Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Корни терроризма или очередной закат Европы


перейти на главную гороскоп на неделю битва титанов обсудить на форуме

НОВОСТИ ЖУРНАЛА SOMUS!

"...Прошлогодней радостью не обогреешься, если новых радостей с тех пор не случалось. Сухари - не то, что свежий пышный хлеб: умереть не умрешь, но и не праздник..."

...Замечательные слова Аше Гарридо из нового эссе "Ладони" хочется повторять всякий раз, когда кажется, что лучше... сухарик в руках, чем каравай на полке. Потому что праздник живет в нас самих, и, чтобы его достать, нужно лишь немножко смелости - потянуться за караваем.

...Все мы тянемся за чем-то большим, чем то, что имеем. Вот и ирландская группа Clannad, о которой пишет Дмитрий Скирюк, прошла долгий путь изменяясь от развеселой компании, которая озвучивала сериал про Робин Гуда - до умудренных годами, торжественно-печальных, взрослых... Достигли ли "провинциальные юнцы" тех высот, к которым стремились или остались группой одного альбома?...

...Да и есть ли эти высоты? Что такое музыка? Средство явить миру красоту и нежность или обои, на повседневном фоне которых происходит одна и та же жизненная пьеса: вера, надежда, борьба и... война. Неизбежная потому, что свобода одного заканчивается там, где начинается нос другого, и люди не всегда умеют разговаривать друг с другом. И. Ман склонен видеть в происходящих процессах не просто локальный дискомфорт, а мощный, давящий, глобальный тренд, "Закат Европы"... Согласимся ли мы с ним или затаим смутную надежду, что среди нигилизма, либерализма и прочих "измов", как бы правильны или ложны они не были, найдется место Любви, и мир продолжится?...

Корни терроризма или очередной закат Европы

Происходит закат Европы. Уже не в первый раз.
Терроризм свидетельствует о кризисе западной цивилизации. О кризисе в сфере ценностей и идеалов.
Терроризм в качестве симптома болезни общества появился давно. Ближайший пример – террор русских народовольцев, европейских нигилистов-динамитчиков в начале 20 века. Тогда был политический террор, сегодня он стал цивилизационным – тотальным и бессмысленным. Каким бы террор ни был, корни его остались прежними - это нигилизм. Отрицание политического строя, отрицание западной культуры, отрицание жизни, отрицание бытия. Сегодня нигилизм приобрел религиозную окраску, он стал базироваться на некоторых, имеющих множество разночтений, положениях ислама.

Откуда взялся мусульманский нигилизм? От цивилизационного шока. Встреча диких племен с западной цивилизацией всегда сопровождается проблемами ментального плана. Самобытность культуры поглощается огромной машиной цивилизации. Встает проблема самоидентификации. Существовала богатая арабско-мусульманская культура, соперничающая на равных с европейской средневековой культурой, но она не стала цивилизацией. История отодвинула эту культуру в область археологии. Культура исчезла, а ислам остался. Остался Коран и Шариат как родо-племенная форма трактовки Корана. И эта древняя трактовка не может вместить и осмыслить изменений в современном мире, она может только отрицать его. Известный журналист «Известий» А. Архангельский как-то писал, что лидеры исламских фундаменталистов стремятся к власти в мире. Он пишет: «Ей (Аль - Каиде) важно расшатать нынешний миропорядок и устранить теперешнюю правящую элиту, чтобы, в конце концов, занять ее место». Это было бы так, если бы речь шла о политическом терроре и обычной борьбе за власть. Сегодня же отвергается сама современная цивилизация, которая имеет явный европейский облик.

Террористы и те, кто за ними стоит, не будут правящей элитой, поскольку энергия отрицания всегда эффективнее, заметнее или, я бы сказал, харизматичнее энергии созидания, а правящая верхушка, хочет она того или нет, призвана созидать, в противном случае она разрушает саму себя.

Итак, террор – это разновидность нигилизма. Что отрицают сегодняшние террористы? По тем не очень развернутым заявлениям шахидов и лидеров радикальных движений, какие мы наблюдали в СМИ, понятно, что они отрицают не какой-то определенный политический режим (Путина или Буша, хотя и это тоже, конечно, есть), не определенный социальный строй. Они отрицают весь миропорядок, основанный на западных либеральных ценностях. И чем больше эти ценности утверждаются на западе, тем активнее они отрицаются на востоке.

Какие это ценности? В политике – это демократия, которая уже давно и безосновательно априори понимается как наилучшая форма государственного устройства.

В общественной морали – это примат свободы, понимаемой как господство индивидуальной морали над общественной.

Нигилизм ошибочен также как и либерализм. А ошибка их одна – деление мира на черное и белое, на добро и зло, деление по одному знаменателю. Знаменатель этот есть идеология – абстрактная схема видения мира. Мусульманские фундаменталисты видят в мире засилье разврата ( как телесного так и духовного), порожденного необузданной свободой, то есть всем образом жизни западного человека. В каждом жесте европейцев они видят попрание своего образа жизни и, следовательно, своего человеческого достоинства. Европейцы же видят в мире либо «своих» – принявших западный образ жизни и мысли, либо «чужих», злых мракобесов, которые не принимают западных ценностей в силу своей недоразвитости и дикости.

Духовная энергия мусульман состоит в том, что они отрицают духовную опустошенность западного человека, отрицают цивилизацию, построенную на культе потребления. Однако они ошибочно отождествляют культ потребления с самой западной цивилизацией разноплановой по своей сути. Они отвергают западные ценности, поскольку они внутренне опустели, западный человек давно отверг их сам.

