Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск50-51


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 50-51

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Серебряков Е. Созидатели - победители // Нейва. - 2023. -6 дек. (№ 97). - С. 6 : фот.*

В Новоуральске состоялось чествование школьников - призеров конкурсов "Слава созидателям!" и "РосатомВместе".

ЕГЭ

Руководитель Рособрнадзора прокомментировал перспективы включения арабского языка в школьную программу и ЕГЭ. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-prokommentiroval-perspektivy-vklyucheniya-arabskogo-yazyka-v-shkolnuyu-programmu-i-ege/(дата обращения: 22.01.2024).*

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев в ходе Международной конференции «ХХ Фаизхановские чтения» прокомментировал перспективы включения арабского языка в число предметов, изучаемых в российских школах, а также сдаваемых в форме ЕГЭ. Подобные предложения поступали, но для принятия решения необходимо сначала проанализировать востребованность изучения данного предмета в школах. Сейчас российские школьники могут обучаться и затем выбирать для сдачи ЕГЭ английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки. Арабский язык в перспективе также может появиться как дополнительный, который при желании школьники смогут изучать.

Ученики российских школ написали итоговое сочинение (изложение). – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/ucheniki-rossijskih-shkol-napisali-itogovoe-sochinenie-izlozhenie/(дата обращения: 22.101.2024).*

6 декабря 2023 года итоговое сочинение (изложение) написали одиннадцатиклассники российских школ, выпускники 2023/2024 учебного года.В 2023 году исполнилось 10 лет, как итоговое сочинение (изложение) было введено в качестве одного из условий допуска к прохождению государственной итоговой аттестации по поручению Президента Российской Федерации. Объявление результатов – не позднее 20 декабря 2023 года. Участники итогового сочинения (изложения), получившие «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, а также удаленные за нарушение порядка его проведения, смогут написать его в дополнительные сроки – 7 февраля или 10 апреля 2024 года.

УЧИТЕЛЮ  ИНФОРМАТИКИ

Вендина А. А.Обучение младших школьников решению задач на определение выигрышной стратегии / А. А. Вендина, К. А. Киричек // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 62-66 : ил.

В статье рассматриваются основные понятия теории игр, необходимые для решения задач на определение выигрышной стратегии на уровне начального общего образования: определение математических игр, их правила, понятия выигрышной стратегии и правильной игры. Приводятся способы решения игр с симметричной выигрышной стратегией и с выигрышной стратегией дополнения до числа, описание выигрышных стратегий и пример составления алгоритма для одной из рассмотренных задач. Сделан вывод о том, что умение определять выигрышную стратегию можно отнести к метапредметным умениям.

Гаркавенко Г. В. Моделирование текстового интерфейса средствами языка Python / Г. В. Гаркавенко, Ю. С. Бакулина, И. Е. Сильвестров // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 57-61 : ил.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением в курсе информатики языка программирования Python и улучшением понимания обучающимися такой структуры языка программирования, как массив или список. Для достижения этой цели используется один содержательный пример - моделирование в текстовом интерфейсе работы табло электронных часов.

Долинский М. С. Задачи на тему "Максимальная неубывающая подпоследовательность" // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 82-86 : ил.

В данной статье на примере решения нескольких задач проиллюстрирована методика изучения темы "Максимальная неубывающая подпоследовательность" при подготовке школьников к олимпиадам по информатике. Изучение основано на последовательном решении усложняющихся задач. Для каждой задачи приводятся следующие материалы: условие задачи, идея решения, решение на языке программирования Pascal.

Заводчикова Н. И. Организация различных видов знаково-символической деятельности при обучении школьников программированию / Н. И. Заводчикова, И. А. Быкова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 33-38 : ил.

При обучении программированию учителю необходимо обратить особое внимание на совмещение различных планов: действия с конкретными данными, знаково-символическое описание этих данных и структуры алгоритма, написание кода программы. Выделяют следующие виды знаково-символической деятельности: моделирование, схематизация, кодирование, замещение. В статье приведены примеры заданий для организации указанных видов знаково-символической деятельности.

Котенко А. В. Использование квадрокоптеров Tello при изучении курса "Введение в программирование на языке Python" / А. В. Котенко, В. Е. Котенко // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 74-82 : ил.

В статье рассматриваются возможности учебных квадрокоптеров Tello и их применение на занятиях по программированию на языке Python. Приводятся темы модулей, которые рекомендуется изучать с использованием квадрокоптеров. При описании модулей разбираются основные понятия языка программирования Python, особенности его использования совместно с квадрокоптерами DJI Tello, техника безопасности при работе с квадрокоптером, его устройство.

Обучение школьников программированиюв рамках предмета "Информатика": проблемы и возможные решения / О. А. Козлов, И. В. Барышева, Е. В. Малкина, Н. В. Шестакова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 67-73 : ил.

Проведенное исследование показывает, что рамки школьного предмета "Информатика" становятся слишком тесными для формирования базовой подготовки и профессиональной ориентации школьников в области алгоритмизации и программирования, назрела необходимость изучения школьниками программирования как отдельной дисциплины. Но встает вопрос выбора языка программирования для изучения в школьном курсе. Сравнение языков программирования, которые сегодня наиболее распространены в преподавании школьной информатики, в частности Python и Pascal, позволяет определить их достоинства и недостатки при изучении в школе.

Пузиновская С. Г. Совсем как в жизни, или Задания практико-ориентированного характера на уроках информатики / С. Г. Пузиновская, О. А. Счеснович // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 39-45 : ил.

В статье рассмотрены отличия практико-ориентированного задания от стандартного, выделены группы практико-ориентированных заданий. Приведены примеры авторских заданий практико-ориентированного характера по разным темам школьного курса информатики, составленных на основе традиционных заданий, а также рассмотрен фрагмент урока с практико-ориентированным содержанием.

Салмина А. П. Компетентностно-ориентированные задания как инструмент практико-ориентированного обучения // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 46-49.

В статье рассматривается один из инструментов практико-ориентированного обучения - компетентностно-ориентированные задания. Их использование на учебных занятиях способствует формированию у обучающихся определенных общих и профессиональных компетенций. Компетентностно-ориентированные задания имеют четкую структуру и выбираются в зависимости от учебной цели. В статье представлены примеры компетентностно-ориентированных заданий по дисциплине "Информатика".

Самылкина Н. Н. Изучение 3D-моделирования и прототипирования в предпрофессиональных классах с помощью программы T-FLEX CAD. Реализация результата проекта в виде учебного стартапа / Н. Н. Самылкина, Р. Ф. Кашапова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 14-26 : ил.

В статье продолжается начатое в журнале "Информатика в школе" № 5 2022 рассмотрение использования российской программы T-FLEX CAD для изучения трехмерного моделирования и прототипирования в предпрофессиональных инженерных классах - представлено применение указанной программы при выполнении индивидуального проекта. Предлагаются практические работы по созданию модели и прототипа маски-респиратора. Результат выполнения работ является технической частью индивидуального проекта, который может быть реализован как учебный стартап. При реализации проекта как учебного стартапа рассматриваются правовые нормы, возможности финансирования и другие особенности реализации такого проекта для продолжения образования.

Смольняков В. Г. Применение среды Tinkercad при изучении темы "Управление" курса информатики на уровне основного общего образования // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 50-57 : ил.

В статье рассматривается авторская методика преподавания темы "Управление" курса информатики основного общего образования на основе среды Tinkercad. Выделяется место данной темы в рабочей программе основного общего образования по предмету "Информатика". Рассмотрены два варианта обучения по данной теме в зависимости от наличия робототехнического оборудования в школе. Для каждого варианта приведено тематическое планирование, выделены основные особенности проведения уроков. Для всех занятий предложены проекты, в каждом из которых рассмотрены этапы прототипирования и программирования.

Современные школьники выбирают искусственный интеллект как направление для будущих профессий / Н. И. Рыжова, И. И. Трубина, Н. Ю. Королева, Е. В. Филимонова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 5-13 : ил.

Технологии искусственного интеллекта включены в школьную программу еще в 2021 году и уже изучаются почти в половине общеобразовательных школ России, а к концу 2024 года планируется, что вопросы искусственного интеллекта будут изучаться в большей части российских школ. В связи с этим цель данной статьи - поделиться с педагогической общественностью результатами анкетирования участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту 2022 года относительно трендов искусственного интеллекта. Некоторые результаты в статье приведены в сравнении с ответами школьников аналогичного опроса 2021 года.

Уважаемые коллеги! // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 4.

В данном номере журнала предоставлен материал Международной научно-практической интернет-конференции "Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе". Цели конференции - обсуждение новых направлений в развитии теории и методики обучения математике и информатике, апробация результатов исследований.

Федорова Г. А. Формирование цифровой грамотности школьников в аспекте применения технологии дополненной реальности / Г. А. Федорова, В. А. Мотузок // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 27-32 : ил.

В современном школьном образовании актуализируется проблема обучения школьников технологии дополненной реальности и формирования у них соответствующих компонентов цифровой грамотности. Практическая работа с приложениями AR организована на основе применения технологии смешанного обучения "Смена рабочих зон". Проходя маршрут, обучающиеся знакомятся с функционалом приложений дополненной реальности следующих предметных областей: иностранный язык, биология, история, геометрия, изобразительное искусство.

Юбилейный XX Всероссийский конкурс научно-практических работ по методике обучения информатике и информатизации образования ИНФО-2023 // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 3.

Издательство "Образование и Информатика" объявляет о проведении в 2023 году юбилейного XX Всероссийского конкурса научно-практических работ по методике обучения информатике и информатизации образования ИНФО-2023.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Бутакова Л. О. Проблемы понимания художественного текста в психолингвистическом аспекте / Л. О. Бутакова, Е. Н. Гуц // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 56-68 : 5 табл., 1 диагр.

Психолингвистические методы моделирования процессов восприятия и понимания текста рассказа Антона Павловича Чехова "Смерть чиновника" современными школьниками.

Жуков М. В. Художественный синтез как ключевой прием в стихотворении "Сумерки" В. Я. Брюсова // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 3-6.

О взаимодействии мира города и мира природы в стихотворении Валерия Брюсова "Сумерки".

Зазулина Л. Г. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему : (дидакт. материал для урочной и внеурочн. деятельности. VII кл.) // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 7-9.

Представленные дидактические материалы позволяют подготовить обучающихся 7 класса к сочинению на морально-этическую тему.

Квашнина Д. С. Сопоставительные познавательные задачи как средство формирования научной лингвистической картины мира на уроках русского языка в VI классе // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 21-31 : 4 табл., 3 рис.

Обоснование методической целесообразности использования сопоставительной познавательной задачи на уроках русского языка как средства формирования научной лингвистической картины мира учащихся.

[Кроссворд] // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 14-15.

Кроссворд на знание фактов из различных отраслей знаний.

Кузнецова О. В. Использование приемов визуализации на уроках русского языка // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 10-13 : 1 рис.

О трех приемах визуализации информации как инфографике, облаке слов и скетчноутинге, которые являются наиболее оптимальными с точки зрения соотношения трудоемкости при подготовке к уроку и эффективности применения.

Маринова Е. В. Платье цвета молоко: об одном устойчивом типе грамматического варьирования // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 92-99.

Рассматриваются причины и условия распространения новой синтаксической модели цветообозначения: атрибутивное словосочетание с идентификатором цвета и существительным в именительном падеже (Х цвета молоко, Х цвета баклажан). Новая модель, идущая вразрез с грамматикой русского языка, сосуществует в современной речи с нормативной: Х цвета молока, Х цвета баклажана.

Панова Е. А. Душа и маска: лингвопоэтический анализ стихотворения В. Брюсова "Если ты сам догадаться не мог..." : (к 150-летию со дня рождения) // Русскийязыквшколе. - 2023. -Т. 84, № 6. - С. 40-47, 2-3-яс. обл.

Анализируется одно из малоизвестных стихотворений позднего Валерия Брюсова "Если ты сам догадаться не мог...". Рассмотрена композиция, ключевые семантические поля и оппозиции, пространственная и временная организация текста. Особое внимание уделено способам представления лирического героя и языковым средствам выражения субъектно-объектных отношений.

Патроева Н. В. Взаимосвязь синтаксиса и теории красноречия в российской лингвистической традиции: риторические приемы в грамматиках XVIII–XIX веков // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 100-109.

Анализ вклада российских грамматик середины 18 – первой половины 19 века в развитие теории элокуции (в сопоставительном плане привлекаются также грамматические труды более раннего и более позднего периода) в то время, когда теория красноречия и теория словесности являлись активно развивающимися областями гуманитарного знания и наряду с грамматикой способствовали формированию лексических и грамматических норм русского литературного языка.

Пурицкая Е. В. Вторичные заимствования в современном русском языке: глаголы цифровой сферы / Е. В. Пурицкая, Е. А. Беляева // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 81-91.

Исследуются глаголы, функционирующие в сфере цифровых технологий, в аспекте их вхождения в русский язык в результате вторичного заимствования.

Телкова В. А. Достойный образец служения делу : (к столет. юбилею Б. Т. Панова) / В. А. Телкова, О. В. Шаталова // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 32-39.

О научной и педагогической деятельности известного отечественного лингвометодиста 20 века Бориса Трофимовича Панова.

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 110-112.

Перечень статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году. Информация сгруппирована по рубрикам журнала.

Храмушина О. С. Фонетическая трансформация слова как прием языковой игры в современной русской поэзии // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 48-55.

Анализ специфики использования метаплазмов и технически близких к ним приемов как средств языковой игры в современной русской поэзии, а также определение их функций в художественном тексте.

Шутан М. И. Изучение причинно-следственной связи на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 7-20 : 3 табл.

Причинно-следственные связи рассматриваются с философско-логических, лингвистических и методических позиций. Сами эти связи интерпретируются как единый семантический комплекс. Представлены лексико-грамматический и текстовый контенты.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Бусловская Л. К. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников / Л. К. Бусловская, А. Ю. Ковтуненко // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 17-20.

Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников в ходе изучения интегрированного курса "Окружающий мир".

Виноградова Н. Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 6-12.

Автор сравнивает целевые установки образовательных стандартов первого и второго поколений (2004 и 2009 гг.), акцентирует внимание на основных проблемах начального общего образования по ФГОС НОО 2009 г.

Волошина Л. Н. Алгоритм воспитания информационной безопасности / Л. Н. Волошина, И. И. Капалыгина // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 21-24.

Представлен алгоритм формирования информационной безопасности младших школьников.

Демичева В. В. Разговоры о важном : воспитательный потенциал комплексно-волновых уроков / В. В. Демичева, Е. С. Савранская // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 14-17.

Рассматриваются вопросы, связанные с системой воспитания в учебном процессе начальной школы. Особое внимание авторы уделяют анализу воспитательного потенциала занятий "Разговоры о важном" и предлагают идею для проведения комплексно-волновых тематических уроков.

Еременко О. И. Зоонимическая лексика как объект учебно-исследовательской деятельности : внеурочные занятия в начальной школе / О. И. Еременко, А. М. Горохова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 47-53.

Описывается опыт использования зоонимической лексики в процессе учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях в начальной школе. Авторами выявляется дидактический потенциал зоонимической лексики, приводится примерная тематика внеурочных занятий, даются рекомендации для учителя по организации сбора зоонимической лексики и организации проектной работы на материале зоонимов.

Корнеева С. А. Нейропсихологический подход в коррекции неуспешности в школе / С. А. Корнеева, Л. Б. Кузнецова, С. В. Москаленко // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 28-30.

Представлен методический материал, направленный на решение проблемы коррекции неуспешности в школе у детей с нарушениями различной нозологии. Предлагаются формы и методы оптимальной реализации нейропсихологического подхода к организации коррекционной и коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Ловакова А. Г. Цифровизация работы учителя в очном и дистанционном форматах обучения / А. Г. Ловакова, Т. В. Сухорукова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 59-65 : 11 рис.

Авторы пишут о применении цифровых технологий в работе учителя начальных классов.

Муромцева О. В. Проблема формирования финансовой грамотности младших школьников // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 25-28.

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста, об осуществлении процесса финансового воспитания в семье. Рассматриваются распространенные ошибки родителей в процессе финансового воспитания младших школьников в семье, что подтверждает необходимость решения данной проблемы на профессионально-педагогическом уровне.

Новолодская Е. Г. Подготовка будущих учителей к систематизации учебного материала на уроках русского языка // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 66-71 : 4 рис.

Статья посвящена особенностям методической подготовки студентов педагогического вуза - будущих учителей начальных классов - к систематизации и структурированию учебного материала на уроках русского языка посредством конструирования схем. Представлены примеры лексических полей по некоторым изучаемым темам ("сезоны года", "животные", "школьные предметы", "величины времени"). Рассматривается потенциал схематизации младшими школьниками изучаемой информации с точки зрения формирования у них универсальных учебных действий.

Памяти Л. П.Стойловой // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 72-73 : фот., ил.

12 сентября 2023 года ушла из жизни Любовь Петровна Стойлова - известный ученый и педагог, внесший значительный вклад в совершенствование подготовки учительских кадров для начальной школы.

Рождественская Р. Л. Обучение младших школьников проектной деятельности : из опыта проектирования уроков литературного чтения // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 42-46.

В статье затрагивается проблема проектирования и организации уроков литературного чтения, рассматривается порядок оформления уроков-проектов на примере одной из программных тем УМК "Школа России" - "Мой любимый детский журнал" (2 класс).

Стручаева Т. М. Экскурсия - одно из средств интеграции урочной и внеурочной работы учащихся / Т. М. Стручаева, С. И. Котова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 54-58, 3-я с. обл. : ил.

В статье показана роль экскурсии в процессе воспитания патриотизма и расширения культурного кругозора младших школьников. Описывается опыт работы МБОУ "Погореловская СОШ" Корочанского района Белгородской области по организации экскурсионной деятельности с учащимися. Дается историческая справка о Корочанском районе.

Тарасова С. И. Нейробика как метод устранения "социального вывиха" у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / С. И. Тарасова, Н. Г. Черникова, А. Ф. Чуева // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 31-36 : 2 рис.

Изложены результаты теоретико-практического обоснования процесса преодоления речевых нарушений в младшем школьном возрасте. Рассмотрен один из методов устранения "социального вывиха" у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи - нейробика. Приведены упражнения для установления нейронных связей, формирования взаимодействия полушарий мозга, развития речи.

Уроки гигиены: вшколе Петрозаводска обучают детей правильно мыть руки // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 79-80 : фот.

Средняя общеобразовательная школа № 39 города Петрозаводска уже несколько лет проводит уроки гигиены рук для учащихся младших классов. Учить ребят следить за чистотой рук и соблюдать правила гигиены учителям помогают обучающие программы бренда Tork компании "Эссити".

Учитель года России-2023 // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 71.

Названы имена учителей начальных классов - финалистов конкурса "Учитель года России-2023". Абсолютным победителем конкурса стал Олег Игоревич Янковский, учитель русского языка и литературы школы МИД РФ (г. Тегеран, Исламская Республика Иран).

Яковлева Т. В. Эстетическое развитие младших школьников на уроках русского языка в процессе использования образных средств / Т. В. Яковлева, И. П. Ильинская // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 37-42.

В статье аргументируется необходимость эстетического развития младших школьников в условиях современной отечественной системы образования. В качестве эффективного и незаменимого педагогического средства рассматриваются уроки русского языка, направленные на освоение обучающимися эстетической функции языка в процессе использования образных средств.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Баренкова Д. Отзыв на книгу Ребекки Янг "Чашка" // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 35-37 : ил.

Одна из лучших работ конкурса "Вдумчивый читатель".

Бычкова Е. Ф. Образ библиотеки будущего... // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 4-5 : 5 фот.

О роли библиотек в формировании экологической культуры общества.

В помощь школьномубиблиотекарю // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 29 : фот.

Об опыте школьных библиотек России - в книге "Школьная библиотека: доказательная практика. Отечественная и зарубежная", вышедшей в 2020 году в издательстве "Библиомир".

Грига М. А. Библиотечныйквест "Путешествие в океане книг" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 47-50 : 7 фот.

О новой интересной форме привлечения детей к чтению – библиотечномквесте.

Далецкая М. Э. Городские проекты московских библиотек, способствующие продвижению книг экологической направленности и устойчивого развития / М. Э.Далецкая, Н. Е. Колоскова // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 21-25 : 6 фот.

О проектах ЦГДБ имени А. П. Гайдара, способствующих продвижению целей устойчивого развития и реализуемых на городском уровне.

Далецкая М. Э. Устойчивое развитие в книгах современных авторов для детей и подростков // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 12-20 : 13 фот.

О книгах для детей и подростков, сюжеты которых освещают цели устойчивого развития.

10 способов воспитать и поддержать читателей научно-популярной литературы // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 24-28 : фот.

Способы продвижения научно-популярной литературы в школе.

Жук О. Н. Плохих книг не бывает // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 4-5.

Рассуждения автора о критериях качества книг.

Захарова Е. С. Креативный капитал библиотеки как уникальный ресурс устойчивого развития // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 6-11 : 1 фот.

О роли библиотеки как культурного ресурса устойчивого развития.

Климова М. А. "ЦУР повсюду?" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 29-31 : 5 фот.

О тренинг-игре "ЦУР повсюду?", посвященной поиску целей устойчивого развития в событиях календаря.

Колоскова Н. Е. Ресурсы Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Москвы по продвижению целей устойчивого развития // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 26-28 : 7 фот.

О ресурсах детской библиотеки, способствующих ее работе в продвижении целей устойчивого развития.

Конкурс отзывов ирецензий на новые детские книги "Вдумчивый читатель" // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 32-34 : фот., ил.

О конкурсе отзывов и рецензий на новые детские книги "Вдумчивый читатель", цели конкурса и возрастные группы.

Мастыкина И. С. Киноуроки в работе педагога-библиотекаря / И. С. Мастыкина, Ю. С. Шепелева // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 43-46 : 5 фот.

Об использовании художественных фильмов в работе педагога-библиотекаря в качестве инструмента продвижения чтения и обучения.

Скворцова М. Н. "О словарях разнообразных, поучительных и важных": урок в библиотеке // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 57-64 : 3 фот.

Методическая разработка библиотечного урока "О словарях разнообразных, поучительных и важных" в помощь педагогам и библиотекарям.

Смычек Е. Н. Литературное творчество в библиотеке как средство воспитания личности // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 37-42 : 9 фот.

Об одной из форм работы детской библиотеки с читателями - литературном клубе.

Уварова Л. И. К беседе со школьниками на тему "Героизм и подвиг" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 32-36 : 4 фот.

Методические рекомендации к беседе со школьниками о героизме и подвиге (в помощь педагогам и библиотекарям).

Щербинина Ю. В. Путь индийской книги // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 17-23 : ил.

История индийской рукописной книги, ее самых ранних памятниках индоевропейского языка, форматах книги, традициях книгопечатания и книге как сюжета в индийской живописи.

Якунчикова К. Н. Как детской библиотеке строить диалог с читателем в социальных сетях? // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 6-16 : фот.

Опыт работы в социальных сетях Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров.

ШКОЛЬНОМУ  ЛОГОПЕДУ

Артамонова С. Ю. Коррекция психических и речевых дисфункций при лечении заикания / С. Ю. Артамонова, М. В. Артамонова // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 78-82.

В статье говорится о нейропсихологических, лингвистических и педагогических аспектах в лечения заикания.

Бондаренко Т. А. Диагностика уровня развития моторных, зрительных и пространственных функций у обучающихся 3 класса с дизартрией / Т. А. Бондаренко, В. С. Кузнецова, Д. О. Козырева // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 23-36.

Цель статьи - представить осуществленную диагностику уровня развития моторных, зрительных и пространственных функций у обучающихся 3 класса с дизартрией.

Вагина Ж. С. Сказкотерапия как средство развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Ж. С. Вагина, Н. Ю. Штрекер // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 37-42.

В статье рассматривается применение метода сказкотерапии в работе по развитию умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Киселева Е. В. Диагностика оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с дисграфией / Е. В. Киселева, Е. П. Зотова, М. М. Пименова // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 48-55.

Опубликованы результаты логопедического обследования сформированности оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Козырева О. А. Выявление нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня / О. А. Козырева, В. С. Пархоменко // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 62-77 : рис.

Цель статьи состоит в проверке экспериментальным путем эффективности логопедической работы по предупреждению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня.

Ларина Е. А. Голосовые нарушения у детей при сочетанной патологии твердого неба и гортани // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 17-22.

В статье представлено наблюдение ребенка 4-х лет с открытой ринофонией и ринолалией, узелками голосовых складок, дизартрией, общим недоразвитие речи.

Разомбеева А. А. Интерактивные технологии в обогащении словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. А. Разомбеева, Н. Ю. Штрекер // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 42-47.

Интерактивные технологии являются способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и позволяют педагогам работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Терентьева Т. С. Развитие слоговой структуры слова с актуализацией грамматического строя у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 56-62.

В статье представлен опыт работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом формируемого у них типа слоговой структуры слова.

Ушакова Е. В. Скрининг-диагностика речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. В. Ушакова, Е. А. Мамаева // Школьный логопед. - 2023. -№ 3. - С. 4-8.

Рассматриваются проблемы речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Харламова Е. Ф. Устранение заикания у младших школьников // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 83-93 : табл.

Даны конспекты занятий по преодолению разных форм заикания.

Штрекер Н. Ю. К вопросу о дефицитарных психических функциях у детей с нарушением формирования навыка чтения / Н. Ю. Штрекер, А. Н. Старостина // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 9-16.

Статья посвящена рассмотрению истории изучения и этиологии возникновения дислексии, обзору дефицитарных психических функций у детей с дислексией.

Яструбинская Е. А. Рекомендации учителям начальных классов, учителям-логопедам, работающим с детьми ОВЗ по АОП // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 94-99 : табл.

Дана классификация стойких, специфических ошибок, трудностей, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 50-51

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Серебряков Е. Созидатели - победители // Нейва. - 2023. -6 дек. (№ 97). - С. 6 : фот.*

В Новоуральске состоялось чествование школьников - призеров конкурсов "Слава созидателям!" и "РосатомВместе".

