Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное образование

  Все выпуски  

Современное образование - О системе менеджмента качества кафедры (часть II)


Автор рассылки "Современное образование" - Бармашова Л.В.

О системе менеджмента качества кафедры (часть II)

Добрый день, дорогие друзья!

Важное значение в работе занимает блок контроля и анализа работы кафедры, это то без чего невозможно проводить впоследствии планирование работы. Постоянно необходимо, во-первых сравнивать фактическое состояние учебного процесса с планируемым на данный момент времени; во-вторых, анализировать причины отклонений и на основании полученных результатов проводить корректировку работы. Анализ работы кафедры складывается из анализа работы каждого преподавателя и работы самой кафедры, как структурного звена вуза. Кафедра это не что-то абстрактное, а конкретные люди, которые обладают своим определенным потенциалом, возможностями, способностями, компетенциями, стрессоустойчивостью и т.д.

Перед началом учебного года проводится планирование работы ППС и работы кафедры в целом. Сегодня мы рассмотрим планирование работы преподавателей на следующий учебный год, так как это сейчас является особо актуальным в связи с переходом на стандарты третьего поколения. На что в первую очередь надо обратить внимание и что включить в индивидуальный план работы преподавателя?

Исходя из того, что вузы за очень короткий период должны будут получить новые лицензии, одним из основных будет являться методическое обеспечение преподаваемой дисциплины. То методическое обеспечение, которым мы привыкли пользоваться в течение долгих лет нужно трансформировать совершенно в другие документы, документы другого уровня по качеству наполнения. Именно качественное методическое обеспечение дисциплины позволит преподавателю обеспечить компетентностный подход к системе обучения. Необходимо изменить технологию обучения. В рабочей программе, как основополагающем документе, должен быть, как можно четче прописан путь изучения конкретной дисциплины. В ней должно быть предусмотрено, что должен знать, уметь, чем должен владеть студент в результате изучения данной дисциплины.

Исходя из компетентностного подхода к образовательному процессу, объем изучаемого материала нужно разбить на зачетные единицы (1 единица = 36 часов). Программа получится более удобной, если при ее написании использовать модульный подход. Определимся, что это такое. Программу желательно разбить на несколько модулей (1 модуль=10-15 часов). Для чего это надо сделать? При обучении студентов всегда предусматривались межпредметные связи. У некоторых преподавателей здесь возникали проблемы не потому, что они не знали, что написать и предусмотреть, а в том, что нужно было четко знать в каком ракурсе его коллега читает ту или иную тему в своей дисциплине.

При модульном написании программы надо в основу заложить межпредметные связи. Почему? Разбивая программу на маленькие модули легче именно их написать так, что бы легко было бы любой из модулей изъять при необходимости из программы одной специальности и ввести в программу другой специальности (направления). При составлении таких модулей можно исходить из того, что материал данного модуля будет рассматриваться с разных точек зрения (с точек зрения разных дисциплин).

Наиболее производительно может получиться, если работать на кафедре рабочими группами, состав которых может изменяться. Предпочтительно объединиться преподавателям, читающих родственные и взаимоувязанные дисциплины. Оптимальным размером можно считать команду, состоящую из 4-5 человек.

Составляя тематический план рабочей программы надо продумать, какие компетенции преподаватель предполагает развивать у студента при изучении данной темы. В программе надо прописать конкретные компетенции и взять их ограниченно, чтобы не перегружать студентов, чтобы нагрузка была реальной. При этом большой упор надо сделать на самостоятельное обучение студентов и использование информационных технологий во время занятий и внеаудиторное время.

При этом надо исходить из того, что студент является основным ресурсом (как на предприятии) и мы хотим получить продукт высокого качества (специалиста в определенной области профессиональной деятельности). Чтобы решить эту проблему желательно, чтобы преподаватель прошел стажировку на предприятиях, изучил у работодателя круг тех вопросов, которые должен решать выпускник вуза применительно к его дисциплине. Все это поможет написать программы более приближенные к производству, к реальной жизни, чтобы опровергнуть термин «забудь все то, что ты учил в институте и мы тебя будем учить заново…».

Выпускник вуза должен вливаться в производство и проходить адаптацию как можно легче, тогда он будет более конкурентоспособным на рынке труда. А чтобы приступить к написанию таких программ, надо сначала проанализировать, что можно хорошего из старых программ перенести автоматически, а что надо изменить. Это работа каждого конкретного преподавателя и это надо заложить в индивидуальный план работы. Необходимо проанализировать и все другое методическое обеспечение дисциплин. Проверить качество содержания учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, а у выпускающей кафедры и по специальности (направлению).

При разработке рабочих программ необходимо предусмотреть возможность использования самых разных методов обучения, самое главное активных и ситуационных методов обучения. В данном случае программа будет выполнять роль стратегии изучения дисциплины и к этому нужно подойти очень серьезно.

Перед написанием программы необходимо разработать цели результаты освоения дисциплины (модулей). Исходить надо из того, что компетенции включают в себя: знание и понимание; знание как действовать; знание как быть.

Программа должна являться как бы маршрутом изучения дисциплины с точки зрения студента, а не преподавателя. Нужно сделать переход от содержания дисциплины (чему учит преподаватель) к результатам (что должен делать студент после окончания изучения дисциплины). За основу необходимо взять, что лучше иметь небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных. Результатом должна быть не сумма полученных знаний, а умение действовать в различных ситуациях.

В данном случае компетенция будет выступать как возможность установления связи между знаниями и ситуациями. Компетенция не может быть сформирована лекциями. Поэтому лекционные занятия есть смысл свести к разумному минимуму. Упор надо делать на практические занятия.

При определении цели изучения дисциплины надо исходить из общей цели подготовки выпускника и при этом учитывать цели других дисциплин. Самая тщательная работа должна быть проведена при заложении самостоятельной работы студента. Уже в рабочей программе должны быть заложены условия для вынужденной активности студентов.

Продолжение следует...

С уважением,
Бармашова Лариса Викторовна
Кандидат экономических наук, доцент,
Директор филиала Московского государственного
индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области.
http://barmashova.ru/


В избранное