Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Российские современные технологии омоложения Возрастная инволюция иммунной системы


Если вас интересуют новые технологии омоложения - вам сюда! Статьи. Хочу всё знать! Про здоровье. Путь к красоте.

Здравствуйте!

Продолжаем знакомиться с главами книги Хавинсона В.Х. «Молекулярные основы пептидергической регуляции старения».

Возрастная инволюция иммунной системы

«Тимус (вилочковая железа) является ключевым органом иммунной системы, а его возрастная инволюция выражается наиболее ярко по сравнению с периферическими органами иммунной системы (Соловьев и др., 1984; Полякова и др., 2001; Кветной идр., 2005).

Несмотря на то, что вилочковая железа достигает своих максимальных размеров к периоду полового созревания, уже в течение первых лет жизни человека ежегодно теряется по 3 % истинно тимической ткани, которая постепенно замещается жировой и соединительной. Максимальное замещение паренхимы тимуса жировой тканью происходит у людей в возрасте около 50 лет и в дальнейшем не изменяется (Shilo et al., 2010). По мнению ряда авторов, количество лимфоидной и эпителиальной ткани в тимусе не изменяется по достижению 30-летнего возраста (Berthiaume. Et al. 1999).

При морфологических исследованиях инволюция тимуса проявляется нарушением правильного расположения эпителиальных клеток, исчезновением телец Гассаля, уменьшением общего количества лимфоцитов с накоплением макрофагов, содержащих различные  включения и обломки клеток (Морозов и др., 2984). Соответственно снижается и продуктивность Т-лимфоцитов. Максимальная продукция Т-лимфоцитов вилочковой железы сохраняются до 2-х лет, а затем быстро падают. Прогрессивно снижаются синтез и секреция полипептидных гормонов тимуса, таких как тимозин, тимопоэтин и тимулин. Известно, что снижение эндокринной активности тимуса играет ключевую роль в возрастных дисфункциях иммунной системы, поскольку заместительная терапия гормонами способна восстановить различные иммунные функции в старости (Хавинсон и др., 2001б).

Возрастная инволюция тимуса наблюдается не только у человека, но и у всех млекопитающих. Так, по данным Ава с соавт. (Aw et al., 2010), у старых мышей (24-месячного возраста) продукция Т-клеток составляет 0,7 % от уровня их продукции у новорожденных. К этому возрасту у мышей происходит почти полная инволюция тимуса. При этом отмечается исчезновение органной архитектуры ткани, потеря клеточной целостности микроокружения с лизисом клеточных мембран и формирование большого просветленного цитоплазматического слоя захватывающего малочисленные лимфоциты выявляются многочисленные липидные включения. По мнению авторов, данные изменения клеток тимусной микросреды играют ключевую роль в возрастной дисфункции тимуса.

Морфологическая инволюция тимуса сопровождается нарушением секреторной активности данного органа иммунной системы. Причем, функциональная инволюция тимуса начинается еще раньше, чем регистрируется морфологическая. Так, с 10-летнего возраста начинается постепенное снижение уровня тимозина-a и тимопоэтина в сыворотке крови человека, а с 20 лет – концентрация тимического сывороточного фактора (ТСФ), завершающиеся его полным исчезновением к 50-60 годам (Кветной и др., 2005). Падение уровня тимусных гормонов с возрастом оказывает выраженное влияние на развитие и функционирование Т- и В-лимфоцитов. Это проявляется как в уменьшении общего количества Т-лимфоцитов, так и в развитии существенных изменений в функционировании и фенотипическом профиле Т-клеток. Снижение относительной доли цитотоксических Treg-клеток и увеличение доли хелперных Т-клеток, обладающих иммунной памятью, является одним из наиболее существенных возрастных изменений в популяции Т-клеток. Количество незрелых лимфоцитов с возрастом увеличивается, так же как и процент частичного активированных тимоцитов, несущих маркеры незрелого фенотипа тимуса.

Функциональные дефекты клеточного иммунитета коррелируют с уменьшением популяции Т-хелперов-индукторов. Клетки, полученные от старых людей или лабораторных животных, менее способны к ответу на аллогенные лимфоциты, фитогемагглютинин, конканавалин А и растворимый антиген. Лимфоциты старых мышей обладают меньшей способностью вызывать реакции отторжения, чем те, которые получены от молодых особей тех же линий (Смирнов и др., 1992; Ярилин и др., 1996). Способность к пролиферации Т-клеток старых индивидуумов, как правило, сниженавне зависимости от стимуляции антигенами и митогенами, и дефект касается как снижения числа клеток, отвечающих за стимуляцию, так и преждевременного истощения клона отвечающих клеток.

С возрастом подавляется ответ на многие интерлейкины (IL), которые физиологически опосредуют модуляцию пролиферативной реакции. Этот феномен характерен не только в отношении Т-клеток, но также и для NK-клеток, которые при старении тимуса становятся менее чувствительными к действию IL-2 и интерферона (Haynes et al., 2000; Becker et al., 2010). С возрастом также снижается гуморальный иммунитет (функция В-клеток), что выражается в изменении скорости продукции антител активированными В-клетками (Lundy et al., 2009).

Важно отметить, что из всех органов иммунной системы возрастная инволюция характерна только для тимуса. В связи с этим при старении организма часть функций тимуса делегируется периферическому звену иммунной системы (Duszczyszyn et al., 2010). Костный мозг не претерпевает подобных возрастных изменений, если не считать накопления жировых отложений. Не наблюдается такой резкой возрастной инволюции ни в селезенке, ни в лимфатических узлах. При этом с возрастом отмечается усиление дифференцировки гранулоцитов и моноцитов и повышение количества больших гранулярных лимфоцитов, дифференцировка которых не связана с тимусом. В организме сохраняется воспроизводство всех остальных иммунокомпетентных клеток, однако они не являются долгоживущими и выполняют только функции эффекторов. Поэтому инволюция тимуса, оказывая влияние на общий гомеостаз организма, приводит к возрастному истощению иммунной системы, способствуя повышению заболеваемости злокачественными новообразованиями, снижению резистентности к инфекциям и более частому возникновению аутоиммунных нарушений с возрастом (Kelley et al., 1988; Кочеткова и др., 2008; Трофимов, 2009).

По мнению ряда авторов, возрастная инволюция тимуса напрямую зависит от функциональных нарушений в эндокринной системе и , в частности, от продукции гормонов эпифиза, гипофиза и надпочечников (El-Sokkary et al., 2003; Кветной и др., 2005). Экспериментальные исследования показали, что удаление гипофиза приводит к быстрой атрофии тимуса, в то время как введение гормона роста прекращает данный патологический процесс.

Основными причинами иммунных расстройств при старении являются следующие факторы: снижение продукции гипофизом различных гормонов и пептидных факторов; гиперреактивность гипоталамо-гипофизарной системы при реализации общего адаптационного синдрома; избыточная выработка глюкокортикоидов; подавляющее действие половых стероидов на иммунные реакции; инволюция пинеальной железы (ПЖ) и уменьшение продукции ее гормона  мелатонина (МТ) (Кветной и др., 2982; Fabris et al., 1997)».

 

В следующем выпуске подробнее изучим инволюцию эпифиза.

До встречи! Желаю Вам здоровья и активного долголетия!

Пишите по адресу shima7@yandex.ru


В избранное