Закат Европы проходит свой очередной этап. Началось все с сумерков богов. В начале 20 века человек отказался от Бога. Ницше провозгласил, что «Бог умер». Он умер в культуре. Перестал быть идеалом и основной ценностью, пронизывающей всю жизнь человека. Его заменили более удобным в обращении понятием «гуманизм» и его основной категорией свободы. Причем свобода стала своеобразной мифологемой. Никто не знает, что это такое, но все к ней стремятся. В основном на Западе преобладает социально-политическое понимание свободы, ставшее уже господствующим в обществе. Свобода реализуется через государственное устройство – отсюда первый идеал - демократия. Все другие формы государственности злы по определению. Если индивидуальная свобода стоит во главе угла во всех сферах жизни, то общезначимая мораль становится не такой уж общезначимой. Свобода становится прикрытием релятивизма. Теперь любая моральная норма относительна, поскольку источником морали становится сам человек. Если это так, если европейское сознание движется в этом направлении с начала 20 века, то тогда откуда взялись общечеловеческие (читай общезначимые) ценности, о которых так любят говорить в Гаагском трибунале? Либо мы соотносимся в поведении только с собой, либо, в противном случае, наша свобода ограничена. Теория же «договора», используемая в демократической логике правового урегулирования свобод, не применима в области ценностей и идеалов. Противоположные ценности и идеалы не могут мирно сосуществовать именно в силу своей тотальности. Ценность потому и является ценностью, что она единствена и неповторима, она требует посвящения себе всего человека без остатка, она не терпит конкурентов. И если европейское общество пытается объявить относительность и рядоположенность разных идеалов, то тем самым оно низводит эти идеалы в ничто. Это было бы еще ничего – моральной аморфностью европейского общества никого уже не удивишь. Дело в другом, эта аморфность и относительность сама теперь выставляется в качестве идеала западного человека. И тоже - как и всякий идеал - требует своего полного принятия вплоть до военного вмешательства ( как это было с войной НАТО в Югославии).

Опыт последних событий показывает, что так называемые общечеловеческие ценности оказались не такими уж общечеловеческими. Запад навязывает миру своё понимание свободы и встречает оправданное сопротивление. Арабские государства ( Кувейт, Катар, Бахрейн), освободившись от колониальной зависимости, выбирают «всем миром» не демократию, а монархию. У них есть свое понимание свободы, войны, жизни и смерти, отличное от «общечеловеческого» и с этим нужно считаться, если мы действительно хотим найти общий язык или хотя бы придерживаемся своей собственной логики. Если западный человек приносит миру свободу, то он должен с пониманием принять то, что другой человек, сообразуясь с этим предложением, может от нее свободно отказаться. Имеет право. Но запад, погруженный в себя, не дает этого права. Он не желает видеть других людей и не признает иную логику жизни. Таким образом, фундаменталисты имеют все основания обвинять запад в порабощении и бороться с ним. Нежелание Запада принять Восток вне либерально-демократической логики, его боязнь столкнуться с «иной» реальностью Востока приводит к таким общественным болезням как терроризм.

Автор: 

И.Ман

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                      Прочитать еще >>>

Alphaville: Вечно молодые
Чёртова магнитофонная культура, благословение и проклятие Страны Советов! Все переписывали музыку, но никто не переписывал аннотации. Максимум, на что хватало терпения, это переписать название группы и год выхода диска. О названиях песен приходилось только догадываться. Так случилось, что на одну сторону кассеты мне записали уже достаточночно известных "Депешей", а вот на другую... Это было похоже, и в то же время - не очень. Чувствовалось, что оно растёт из тех же корней, и сделано чертовски хорошо. С моим тогдашним знанием английского разобрать что-нибудь на слух было невозможно. И только одна строчка зацепила сразу: I Wanna Big in Japan! Не знаю, был ли у ребят успех в Японии, но в России точно - был. Однако я в своей глухомани только через год сумел узнать название группы - Alphaville.
То бишь "Посёлок Альфа".

полный текст на сайте журнала

Clannad: Трудности перевода
Долгое время я знал о группе Clannad только то, что эти ребята написали музыку к телесериалу о Робин Гуде, но это меня мало трогало: ни одной музыкальной темы оттуда вспомнить я не мог. Позже я узнал, что в этой группе начинала карьеру ирландская кудесница new-age Энья. Это уже было интересней, но всё равно не настолько, чтоб бежать в ближайший ларёк звукозаписи (тем паче, что в упомянутом ларьке альбомы Clannad всё равно отсутствовали). Пара песен, встреченных на разнообразных сборниках, тоже как-то не впечатлили - на первый взгляд ребята играли самый обычный ирландский фолк, иногда разбавленный софт-роком. Только на диске Dúlamán я навострил уши - уж очень необычным оказалось звучание (особо выделялась в этом плане новая версия Siúil a Rún). А когда в мои руки попал альбом Magical Ring, я понял: пора бежать в магазин. Задрав штаны.

полный текст на сайте журнала

Цена денег

Спич о синдроме Скарлетт ОХара

…Никто, видимо, не понимал, что на самом деле владело ею, что доводило ее до безумия. А ею владело безудержное желание привести дела в порядок, прежде, чем придется совсем отгородиться отира; собрать как можно больше денег на случай нового бедствия; воздвигнуть прочную стену из живых денег против нарастающей ненависти янки…

полный текст на сайте журнала


В избранное