ЕГЭ

Руководитель Рособрнадзора прокомментировал перспективы включения арабского языка в школьную программу и ЕГЭ. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-prokommentiroval-perspektivy-vklyucheniya-arabskogo-yazyka-v-shkolnuyu-programmu-i-ege/(дата обращения: 22.01.2024).*

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев в ходе Международной конференции «ХХ Фаизхановские чтения» прокомментировал перспективы включения арабского языка в число предметов, изучаемых в российских школах, а также сдаваемых в форме ЕГЭ. Подобные предложения поступали, но для принятия решения необходимо сначала проанализировать востребованность изучения данного предмета в школах. Сейчас российские школьники могут обучаться и затем выбирать для сдачи ЕГЭ английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки. Арабский язык в перспективе также может появиться как дополнительный, который при желании школьники смогут изучать.

Ученики российских школ написали итоговое сочинение (изложение). – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/ucheniki-rossijskih-shkol-napisali-itogovoe-sochinenie-izlozhenie/(дата обращения: 22.101.2024).*

6 декабря 2023 года итоговое сочинение (изложение) написали одиннадцатиклассники российских школ, выпускники 2023/2024 учебного года.В 2023 году исполнилось 10 лет, как итоговое сочинение (изложение) было введено в качестве одного из условий допуска к прохождению государственной итоговой аттестации по поручению Президента Российской Федерации. Объявление результатов – не позднее 20 декабря 2023 года. Участники итогового сочинения (изложения), получившие «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, а также удаленные за нарушение порядка его проведения, смогут написать его в дополнительные сроки – 7 февраля или 10 апреля 2024 года.

УЧИТЕЛЮ  ИНФОРМАТИКИ

Вендина А. А.Обучение младших школьников решению задач на определение выигрышной стратегии / А. А. Вендина, К. А. Киричек // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 62-66 : ил.

В статье рассматриваются основные понятия теории игр, необходимые для решения задач на определение выигрышной стратегии на уровне начального общего образования: определение математических игр, их правила, понятия выигрышной стратегии и правильной игры. Приводятся способы решения игр с симметричной выигрышной стратегией и с выигрышной стратегией дополнения до числа, описание выигрышных стратегий и пример составления алгоритма для одной из рассмотренных задач. Сделан вывод о том, что умение определять выигрышную стратегию можно отнести к метапредметным умениям.

Гаркавенко Г. В. Моделирование текстового интерфейса средствами языка Python / Г. В. Гаркавенко, Ю. С. Бакулина, И. Е. Сильвестров // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 57-61 : ил.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением в курсе информатики языка программирования Python и улучшением понимания обучающимися такой структуры языка программирования, как массив или список. Для достижения этой цели используется один содержательный пример - моделирование в текстовом интерфейсе работы табло электронных часов.

Долинский М. С. Задачи на тему "Максимальная неубывающая подпоследовательность" // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 82-86 : ил.

В данной статье на примере решения нескольких задач проиллюстрирована методика изучения темы "Максимальная неубывающая подпоследовательность" при подготовке школьников к олимпиадам по информатике. Изучение основано на последовательном решении усложняющихся задач. Для каждой задачи приводятся следующие материалы: условие задачи, идея решения, решение на языке программирования Pascal.

Заводчикова Н. И. Организация различных видов знаково-символической деятельности при обучении школьников программированию / Н. И. Заводчикова, И. А. Быкова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 33-38 : ил.

При обучении программированию учителю необходимо обратить особое внимание на совмещение различных планов: действия с конкретными данными, знаково-символическое описание этих данных и структуры алгоритма, написание кода программы. Выделяют следующие виды знаково-символической деятельности: моделирование, схематизация, кодирование, замещение. В статье приведены примеры заданий для организации указанных видов знаково-символической деятельности.

Котенко А. В. Использование квадрокоптеров Tello при изучении курса "Введение в программирование на языке Python" / А. В. Котенко, В. Е. Котенко // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 74-82 : ил.

В статье рассматриваются возможности учебных квадрокоптеров Tello и их применение на занятиях по программированию на языке Python. Приводятся темы модулей, которые рекомендуется изучать с использованием квадрокоптеров. При описании модулей разбираются основные понятия языка программирования Python, особенности его использования совместно с квадрокоптерами DJI Tello, техника безопасности при работе с квадрокоптером, его устройство.

Обучение школьников программированиюв рамках предмета "Информатика": проблемы и возможные решения / О. А. Козлов, И. В. Барышева, Е. В. Малкина, Н. В. Шестакова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 67-73 : ил.

Проведенное исследование показывает, что рамки школьного предмета "Информатика" становятся слишком тесными для формирования базовой подготовки и профессиональной ориентации школьников в области алгоритмизации и программирования, назрела необходимость изучения школьниками программирования как отдельной дисциплины. Но встает вопрос выбора языка программирования для изучения в школьном курсе. Сравнение языков программирования, которые сегодня наиболее распространены в преподавании школьной информатики, в частности Python и Pascal, позволяет определить их достоинства и недостатки при изучении в школе.

Пузиновская С. Г. Совсем как в жизни, или Задания практико-ориентированного характера на уроках информатики / С. Г. Пузиновская, О. А. Счеснович // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 39-45 : ил.

В статье рассмотрены отличия практико-ориентированного задания от стандартного, выделены группы практико-ориентированных заданий. Приведены примеры авторских заданий практико-ориентированного характера по разным темам школьного курса информатики, составленных на основе традиционных заданий, а также рассмотрен фрагмент урока с практико-ориентированным содержанием.

Салмина А. П. Компетентностно-ориентированные задания как инструмент практико-ориентированного обучения // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 46-49.

В статье рассматривается один из инструментов практико-ориентированного обучения - компетентностно-ориентированные задания. Их использование на учебных занятиях способствует формированию у обучающихся определенных общих и профессиональных компетенций. Компетентностно-ориентированные задания имеют четкую структуру и выбираются в зависимости от учебной цели. В статье представлены примеры компетентностно-ориентированных заданий по дисциплине "Информатика".

Самылкина Н. Н. Изучение 3D-моделирования и прототипирования в предпрофессиональных классах с помощью программы T-FLEX CAD. Реализация результата проекта в виде учебного стартапа / Н. Н. Самылкина, Р. Ф. Кашапова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 14-26 : ил.

В статье продолжается начатое в журнале "Информатика в школе" № 5 2022 рассмотрение использования российской программы T-FLEX CAD для изучения трехмерного моделирования и прототипирования в предпрофессиональных инженерных классах - представлено применение указанной программы при выполнении индивидуального проекта. Предлагаются практические работы по созданию модели и прототипа маски-респиратора. Результат выполнения работ является технической частью индивидуального проекта, который может быть реализован как учебный стартап. При реализации проекта как учебного стартапа рассматриваются правовые нормы, возможности финансирования и другие особенности реализации такого проекта для продолжения образования.

Смольняков В. Г. Применение среды Tinkercad при изучении темы "Управление" курса информатики на уровне основного общего образования // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 50-57 : ил.

В статье рассматривается авторская методика преподавания темы "Управление" курса информатики основного общего образования на основе среды Tinkercad. Выделяется место данной темы в рабочей программе основного общего образования по предмету "Информатика". Рассмотрены два варианта обучения по данной теме в зависимости от наличия робототехнического оборудования в школе. Для каждого варианта приведено тематическое планирование, выделены основные особенности проведения уроков. Для всех занятий предложены проекты, в каждом из которых рассмотрены этапы прототипирования и программирования.

Современные школьники выбирают искусственный интеллект как направление для будущих профессий / Н. И. Рыжова, И. И. Трубина, Н. Ю. Королева, Е. В. Филимонова // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 5-13 : ил.

Технологии искусственного интеллекта включены в школьную программу еще в 2021 году и уже изучаются почти в половине общеобразовательных школ России, а к концу 2024 года планируется, что вопросы искусственного интеллекта будут изучаться в большей части российских школ. В связи с этим цель данной статьи - поделиться с педагогической общественностью результатами анкетирования участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту 2022 года относительно трендов искусственного интеллекта. Некоторые результаты в статье приведены в сравнении с ответами школьников аналогичного опроса 2021 года.

Уважаемые коллеги! // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 4.

В данном номере журнала предоставлен материал Международной научно-практической интернет-конференции "Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе". Цели конференции - обсуждение новых направлений в развитии теории и методики обучения математике и информатике, апробация результатов исследований.

Федорова Г. А. Формирование цифровой грамотности школьников в аспекте применения технологии дополненной реальности / Г. А. Федорова, В. А. Мотузок // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 27-32 : ил.

В современном школьном образовании актуализируется проблема обучения школьников технологии дополненной реальности и формирования у них соответствующих компонентов цифровой грамотности. Практическая работа с приложениями AR организована на основе применения технологии смешанного обучения "Смена рабочих зон". Проходя маршрут, обучающиеся знакомятся с функционалом приложений дополненной реальности следующих предметных областей: иностранный язык, биология, история, геометрия, изобразительное искусство.

Юбилейный XX Всероссийский конкурс научно-практических работ по методике обучения информатике и информатизации образования ИНФО-2023 // Информатика в школе. - 2023. - № 5. - С. 3.

Издательство "Образование и Информатика" объявляет о проведении в 2023 году юбилейного XX Всероссийского конкурса научно-практических работ по методике обучения информатике и информатизации образования ИНФО-2023.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Бутакова Л. О. Проблемы понимания художественного текста в психолингвистическом аспекте / Л. О. Бутакова, Е. Н. Гуц // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 56-68 : 5 табл., 1 диагр.

Психолингвистические методы моделирования процессов восприятия и понимания текста рассказа Антона Павловича Чехова "Смерть чиновника" современными школьниками.

Жуков М. В. Художественный синтез как ключевой прием в стихотворении "Сумерки" В. Я. Брюсова // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 3-6.

О взаимодействии мира города и мира природы в стихотворении Валерия Брюсова "Сумерки".

Зазулина Л. Г. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему : (дидакт. материал для урочной и внеурочн. деятельности. VII кл.) // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 7-9.

Представленные дидактические материалы позволяют подготовить обучающихся 7 класса к сочинению на морально-этическую тему.

Квашнина Д. С. Сопоставительные познавательные задачи как средство формирования научной лингвистической картины мира на уроках русского языка в VI классе // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 21-31 : 4 табл., 3 рис.

Обоснование методической целесообразности использования сопоставительной познавательной задачи на уроках русского языка как средства формирования научной лингвистической картины мира учащихся.

[Кроссворд] // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 14-15.

Кроссворд на знание фактов из различных отраслей знаний.

Кузнецова О. В. Использование приемов визуализации на уроках русского языка // Русский язык в школе и дома. - 2023. - Т. 23, № 6. - С. 10-13 : 1 рис.

О трех приемах визуализации информации как инфографике, облаке слов и скетчноутинге, которые являются наиболее оптимальными с точки зрения соотношения трудоемкости при подготовке к уроку и эффективности применения.

Маринова Е. В. Платье цвета молоко: об одном устойчивом типе грамматического варьирования // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 92-99.

Рассматриваются причины и условия распространения новой синтаксической модели цветообозначения: атрибутивное словосочетание с идентификатором цвета и существительным в именительном падеже (Х цвета молоко, Х цвета баклажан). Новая модель, идущая вразрез с грамматикой русского языка, сосуществует в современной речи с нормативной: Х цвета молока, Х цвета баклажана.

Панова Е. А. Душа и маска: лингвопоэтический анализ стихотворения В. Брюсова "Если ты сам догадаться не мог..." : (к 150-летию со дня рождения) // Русскийязыквшколе. - 2023. -Т. 84, № 6. - С. 40-47, 2-3-яс. обл.

Анализируется одно из малоизвестных стихотворений позднего Валерия Брюсова "Если ты сам догадаться не мог...". Рассмотрена композиция, ключевые семантические поля и оппозиции, пространственная и временная организация текста. Особое внимание уделено способам представления лирического героя и языковым средствам выражения субъектно-объектных отношений.

Патроева Н. В. Взаимосвязь синтаксиса и теории красноречия в российской лингвистической традиции: риторические приемы в грамматиках XVIII–XIX веков // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 100-109.

Анализ вклада российских грамматик середины 18 – первой половины 19 века в развитие теории элокуции (в сопоставительном плане привлекаются также грамматические труды более раннего и более позднего периода) в то время, когда теория красноречия и теория словесности являлись активно развивающимися областями гуманитарного знания и наряду с грамматикой способствовали формированию лексических и грамматических норм русского литературного языка.

Пурицкая Е. В. Вторичные заимствования в современном русском языке: глаголы цифровой сферы / Е. В. Пурицкая, Е. А. Беляева // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 81-91.

Исследуются глаголы, функционирующие в сфере цифровых технологий, в аспекте их вхождения в русский язык в результате вторичного заимствования.

Телкова В. А. Достойный образец служения делу : (к столет. юбилею Б. Т. Панова) / В. А. Телкова, О. В. Шаталова // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 32-39.

