Секреты богатейших людей

  Все выпуски  

Секреты богатейших людей 92. Александр Лейвиман


Информационный Канал Subscribe.Ru

Секреты Богатейших людей

Господа миллионеры, настоящие и будущие!

92. Александр Лейвиман, $330 млн; телекоммуникации, недвижимость, финансы; глава медийного направления «АФК Система»; 56 лет, женат, сын.

Александр Лейвиман родился 29 января 1949 года в г. Черновцы. В 1972 году окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева по специальности "инженер-технолог". В 1972-1973 гг. работал заместителем начальника цеха "Мосбытхима", в 1975-1977 гг. - старшим научным сотрудником новороссийского Института научно-исследовательского и проектного института в области охраны труда и защиты окружающей среды в промышленности строительных материалов (НИПИОТСТРОМ). В 1978-1992 гг. работал ведущим инженером конструкторского бюро Черновицкого Университета, главным инженером, заместителем директора Черновицкого химического завода. С 1992 г. - заместитель генерального директора инновационного фонда мэрии г. Москвы. В АФК "Система" работает с 1993 г., в 1996-1997 гг. возглавлял АО "Система-Инвест", в 1997-1999 гг. - ВАО "Интурист". В 1999 по 2002 гг. - первый вице-президент АФК "Система", руководитель финансово-инвестиционного комплекса. В 2003 г. назначен генеральным директором ОАО "Система Масс-Медиа".
Александр Лейвиман имеет более 40 изобретений, 16 научных публикаций, является академиком Международной академии информатизации. В период работы в АФК "Система" разработал и внедрил стратегию развития финансово-инвестиционного комплекса корпорации, в 2000 году принял непосредственное участие в размещении Американских депозитарных акций (АДА) компании "Мобильные ТелеСистемы" на Нью-Йоркской Фондовой Бирже. В 1997 году в АФК "Система" возглавлял Финансово-Инвестиционный Комитет корпорации.

Александр Лейвиман является одним из акционеров АФК "Система": ему, как и президенту корпорации Евгению Новицкому, принадлежит 4,8% ее акций. Александр Лейвиман входит в советы директоров АФК "Система"; ОАО "МГТС"; ОАО "Система-Телеком"; ОАО "Система-Галс"; АКБ "МБРР"; ВАО "Интурист"; ЗАО "Система - Интернэшнл Групп"; ОАО "Система Масс-медиа"; ОАО "Рекламное агентство "Максима" и др.

ОАО "Система Масс-медиа" (СММ) создано в 1998 г. и является 100%-ным дочерним предприятием АФК "Система". В СММ входят более 25 компаний, в числе которых оператор платного телевидения "Космос-ТВ", радиостанции "Говорит Москва" и "Общественное российское радио", газеты "Россiя", "Метро", "Литературная газета", "Смена", информагентство "Росбалт", дистрибьюторская группа "Наша пресса", рекламное агентство "Максима", рекламные компании "Олимп" и "ТВ-проект", концерн "Народное кино" и др. Оборот СММ в 2003 г. составил $150 млн.

 

Одно из последних интервью ComNews.ru

Александр Львович, Вы более 10 лет были первым вице-президентом АФК "Система" по финансам и инвестициям. С чем связан Ваш переход в новую для Вас медийную область?

 - Решение принято на основании анализа развития современного информационно-телекоммуникационного направления. Темпы роста сегмента рынка, связанного с предоставлением контента, сегодня явно превышают темпы роста сегмента традиционных телекоммуникаций. Поэтому мы видим большие перспективы развития направления мультимедийных услуг и расширения нашего присутствия на этом рынке. В каком-то смысле этот проект сродни проекту массового развития сотовой связи, в становлении которого я принимал участие в ранге вице-президента АФК "Система" и члена совета директоров МТС.

 В чем заключается новый проект?

 - "Система Масс-медиа" (СММ) - это управляющая компания, в которую входят все медийные активы холдинга АФК "Система". Совет директоров АФК принял решение начать на базе СММ новое направление - проект развития мультимедийных услуг. Речь идет о предоставлении физическим лицам услуг многоканального платного телевидения, сетевых игр, видео по запросу, электронной коммерции - всего того, что можно показать на телевизионном экране при использовании интерактивности, то есть обратной связи от зрителя. Этот проект обладает синергией с тем большим телекоммуникационным активом, который за последнее десятилетие сконцентрировала в своих руках АФК "Система". Специально для реализации проекта в Москве мы создали ОАО "Система Мультимедиа" - 100%-ную дочернюю компанию СММ. "Система Мультимедиа" будет работать в партнерстве с компаниями из "Системы Телеком" - "МТУ-Интел", МГТС и "Комстар-Объединенные Телесистемы". То, что проект реализуется именно на базе медийной структуры "Системы", неслучайно: главное в нем - качество контента. Некоторое время назад, когда скорости доступа были очень маленькими, важен был сам факт доставки некого контента, а сегодня, когда технологии позволяют поддерживать очень высокие скорости передачи, важно, что именно ты доставляешь.

 На базе какой сети будет доставляться контент?

 - Проект имеет две составляющие - московскую и региональную. Московская составляющая в техническом плане базируется на технологии ADSL, которая позволяет доставлять широкополосный сигнал по обычной телефонной линии, которые имеются сегодня более чем в 4 млн квартир Москвы. Услуги ADSL по всей Москве предоставляет компания "МТУ-Интел". Введенный недавно тариф "Стрим" привлек очень большое количество пользователей - с начала 2004 года подключилось более 10 000 человек. И мы ожидаем, что первыми клиентами "Системы Мультимедиа" станут Интернет-пользователи, уже подключенные к ADSL-сети "МТУ-Интел": они и по доходам, и по степени продвинутости ближе всех к нашей новой услуге. Сегодня по технологии ADSL организуется Интернет-доступ, а приемным устройством абонента служит компьютер. Но ADSL позволяет также доставлять телевизионный, игровой или музыкальный сигнал в телевизор.

 В чем ваши услуги будут отличаться от существующих сетей платного телевидения?

 - Сегодня на рынке существуют провайдеры услуг платного телевидения - "НТВ-Плюс", "Космос-ТВ" (в котором у нас, кстати, есть 50%-ный пакет акций), DIVO, "Комкор-ТВ", но никто из них не обеспечивает интерактивного режима. Теоретически "Комкор-ТВ" может организовать канал обратной связи, но для этого ему придется проложить волоконно-оптический кабель к каждому дому и каждому телевизору в нем: это очень дорого и даже при наличии столь значительных денежных ресурсов требует огромных затрат времени. Нам ничего дополнительного строить не нужно: телефонный провод существует практически у всех. Остается поставить на него специальный модем, который другим концом подключается к телевизору через специальную приставку - Set-top Box, и зритель может получать на свой телеприемник весь комплект мультимедийных услуг. Помимо возможности передать обратный сигнал от зрителя, мы избавлены и от другой большой проблемы: приемные тарелки "НТВ-Плюс" должны быть направлены строго в определенную сторону, что далеко не всегда возможно. Схожие проблемы и у "Космос-ТВ", и у других провайдеров. Но самым главным и определяющим мы считаем качество контента. В конце концов, зрителю все равно, как он получает сигнал - через тарелку, по кабелю или через телефонную розетку: ему важно качество того, что он может получить, глядя в телевизор и управляя им с помощью Set-top Box. Понимая это, мы и построили свой проект. Единственное, что дополнительно требуется для доставки телевизионного сигнала - создание вещательного центра, который включает в себя студии, системы условного доступа, управления, биллинга, кодировки и т.д. Сигнал из вещательного центра адресно поступает на телефонную розетку каждому абоненту. Это высококачественный цифровой сигнал.

 Какой контент предложит "Система Мультимедиа"?

