Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2024. Выпуск 6-7


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 6-7

[2024]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменения в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.12.2023, № 4085-а "Об организации отдыха и оздоровления детей в Новоуральском городском округе в 2024 году" : постановление от 22.01.2024, № 146-а // Нейва. - 2024. - 26 янв. (№ 8): Сб. офиц. док. № 6. - С. 7.*

 

Новоуральский городской округ. Администрация. Об установлении сроков подачи заявлений на предоставление путевок в загородный детский оздоровительный лагерь "Самоцветы" и лагеря дневного пребывания в 2024 году : постановление 23.01.2024, № 153-а // Нейва. - 2024. - 26 янв. (№ 8): Сб. офиц. док. № 6. - С. 28.*

 

Калугина Ж. "Люди и города" // Нейва. - 2024. - 31 янв. (№ 9). - С. 19 : фот.*

 

О реализации отраслевой программы Госкорпорации "Росатом" "Люди и города" в Новоуральске. О мероприятиях, которые прошли в рамках проекта "Школа Росатома".

 

Серебряков Е. Назвали лучших // Нейва. - 2024. - 31 янв. (№ 9). - С. 18 : фот.*

 

В Новоуральске состоялось награждение победителей городского фестиваля "Студент года".

 

Серебряков Е. "Передвижники" страны "Росатом" творят и обучают // Нейва. - 2024. - 31 янв. (№ 9). - С. 18 : фот.*

 

В Детской художественной школе прошла выставка в рамках художественно-просветительского проекта "Новоуральское передвижничество".

 

ЕГЭ

 

Правительство РФ утвердило особенности прохождения ГИА в 2024 году для выпускников, находящихся за рубежом. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/pravitelstvo-rf-utverdilo-osobennosti-prohozhdeniya-gia-v-2024-godu-dlya-vypusknikov-nahodyashhihsya-za-rubezhom/ (дата обращения: 20.02.2024).*

 

Постановлением Правительства РФ утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств. Первая категория – выпускники, которые прибыли в Россию и были приняты на обучение в российские школы, начиная с 2021/22 учебного года. Вторая категория – выпускники, которые находятся в иностранных государствах и обучаются дистанционно в российских школах, либо обучаются в форме семейного образования или самообразования.

 

Рособрнадзор продолжает реализацию проекта «Сдаем ЕГЭ» на ВДНХ. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-prodolzhaet-realizacziyu-proekta-sdaem-ege-na-vdnh/ (дата обращения: 20.02.2024).*

 

Рособрнадзор продолжает реализацию проекта «Сдаем ЕГЭ», который проходит  в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. С ноября 2023 года выпускники, желающие попробовать свои силы в выполнении заданий ЕГЭ, могут зарегистрироваться на сайте Рособрнадзора, пройдя по ссылке на специальный электронный ресурс, и принять участие в экзамене.

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Алексеева Е. Н. Из опыта составления олимпиадных задач // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 75-77 : рис., табл.

 

Описаны требования к олимпиадным задачам и рекомендации по их составлению. Приведены примеры авторских заданий.

 

Алехина Е. А. Исследование клеевых материалов на занятиях элективного курса // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 62-68 : табл., 2 рис.

 

Представлены материалы для организации учебного исследования клеевых материалов. Дано определение понятия "клей", приведены сведения о составе и видах клея, представлены информационные тексты о некоторых видах клея. Экспериментальная часть содержит методики определения некоторых свойств клеевых материалов и возможности их идентификации. В заключении приведены результаты лабораторных исследований по определению состава и качества канцелярских клеев, выполненных на занятиях элективного курса.

 

Волков В. Н. Российский цирконий: месторождения, производство и использование // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 10-16 : ил., 2 рис.

 

Современное состояние производства и применения циркония в России.

 

Головнер В. Н. Какие наши тренды? // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 2-6 : рис.

 

Представлены конкурсанты финала Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2023". Выявлен главный тренд сезона в педагогике - искусственный интеллект.

