут участвовать во многих наших действиях из-за своей принадлежности к другому виду. Тем не менее, собаки постоянно стараются участвовать в нашей жизни как могут. Они встречают нас по утрам, после пробуждения, а также по возвращении домой. Когда семья активна, собаки тоже начинают активно участвовать в происходящем – возбужденно бегать, играться с вещами, которые мы используем, и даже пытаться выполнять ту же работу.

Наша собака принимала участие в перекопке огорода – она тоже рыла ямы. Она помогала сажать картошку тем, что приносила нам обратно уже закопанные картофелины. Она пыталась играть с кусками тканей, из которых я как раз собиралась шить. Она так старательно следила за раскроем, пока я случайно не отрезала ей усы. Громовой пылесос должен был быть убит, чтобы он не ползал по полу и не нарушал покой. Сумки, пришедшие с улицы, должны быть исследованы, гости встречены и оценены. За обедом собака хочет быть со всеми. Она хочет участвовать в вечеринках и прогулках, как и все остальные члены семьи. Когда мы сидим спокойно на месте – читаем, работаем за компьютером или смотрим телевизор, собака участвует в нашей активности тем, что тоже становится физически пассивной, например, идет спать.

Хозяева часто не желают такой активности собаки и стараются огородить ее от участия в делах, которые собака считает своими просто потому, что чувствует свое единство с другими членами семьи. Отказ хозяев от взаимодействия обижает собаку и создает в ней чувство отчужденности.

Понимая мотивацию собаки, мы можем радоваться ее активности и спокойно отнестись к ее шалостям. Придя домой, можно дать собаке возможность обнюхать наши сумки. Удовлетворив интерес, собака оставит их без внимания. Если в сумке было мясо и собака начнет просить его, можно дать ей маленький кусочек как лакомство. Но можно отказать ей и занять чем-то другим. Если мы не хотим ее участия в чем-то, мы можем дать ей альтернативное занятие. Например, мы можем выдать ей вкусный конг для жевания во время уборки или выделить особый участок для рытья с вкусным, заранее закопанным кладом. Мы можем научить ее вести себя прилично во время ужина или приема гостей. Можем ввести специальные ритуалы поведения в определенных ситуациях. Можем заниматься вместе с собакой каким-то другим, более «собачьим» делом. Наша фантазия свободна и не подчинена никаким писаным правилам и инструкциям.

Нередко собаки по какой-то причине не способны справиться с той или иной ситуацией, несмотря на все наши попытки и тренировку. Но, несмотря на это, мы не должны стараться изолировать собаку, прогнать или стараться отбить ей желание принимать участие в наших делах наказаниями. Мы должны стараться понять причины проблем и нормализовать его на основе естественных потребностей собаки. При этом иногда нам приходится терпеть некоторые неудобства, особенно вначале, когда собака еще не приучена к жизни с нами или чувствует себя не совсем здоровой. Так, собака не способна сидеть на месте, если семья собирается на прогулку или если в доме все суетятся. Но если у собаки уравновешенные эмоции, она не будет чрезмерно перевозбуждаться от этого и создавать слишком много шума и проблем.

Дукеза стала третьей собакой в нашей семье. Она попала к нам из приюта, где провела много месяцев. Первые два месяца она создавала нам множество проблем. Так, она никогда не могла понять, в какой момент кто-то из нас встает, чтобы перейти в другую комнату, а в какой мы собираемся на прогулку. Поэтому каждый раз, когда кто-то вставал с места, она начинала прыгать и звонко лаять, неслась в коридор и от возбуждения со всей силы скребла входную дверь. При этом остальные собаки бежали за ней и делали то же самое. Получалось, что каждое наше движение по квартире сопровождалось бурными сценами с участием всех собак. Мы успокаивали собак как могли. Иногда мы просто игнорировали их поведение и продолжали делать свои дела. Когда Дукеза привыкла к нам и успокоилась, она начала более внимательно следить за происходящим и более чутко реагировать на происходящее в семье. Бурные сцены постепенно прекратились.

Неудобства от порой неуместной активности собаки не должны создавать у нас мысли глобальной катастрофы и паники по поводу недопустимой невоспитанности собаки. Как известно, собаки безопасны в содержании, и ваша собака не способна причинить вред, который существенно повлияет на вашу жизнь.

Так как у собак такая сильная потребность активно участвовать в нашей жизни, нам становится проще обучать их полезным навыкам. Существует несколько способов обучения, основанных на социальном контакте. Собака может подражать нашим действиям и эмоциям, перенимать наше настроение и отношение к тому или иному предмету или явлению. Поэтому собака так легко обучается правилам поведения в семье, перенимает осторожное обращение с новорожденным ребенком или больным человеком. На прогулке собака способна подстраивать свою скорость под скорость хозяина. Если собака боится какого-то предмета или явление, хозяин может показать ей, что предмет не опасен, просто спокойно прикасаясь к нему рукой. Собака начинает относиться к незнакомому человеку так же, как и ее хозяин. На этом основывается способность собак защищать хозяина, его семью и имущество, которое с древних времен и до сих пор используют древние народы.

Когда Дайна была еще щенком, я очень резко отреагировала на приближение к ней огромного дога. Дог спокойно подошел к Дайне и понюхал ее. Я закричала на хозяина и на дога, словно они оба собирались сожрать Дайну. Дайна тоже испугалась. С этой минуты она начала бояться больших собак, особенно догов.

Одна из интересных методик обучения предполагает, что хозяин вызывает у собаки жгучий интерес к какому-то предмету. Он берет этот предмет в руки и с интересом рассматривает. Как только собака хочет подойти и посмотреть тоже, хозяин предлагает ей изучить предмет вместе. После того, как собака изучит предмет и начнет с ним играть, хозяин может легко выбрать необходимые для обучения действия и закрепить их кликером. Я использовала тот же прием для того, чтобы отвлечь собаку от занятий, которые я не поощряю – например, от разгрызания тапочка. Я садилась спиной к собаке и начинала увлеченно рассматривать игрушку. Тогда собака бросала тапочек и бросалась ко мне, чтобы рассматривать игрушку вместе со мной.

Возможность работать вместе с хозяином сильно повышает мотивацию собаки во время обучения, построенного на создании ассоциаций (оперантное обуславливание): такая работа предполагает кооперацию с любимым человеком и укрепляет связь в семье. Собакам важно, чтобы их работа была важна хозяину. Поэтому очень важно, чтобы хозяин был сосредоточен на процессе обучения, был увлечен этим процессом и получал от него удовольствие.

С другой стороны, собакам важно видеть удовлетворение хозяина результатами их труда. Но им не всегда достаточно похвалы хозяина: им нужно получать настоящую «зарплату», которая бы, по их мнению, соответствовала выполненной работе.

Пирамида потребностей показывает, что образ и ритм жизни хозяина должны соответствовать потребностям собаки. Хозяин должен предоставлять собаке возможность выполнять задания, соответствующие ее естественным склонностям. Другими словами, должны соответствовать типы личностей хозяина и собаки. В противном случае возникнет непонимание, которое приведет к проблемам. Я плохо могу представить свою хаски в руках личности, живущей по строгим правилам. Моя хаски очень любознательна. Когда она идет по улице, ей надо заглянуть в каждое открытое окно подвала, обнюхать  некоторые припаркованные машины, поинтересоваться, что было завернуто в брошенную бумажку или познакомиться с приятным человеком. Она ведет себя на улице точно как я: мне все везде надо узнать и разведать, хотя другим людям такой интерес нередко кажется странным. Я точно также как и моя собака, люблю свободный режим и свободу от правил, которые мне кажутся бессмысленными. Моя собака может убегать от меня на прогулке и совершенно бесконтрольно носиться в неведомых мне дебрях. Даже если я волнуюсь за нее, я знаю, что ее интерес к следам и радость свободного движения нельзя ограничить: они необходимы ей как воздух. Только эти по-настоящему собачьи радости делают из нее здоровое, полное жизни существо. Моя задача – выбрать безопасное место для прогулок и выучить индивидуальную схему поведения своей собаки.

Из пирамиды потребностей Маслова видно, насколько собаки зависимы на нас. Эта зависимость в ходе эволюции привела к тому, что собаки научились очень точно понимать нас и подстраивать свое поведение под наше. Собаки научились даже терпеть наши чудачества, а порой и настоящую грубость. Именно поэтому мы можем жить с ними сплоченной семьей.

Всего доброго,
Ольга Кажарская
www.dogfriend.org


В избранное