Новости Института Ветеринарной Биологии - выпуск # 72 (9 октября 2015 г.)

Рассылка "Новости Института Ветеринарной Биологии" - выпуск # 72 (9 октября 2015 г.)
===========================================================================

E-mail: invetbio@yandex.ru
Архив рассылки: http://subscribe.ru/catalog/home.pets.invetbio
Сайт: http://invetbio.spb.ru
Ведущий рассылки: Мария Волхонская

НОУ ДО «Институт Ветеринарной Биологии» предлагает Вашему вниманию анонс журнала «Актуальные вопросы ветеринарной биологии» № 3 (27), 2015.

Выпуск журнала № 3 (23), 2014 доступен теперь в формате pdf на сайте журнала.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕТЕРИНАРНОЙ БИОЛОГИИ № 3 (27), 2015

АНАТОМИЯ
Щипакин М. В., Прусаков А. В., Вирунен С. В., Былинская Д. С.
Клиническое значение топографии внечерепной части лицевого нерва у собак
В результате исследования выявлено клиническое значение топографии внечерепной части лицевого нерва и некоторых его ветвей, проведена сравнительная оценка морфометрических показателей n. faciales у собак мелких и средних пород. Знание топографии лицевого нерва, морфометрических показателей помогут снизить вероятность механического повреждения при хирургических операциях на околоушную слюнную железу и наружный слуховой проход.

МИКРОБИОЛОГИЯ
Дмитриев А. Ф., Ахмадиев Г. М.
Разработка способа и устройства для микробиологического анализа воздуха
Целью настоящей работы является научно-производственное испытание разработанного способа и устройства для микробиологического анализа воздуха. Способ и устройство для микробиологического анализа воздуха включают осаждение аэрозольных частиц и посев микроорганизмов на поверхность плотной питательной среды, последующее термостатирование проб и подсчет числа колоний, выросших на поверхности среды, причем осаждения аэрозольных частиц осуществляется в жидкость улавливателя микроорганизмов с последующей дезинтеграцией и регидратацией аэрозольных частиц, а посев суспензии микроорганизмов проводится на плотную питательную среду.

ГИСТОЛОГИЯ
Мужикян А. А., Иванов В. С.
Особенности гистологического строения щитовидной железы собаки и морфология С-клеток на разных стадиях онтогенеза
Проведено гистологическое исследование и морфометрический анализ щитовидной железы собак разных возрастных групп, в том числе плодов собаки, полученных на разных сроках гестации. Изучены основные морфометрические показатели состояния щитовидной железы собаки, включающие измерение среднего диаметра фолликула, высоты фолликулярного эпителия, диаметра ядра тироцитов. Определены просвет-эпителиальный индекс (ПЭИ), показатель накопления коллоида (ПНК), ядерный индекс (ЯИ), фолликулярный индекс (ФИ), площадь стромы железы, IPAS и IPSNA. Выявлены характерные изменения микроструктуры органа в возрастном аспекте. Отмечено увеличение с возрастом высоты тиреоидного эпителия, ПЭИ, ПНК, ФИ, диаметра ядра тироцитов, увеличение доли фолликулов с ШИК-положительным коллоидом в просвете и снижение их количества у старых животных. Установлено значительное снижение пролиферативной активности железы после рождения. Изучено строение и возрастные изменения С-клеток с применением иммуногистохимических реакций на кальцитонин, нейрон-специфическую енолазу, синаптофизин. Проведено морфометрическое исследование и статистический анализ показателей С-клеток у собак разных возрастных групп. Установлено увеличение диаметра ядра и площади клеток, возрастание экспрессии кальцитонина и NSE, увеличение индекса функциональной активности, достигающего наибольших значений у плодов собаки, новорожденных щенков и старых собак. Выявлена тенденция к увеличению с возрастом ядерно-цитоплазматического соотношения С-клеток, снижению количества клеток с концентрацией секреторных гранул на сосудистом полюсе, уменьшению размеров С-клеток и увеличению их количества у старых животных. Выявлена наибольшая плотность расположения С-клеток в участках железы с высокой экспрессией PCNA. Обнаружены и описаны С-клеточные комплексы у плодов собаки и взрослых животных.

ИММУНОЛОГИЯ
Обуховская О. В., Стегний Б. Т.
Т-хелперы в иммунокомпетентных органах кур, иммунизированных против респираторного микоплазмоза
В статье изложены результаты изучения динамики и интенсивности изменения количественных характеристик субпопуляций Т-хелперов в иммунокомпетентных органах кур, иммунизированных экспериментальными сериями инактивированных вакцин против респираторного микоплазмоза. Установлено, что двукратное внутримышечное введение экспериментальных серий инактивированных вакцин стимулирует активизацию субпопуляции Т-хелперов в ранние сроки после вакцинации. Более интенсивно эти процессы протекали у птицы, иммунизированной вакциной на основе бактерина M. gallisepticum. Показано, что количество CD4 Т-хелперов достигает максимального уровня на 21-е сутки после вакцинации. Наивысшее значение этого показателя зафиксировано в селезенке (38,600 % для группы ВБ и 27,917 % для группы ВС, соответственно) и слепокишечной миндалине (23,976 % для группы ВБ и 21,778 % для группы ВС, соответственно).

ЭПИЗООТОЛОГИЯ
Паршуков А. Н., Иешко Е. П., Ильмаст Н. В., Юхименко Л. Н., Дружинина А. А., Тархов С. В.
Случаи инфекционного заболевания щук (Esox lucius) в озере Каменное (бассейн Белого моря)
В озере Каменное (Костомукшский заповедник) впервые зарегистрировано массовое инфекционное поражение щук с признаками заболевания «чума щук». Бактериологические исследования органов и тканей рыб в июне 2013–2014 гг. позволили идентифицировать аэромонад – Aeromonas sobria и Aeromonas sp. 5, однако специфичный для этого заболевания этиологический агент Aeromonas punctata forma pelis не был найден. Состав микрофлоры в 2013 г. оказался более разнообразным, чем в 2014 г., а обнаруженные микроорганизмы Aeromonas, Moraxella и Acinetobacter способны вызывать у рыб бактериальную геморрагическую септицемию.

Сокова Л. С., Сазонкин В. Н., Пухова Н. М.
Проблемы профилактики бешенства безнадзорных собак и кошек
Для борьбы с бешенством домашних животных разработаны и эффективно применяются инактивированные антирабические вакцины, диких плотоядных вакцинируют оральными препаратами. Фактором эпидемического риска по бешенству остаются безнадзорные собаки и кошки. Использование для них пероральной вакцинации не дало положительных результатов. Были даны рекомендации по усовершенствованию оральных вакцин.

ПАРАЗИТОЛОГИЯ
Конькова А. В., Федорова Н. Н., Иванов В. П.
Оценка эпизоотического и морфофизиологического состояния молоди леща Abramis brama (Linnaeus, 1758) в Волго-Каспийском регионе
Дана неудовлетворительная оценка эпизоотического и морфофизиологического состояния годовиков и двухлетков леща Волго-Каспийского региона. Результаты гельминтологического обследования, гематологического и гистологического обследования выявили значительные патоморфологические изменения тканей и органов обследованных рыб. Обнаруженные нарушения в организме молоди леща были спровоцированы опасными загрязняющими веществами, находившимися в воде, и усугублены присутствием полостных паразитов – ремнецов.

Логинова О. А., Белова Л. М.
Гельминтоовоскопия: опыт дифференциальной диагностики яиц гельминтов и имитирующих их объектов
В настоящей статье авторы делятся опытом гельминтоовоскопии препаратов из фекалий крупного рогатого скота хозяйств Северо-Западного федерального округа, проведенной в период с июня 2014 по июнь 2015 г., подчеркивая вероятность обнаружения в препаратах не только яиц гельминтов, но и различных объектов, визуально их имитирующих, которые могут ввести в заблуждение начинающего специалиста. Предложено разделение этих объектов на две основные группы: абиотические (пузырьки, капли и кристаллы) и биотические. Объекты второй группы (споры и пыльцевые зерна растений, споры грибов, яйца членистоногих) предложено подразделить на подгруппы в зависимости от их происхождения (царство: животные / растения / грибы). Проанализированы причины обнаружения этих объектов в препаратах (состав кормов и их обсеменение, обсеменение фекалий, отклонения от нормативов при проведении исследований). Указаны меры, направленные на уменьшение вероятности обнаружения посторонних объектов при гельминтоовоскопии. Описаны способы дифференциальной диагностики яиц гельминтов и имитирующих их объектов.

ФАРМАКОЛОГИЯ
Басова И. Н., Розенгарт Е. В., Басова Н. Е., Ягодина О. В.
Целью работы было изучение активности бутирилхолинэстеразы (БХЭ) в печени, сыворотки крови и моноаминоксидазы (МАО) в печени и почках крыс при остром токсическом отравлении тетрахлорметаном (ССl4). Представляло интерес применение полипренольного препарата «Ропрен» и его влияние на исследуемые ферменты. Установлено, что ведение ССl4 приводит к статистически значимому снижению активности БХЭ в печени и сыворотке крови крыс. Препарат «Ропрен» оказывает выраженное гепатопротекторное действие уже на первых стадиях эксперимента. Активность МАО в печени и почках крыс при действии ССl4 повышалась и в течение всего эксперимента оставалась практически без изменений. Препарат «Ропрен» в начальной стадии опыта не снижал показатели активности МАО в печени и почках крыс, но на следующих этапах исследования восстанавливал активность фермента до показателей, соответствующих контрольной группе животных.

ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ
Шумилин Ю. А., Степин Д. А.
Клинико-рентгенологические аспекты диагностики патологии органов дыхания у змей
В статье представлены результаты клинического исследования змей с признаками расстройства дыхания. Описаны особенности клинических признаков при поражении верхних дыхательных путей и легких. Обосновано применение и дана клиническая оценка результатов специальных методов исследования: рентгенографии легких и цитоморфологического исследования мазков слизи. Проведена дифференциальная диагностика патологии верхних дыхательных путей от бронхопневмонии у змей.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Балабанова В. И., Кудряшов А. А.
Структура причин смерти новорожденных щенков по секционным данным
В статье представлены результаты вскрытия новорожденных щенков, проведенного в период с 2008 по 2015 гг. Выполнен анализ этих результатов в сравнении с подобными данными за 2001–2006 гг. Оказалось, что причинами смерти явились инфекционные (52,6 %), инвазионные (0,9 %) и незаразные (46,5 %) болезни.
Среди инфекционных болезней в оба периода исследования наиболее часто диагностировали герпесвирусную инфекцию и инфекционный гепатит. Из незаразных болезней и патологических состояний, приведших к смерти, чаще устанавливали голодание, аномалии развития, пневмонию и энтерит.
Для совершенствования дифференциальной диагностики в работу включены фотографии органов с патологоанатомическими изменениями, типичными для наиболее распространенных болезней новорожденных щенков.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Елизарова О. С., Динченко О. И.
Клинический случай ущемленной диафрагмальной грыжи у лошади
Разрыв диафрагмы - одно из наиболее сложно диагностируемых закрытых повреждений у лошадей, что обусловлено патогенезом, отсутствием специфических клинических признаков, сложностью постановки диагноза. Наиболее часто у лошадей встречают травматические ложные грыжи диафрагмы. Для уточнения диагноза прибегают к дополнительным визуальным методам исследования. При выявлении ущемленной диафрагмальной грыжи единственным методом лечения является оперативное вмешательство по неотложным показаниям. Для благоприятного исхода рекомендовано раннее хирургическое лечение диафрагмального дефекта.

Для оформления редакционной подписки на 2015 год обращайтесь по телефону (812) 232-55-92, +7 921 095-89-27 или по e-mail: invetbio@yandex.ru. Подписные индексы в каталоге ОАО «Роспечать» – 33184, «Пресса России» – 29447. Чтобы познакомиться с журналом, Вы также можете заказать бесплатный номер (из архива выпусков), заполнив форму.

Приглашаем к сотрудничеству авторов и организации! Рецензирование и публикация материалов бесплатны. Журнал принимает материалы по всем аспектам и направлениям ветеринарии и зоотехнии, а также материалы биологической направленности, которые могут иметь научное или практическое значение для ветеринарии. К печати принимаются оригинальные научные статьи, обзоры литературы, экспериментальные и аналитические работы, методические разработки (правила для авторов).

Здоровья Вам и Вашим питомцам!

==================================