 

Клюев Ю. А. Споры в Раздорах // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 6-9. - Рез. рус., англ.

 

Подведены итоги финала Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2023", который прошел в октябре в Московской области.

 

Новошинский И. И. О валентности и степени окисления / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 25-31 : 3 рис.

 

Важнейшие понятия химии – валентность и степень окисления. Приведены примеры заданий, при выполнении которых ученики должны продемонстрировать понимание сущности этих понятий и умение оперировать ими.

 

Петунин О. В. Особенности организации образовательной деятельности в классах естественно-научного профиля / О. В. Петунин, И. В. Чудинова // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 17-24 : ил.

 

Особенности дидактического обеспечения обучения в классах (группах) естественно-научного профиля, формы и методы урочной и внеурочной работы.

 

Рыжова О. Н. Электролиз в конкурсных и олимпиадных заданиях / О. Н. Рыжова, И. Ю. Кочергина, Е. В. Ерещенко // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 69-74.

 

Анализ заданий вступительных экзаменов и олимпиад по химии в вузе на примере задач по электролизу. Приведены примеры расчетных и качественных конкурсных задач с решениями.

 

Смирнов И. А. Проектная мастерская: от теории к практике / И. А. Смирнов, Н. Ю. Смирнова // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 56-61 : 2 табл., ил.

 

Опыт использования учебно-методического комплекса для реализации индивидуальных проектов учащихся в 9-11 классах.

 

Тагиев Т. И. К методике формирования химических понятий // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 46-49.

 

Педагогический опыт формирования химических понятий у школьников.

 

Трапезникова Н. Н. Из опыта изучения темы "Углеводы" // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 39-43 : табл.

 

Конспект занятия по химии с применением кейс-технологии для курсантов военного института по теме "Углеводы".

 

Трошанин Н. В. Схема-конспект по теме "Химические свойства углерода и его соединений" // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 43-45 : схем.

 

Авторский вариант структурирования информации по теме "Химические свойства углерода и его соединений" в виде компактной схемы-конспекта.

 

Химический эксперимент приизучении темы "Спирты" / Н. Ю. Асилова, Е. М. Зубин, Н. В. Сивова, Т. А. Яркова // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 50-55 : ил.

 

С целью расширения экспериментальной работы на уроках или в рамках химического кружка предложено использование качественной реакции, позволяющей различить спирты с углеводородными радикалами разного строения. Приведены три методики получения галогеналканов из разных по строению спиртов.

 

Эхо Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии // Химия в школе. - 2024. - № 1. - 2-я с. обл., с. 9, 16, 49, 61.

 

Краткая информация о работе Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии, который проходил 26-27 ноября 2023 года в Образовательном центре "Сириус" в Краснодарское крае.

 

Янкив К. Ф. Реализация проблемного обучения с использованием кейс-заданий / К. Ф. Янкив, В. В. Плохих, К. Р. Шайхутдинова // Химия в школе. - 2024. - № 1. - С. 32-39.

 

Опыт организации проблемного обучения через метод кейсов. Предложены тексты заданий в формате кейсов при организации проектной и исследовательской деятельности.

 

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

Барандеев А. В. Модель описательных топонимов город на реке в русской топонимии: история и современный статус // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 100-105.

 

История формирования и развития одной из моделей описательных топонимов в русской топонимии – город на реке, на базе которой сформировались группы астионимов, комонимов и названий железнодорожных остановочных пунктов.

 

Бондаренко М. А. Вечный труженик на ниве народного образования: к 150-летию со дня рождения П. О. Афанасьева // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - 2-я с. обл., с. 28-40.

 

Отражен жизненный путь видного ученого Петра Онисимовича Афанасьева, который развил методику обучения родному языку в начальной школе, создал курс методики преподавания русского языка в средних и высших учебных заведениях, подготовил учебники и учебные пособия разного типа, выдержавшие множество изданий, внес огромный вклад в подготовку учителей на учительских курсах.

 

Генералова Е. В. "Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы": теоретические вопросы создания и методические перспективы использования / Е. В. Генералова, А. А. Степихов // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 78-88 : 5 рис.

 

Описываются принципы составления "Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы", методический потенциал использования этого cловаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников. Рассматривается специфика cловаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания cловаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения.

 

Громенко Е. С. QR-код: от термина к разговорному слову // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 89-99 : ил.

 

Анализируется процесс адаптации к русской языковой среде иноязычной аббревиатуры – первого компонента слова QR-код, что находит воплощение в функционально неограниченных вариантах кьюар-код/куар-код/кюар-код и разговорных вариантах кверкод/квер-код/киаркодкуар/кьюар/кью-код/кюар/кюр-код. Нейтральные варианты также исследуются с точки зрения принципов русской орфографии и нормы.

 

Ефремов В. А. Дилогия И. Ильфа и Е. Петрова в культурной памяти молодого современника // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 48-56 : 2 табл.

 

С опорой на концепции культурной памяти и лингвистической прецедентности представлена часть результатов широкого лингвосоциологического эксперимента, цель которого – анализ фрагментов прецедентного фонда молодого современника, в том числе восходящих к дилогии Ильи Арнольдовича Ильфа и Евгения Петровича Петрова.

 

Каленчук М. Л. Проблемы и перспективы учебной лексикографии: новый школьный словарь русского произношения / М. Л. Каленчук, Д. М. Савинов // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 67-77.

 

Критически рассматриваются различные учебные словари орфоэпического типа, формулируются основные претензии к качеству этих источников: нарушение правил транскрибирования, принятых в школьных учебниках; фонетические и орфоэпические ошибки; смешение орфоэпической информации с другими языковыми явлениями; проблема возрастной адаптации школьных словарей; недостаточная актуальность произносительных предписаний; критерии составления словника. Проведенный анализ показал необходимость создания нового учебного словаря – "Словаря трудностей русского произношения" для 5–11 классов, который был подготовлен в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

 

Мишатина Н. Л. Петербургская научная школа методической лингвоконцептологии: опыт проблематизации курса повышения квалификации / Н. Л. Мишатина, Ю. В. Малкова, И. А. Шерстобитова // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 16-27 : 4 табл., граф.

 

Описан опыт проблематизации междисциплинарного курса повышения квалификации "Лингвоконцептология: методы и приемы работы с концептами". Дана оценка влияния нового научного направления на мотивацию слушателя к учебной и научной деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать методы и приемы методической лингвоконцептологии в научных исследованиях и практической деятельности.

 

Мосунова Л. А. Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 7-15.

 

Представлены результаты исследования словесного рисования как способа развития целостности восприятия художественных произведений и речевых высказываний в условиях вызовов 21 века.

 

Николенкова Н. В. Слово куртина: история и современность / Н. В. Николенкова, Е. В. Бородина // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 117-123.

 

Рассмотрены основные этапы работы над агнонимом куртина. Под агнонимом понимается лексическая единица, незнакомая носителям языка. Агнонимами для современной молодежи часто оказываются слова из произведений русской классической литературы. При чтении текстов незнакомые слова пропускаются, они не пополняют лексический запас школьников, остаются непонятными и неузнаваемыми в других контекстах.

 

Николина Н. А. Типы и функции новообразований в романе Е. Замятина "Мы" // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 41-47, 3-я с. обл.

 

Выявление типов новообразований и определение их функций в романе Евгения Замятина "Мы".

 

Соколов Е. Г. Учитель-проводник, или К вопросу о семантике слова наставник в XVIII столетии // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 106-116 : табл.

 

Описание одного из аспектов значения лексемы наставник в русском языке 18 века. На материале письменных памятников показано, что в 18 в. упомянутое слово все еще сохраняло связь с образом проводника, предводителя, помощника в дороге, характерную для его более ранних употреблений. Эта связь особенно заметна в памятниках религиозной словесности, а также в переводах с иностранных языков и в двуязычных словарях.