 - Наш проект состоит из нескольких этапов. На первом этапе мы запустим 70-75 каналов платного телевидения, ряд сетевых игр, "почти" видео по запросу, видеоклипы и аудиомузыку по выбору, радиостанции и электронную торговлю. Мы провели анализ телепрограмм платного телевидения и увидели, что собственные локальные программы есть только у "НТВ-Плюс", и то их всего две-три (фильмовые и спортивные). Все остальное - "спущенные" с зарубежных спутников общемировые и европейские каналы, которые частично переводятся на русский язык, а частично - не переводятся. Во втором случае они ориентированы на иностранцев или малочисленную прослойку знающих иностранные языки. Кроме того, ни у одного из действующих провайдеров платного ТВ нет возможности следить, сколько зрителей смотрит тот или иной канал - опять же потому, что нет интерактивности. При этом каналы продаются пакетами, что из этого пакета смотрят, когда и сколько - неизвестно. Единственный путь для них - заказывать опросы у таких фирм как Gallup, аналогично тому, что делают эфирные телеканалы - будь то РТР или НТВ. Наша система условного доступа четко в режиме онлайн видит, кто какой канал смотрит и в течение какого времени. Из этого анализа можно делать выводы о том, что показывать и в какое время - в таком варианте это становится настоящим бизнесом.

 Ваша схема не будет пакетной?

 - Мы дадим возможность каждому абоненту смотреть все 70-75 каналов без ограничений, просто каждый канал будет иметь определенную стоимость просмотра в сутки. Цена будет исчисляться единицами-десятками центов и варьироваться от канала к каналу в зависимости от того, какова себестоимость того или иного контента. Оплата будет вестись преимущественно пре-пейдными картами, данные с которым можно ввести через телевизор (по обратному каналу). Первые несколько минут просмотра каждого канала будут бесплатными, чтобы абонент мог понять, интересно ему или нет, а затем будет включаться суточная оплата.

 А сколько собственных каналов собираетесь делать вы?

 - Это еще одно важное отличие нашего проекта - мы собираемся дать больше собственных каналов. Это будут нишевые каналы. Собственно, платное телевидение по сути своей является нишевым, то есть это телевидение по интересам. Эфирные каналы смотрят миллионы зрителей, и этим каналам приходится подстраиваться под их усредненный вкус, а окупаемость достигается за счет рекламы. Аудитория платного телевидения меньше в сотни раз, и оно может быть узкоспециализированным: например, канал про охоту и рыбалку, каналы по отдельным видам спорта, или о ресторанах и клубах, или о пробках на дорогах. Для начала мы хотим сделать семь собственных каналов, и сейчас выбираем их тематику. Все они будут идти с переводом, который сделаем мы.

 А будут ли собственные фильмовые каналы?

 - Мы ведем переговоры с рядом мейджоров по производству контента о создании совместных предприятий. С некоторыми компаниями мы уже договорились, но не хотим раньше времени оглашать их имена. Суть договоренности в том, что каждый из мейджоров предоставляет нам свои видеотеки, по которым мы будем делать собственные каналы, к примеру канал детективов или канал "Классика американского кино". Мы будем делиться с ними прибылью, которую получим от таких совместных каналов. Таким образом, мы не платим денег вперед, но мейджоры ничем не рискуют, ведь их контент смотрят только те, кто платит. Мы будем предоставлять и почти "видео-по-запросу", а через год это будет настоящее "видео-по-запросу". "Почти" заключается в том, что мы в 4-5 каналов запустим новые фильмы, которые только что прошли по кинотеатрам (там они обычно ротируются 7-10 дней), и зрители получат доступ к ним, а мы будем отдавать часть полученной от них платы владельцам прав. Мировой опыт внедрения "видео-по-запросу" показывает, что 70-80% зрителей заказывают лишь 2-3 десятка новых фильмов, хотя фильмотека может состоять из тысяч кинолент. Полноценное "видео-по-запросу" требует реконструкции сети, и мы на первом этапе решили ориентироваться на эти 70-80%.

 Все провайдеры услуг платного телевидения предлагают за небольшую плату все эфирные каналы или включают их в любой пакет. Будете ли вы транслировать такие каналы?

 - В Москве существует 16 бесплатных эфирных каналов - метровых и дециметровых. Мы собираемся запустить этот пакет в бесплатном варианте, точнее, мы не будем брать за него отдельную плату при условии, что абонент тратит не менее $5 в месяц на все наши мультимедийные услуги.

 Что еще кроме телеканалов увидит ваш абонент?

 - Важная часть мультимедийных услуг - сетевые игры, на Западе они получили очень широкое распространение. А в Японии был даже принят законодательный акт, ограничивающий распространение сетевых игр, так как японские школьники перестали посещать школу. При трансляции радиоконтента мы также применим новинки. Помимо традиционных радиостанций мы буде транслировать интерактивные, в которых с помощью Set-top Box можно выражать желание послушать ту или иную композицию - это называется рейтинговыми музыкальными каналами.

 Почему никто до вас не делал таких шагов?

 - То, что мы собираемся делать с контентом, никто не делает не потому, что это очень сложно, но в первую очередь потому, что это очень дорого. Контентная часть окупается только при массовом зрителе - по нашим расчетам, окупаемость наступает при 300 000 подключившихся. Чтобы быстрее набрать абонентскую базу, мы будем давать оборудование (модем и Set-top Box) в лизинг на 2-3 года. При цене комплекта на уровне $100-150 размер ежемесячных выплат составит $3-4 в месяц.

 С какой лизинговой компаний вы работаете?

 - Мы не пользуемся услугами лизинговых компаний: поставщик дает нам модемы и Set-top box в товарный кредит, а мы передаем их под свою ответственность абоненту.

 Через какое время после запуск в Москве вы двинетесь в регионы?

 - В силу требований к массовости мы сразу рассматриваем и вторую составляющую проекта - региональную. Идея состоит в подаче нашего контента в регионы на существующие или модернизируемые кабельные сети платного телевидения. В регионах ситуация сильно отличается от Москвы. В Москве есть сеть ADSL, в которую вложены десятки миллионов долларов, а в регионах таких сетей нет. Но мы решили, что не обязательно основываться на ADSL-сетях. Для доставки нашего контентного пакета можно задействовать любые технологии - и эфирные, и кабельные, причем от города к городу технологии могут разниться. Вообще рынок кабельного ТВ в регионах России очень слаб: услугами сетей платного кабельного телевидения по всей стране пользуется всего 1% от всех телезрителей. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы строить в регионах кабельные сети или модернизировать уже существующие. С ростом доходов эти услуги будут востребованы во всех регионах: сначала, конечно, хлеб, но потом - зрелища, а вообще это идет параллельно. Тому пример - сотовая телефония. Аналитики банков еще несколько лет назад утверждали, что средний россиянин при существующих низких доходах не сможет оплачивать услуги сотовой связи. Жизнь побила в пух и прах все эти прогнозы: в Москве проникновение услуг сотовой связи уже превышает 70%, а по всей России составляет более 29%. Это в точности относится и к нашим услугам.

 Региональные проекты также будет вести ОАО "Система Мультимедиа"?

 - Нет, для регионального проекта мы создаем другую компанию. Часть сетей в регионах будем покупать, часть строить, но в основном все же постараемся продавать контент региональным игрокам. Мы не собираемся быть монополистом. Сейчас мы ведем переговоры о приобретении компании, которая владеет кабельными сетями в региональных городах, но до окончания переговоров ее название не могу назвать.

 В 2003 г. РТРС заявляла о намерениях собирать в едином центре в Москве тысячу телеканалов из всех регионов страны и предлагать этот контент другим региональным кабельным и телевизионным сетям. Планируете ли вы транслировать этнические каналы?

 - Наши исследования показывают, что интерес к национальному телевидению в Москве имеют только татары, причем далеко не все они знают татарский язык, чтобы понимать передачи из Казани. Кроме того, при ретрансляции программ из регионов или стран СНГ возникает много проблем. К примеру, если там идет фильм, права на него куплены на определенную территорию, и его показ в Москве приведет с скандалу с владельцем прав. Мы, скорее всего, все же создадим несколько этнических каналов. Кроме того, мы планируем транслировать и учебные каналы.

 Каковы сроки запуска проекта?

 - Самый большой мировой опыт в мире в технологии ADSL имеет фирма Alcatel, которая является системным интегратором этого проекта. Мы вместе с Alcatel и "Системой Телеком" разработали бизнес-план развития в Москве. В ближайшие месяцы мы приступаем к лабораторным испытаниям, затем начнем испытания на действующем оборудовании, и не позднее I квартала 2005 г. мы планируем начать коммерческую эксплуатацию в Москве. Сейчас мы формируем команду, первым вице-президентом по развитию мультимедиа "Системы Мультимедиа" назначен Николай Репин [до середины 2003 г. возглавлял "МТУ-Интел"], на которого возложена организация работ и в московском, и в региональном направлениях. Штат компании будет включать порядка 100 человек в Москве плюс штат региональных компаний.

 На какое количество абонентов вы рассчитываете по итогам первого года работы и каковы прогнозные показатели в среднесрочной перспективе?

 - Прежде всего, уточню, что абонентом для нас является домохозяйство, то есть примерно 3 человека, которые смотрят один телевизор. В течение первого года работы мы планируем подключить 100 тыс. абонентов в Москве и 70-80 абонентов - в регионах. За первые пять лет мы прогнозируем около 0,5 млн абонентов в Москве и порядка 2 млн - в регионах (из 52 млн домохозяйств, имеющихся во всей стране). Средний доход от одного абонента (ARPU) мы прогнозируем на уровне $20-22 в месяц. При этом объем запланированных инвестиций в проект превысит $100 млн.

 Какая скорость подключения необходима для того, чтобы получить цифровой телесигнал?

 - Минимальная скорость в направлении к абоненту должна составлять 4,5 Мбит/с при получении видео в формате MPEG2. Но на подходе уже новый формат MPEG4, для получения которого требуется скорость передачи всего 1 Мбит/с. В сегодняшнем состоянии сеть МГТС способна пропустить 100 каналов до 100 тыс. пользователей. Но как только мы приблизимся к этому уровню, будет проведена модернизация сети МГТС, и ее мощность возрастет до 300 каналов и 500 тыс. зрителей.

 На каких условиях "Система Мультимедиа" будет работать с "МТУ-Интел"?

 - Мы сейчас готовим регламенты работы и с "МТУ-Интел", и с МГТС. В этом и заключается синергия проекта. "Система" вообще имеет технологическую направленность, и дело не ограничивается операторским блоком. Телевизионные приставки Set-top Box и модемы, которые потребуются в сотнях тысяч экземпляров, вовсе не обязательно покупать за рубежом - их можно делать на нашем производственном предприятии "Концерн Научный Центр" (КНЦ) в Зеленограде. Есть и другие аспекты синергии. Например, у "Системы" есть холдинг "Народное кино", в который входят 4 компании, производящих сериалы и кинофильмы, и какую-то часть контента мы можем производить на этой базе. Есть у "Системы" компании, которые занимаются развитием Интернет-контента - их тоже можно будет подключить к проекту. И даже наш холдинг "Детский мир" сможет поучаствовать в мультимедийном проекте - в части организации электронной коммерции.

 Модемы и приставки будут выпускаться в Зеленограде с самого начала?

 - Нет, на первых порах мы будем закупать их в Юго-Восточной Азии. Наладить производство несложно, но это имеет смысл делать в количестве хотя бы десятков тысяч штук, а для начала массовых подключений еще придется потрудиться.

Источник: ComNews.ru (http://www.comnews.ru)

С уважением,

Команда проекта "Секреты Богачей",

Бизнес-тренажер

Секреты Богачей - это интеллектуальный бизнес-тренажер, настольная игра, развивающая у тех, кто в нее играет, мышление Миллионеров. Будьте богаче с "Секретами Богачей"!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: invest.bogachi
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное