Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тропа литературы


 
читай анонсы самых свежих и интересных материалов журнала Somus
Друзья, при размещении материалов рассылки в ваших блогах, любимых форумах или на других сайтах обязательным условием является постановка активной ссылки на сайт www.somus.ru
музраздел
22.02.2007
Раздвоение личности

Интро

 Когда-то очень-очень давно, когда деревья ещё были, поступили в телевизионную ротацию песенки группы Сплин. Песенки были живыми и не мешались с той порнографией, которую выхаркнуло на эстраду советское ещё рок-движение. Тогда же подумалось, что вот ещё одна довольно небестолковая компания, решившая положить к ногам текста, почти что на половину посвящённому популяризации города-героя Ленинграда, всю свою и без того слабенькую музычку. Время шло, а Сплин не менялся: чудовищно тяжёлые для восприятия и перегруженные разноплановыми смыслами тексты не давали никакой жизни музыке. Был и “Коллекционер оружия”, и “Фонарь под глазом”, где музыка писалась явно уже после подготовки текстов и называлась “музыкальным сопровождением”. Если говорить на чистоту, то и к настоящему моменту ничего не изменилось – стихи прежде всего, ну а музыка, а музыка – потом. Однако, начиная с “Гранатового альбома”, группа, что называется, стала очень профессионально и тактично попадать своей игрой в обойму текста. К этому добавлялось и то, что текст шёл явно в разрез с общепринятыми нормами, а, по крайней мере, половина из того, что им называлось, претендовало на звание поэзии и самостоятельных произведений. Очень негативно и скверно отношусь ко всякого рода поэзии, поэтизму, поэзам и поэтам. Сами поэты за более чем тысячелетнее кропание и размусоливание своих рифм сделали всё от них зависящее, чтобы свести на нет и угробить весь этот жанр до той степени, что теперь термин “поэзия” в своей превалирующей сущности употребляется применительно к рекламным слоганам и убогим текстам русского рока, попа и жопа. Васильев же валит этот компрессорный стереотип, заставляя по-новому взглянуть на место поэзии и поэта в стране.

Текст: саша иванов

прочитать дальше >>

[раз]мыслительный процес[с] Аше Гарридо
23.02.2007
Центр Вселенной

 руководство по изготовлению

 Вселенная бесконечна, и всего, что в ней есть, в ней бесконечно много. Бесконечно много звезд. Бесконечно много зла. Бесконечно много добра. Бесконечно много чудес.

У Вселенной середина где угодно – и сколько угодно середин: бесконечно много. И в любое мгновение – как взрывается сверхновая, как собирается солнечная искра в капле росы, как распускается цветок, как рождается дитя – в любое мгновение, без ограничений, может стать одним центром Вселенной больше. Бесконечность не скупится – и тесно в ней не бывает.

Поэтому каждый, кто хочет и чувствует себя в силах, может попробовать соорудить свой собственный центр Вселенной из подручных материалов.

Текст: Аше Гарридо

прочитать дальше >>

Личная жизнь
24.02.2007
«Зомби» родом из детства...

Это и забавно и грустно – вслед за психологами убедиться, что почти в каждом из нас есть что-то от робота… Но как на это ни реагируй, а факт остается фактом: подавляющее большинство людей в какой-то степени «запрограммировано» с ранних лет! – этот  постулат доказан учеными еще около полувека тому назад.

А ты ли это? Наверняка среди ваших знакомых удастся припомнить такого, кто в ответ на любую оплошность готов разразиться нудными разборками. Найдется и такой, с которым приходится быть особенно предупредительным, потому что уже не раз проверено: он – человек обидчивый. Несомненно, попадаются в круге общения и такие, которые - чуть что – гневаются. И, конечно же, любой из нас знаком с людьми, которые от малейшей неудачи или замечания склонны впадать в самобичевания и депрессию…

Что ж, все мы люди, и несовершенства наши простительны. Но весь фокус в том, что, по наблюдениям психологов, одну и ту же реакцию на стресс, как правило, выдают одни и те же хомо-сапиенсы! У того, кто, как правило, гневается, не в привычке предаваться самокритике; легко и по любому поводу разражающийся слезами не склонен громогласно качать права; и так далее…

Текст: Евгения Рузина

прочитать дальше >>

[бай]ки с Никой Батхен

25.02.2007  

Тропа литературы
от Бояна до Карамзина

История русской прозы начинается с алфавита Кирилла и Мефодия – научившись писать, славяне тут же начали высказывать свое мнение по поводу мироустройства, правительства и злых ворогов, окружающих землю русскую. С учетом того, что большинство грамотных на Руси были византийскими греками, первая русская литература была переводной – сборники афоризмов и цитат из эллинской классики, поучения Иоанна Дамаскина и Иоанна Златоуста, житие Александра Македонского и конечно же Библия с апокрифами. Но достаточно быстро славяне отыскали своих Платонов в монастырях и грамматика стала служить князьям русским. Первые памятники национальной литературы – летописи, повести временных лет – когда и в какой черед кто из потомков Рюрика восходил на столы, сколько правил и чем прославился. Потом из ниоткуда воздвигся вещий Боян и создал шедевр, не имеющий ни аналогов, ни предшественников. Знаменитое слово о полку Игореве разительно отличается от прочих шедевров домонгольской Руси художественной образностью, поэтичностью и музыкальностью – не просто исторический документ, но поэма… Впрочем не стоит растекаться мысию по древу.

На протяжении почти семисот лет русская литература находилась в руках единственно грамотного сословия – духовенства. Недолгий период всеобщей грамотности в Новгороде, Пскове и других северных городах не вызвал потребности в произведениях, отличных от религиозных наставлений, завещаний и списков товара. Поэтому, исключая манускрипты практического назначения вроде аптечного «Прохладного Вертограда», произведения были духовными и возвышенными. Даже описания путешествий в реальную Европу или Азию читались, словно поездка в сказку. Литература была плодом изощренного схоластического ума, заточенного в келье, и оставалась монахиней чуть ли не до Петра. История протопопа Аввакума, первое реалистическое произведение, тоже центрировано на отношениях человека и бога – обыденность и живые люди там не более, чем декорации, кусты на обочине крестного пути великой души.

Со второй трети VII века в России появляются новые книги для чтения – переводные и адаптированные бытовые повести на основе польской и западноевропейской беллетристики – рыцарских романов и новелл. Любопытный читатель может найти для себя и политический трактат и историю о королевиче и его прекрасной невесте и маленькую трагедию и даже пиесу аллегорическую настолько, что пробиться до смысла практически невозможно. Чтение остается занятием умственным, затруднительным и для слабых умов недоступным.

Ближе к концу века пишутся первые русские романы и первые пародии, рождается народная литература: Горе-Злосчастье, Ерши Ершовичи и Ерусланы Лазаревичи, которыми будет заслушиваться простой люд мало не до революции. Но книг все еще немного – библиотека в сто томов казалась современникам невиданной роскошью. Да и авторов можно пересчитать по пальцам.

Петр I разнося по кусочкам закоснелую и неграмотную старую Русь, не пощадил и пыльного клобука сестры литературы. Ее достали из кельи, умыли и нарумянили, одели в яркое платье со шлепом, дали в руки письмовник и полный перечень всех античных богов – с эмблемами, комплиментами и символикой, подобающей случаю. Четырнадцать классов чинов – и наравне с дворянскими недорослями извольте служить отечеству – от барабанщика до генерала. Вместо религиозного пыла прорезается государственный пафос – церковь подчинена государству, царь отныне верховный пастырь изящной словесности. Повесть о русском матросе и гишпанской княжне – кто бы мог представить себе историю пьяницы и бродяги темой для нравоучительной повести – ан вот он образец для подрастающего поколения - с трубкой в зубах строит куры обворожительной иностранке. Появляются первые светские авторы: драматург Ф. Журавский, поэт и прозаик Феофан Прокопович, даже сестра царя Наталья Алексеевна не брезгует сочинять пьесы для своего домашнего театра.

В 30-50 гг. VIII века происходит формирование первого светского направления в литературе – классицизма. Авторов этого стиля характеризует государственный пафос, стремление к высоким идеалам, апелляция к античным и мифологическим сюжетам, богам и героям, жесткая схематичность ролей, взаимодействий и этики героев. Раз Купидо поразил в пятку прекрасную боярышню, значит подобает высоким штилем вздыхать о совершенном диаманте ее очей. А уж если диамант раскололся вдребезги, надлежит прервать молодую жизнь страдалицы на последних страницах произведения. Все цари (кроме деспотов) благородны и благонравны, все враги отвратительны и подлы, все красавицы целомудренны и одновременно щедры на амурные восхищения.

Гражданские поэты начинают воспевать гражданский долг подданных и гражданскую мудрость правителей. Показательны сатиры Кантемира, сочетающие велеречивые восхваления и вульгарный, смачный, лакомый, словно пирог с требухою, просторечный язык. Реформатор стихосложения Тредиаковский, выходец из мещан, наоборот поднимает стих в эмпиреи – о каждом вздохе и каждом блеянье невинной овечки надлежит писать четким каноном силлаботоники. Он же стал первым теоретиком литературы и начал наставлять коллег по перу – как именно и о чем надлежит писать. Заслуга Ломоносова в литературе – стили и жанры, низкие и высокие словеса и словечки. Его оды не в пример звучнее и проще – связь с землей, с русским языком крестьян архангельской губернии не удалось перерезать ни академическим образованием, ни тяжестью пудреного парика профессора. Чутье к языку – дар, невосполнимый никаким образованием, - никогда не отказывало первому словеснику всея Руси. Не удержусь привести полностью стихотворение Ломоносова – как восхитительный пример поэтического мастерства.

О СОМНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ БУКВЫ Г В РОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Бугристы берега, благоприятны влаги,
О горы с гроздами, где греет юг ягнят.
О грады, где торги, где мозгокружны браги,
И деньги, и гостей, и годы их губят.
Драгие ангелы, пригожие богини,
Бегущие всегда от гадкия гордыни,
Пугливы голуби из мягкого гнезда,
Угодность с негою, огромные чертоги,
Недуги наглые и гнусные остроги,
Богатство, нагота, слуги и господа.
Угрюмы взглядами, игрени, пеги, смуглы,
Багровые глаза, продолговаты, круглы,
И кто горазд гадать и лгать, да не мигать,
Играть, гулять, рыгать и ногти огрызать,
Ногаи, болгары, гуроны, геты, гунны,
Тугие головы, о иготи чугунны,
Гневливые враги и гладкословный друг,
Толпыги, щеголи, когда вам есть досуг.
От вас совета жду, я вам даю на волю:
Скажите, где быть га и где стоять глаголю?

Увы, если писать хвалебную оду пииту российскому, никакой статьи не хватит. Поэтому мысь бежит дальше. К прозаикам и драматургам. Исторические повести Сумарокова полны гражданского пафоса по самый переплет. Они призывают к тираноборчеству, воспевают нетленные ценности Новгородской республики и вполне отражают нелегкий характер автора. Лучшие образцы классицистической комедии, особенно «Недоросль» Фонвизина заслужили наивысшую для литературного произведения награду – их растащил на цитаты народ. До сих пор поминают «Не хочу учиться – хочу жениться». Величественным и мощным орлом воспаряет над петербургскими книжниками Херасков со своим «Нумой» его романы одинаково тяжелы как на вес так и на стиль. Ядовитые сатиры складывает и публикует знаменитый масон Новиков, учитель Карамзина. И на этом неожиданно иссякает классицистический стиль.

Если вы помните, французские революционеры сперва тоже любили греческие трагедии – даже французская мода1800х это греческие хитоны и высокие простые прически. А потом один корсиканец решил стать законодателем мод для всей Европы. И на волне первой Отечественной войны классиков вынесло за борт российской словесности. Старики еще долго сопротивлялись, но знающие вкус крови и пороха юноши начали задавать свой тон в литературе. В зазор между классицизмом и реализмом успели втиснуться сентименталисты и романтики, но современники не успели и оглянуться как с Александр Сергеича Пушкина началась плеяда великих русских прозаиков, породившая «феномен русской прозы». Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов – их произведения входят в университетскую программу по литературе во всем мире. Как и почему за неполные двести лет из состояния первобытного русская проза доросла до мирового уровня можно долго теоретизировать. Но оставим литературоведение литературоведам – мы всего лишь удовлетворили свое любопытство. До новых статей.


Текст: Ника Батхен

оставить свой комментарий>>

Пожалуйста, оцените этот выпуск рассылки:

Сделать это можно на сайте subscribe.ru Оценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве либо отправив письмоОценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве
Достаточно кликнуть по соответствующей оценке :)

 Продолжение обязательно следует! Следите за почтой!

 
Рассылки Subscribe.Ru
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Рассылка рецептов от www.Coctel.ru
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин

В избранное