 

Шелякина В. В. Средства выражения интенсивности и их роль в создании образа города в рассказе Л. Н. Андреева "Проклятие зверя" // Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 57-66.

 

Изучение экспрессивного потенциала разноуровневых средств выражения интенсивности с учетом экспрессионистических тенденций при создании ключевого образа города "одного из самых "резонансных" произведений" Леонида Андреева – рассказа "Проклятие зверя".

 

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Агапова Г. Х. Научно-познавательные тексты краеведческой направленности в начальной школе // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 51-53.

 

Описана работа по формированию у обучающихся начальной школы коммуникативных умений. В качестве учебного материала предлагается научно-познавательный текст, содержащий краеведческую информацию, ценную для воспитания у школьников любви к малой родине.

 

Аркадьева О. В. Метапредметный подход в работе по формированию жанровых умений // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 21-23.

 

ассматривается проблема формирования жанровых умений младших школьников с позиций метапредметного подхода. Автором предложена работа с речевым жанром отзыва на уроках русского языка.

 

Афанасьева Ж. В. Защита проектной работы : подготовка выступления / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 57-59.

 

Авторы дают рекомендации по подготовке речи для защиты проекта, а также описывают организацию пропедевтической работы по подготовке младших школьников к публичному выступлению.

 

Бадулина О. И. Речевое развитие обучающихся на основе преемственности // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 16-18.

 

Рассматривается проблема преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяется понятие "речевая готовность" в качестве основного показателя готовности детей к школе, выявляются критерии речевой готовности дошкольников. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие умения слушать, на совершенствование связной речи и формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников.

 

Боровская Е. Р. Репродукции картин И. Э. Грабаря на уроках филологической направленности // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 30-33.

 

Рассмотрены методические аспекты работы с репродукцией живописного полотна на уроке в начальной школе, а также вопросы подготовки интегрированных уроков филологической направленности.

 

Демидова Н. И. Фундаментальная подготовка студентов к преподаванию русского языка / Н. И. Демидова, Е. С. Богданова // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 6-9.

 

Статья посвящена проблеме фундаментальной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию русского языка, что предполагает освоение методической теории, психолого-педагогических и лингвистических дисциплин.

 

Ивлева И. В. Тексты об искусстве на уроках русского языка // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 18-20.

 

Рассматривается дидактический потенциал текстов об искусстве, анализируются возможности их использования для развития речи обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.

 

Козлова Л. В. Взрослые и дети в рассказах М. М. Пришвина // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 35-40.

 

О рассказах М. М. Пришвина "Ребята и утята", "Золотой луг". Представлен конспект урока литературного чтения по рассказу "Золотой луг".

 

Криворотова Э. В. Развитие идей К. Д. Ушинского о целях обучения родному языку в методике формирования лингвистического мышления // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 10-13.

 

Представлен анализ взглядов К. Д. Ушинского в отношении целей обучения родному языку, делается вывод о соответствии обозначенных целей задачам развития лингвистического мышления современных школьников.

 

Кулешова О. Д. Педагогическая модель социально-коммуникативного развития обучающихся в поликультурной начальной школе // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 24-25.

 

Статья посвящена описанию понятия "педагогическая модель" и характеристике педагогической модели социально-коммуникативного развития младших школьников в поликультурной образовательной среде.

 

Маликова М. Г. Риторический идеал как ориентир становления речевой культуры // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 28-30.

 

Статья посвящена проблеме развития речевой культуры младших школьников на основе теории риторического идеала. По мнению автора, в процессе педагогически контролируемого восприятия и анализа образцов речи у обучающихся формируются представления о должной речи и соответствующем поведении в процессе коммуникации - риторический идеал, который становится мощным фактором развития речевой культуры.

 

Мальченко А. О. Концепт "родная земля" в курсе литературного чтения // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 33-35.

 

Рассматривается работа над концептом "родная земля" на уроке литературного чтения в 4-м классе при изучении стихотворения И. С. Никитина "Русь", описывается методика проведения элементарного лингвокультурного анализа лексических единиц и текста.

 

Муртазина Н. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении геометрии / Н. А. Муртазина, А. Д. Кинчак // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 44-46.

 

В статье рассматриваются трудности в обучении младших школьников элементам геометрии, обосновываются необходимость и условия использования информационно-коммуникационных технологий для их ознакомления с геометрическим материалом.

 

Начальное образование и подготовка учителя в поликультурном социуме / А. И. Савенков, А. С. Львова, Т. И. Зиновьева, А. Х. Аренова // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 3-6.

 

Статья посвящена проблеме подготовки учителя к осуществлению процесса начального образования в условиях поликультурного социума. Авторы представляют концепцию и модель построения содержания магистерской программы "Начальное образование в поликультурном социуме", созданной совместно преподавателями РФ и Казахстана на основе интеграции национальных систем высшего образования обоих государств.

 

Пархимович З. В. Игровые изобразительные практики в коллективной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 59-61.

 

Описан ряд игровых изобразительных практик в коллективной деятельности учащихся 1-4-х классов.

 

Романова М. А. Формирование функциональной грамотности учащихся на основе краеведческого материала / М. А. Романова, Е. В. Шатунова // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 46-51 : рис., табл.

 

Рассматривается формирование функциональной грамотности в целом и математической грамотности в частности с помощью нестандартных задач с использованием краеведческого материала. Приводятся примеры задач, требующих от учащихся креативного мышления, выбора нужных сведений из имеющихся в задаче условий, нахождения пути для оптимального решения. Предлагая задачи с использованием краеведческого материала, учитель воспитывает в учениках чувство патриотизма.

 

Свириденко О. И. Методические средства формирования у учащихся-билингвов навыков общения : на материале белорус. Яз. // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 64-66.

 

В статье характеризуются учебно-практические задачи и коммуникативные упражнения, используемые на уроках белорусского языка для формирования коммуникативного компонента культуры речи учащихся-билингвов.

 

Сидорова А. В. Усвоение грамматических норм с помощью интерактивного тренажера / А. В. Сидорова, М. Ю. Юдина // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 26-28.

 

Приводятся установки нормативных документов относительно формирования речевой культуры школьников. Дано описание тренажера, направленного на совершенствование грамматической правильности речи.

 

Соловьева Д. В. Обучаем проводить интервью в кружке по журналистике // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 61-63.

 

Рассматривается проблема обучения младших школьников диалогу на занятиях кружка по детской журналистике. Особое внимание уделяется жанру интервью. Представлен конспект внеурочного занятия для IV класса, в ходе которого учащиеся знакомятся с особенностями экспертного интервью, учатся создавать и проводить интервью по заданной теме.

 

Трофимович Т. Г. Национально-культурный компонент в развитии речи учащихсясо слуховой депривацией / Т. Г. Трофимович, И. К.Русакович // Начальная школа. - 2024. -№ 1. - С. 67-69.

 

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития жестовой речи младших школьников с нарушением или потерей слуха, а также предпринимается попытка установить закономерности использования национально-культурных реалий в их речевом онтогенезе.

 

Турченко И. В. Как подготовить ребенка к школе // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 54-56.

 

Учитель-логопед дает советы родителям будущих первоклассников.

 

Фархшатова И. А. Воспитательный потенциал урока математики // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 41-44.

 

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы начального общего образования, связанной с реализацией задач воспитания на уроке математики. Автором представлены принципы, содержание и организационные возможности реализации воспитательного потенциала урока математики. Приводятся примеры задач, форм, видов учебной деятельности младших школьников, описываются традиции урока математики, являющиеся средством повышения эффективности воспитания в соответствии с ФГОС НОО.

 

Харченко О. О. Стереотипы языкового мышления и пути их преодоления // Начальная школа. - 2024. - № 1. - С. 13-16.

 

В статье дана характеристика причин, обусловливающих формирование стереотипных умственных действий учащихся при решении языковых задач; показаны методические средства, способствующие становлению системы первоначальных научных представлений о единицах языка.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное