читай анонсы самых свежих и интересных материалов журнала Somus
Друзья, при размещении материалов рассылки в ваших блогах, любимых форумах или на других сайтах обязательным условием является постановка активной ссылки на сайт www.somus.ru
«Week-end Miyazaki» - такая афиша украшала фасад кинотеатра «35мм». Фанаты японской мультипликации истекали восторгом: наконец до больших экранов добрались шедевры короля аниматоров из Страны Восходящего Солнца. Бесподобные «Унесенные Призраками» - фильм, с которого началась мировая слава Хаяо Миядзаки; «Ходячий замок Хаула» - дивная сказка о любви и войне. И дебют «Сказания Земноморья» – первый фильм Миядзаки-младшего. К середине первого дня показа кассу украшала табличка «все билеты проданы». «Нет ли лишнего»
наугад спрашивали еще у входа в кинотеатр. И зал оказался полон.
Первое отступление – что такое «аниме». К сожалению, сперва вкус российского зрителя безнадежно испортили дешевой китайской и японской мультимакулатурой. «Сейлор-мун» и «Покемоны» де-юре тоже можно считать «аниме». А де-факто к культуре и традиции анимации они имеют такое же отношение, как Катя Лель к солистке Большого Театра – да, обе поют под музыку – и все.
Название ленте дала древняя этническая история-легенда о прародителях современных австралийцев – десяти храбрых и отважных охотниках за утиными яйцами. Фильм рассказывает о жизни одного из многих сотен австралийских племён. Рассказ ведётся от лица бывалого война и охотника, который рассказывает неопытному юноше по имени Дэинди о превратностях и трудностях жизни в джунглях и коварстве соседей. Сюжет строится на истории о похищенной из племени аборигенов замужней женщины. Подозрение падает на чужаков из соседнего
племени. Собирается верховный совет и отныне перед вождём стоит непростая дилемма – либо начинать кровопролитную войну с чужаками и, тем самым, подвергать опасности жизнь всего рода, либо оставить всё как есть и молча снести позор и оскорбление. Ситуацию обостряет муж пропавшей женщины, убивающий забредшего на родовую территорию соседа-аборигена. Теперь оскорблённому мужу для того, чтобы избежать военного столкновения необходимо простоять под градом из копий самых метких воинов чужаков. Добрый юмор, незамысловатый
сюжет и довольно неплохая актёрская работа непрофессиональных актёров придают фильму необходимого шарма и обаяния. В итоге получается эдакий “инсайд” в неизведанное, но, всё же, почему-то знакомое. Знакомое, наверное, потому, что картина посвящена главному – общечеловеческим интересам и ценностям. Поначалу европейского зрителя несколько смущают обнажённые до самой крайности тела мужчин и женщин (детям до 16 лучше не смотреть). Это и понятно – культура, цензура и прочие ножницы. Но потом, уже на двадцатой минуте
просмотра начинаешь привыкать. Привыкать к тому, что даже в таком отдалённом и во временном и территориальном отношениях уголке планеты также как и у нас существуют свои первобытно - наивные законы, обычаи, ритуалы, и даже касторовая медицина. Всё как в России. Так что, первое ощущение некоторого оцепенения от невразумительности и дикости всего происходящего на экране к середине фильма сменяется неподдельным и живым интересам к перипетиям внутри и межплеменного общежития.
Если набрать в поисковике – «Маятник Фуко», то более трёх четвертей ссылок укажут не на физический прибор, предназначенный для демонстрации суточного вращения Земли, а на роман Умберто Эко или на его обсуждение, критику и околокритику…
На роман, предназначенный для…
Да, для развлечения. Как всегда. Для развлечения тех, пожалуй, кого не пугают каббалистические названия глав, кто привык наслаждаться книгой неспешно, кто безмятежен и знает, что никакие одержимцы не…
Не существуют?
Как можно развлекать себя романом, задающим физическую загадку? Маятник, недвижимый относительно звёзд. Простое разъяснение очевидного, запутывающее и уводящее сознание по спирали, в невидимом центре которой – бездна.
Можно ли развлекаться романом, в котором походя воссоздаётся уже существующее не-существующее, этакий ядовитый Мировой змей, который, прежде, чем кусать себя за хвост, основательно напьётся крови своих создателей?
Можно ли вообще развлекаться, читая о том, как темны закоулки познания, а если в них входишь с факелом – то тени по углам прядают гуще самой темноты?
Профессор, знающий толк в науке о знаках, Эко расставил их в романе, будто менгиры – тесно, густо, грозно. Не то, чтобы запрещающие, но «сапиенти сат»: не люби бразильскую девушку, у неё внутри чёрная африканская богиня, не играй в пермутации – мир рассыплется буквами и буковками, не выдумывай карту теллурических течений – придёт серенький волчок с сереньким лицом и пустыми от векового ожидания глазами и потащит за окровавленный бочок в утренний раздел полицейской хроники…
Не балуйся, короче говоря, человече, с тем, что только притворяется тебе подвластным. Ни с музыкой, ни со словом, ни с печатным текстом… Не играй в игры с пустотой.
Но почему-то играют. Ищут там что-то, в сплетении элементарных частиц – счастье человеческое? Силу? Власть? Способ помириться с бесконечностью, забыться, не знать общей доли?
Никаких ответов. «Маятник Фуко», сложный сплетением даже не сюжетных линий, а смыслов, по прочтении выглядит как темный стеклянный экран, в котором читавший пытается разглядеть собственное лицо – а оно уже неузнаваемо переменилось. Этот роман разговаривает – без оккультных заклинаний, пентаграмм и ЛСД – с самой глубиной души своего читателя. Он рассказывает простые истории – приключенческую, любовную, роман в романе, он насмешлив и лукав, но его безупречная честность неуязвима там, где сквозь паутину и фракталы
культурологи проступает живая жизнь. Эко, такой премудрый змий-искуситель, немудряще уравновешивает пустоту подземелий живой и тёплой Лией, маленьким сыном Казобона – не стесняясь любви, он даёт герою немного надежды.
И знаете, что ещё?
Даже если весь этот чудесный, сложный, захватывающий, изящный, умный пара-, мета- и Бог знает какой ещё текст был задуман автором и написан всего лишь для того, чтобы мы знали, откуда берутся идеологические симулякры вроде печально знаменитого «Протокола Сионских мудрецов» - даже если это так, всё едино – стоит читать, пропадать в его лабиринтах и выбираться наружу, на свет и воздух.
Этот роман делает своё дело – он развлекает, утешает, просвещает, но, едва мы отвернёмся от него – он ещё взмахом последней страницы совершает малозаметное на первый взгляд чудо.
Разрешает узы слова. Отпускает на свободу. Иди, и да будет с тобой любовь, а остальное – приложится.
Сделать это можно на сайте subscribe.ru Оценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве
либо отправив письмоОценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве
Достаточно кликнуть по соответствующей оценке :)
Продолжение обязательно следует! Следите за почтой!