О научной и педагогической деятельности известного отечественного лингвометодиста 20 века Бориса Трофимовича Панова.

Тематический указатель статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 110-112.

Перечень статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году. Информация сгруппирована по рубрикам журнала.

Храмушина О. С. Фонетическая трансформация слова как прием языковой игры в современной русской поэзии // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 48-55.

Анализ специфики использования метаплазмов и технически близких к ним приемов как средств языковой игры в современной русской поэзии, а также определение их функций в художественном тексте.

Шутан М. И. Изучение причинно-следственной связи на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 7-20 : 3 табл.

Причинно-следственные связи рассматриваются с философско-логических, лингвистических и методических позиций. Сами эти связи интерпретируются как единый семантический комплекс. Представлены лексико-грамматический и текстовый контенты.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Бусловская Л. К. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников / Л. К. Бусловская, А. Ю. Ковтуненко // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 17-20.

Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников в ходе изучения интегрированного курса "Окружающий мир".

Виноградова Н. Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 6-12.

Автор сравнивает целевые установки образовательных стандартов первого и второго поколений (2004 и 2009 гг.), акцентирует внимание на основных проблемах начального общего образования по ФГОС НОО 2009 г.

Волошина Л. Н. Алгоритм воспитания информационной безопасности / Л. Н. Волошина, И. И. Капалыгина // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 21-24.

Представлен алгоритм формирования информационной безопасности младших школьников.

Демичева В. В. Разговоры о важном : воспитательный потенциал комплексно-волновых уроков / В. В. Демичева, Е. С. Савранская // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 14-17.

Рассматриваются вопросы, связанные с системой воспитания в учебном процессе начальной школы. Особое внимание авторы уделяют анализу воспитательного потенциала занятий "Разговоры о важном" и предлагают идею для проведения комплексно-волновых тематических уроков.

Еременко О. И. Зоонимическая лексика как объект учебно-исследовательской деятельности : внеурочные занятия в начальной школе / О. И. Еременко, А. М. Горохова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 47-53.

Описывается опыт использования зоонимической лексики в процессе учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях в начальной школе. Авторами выявляется дидактический потенциал зоонимической лексики, приводится примерная тематика внеурочных занятий, даются рекомендации для учителя по организации сбора зоонимической лексики и организации проектной работы на материале зоонимов.

Корнеева С. А. Нейропсихологический подход в коррекции неуспешности в школе / С. А. Корнеева, Л. Б. Кузнецова, С. В. Москаленко // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 28-30.

Представлен методический материал, направленный на решение проблемы коррекции неуспешности в школе у детей с нарушениями различной нозологии. Предлагаются формы и методы оптимальной реализации нейропсихологического подхода к организации коррекционной и коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Ловакова А. Г. Цифровизация работы учителя в очном и дистанционном форматах обучения / А. Г. Ловакова, Т. В. Сухорукова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 59-65 : 11 рис.

Авторы пишут о применении цифровых технологий в работе учителя начальных классов.

Муромцева О. В. Проблема формирования финансовой грамотности младших школьников // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 25-28.

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста, об осуществлении процесса финансового воспитания в семье. Рассматриваются распространенные ошибки родителей в процессе финансового воспитания младших школьников в семье, что подтверждает необходимость решения данной проблемы на профессионально-педагогическом уровне.

Новолодская Е. Г. Подготовка будущих учителей к систематизации учебного материала на уроках русского языка // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 66-71 : 4 рис.

Статья посвящена особенностям методической подготовки студентов педагогического вуза - будущих учителей начальных классов - к систематизации и структурированию учебного материала на уроках русского языка посредством конструирования схем. Представлены примеры лексических полей по некоторым изучаемым темам ("сезоны года", "животные", "школьные предметы", "величины времени"). Рассматривается потенциал схематизации младшими школьниками изучаемой информации с точки зрения формирования у них универсальных учебных действий.

Памяти Л. П.Стойловой // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 72-73 : фот., ил.

12 сентября 2023 года ушла из жизни Любовь Петровна Стойлова - известный ученый и педагог, внесший значительный вклад в совершенствование подготовки учительских кадров для начальной школы.

Рождественская Р. Л. Обучение младших школьников проектной деятельности : из опыта проектирования уроков литературного чтения // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 42-46.

В статье затрагивается проблема проектирования и организации уроков литературного чтения, рассматривается порядок оформления уроков-проектов на примере одной из программных тем УМК "Школа России" - "Мой любимый детский журнал" (2 класс).

Стручаева Т. М. Экскурсия - одно из средств интеграции урочной и внеурочной работы учащихся / Т. М. Стручаева, С. И. Котова // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 54-58, 3-я с. обл. : ил.

В статье показана роль экскурсии в процессе воспитания патриотизма и расширения культурного кругозора младших школьников. Описывается опыт работы МБОУ "Погореловская СОШ" Корочанского района Белгородской области по организации экскурсионной деятельности с учащимися. Дается историческая справка о Корочанском районе.

Тарасова С. И. Нейробика как метод устранения "социального вывиха" у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / С. И. Тарасова, Н. Г. Черникова, А. Ф. Чуева // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 31-36 : 2 рис.

Изложены результаты теоретико-практического обоснования процесса преодоления речевых нарушений в младшем школьном возрасте. Рассмотрен один из методов устранения "социального вывиха" у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи - нейробика. Приведены упражнения для установления нейронных связей, формирования взаимодействия полушарий мозга, развития речи.

Уроки гигиены: вшколе Петрозаводска обучают детей правильно мыть руки // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 79-80 : фот.

Средняя общеобразовательная школа № 39 города Петрозаводска уже несколько лет проводит уроки гигиены рук для учащихся младших классов. Учить ребят следить за чистотой рук и соблюдать правила гигиены учителям помогают обучающие программы бренда Tork компании "Эссити".

Учитель года России-2023 // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 71.

Названы имена учителей начальных классов - финалистов конкурса "Учитель года России-2023". Абсолютным победителем конкурса стал Олег Игоревич Янковский, учитель русского языка и литературы школы МИД РФ (г. Тегеран, Исламская Республика Иран).

Яковлева Т. В. Эстетическое развитие младших школьников на уроках русского языка в процессе использования образных средств / Т. В. Яковлева, И. П. Ильинская // Начальная школа. - 2023. - № 11. - С. 37-42.

В статье аргументируется необходимость эстетического развития младших школьников в условиях современной отечественной системы образования. В качестве эффективного и незаменимого педагогического средства рассматриваются уроки русского языка, направленные на освоение обучающимися эстетической функции языка в процессе использования образных средств.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Баренкова Д. Отзыв на книгу Ребекки Янг "Чашка" // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 35-37 : ил.

