Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Академия Женской Гениальности - Суздальский пир


АКАДЕМИЯ  ЖЕНСКОЙ  ГЕНИАЛЬНОСТИ
     НАПИСАТЬ ПИСЬМО     
     ОТПИСАТЬСЯ!     
     ЗАЙТИ В АРХИВ     

Дублирую сюда выпуск рассылки «Секреты бизнеса» - http://subscribe.ru/catalog/economics.school.speak.

По формату он вполне подходит в АЖГ: хоть здесь мало про гениальность, зато про женские судьбы – достаточно J.

 

Суздальский пир МКП

или день Рождения Аркадия Лопухова.

 

Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…

(Старинная русская присказка)

 

Как я уже писала, в Московском Клубе Предпринимателей начались каникулы, и наши открытые встречи возобновятся только в сентябре.

Однако жизнь идет, и идут своим чередом встречи закрытые. И сегодня я вам расскажу об одной из таких встреч.

Этот выпуск – о частной жизни МКП, о том, что за кулисами наших деловых встреч, об отдыхе. А то мы все о работе и о работе J.

Таких выпусков бывает немного, и в следующем выпуске мы вновь вернемся к бизнесу и к пришедшим от вас письмам.

Но в этом выпуске я предлагаю вам отдохнуть немного от бизнеса вместе с МКП, и хотя бы виртуально, перенестись вместе с нами в прошлое, побродить по полуразрушенным монастырям и выпить медовухи по старинным русским рецептам…

 

Итак, 3 июня был День Рождения Аркадия Лопухова, и в связи с этим Аркадий преподнес нам (МКП) поистине царский подарок: он пригласил нас на ужин.

Но вы плохо знаете Аркадия, если думаете, что это был рядовой, обыкновенный какой-то ужин: это был настоящий пир в трапезной одного из Суздальских монастырей. Причем, на столе было только то, что входило в меню местных князей в 10-12 веках: запеченные целиком поросята и щуки, соления, свежие овощи, медовуха.

А поскольку мы все равно уже ехали в Суздаль, то Аркадий не ограничился ужином, а разнообразил рацион еще и экскурсией по городу.

Итак, мы выехали 3-го утром на 3 машинах из Москвы в Суздаль. В одной машине ехали Аркадий с Любой и Марат Елисеев, в другой Олеся (старшая дочь Аркадия) со своим другом режиссером Германом, а в третей мы с Настей (моей сестрой).

Одновременно с нами из Москвы в том же направлении выезжало еще 5 автомобилей МКП, а место встречи всех 8 машин было на шоссе в 11 км. от Владимира по дороге к Суздалю, в кафе «Уютный уголок», которое нам рекомендовал Интернет J.

Дорога ничем особенно не запомнилась. Вначале на выезде из Москвы стояли обычные пробки, и мы честно стояли в пробках: в смысле мы с Настей на Нисане и Олеся на Пежо. Что до черного Мицубиси, за рулем которого был Аркадий, то тому в пробках не стоялось J, он проезжал мимо нас то по встречной полосе, то по обочине справа, отъехав на какое-то расстояние дожидался нас, пропускал вперед, а затем снова обгонял.

Мы почти без приключений добрались до самого «Уютного уголка», где нас уже ожидал Алишер и Сергей Веденеев с супругой, а в течение 10 минут подтянулись еще 4 машины, в которых были Юра и Надежда Логачевы с друзьями, Дима Кравцов с семьей, Дима Старинец и Максим Журович, которые привезли Лиду и Джанат Рошанову, а так же Женя Огнев.

С действующими лицами подробнее можно познакомиться на нашем сайте: www.mkp-club.ru в разделе «Члены клуба».

«Уютный уголок» оказался далеко не таким уютным, как представлялось J, а потому мы не стали тут завтракать, как планировали, а поехали напрямую в отель «Кремлевский» в Суздале, где были забронированы номера для нас, и как оказалось позже, даже накрыт стол для завтрака.

Отель совсем новый, ему нет и года, и построен он в Суздальском стиле, как царские палаты 14-16 веков. Белокаменные стены, башенки, колонны, арки. И все так выполнено, что кажется, будто это и есть старинный дворец, сохранившийся с древних времен, в котором нынче разместился отель.

Между тем, помещение новое, персонал любезный и исполнительный, а цены очень даже приемлемые: так что если соберетесь в Суздаль, то очень рекомендую вам наше пристанище, отель «Кремлевский».

Там мы плотно позавтракали, помня о том, что обеда не будет, после чего отправились в пешую прогулку по городу.

Наш экскурсовод Денис – друг Аркадия, местный житель, в прошлом боксер и чемпион Европы по боксу.

Перипетии судьбы заставили его когда-то бросить бокс, поверить в Бога и вернуться в Суздаль, где он сделался экскурсоводом, благо давно увлекался историей и очень хорошо знает историю России и Суздаля в частности.

В Суздале и окрестностях, вплоть до Владимира, он знает всех и каждого, имеет любые контакты и ходы, за руку здоровается и с главами местной церкви, и с администрацией города.

Нет такого вопроса, который возникнет у вас в Суздали, и на который Денис не сможет ответить. Вы можете показать рукой в любом направлении, и прослушаете длинную лекцию о том, что это такое, откуда оно взялось, и чем занимается J.

Он знает судьбы всех людей, которые хоть как-то пересекались с историей Суздаля и всей Владимирской области. Он знает все, что они писали и говорили, сколько прожили, сколько имели детей и где и от чего умерли.

В Суздале он все знает про каждый дом: когда построен, когда продан, кто был хозяином раньше и кто хозяин теперь. Я уже не говорю о пяти Суздальских монастырях, 60 церквях и прочих памятников архитектуры и истории.

Вообще говоря, весь Суздаль – это один большой музей под солнцем. Он не большой, всего 9 кв. км., и за день мы прошагали его весь и легко запомнили, где и что находится.

Проживает в Суздале около 12 тыс. человек.

Это совершенно необыкновенный город, я не смогла вспомнить аналогов: он ничего не напоминает из того, что я видела ранее. Даже Владимир в одной своей промышленной части напомнил мне Норильск, а в другой, исторической – Киев.

Суздаль нигде ничего не напоминает. Куда бы вы там не посмотрели, в поле вашего зрения попадет сразу несколько храмов с красивыми расписными или золочеными куполами и несколько исторических памятников, взятых под охрану ЮНЕСКО. И все это утопает в цветущей сирени.

Полное ощущение, что вы перенеслись во времени в прошлые века.

Первые упоминания о Суздале относятся еще к 1024 году, а в 12-13 веках Суздаль переживал звездный час своей истории, будучи столицей княжества. Москва в те времена была маленьким городком, недавно основанным, с небольшим количеством жителей…

А сейчас по улицам Суздаля бродят туристы и очень доброжелательные к ним местные жители, проезжают конные экипажи, слышен цокот копыт, пение птиц и лишь изредка – шум автомобилей. На машинах тут ездят мало, потому что город небольшой, и туристы в основном оставляют автотранспорт и бродят по городу пешком либо разъезжают на экипажах.

Мы тоже пошли гулять пешком и остановились на холме у церкви, название которой я не запомнила. Кажется, она относилась к 15-16 векам. И примечательна была тем, что в ней были найдены так называемые «строительные жертвы».

Не знаю, как у современных строителей (надо будет при случае спросить Диму Бридня), а в прошлом у строителей было принято в основание или фундамент дворца, храма или дома замуровывать живых людей.

В иных местах считалось, что замуровывать надо детей. Где-то предпочитали девственниц. А где-то – тех, кто первым попался под руку.

Самое интересное, что обычай сей существовал с самых древних времен во многих государствах Европы (в Англии, Дании, Латвии в замках находили такие захоронения), и в Азии (Китай, Индия).

Он не обошел стороной и Россию, и в том самом храме на холме, где мы стояли, и откуда открывался чудесный вид на Кремль, были найдены останки двух детей, и ученые смогли доказать, что дети были похоронены тут живьем.

Считалось, что дух погребенного живьем человека, будет охранять дом, и сделает его обитателей счастливыми, а крепость или стены неприступными.

Кроме того, говорят, будто само строение от этого делается прочнее (это секрет бизнеса для строителей, читающих рассылку).

Кроме этих страшилок, Денис еще предложил обратить внимание на землю Суздаля, которую отсюда было отлично видно на огородах. Земля – темно-серая, по плодородности лишь немного уступает Украинскому чернозему. А потому основное занятие местных жителей в древности было именно земледелие. Это сейчас они активно переключились на туризм J, а в те времена больше пропадали на огородах J.

Денис пояснил, что местная природа состоит из рек и лугов: на лугу, где мы стояли у церкви, росло в общей сложности более 100 видов трав.

К тому же, местный микроклимат всегда на 2-3 градуса теплее, чем вокруг, что позволяет вызревать помидорам и местной достопримечательности – огурцу (в Суздале даже придумали праздник огурца: на прошлогоднем таком празднике, туристы оставили свыше миллиона рублей за один день J).

От этой церкви мы пешком направились к Покровскому монастырю. Это женский монастырь, возникший тут в 14 веке. Это место пожизненной ссылки многих женщин аристократических родов. В 16 веке сюда была привезена первая жена Московского князя Василия III Соломония Сабурова, «обвиненная» в бесплодии. Здесь она под именем преподобной Софии Суздальской пережила и мужа и его вторую жену Елену Глинскую (мать Ивана Грозного).

Похоронена здесь же в усыпальнице Покровского Собора, а у ее гробницы, как сказано тут же на памятной табличке, происходят чудеса и исцеления.

Ходили слухи, что бесплодная Соломония Сабурова прибыла в монастырь беременной и спустя несколько месяцев родила мальчика. Он умер, и его похоронили, но уже в тысяча девятьсот тридцать каком-то году вскрыли могилу и обнаружили в ней куклу. Стало быть, мальчик выжил.

По-разному представляют, какой могла бы быть его судьба, кое-кто даже считает, что именно он впоследствии стал Пугачевым, но… это только слухи J.

Здесь же, в монастыре, нашли приют обе жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного, впоследствии убитого отцом, Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая.

Сюда же привезли связанной с кляпом во рту жену самого Ивана Грозного, четвертую по счету и последнюю из принятых патриархом (4-х следующих жен Ивана Грозного православная церковь царицами не признала).

Восемнадцатилетнюю царицу Анну Котловскую в тот же час, когда привезли, насильно постригли в монахини, а на обычный вопрос епископа, по своей ли воле постригаемая отрекается от мира, положительно ответил Малюта Скуратов, сподвижник и друг Ивана Грозного.

На другой день несчастную царицу Анну, а ныне – смиренную инокиню Дарью так же насильно посвятили в схиму, вместо царского наряда, облачили в черные одежды с белым черепом, и вместо светлого царского терема, заточили в склеп под землей.

Стоит добавить, что схимники должны были жить в полном одиночестве, соблюдать строгий пост всю оставшуюся жизнь, дни проводить в молитвах, а ночи – спать в гробу.

Так что не простая судьба выпала на долю Анны Котловской, ведь после заточения она прожила еще 54 года, пережив и мужа и всех его последующих жен…

В Покровском монастыре оказалась дочь Бориса Годунова Ксения, а последней именитой узницей этого места стала первая жена Петра I и последняя русская царица Евдокия Лопухина.

Тут у нее по слухам завязался роман с неким Степаном Глебовым, майором, присланным сюда набирать рекрутов. Петр I разбирался недолго, поручик повисел на дыбе, после чего был посажен на кол на Красной площади, где почти сутки умирал.

Однако на этом его муки не окончились, спустя некоторое время после смерти по приказу Петра он был предан анафеме православной церковью.

И этот император – один из самых выдающихся в Российской истории, укрепивший Россию как никто до него и после, и прорубивший окно в Европу...

Удивительные личности эти русские цари, не правда ли?..

Кстати, не думайте, что Анна Котловская самая многострадальная из жен Иоанна IV; можно даже сказать, что ей буквально просто-таки повезло.

С пятой женой Ивана Грозного все получилось гораздо хуже.

После первой брачной ночи, супругу показалось, что он не был первым. Он очень расстроился по этому поводу, привязал ее к телеге и воткнул копье в круп коня прямо на берегу озера. Конь рванул вперед и провалился под лед вместе с телегой и привязанной к ней великой княгиней.

Иван Грозный некоторое время ждал, он счел, что если его благоверная всплывет, то значит, она оправдана, а если утонет – значит, такова воля Божья.

«Божья воля» оказалась не на стороне привязанной к телеге супруги, и она утонула, а Иван Грозный перекрестился и пошел пировать.

И все же менее всех повезло Василисе – седьмой жене. Ее связали, заткнули рот и уложили в гроб живьем. Во второй гроб положили ее мертвого любовника. Священник, отпевавший оба гроба, не понимал, почему из одного все время разносится шорох, но спросить об этом не рискнул. Он закончил отпевание и оба гроба зарыли.

Вообще, складывается такое впечатление, что все русские царицы были весьма недалекого ума: Петру I изменяли обе законные жены, а Ивану Грозному – половина…

Я вот думаю, во имя каких благ стоит изменять, будучи седьмой женой Ивана Грозного, и соответственно, зная судьбу 6-ти своих предшественниц?..

И не могу придумать, даже если предполагаемые любовники были обладателями всех известных добродетелей... J

Но это я уклонилась от темы: обе дамы (пятая и седьмая жены) не имеют никакого отношения к Суздалю, они похоронены в Александровой Слободе, где МКП был на экскурсии в Новый 2005 год. Одна на дне озера близ царских палат, а другая – где-то в тех же местах.

А мы с вами вернемся в Суздаль. Здесь же на территории Покровского монастыря есть долговая яма.

Это глубокая такая яма, где сыро и холодно. Мы удивились, что она была именно на территории монастыря, но Денис объяснил, что это как раз очень мудро, ведь именно приходя в монастырь, люди вспоминали заветы Христа о прощении долгов, а, кроме того, состоятельные монахини вроде Софии Суздальской людей из ямы выкупали – тут никто не умирал.

Аркадий, было, заинтересовался ямой, как инструментом для возврата долгов, однако Денис его разочаровал, пояснив, что крестьяне даже предпочитали попасть в яму, чем отдавать долг.

Потому что из ямы рано или поздно выходили, а выход из ямы автоматически означал прощение всем долгам J.

Но это крестьяне, а для купца пребывание в долговой яме означало конец карьере. Такой купец более не мог быть купцом и делался крестьянином.

Таким образом, Афанасий Никитин стал вынужденным путешественником и открыл Индию J. Дело в том, что, везя очередной торговый груз, он был ограблен по пути татарами. Возвращаться после этого домой он не посмел, т.к. неминуемо попал бы в долговую яму, а это бы означало конец его купеческой карьере.

Тогда он вернулся на корабль, и стал отплывать от берегов России, куда глаза глядят. А они глядели на Восток, и так Афанасий Никитин оказался в Индии.

Там он разжился пряностями, специями, тканями и прочим, и вернулся в Россию, где, продав все, наладил торговые контакты с Индией, после чего приобрел всемирную известность и сказочно разбогател J.

Так что нет худа без добра: долговая яма, хоть и не достаточно эффективна, как инструмент возврата долгов, зато оказалась эффективной в деле открывания новых Земель J.

В долговой яме было много монеток: так мы и не поняли, то ли туристы, бросающие сюда монетки, рассчитывали попасть сюда снова, то ли проявляли милосердие к заточенным тут несколько веков назад крестьянам…

И все же мы тоже бросили туда монетки: казалось, что они отлично дополняют интерьер долговой ямы J.

 

Про Покровский монастырь рассказывают, что когда сюда прибыл сын разорившегося польского шляхтича Александр Лисовский, который захватил Суздаль, после чего тут уцелело всего 42 двора, он очень хотел попасть в Покровский монастырь, ибо там было все, что нужно после долгого пути и битвы: пища, вино и женщины.

Однако, при подъезде к монастырю, некоторые его воины вдруг разворачивались и начинали скакать в обратном направлении, другие падали замертво, а он вдруг почувствовал себя очень плохо, а потом сказывал, будто перед его конем появилась женщина в черных одеяниях, которая била его по лицу и не велела ездить в монастырь.

Вот и думайте теперь, в чем дело – в нашем народе, любителе слагать сказки да былины, и чтоб обязательно с волшебством, или в излишней впечатлительности самого Лисовского, однако же, монастырь он не взял.

 

Из Покровского монастыря, мы направились в Спасо-Евфимиев мужской монастырь.

По дороге туда мы прошли мимо небольшой полностью металлической часовенки, которая удивила нас в этом месте, ведь обычно часовни строят там, где дорого и не нужно строить большой храм…

А здесь храмов вроде бы хватает. Денис пояснил, что часовенка построена на пожертвования англичан Суздалю.

Аркадий окинул часовню критическим взглядом и заметил: «Ну, пожертвований, положим, было гораздо больше…»

 

Пока мы шли к Спасо-Евфимиеву монастырю, Денис рассказывал, что монастырь основан в 1352 году. А постройки на территории монастыря относятся в основном к 16-17 векам. В частности, в Спасо-Преображенском соборе (16 век) прекрасно сохранилась роспись выдающихся живописцев Гурия Никитина и Силы Савина.

На территории монастыря похоронен русский полководец Д.М. Пожарский.

С 1764 года и до начала ХХ века тут была тюрьма, основанная Екатериной II «для безумствующих колодников». Однако в числе ее узников были поначалу в основном государственные преступники, раскольники и сектанты.

В 1826 году по решению Св. Синода сюда был заточен монах Авель. Это примечательная личность: монах пережил Екатерину II, Павла I, Александра I, Николая I, и каждому из них якобы абсолютно точно предсказал судьбу.

В частности, вот его предсказания Павлу I: «Эх, Батюшка-Царь! - покачал головой Авель. – Почто себе печаль предречь меня понуждаешь? Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В Страстную Субботу погребут тебя...»

И Павлу же он рассказал судьбу России до Николая II: «На венец терновый сменит он (Николай II) корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власти, и наступит воистину казнь египетская...»

Павел приказал ему изложить все это письменно, запечатал и повелел вскрыть своему потомку через 100 лет после его смерти.

Когда-то в Суздале было 15 монастырей (представляете? – на 9 кв. км.), а сейчас осталось только 5, среди которых 2 полуразрушены.

Так вот, я точно не помню, к какому именно монастырю относилось еще одно предсказание монаха Авеля: мы там были, но названия я не запомнила. По его поводу монах сказал, что он будет разрушен и долго простоит разрушенным. А восстанавливать его начнут в последние деньки, в то же самое время, когда придет Антихрист.

А когда полностью восстановят – тогда будет конец Света и II пришествие.

Так вот, этот монастырь уже начали восстанавливать J. В связи с чем забеспокоились Суздальские бабушки: «Вы что конца света хотите?!», и народ подал прошение в администрацию города, оставить развалины в покое и больше их не трогать J.

Меня, как заядлого материалиста, смущает только одно: почему-то так случается, что все подобные предсказания я всегда узнаю ПОСЛЕ того, как они совершаются, а не ДО. Как-то так совпадает, что сначала происходит некое событие, а только потом я узнаю, что оказывается, оно было предсказано заранее монахом Авелем или самим Нострадамусом; но еще ни разу я не узнала о предсказании ДО того, как совершилось событие…

А вы?.. J

Я, было, потерла руки, услышав, что скоро будет конец света, и, стало быть, я увижу, что сбылось хоть одно предсказание, которое я узнала ДО, а не ПОСЛЕ – предсказание монаха Авеля о конце света.

Но Настя (моя сестра, которая верующая) меня разочаровала, пояснив, что сам конец света по всем пророчествам лет 100 должен продолжаться, так что эпилога мы не застанем L.

Значит, опять ничего не понятно: если только не прожить ради этого 132 года?.. Но, боюсь, игра не стоит свеч: вот так проживешь 132 года, а конца-то света и не будет.

И кого потом винить, что тебя обманули, скажите, пожалуйста? Покойного монаха Авеля?..

Так вот, монах Авель подробно расписал, в частности, взятие Москвы Наполеоном и пожар 1812 года, за что тут же попал в тюрьму J, но все это лично я узнала только в 2006 году L

J

Ведь, скажем, если я вам скажу, что в 2000 году я предсказала катастрофу в Америке 11 сентября 2001г. – что вам останется делать? Верно: поверить мне. Я же ведь никогда вас раньше не обманывала.

Совсем другое дело, если я сейчас вам скажу: ребята, через неделю – дефолт. Срочно забирайте деньги из банков, пока не поздно.

Но почему-то так не бывает. Если даже через неделю будет дефолт, то только через две недели вы узнаете, что некто, оказывается, все эти события предсказал J.

 

Так вот. Кроме монаха Авеля, тут бывал еще один сектант (монах Авель рассорился с православием – понимал его как-то по-другому) – Кондратий Селиванов.

Этот – основатель секты скопцов, возникшей при Екатерине II, и существующей поныне. Он считал, что есть только один способ спасения души – это оскопление. Иными словами, ампутация детородных органов.

Покуда он это проповедовал, Екатерина II молчала, но когда он приступил к активным действиям, не спрашивая при этом согласия потенциальных адептов секты (по сектантским традициям для того, чтобы осчастливить народ, его согласие не требуется…), Екатерина приказала определить ему место жительства в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздали.

Там наш герой вообразил, что он бессмертен, заявил об этом во всеуслышание, и до того сам в сие уверовал, что прожил аж целых 114 лет J.

Потом он, однако же, умер. Его похоронили, но место захоронения скрыли, опасаясь паломничества сектантов J. Те же, на этом основании решили, что он до сих пор жив, и скоро явится миру.

Далее здесь же отбывали срок еще многие известные люди: от декабристов до ученых уже при Сталине, пока тюрьма не закрылась, а монастырь не стал вновь действующим мужским монастырем.

 

В самом монастыре Аркадий с Денисом приготовили для нас еще один сюрприз – мы не только побывали на монастырской звоннице, но и услышали завораживающий перезвон местных колоколов.

А устроил нам этот праздник души Валерий Гаранин, один из ведущих российских звонарей, лауреат различных конкурсов звонарей. Ему помогал его ученик Александр Леонов.

На звонницу мы забрались по узенькой круговой лестнице, где в ширину помещается только один человек, и то – не толстый J, а, забравшись, оказались на высоте примерно пяти этажей над землей, откуда открылся необыкновенный вид на монастырь и весь Суздаль.

Мы стояли чуть ли не на самой верхней точке монастыря и слушали перезвон, а под нами собиралось целое море туристов, которых приводят сюда экскурсоводы в определенное время, когда звонят колокола.

А потом – гром аплодисментов и крики «Браво!». Мы, правда, те, кто стоял прямо под колоколами, в аплодисментах не участвовали, ибо были оглушены и ошарашены J.

 

Прямо из монастыря мы отправились на высокий берег реки Каменки, откуда открывался совершенно необыкновенный вид на оба монастыря и на весь город. По дороге мы захватили медовухи: эта местная достопримечательность продается тут гораздо чаще, чем пиво или вода J.

В Суздале есть целая фабрика, которая производит медовуху, сбитень и другие старые русские напитки. Основные составляющие медовухи, как понятно из названия, мед и вода. Кроме того, туда добавляют различные травы: можжевельник, мяту, зверобой, чабрец, шиповник, пряности и тем самым придают вкусу различные оттенки. А по крепости она примерно такая же, как пиво, хотя ее делают и чуть крепче и чуть слабее.

Так вот, набрав побольше разной медовухи, мы устроили дегустацию прямо на берегу Каменки, а Валерий Гаранин, который к тому же еще и гусляр, и которому Денис предложил составить нам компанию, играл нам на гуслях и пел старинные русские народные песни и былины.

Кстати, в этом месте на реку выходил фасад красивого большого дома, и Денис сказал, что тут построил себе имение адвокат Чубайса…

Интересно, о чем думает адвокат, глядя из окна на бесконечные купола, кресты, монастыри?.. J

Когда замолкали гусли, становилось слышно другую местную достопримечательность: лягушек в Каменке.

Я впервые в жизни слышала такой хор: я даже не представляла, что лягушки на ТАКОЕ способны J. Если даже вы будете кричать не берегу Каменки, то не сможете перекричать лягушек, а диапазону их голоса позавидуют даже оперные звезды Большого театра J.

Самое интересное, что их при этом почти не видно. Совершенно ровная и спокойная поверхность воды, и такой громкий хор над водой, непонятно, откуда возникающий. Просто мистика: я, наконец, начала понимать, откуда берутся сказки о русалках и всяких водяных.

Здесь мы пробыли часа полтора или два: уходить не хотелось, но все же пора было идти, чтобы успеть на пир в трапезной Суздальского Кремля.

На обратном пути мы прошли через Ризоположенский монастырь, побывали в том самом монастыре без названия, с которым монах Авель связал конец света, и пересекли старинную торговую площадь (впрочем, новых построек, кроме частных домов в Суздале вовсе, кажется, нет).

Вообще, чтобы хорошо осмотреть Суздаль, нужно иметь около недели времени. А чтобы осмотреть его без посещения музеев изнутри, хотя бы, дня 3.

 

А в трапезной Суздальского Кремля нас поджидал пир.

Представьте белокаменные своды высоких потолков, старинный интерьер (самовары, глиняная посуда), резные деревянные кресла, длинный стол, заставленный щуками, поросятами, перепелками, лососиной, семгой, белугой, всяким мясом, до которого в таком изобилии просто руки не доходили…

Поросята, кстати, подаются с гречневой кашей – по-русски J.

Помните, Боярский, который играл француза в фильме «Гардемарины, вперед!», перечисляя ужасы России, кроме дыбы, дорог и бани по-черному, упомянул: «Эту ужасную черную кашу!»

Вот эту самую кашу подавали с поросятами J.

И главное – медовуха. Это не та медовуха, что всюду в Суздале продается в бутылках, это готовится в трапезной, «ручного» изготовления. В ней плавают кусочки прополиса и воска, а вкус необыкновенный!

Отличается от бутылочной так же, как какой-нибудь бутылочный Бочкарев отличается от разливного Гиннеса из Джон-Бул Паба… если только не разительнее.

Медовуха пьянит быстро, и когда надо – быстро и проходит J, а на утро от нее не болит голова.

В трапезной наш строгий тамада Юра Логачев давал слово желающим в соответствии с регламентом: больно много было желающих J.

Мы же с Настей, пользуясь моментом, старались съесть побольше еды впрок, и съели столько, что казалось, до следующего 3 июня хватит J, однако на завтра есть захотелось снова, а пира уже не было: «К сожалению, День Рождения только раз в году» L.

 

Но даже на этом вечер еще не закончился. По возвращении в отель нас удивил Алишер, который где-то раздобыл гитару и исполнял песни Макаревича, причем, если бы я не знала, кто такой Макаревич, а оценивала бы только исполнение, я бы сказала, что Макаревич подражает Алишеру, потому что Алишер пел очень похоже, но все же чуть лучше J.

А потом около часа ночи кто-то сказал, что надо идти спать. Не помню, кто именно это был, но вероятно, у него был командный голос, потому что все пошли спать, а только на следующий день выяснилось, что спать не хотел никто, а все хотели продолжения банкета, но каждый думал, что он такой один J.

Поскольку нас с Настей было двое, то мы спать не пошли, а пошли гулять на Каменку слушать лягушек: честное слово, такое я слышала впервые в жизни, и хотелось послушать подольше J.

У нас в Оке рядом с дачей тоже водятся лягушки. Ока в сотню раз, наверное, шире Каменки в этом месте, но лягушек никогда не бывает ТАК много J.

 

А на следующий день все отправились в разных направлениях. Аркадий с Любой и Юра Логачев с Надеждой уехали в Дивеево. Основная часть экскурсантов отправилась домой. А мы с Настей погуляли еще по Суздалю, а потом поехали во Владимир.

В Суздале мы были в музее деревянного зодчества и крестьянского быта.

Только там, несколько раз прибившись случайно к большим экскурсиям, мы оценили нашего гида Дениса Лапина в полной мере. После Дениса, монотонную, и как будто специально тренированную речь стандартных экскурсоводов слушать просто не хотелось.

Кроме того, Денис рассказывал так, что, слушая его, и глядя на древние стены, мы ощущали, что переносимся в прошлое, и там как будто сами наблюдаем за происходящим…

Ты ничего не слушаешь: просто все происходит на твоих глазах.

Здесь было совсем по-другому: строго и официально, и я поняла, что процентов 50 впечатлений от этого места мы бы потеряли, будь у нас другой гид.

Однако же, сам музей очень даже интересный. На его территории представлено все, что есть в обыкновенной русской деревне: храм, мельница, колодец, дом зажиточного крестьянина, дом середняка, и несколько домов крестьян беднее.

Интерьеры домов внутри восстановлены очень точно.

Самое, пожалуй, интересное, что я там узнала – это как мылись в русских печках и в чем предназначение горизонтальной балки на потолке избы J.

Оказывается, гость, входя в избу, не мог пройти дальше этой балки. Причем, он не мог пройти даже в том случае, если его приглашал хозяин: это считалось недопустимым. Единственный способ пройти под центральной балкой, это если хозяин дома, берет гостя за руку и проводит внутрь сам.

А мылись очень просто J. Из печки выгребалось все, что не догорело, и оставалась только зола, которой, как известно, можно мыться. Дальше в горячую печку забирались все, кто желал помыться и парились прямо там, как в финской парилке, натираясь золой. А, вылезая оттуда разгоряченными, с удовольствием обливались холодной водой.

 

Так что, когда Баба Яга предлагала Иванушке залезть в печку, то это могло быть вовсе не связано с ее гастрономическими предпочтениями, а просто, возможно, Баба Яга чувствовала, что Иванушке пора помыться… J.

И прав был Владимир Семенович:

«И началися его подвиги напрасные

С Баб-Ягами никчемушная борьба.

Тоже ведь она, по-своему несчастная,

Эта самая лесная голытьба.

 

Ведь скольких ведьмочек пришипнул

Двух молоденьких, в соку,

Как увидел утром – всхлипнул,

Жалко стало Дураку

 

Еще интересно, что мебель в русских избах строилась вместе с избой, сразу же J. Скамейки плотно входили в стену, и шли вдоль всего периметра избы. В «женском углу» против печки был такой же стол, а в «мужском углу» (по диагонали напротив) – такая же кровать.

То есть, мебель не продавалась и не покупалась: она строилась с избой.

 

Как только дом был готов, его первым делом освящал батюшка, а потом туда запускали кошку и следили, как она себя ведет. Если не идет в избу, дом освящали заново и пробовали пустить кошку еще раз.

Если снова не шла, дом разбирали и переносили на другое место.

Если шла в женский угол, считалась, что в доме всегда будет много пищи, если в мужской – не помню J. А если в детский – на печку или на полати – значит, будет много детей.

Такое вот причудливое сочетание православия с язычеством J.

Здесь мы с Настей закончили экскурсию по Суздалю и уехали во Владимир.

А я на этом закончу свой рассказ, потому что во Владимире с нами не было такого чудесного гида, как в Суздале.

Хотя мы осмотрели и Успенский Собор, и Рождественский монастырь, и Троицкую церковь, и Золотые ворота, но они не оживали и не переносили нас в далекое прошлое, как Суздальские стены, и ничего о себе не поведали…

Только фотографии получились великолепные J.

 

Поэтому, одна из самых запоминающихся встреч МКП – в этом можно не сомневаться – здесь закончилась.

 

А вот здесь вы можете посмотреть Суздальские фотографии - http://www.mkp-club.ru/Susdal1/Susdal1.htm.

 

 

До новых встреч,

ЛЛ

l-lunkova@yandex.ru

Copyright © Людмила Лунькова, 2004-2006.
О публикации приходящей почты:
Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке.
Адрес электронной почты публикуется, если он указан в теле письма.

В избранное