Одна из лучших работ конкурса "Вдумчивый читатель".

Бычкова Е. Ф. Образ библиотеки будущего... // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 4-5 : 5 фот.

О роли библиотек в формировании экологической культуры общества.

В помощь школьномубиблиотекарю // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 29 : фот.

Об опыте школьных библиотек России - в книге "Школьная библиотека: доказательная практика. Отечественная и зарубежная", вышедшей в 2020 году в издательстве "Библиомир".

Грига М. А. Библиотечныйквест "Путешествие в океане книг" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 47-50 : 7 фот.

О новой интересной форме привлечения детей к чтению – библиотечномквесте.

Далецкая М. Э. Городские проекты московских библиотек, способствующие продвижению книг экологической направленности и устойчивого развития / М. Э.Далецкая, Н. Е. Колоскова // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 21-25 : 6 фот.

О проектах ЦГДБ имени А. П. Гайдара, способствующих продвижению целей устойчивого развития и реализуемых на городском уровне.

Далецкая М. Э. Устойчивое развитие в книгах современных авторов для детей и подростков // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 12-20 : 13 фот.

О книгах для детей и подростков, сюжеты которых освещают цели устойчивого развития.

10 способов воспитать и поддержать читателей научно-популярной литературы // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 24-28 : фот.

Способы продвижения научно-популярной литературы в школе.

Жук О. Н. Плохих книг не бывает // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 4-5.

Рассуждения автора о критериях качества книг.

Захарова Е. С. Креативный капитал библиотеки как уникальный ресурс устойчивого развития // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 6-11 : 1 фот.

О роли библиотеки как культурного ресурса устойчивого развития.

Климова М. А. "ЦУР повсюду?" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 29-31 : 5 фот.

О тренинг-игре "ЦУР повсюду?", посвященной поиску целей устойчивого развития в событиях календаря.

Колоскова Н. Е. Ресурсы Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Москвы по продвижению целей устойчивого развития // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 26-28 : 7 фот.

О ресурсах детской библиотеки, способствующих ее работе в продвижении целей устойчивого развития.

Конкурс отзывов ирецензий на новые детские книги "Вдумчивый читатель" // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 32-34 : фот., ил.

О конкурсе отзывов и рецензий на новые детские книги "Вдумчивый читатель", цели конкурса и возрастные группы.

Мастыкина И. С. Киноуроки в работе педагога-библиотекаря / И. С. Мастыкина, Ю. С. Шепелева // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 43-46 : 5 фот.

Об использовании художественных фильмов в работе педагога-библиотекаря в качестве инструмента продвижения чтения и обучения.

Скворцова М. Н. "О словарях разнообразных, поучительных и важных": урок в библиотеке // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 57-64 : 3 фот.

Методическая разработка библиотечного урока "О словарях разнообразных, поучительных и важных" в помощь педагогам и библиотекарям.

Смычек Е. Н. Литературное творчество в библиотеке как средство воспитания личности // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 37-42 : 9 фот.

Об одной из форм работы детской библиотеки с читателями - литературном клубе.

Уварова Л. И. К беседе со школьниками на тему "Героизм и подвиг" // Школьная библиотека. - 2023. - № 9. - С. 32-36 : 4 фот.

Методические рекомендации к беседе со школьниками о героизме и подвиге (в помощь педагогам и библиотекарям).

Щербинина Ю. В. Путь индийской книги // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 17-23 : ил.

История индийской рукописной книги, ее самых ранних памятниках индоевропейского языка, форматах книги, традициях книгопечатания и книге как сюжета в индийской живописи.

Якунчикова К. Н. Как детской библиотеке строить диалог с читателем в социальных сетях? // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 10. - С. 6-16 : фот.

Опыт работы в социальных сетях Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров.

ШКОЛЬНОМУ  ЛОГОПЕДУ

Артамонова С. Ю. Коррекция психических и речевых дисфункций при лечении заикания / С. Ю. Артамонова, М. В. Артамонова // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 78-82.

В статье говорится о нейропсихологических, лингвистических и педагогических аспектах в лечения заикания.

Бондаренко Т. А. Диагностика уровня развития моторных, зрительных и пространственных функций у обучающихся 3 класса с дизартрией / Т. А. Бондаренко, В. С. Кузнецова, Д. О. Козырева // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 23-36.

Цель статьи - представить осуществленную диагностику уровня развития моторных, зрительных и пространственных функций у обучающихся 3 класса с дизартрией.

Вагина Ж. С. Сказкотерапия как средство развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Ж. С. Вагина, Н. Ю. Штрекер // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 37-42.

В статье рассматривается применение метода сказкотерапии в работе по развитию умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Киселева Е. В. Диагностика оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с дисграфией / Е. В. Киселева, Е. П. Зотова, М. М. Пименова // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 48-55.

Опубликованы результаты логопедического обследования сформированности оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Козырева О. А. Выявление нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня / О. А. Козырева, В. С. Пархоменко // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 62-77 : рис.

Цель статьи состоит в проверке экспериментальным путем эффективности логопедической работы по предупреждению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня.

Ларина Е. А. Голосовые нарушения у детей при сочетанной патологии твердого неба и гортани // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 17-22.

В статье представлено наблюдение ребенка 4-х лет с открытой ринофонией и ринолалией, узелками голосовых складок, дизартрией, общим недоразвитие речи.

Разомбеева А. А. Интерактивные технологии в обогащении словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. А. Разомбеева, Н. Ю. Штрекер // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 42-47.

Интерактивные технологии являются способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и позволяют педагогам работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Терентьева Т. С. Развитие слоговой структуры слова с актуализацией грамматического строя у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 56-62.

В статье представлен опыт работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом формируемого у них типа слоговой структуры слова.

Ушакова Е. В. Скрининг-диагностика речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. В. Ушакова, Е. А. Мамаева // Школьный логопед. - 2023. -№ 3. - С. 4-8.

Рассматриваются проблемы речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Харламова Е. Ф. Устранение заикания у младших школьников // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 83-93 : табл.

Даны конспекты занятий по преодолению разных форм заикания.

Штрекер Н. Ю. К вопросу о дефицитарных психических функциях у детей с нарушением формирования навыка чтения / Н. Ю. Штрекер, А. Н. Старостина // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 9-16.

Статья посвящена рассмотрению истории изучения и этиологии возникновения дислексии, обзору дефицитарных психических функций у детей с дислексией.

Яструбинская Е. А. Рекомендации учителям начальных классов, учителям-логопедам, работающим с детьми ОВЗ по АОП // Школьный логопед. - 2023. - № 3. - С. 94-99 : табл.

Дана классификация стойких, специфических ошибок, трудностей, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное