Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск17-18


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 17-18

[2025]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Кинолог новоуральской полиции провел со школьниками квиз-игру по применению служебных собак в годы Великой Отечественной войны // Наша городская газета. - 2025. - 16 апр. (№ 15). - С. 5 : фот.*

 

О квиз-игре для школьников, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, прошедшей в Центральной библиотеке Новоуральска. Игра была посвящена работе служебных собак в годы войны.

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О проведении 44-х городских соревнований обучающихся общеобразовательных учреждений Новоуральского городского округа «Школа безопасности» : постановление № 771-а от 10.04.2025 // Нейва. - 2025. - 18 апр. (№ 30): Сб. офиц. док. № 18. - С. 5-8.*

 

ЕГЭ

 

В эфире онлайн-марафона «ЕГЭ – это про100!» эксперты рассказали о ЕГЭ по обществознанию. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/v-efire-onlajn-marafona-ege-eto-pro100-eksperty-rasskazali-o-ege-po-obshhestvoznaniyu/ (дата обращения: 07.05.2025).*

 

Эфир, посвященный самому популярному у выпускников экзамену по выбору, ЕГЭ по обществознанию, открыл второй день онлайн-марафона Рособрнадзора «ЕГЭ – это про100!».

О том, как сдать этот экзамен на максимальный балл и на что обратить внимание при подготовке, рассказали педагоги московских школ: учитель истории и обществознания из школы № 1241 «На Красной Пресне» Петр Омельяненко и учитель обществознания школы № 1874 Анна Никулина.

 

Около 2 тысяч человек сдали ЕГЭ в досрочный период 2025 года. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/okolo-2-tysyach-chelovek-sdali-ege-v-dosrochnyj-period-2025-goda/ (дата обращения: 07.05.2025).*

 

Около 2 тысяч человек приняли участие в ЕГЭ в досрочный период 2025 года, который проходил с 21 марта по 21 апреля. Экзаменационные пункты для участников ЕГЭ были открыты в 65 регионах России. Самыми популярными предметами у участников досрочного периода были русский язык, математика базового и профильного уровней, обществознание. Основной период ЕГЭ пройдет с 23 мая по 4 июля. На участие в ЕГЭ в этом году зарегистрировано более 716 тысяч человек.

 

Эксперты онлайн-марафона «ЕГЭ – это про100!» рассказали об особенностях экзамена по информатике. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/eksperty-onlajn-marafona-ege-eto-pro100-rasskazali-ob-osobennostyah-ekzamena-po-informatike/ (дата обращения: 07.05.2025).*

 

Серию эфиров онлайн-марафона Рособрнадзора «ЕГЭ – это про100!» продолжил выпуск, посвященный ЕГЭ по информатике – единственному предмету государственной итоговой аттестации, который выпускники сдают на компьютере. О том, как распределить время при подготовке к экзамену, какими программами целесообразно пользоваться, как выполнять «нерешаемые» задачи выпускникам 2025 года рассказали разработчик заданий контрольных измерительных материалов ЕГЭ, учитель информатики и ИКТ московской «Пятьдесят седьмой школы» Константин Люстров и учитель информатики столичной школы № 1874 Денис Углов.

 

УЧИТЕЛЮ  МАТЕМАТИКИ

 

Архивы задач на порталах математических олимпиад / материалы подгот. А. Н. Соколова // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 35.

 

В настоящее время функционирование большинства олимпиад и конкурсов (как всероссийских, так и международных) сопровождается интернет-порталами, на которых размещена актуальная информация и архивы задач прошлых лет. Упоминаемые материалы могут использоваться педагогами при подготовке учащихся к предстоящим математическим соревнованиям, а также для повышения собственной математической подготовки.

 

Волотов Н. Н. Алгоритм конструирования на множестве рациональных чисел пар сложных кубических радикалов, суммы которых рациональны // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 30-34.

 

В работе приведены новые теорема и следствие, а также алгоритм, указанный в ее названии, и примеры его применения.

 

Диков А. В. Образовательные интернет-сервисы с поддержкой математического языка // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 35-42 : 6 рис.

 

В процессе развития Всемирной паутины и ее социальных сетей появились медиасервисы, поддерживающие не только русский язык интерфейса, но и язык математических формул. К ним, например, относятся онлайн-доски Idroo и Geoma, онлайн-презентации Slides, интерактивные видеоуроки Play Posit. Все они являются мощными инструментами для создания цифровых образовательных ресурсов по математике.

 

Карпушина Н. М. «Исчезающий вид (педагогов-репетиторов хотят вернуть в школы)» и другие новости : (обзор интернет-ресурсов) // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 70-73 : 3 фот.

 

Представлена краткая информация о наиболее интересных событиях, происходящих в реальной и виртуальной жизни педагогов, ученых и просто любителей математики. Каждое из событий представлено аннотацией и ссылкой на источник, излагающий его "развернутую версию".

 

Клековкин Г. А. Свойства диагоналей правильных многоугольников в задачах об углах между отрезками, заданными в треугольниках : ч. 2 // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 50-59 : 27 рис.

 

Даны рекомендации по составлению задач об углах между отрезками, заданными в треугольниках с углами, кратными п/п, где п= 18,30.

 

Компьютерные эксперименты в решении школьных геометрических задач / М. В. Шабанова, Л. Н. Удовенко, А. В. Ястребов // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 15-29 : 6 рис., 2 табл.

 

В статье раскрываются особенности постановки и проведения компьютерных экспериментов с использованием систем динамической математики. Авторами проведен анализ задач, которые помечены в базовом учебнике геометрии как задачи, допускающие использование компьютера. В результате определены роль и место компьютерных экспериментов в решении этих задач. Даны общие рекомендации по использованию компьютерных средства в обучении геометрии.

 

Кондратьева Г. П. Иван Козьмич Андронов. К 130-летию со дня рождения // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 60-66 : 5 фот.

 

В статье освещена биография выдающегося ученого-методиста И. К. Андронова. Дана периодизация жизни Ивана Козьмича, проведен анализ направлений его многогранной деятельности.

 

Костин С. В. Об одной задаче практической направленности из школьного учебника математики // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 74-77 : 3 рис.

 

Статья посвящена 55-летнему юбилею школьного учебника математики, который известен как «учебник Виленкина». Рассмотрена задача практической направленности из этого учебника.

 

Кузнецова Т. И. Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2023/2024 учебном году / Т. И. Кузнецова, Г. В. Кондратьева // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 67-69.

 

Представлен обзор Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2023-2024 учебном году.

 

Полякова Т. С. Нужна ли популярная история математики? // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 43-49 : 4 рис., 1 схем.

 

В статье обсуждается вопрос о том, насколько и кому нужна популярная история математики. Приводятся аргументы за ее создание, описывается круг лиц, которым она интересна и полезна. Характеризуются требования к ее созданию. Основное внимание уделяется примеру популярного изложения темы «Периодизация истории математики».

 

Рыжик В. И. Как объяснить теорему, чтобы поняли? // Математика в школе. - 2024. - № 8. - С. 3-14.

 

В статье обсуждается, в чем заключается суть объяснения и понимания теоремы, а также ее доказательства. В традиционную методику изучения теоремы добавлено несколько штрихов.

 

УЧИТЕЛЮ  ГЕОГРАФИИ

 

Бердалиева Г. А. Историко-педагогические аспекты и передовой зарубежный опыт совершенствования системы непрерывного профессионального развития педагогов // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 31-38.

 

Автор рассматривает развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, освещает зарубежный опыт по установлению партнерских отношений и модернизации систем повышения квалификации. Обозначена актуальность повышения квалификации педагогических кадров и развития историко-педагогических аспектов.

 

Волгин А. В. Северо-Кавказский федеральный округ: особенности социально-экономического развития субъектов федерации / А. В. Волгин, П. М. Крылов, К. В. Андреев // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 15-21 : 12 рис., табл.

 

Проведен анализ развития субъектов РФ Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) по основным критериям комплексной характеристики федеральных округов в том числе использованы показатели: валовый региональный продукт, среднедушевые денежные доходы, потребительские расходы, инвестиции в основной капитал, объемы отгруженных товаров собственного производства, оборот розничной торговли, экономические показатели обрабатывающей и добывающей промышленности. Выявлена пространственная дифференциация социально-экономического развития отдельных субъектов федерации в составе СКФО.

 

Каткова О. А. Использование региональной художественной литературы на уроках географии и во внеурочной деятельности // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 47-54 : 1 табл.

 

Раскрыты особенности реализации регионального компонента средствами региональной художественной литературы на уроках географии и во внеурочной деятельности. Для формирования географических образов важно использовать на уроках и во внеурочной деятельности произведения региональных авторов.

 

Колдобская Н. А. География пчеловодства в мире: экономико-географические и исторические аспекты / Н. А. Колдобская, У. Р. Рахимова // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 22-30 : 6 рис.

 

Рассматриваются исторические и экономико-географические особенности развития пчеловодства в мире. Особый акцент делается на выделении факторов, влияющих на производство меда в странах мира. Анализируется динамика показателей пчеловодства, экспорта и импорта меда. Выявлены общемировые тенденции в пчеловодстве.

 

Самигуллина Г. С. Роль географии в формировании функциональной грамотности обучающихся // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 55-58 : 4 табл., рис.

 

Стандартизация российского общего и высшего образования, Концепция развития географического образования в Российской Федерации актуализируют проблему оценки потенциала географии в формировании функциональной грамотности как компонента метапредметных результатов, решении реальных жизненных задач средствами географии и смежных дисциплин.

 

Хлебосолова О. А. Выполнение итоговых проектов по географии в формате «коллективного творческого дела» // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 39-46 : 3 рис.

 

Представлены результаты апробации различных вариантов организации групповой работы при подготовке итоговых проектов по географии в 9 классе. Предложена методика выполнения итоговых проектов в "формате коллективного творческого дела".

 

Чельная К. Н. Учитель с большой буквы / Чельная К. Н., Поздеева Л. С. // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 59-61 : фот.

 

Об учителе географии гимназии № 15 г. Сочи Вовенко Леле Гаязовне.

 

Эволюция транспортной сети Узбекистана и Таджикистана в постсоветский период / М. А. Боков, К. С. Локтионов, М. А. Макушин, С. А. Сушков // География в школе. - 2024. - № 8. - С. 3-14 : 7 рис., 6 табл.

 

В статье анализируется динамика развития транспортных сетей центральноазиатских республик в постсоветский период на примере Узбекистана и Таджикистана в условиях развития независимых государств, изменения транспортных потоков.

 

УЧИТЕЛЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Болотненко Л. Н. Игры профориентационного содержания как важная составляющая становления личности / Болотненко Л. Н., Брякотнина И. А., Калашникова Е. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 3-6.

 

Профориентация детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий в данном вопросе поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представление о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

 

Гаркуша Н. А. Сказочный зачин как методический прием, формирующий мотивацию к занятиям шахматами / Гаркуша Н. А., Могильникова Н. П. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 8-10.

 

Обучение шахматам детей младшего школьного возраста. Цель педагога - заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему освоить основы этой увлекательной игры, сформировать устойчивый познавательный интерес. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в шахматы» в Центре развития творчества детей и юношества Ленинского района г. Барнаула Алтайского края позволяет последовательно решать эти задачи.

 

Золотухин И. А. Весна-красна : мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 36-37 : фот.

 

Описан ход мастер-класса, целью которого является обучение детей и подростков основам гончарного дела через освоение основных приемов и методов при создании единой весенней композиции.

 

Зуева М. А. ТРИЗ "Метод фокальных объектов" : метод. разработка занятия для обучающихся 3 класса // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 22-23 : ил.

 

Представлена методическая разработка занятия для детей младшего школьного возраста.

 

Исакова И. Н. Рождественский фестиваль: волшебная атмосфера науки и творчества // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 28-30 : фот.

 

О XX Рождественском фестивале-конференции «Юный исследователь», состоявшемся в январе 2025 года в городе Обнинске.

 

Капленко О. Н. Изготовление куклы Пасха : мастер-класс для педагогов / Капленко О. Н., Черных С. А. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 43-46 : рис.

 

Мастер-класс для педагогов по изготовлению куклы Пасха с целью формирования и закрепления практических навыков в создании куклы-закрутки.

 

Кисиль И. А. Добро пожаловать в Лондон! : для детей 8-9 лет кружка «Лингвист2 // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 40-43 : фот., ил.

 

Предлагается конспект занятия по английскому языку для детей младшего школьного возраста.

 

Ключевский Д. Д. Тактические приемы шахматной игры : метод. разработка занятия для обучающихся 7-13 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 24-26 : рис.

 

Предлагается методическая разработка занятия, нацеленного на формирование у обучающихся знаний о тактических приемах шахматной игры и отработки навыков их применения через разные виды познавательной и игровой деятельности.

 

Кузнецов А. В. 3D-печать : мастер-кл. для обучающихся 12-15 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 26-27.

 

Методическая разработка мастер-класса, нацеленного на ознакомление обучающихся с основами построения трехмерных объектов через освоение основных этапов процесса 3D-печати.

 

Логвинова Ж. В. Изготовление театральной маски с использованием техники обрывной аппликации : план-конспект занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 37-39 : фот.

 

Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Обучающиеся знакомятся с историей появления масок и видами театра, а также изготавливают своими руками театральную маску, используя технику обрывной аппликации.

 

Лушникова Е. В. Познавательная игра «Книги России» // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 56-58 : табл.

 

Познавательная игра «Книги России» нацелена на формирование читательской грамотности у учащихся посредством игровой технологии. Участники: ученики 7-х классов общеобразовательных учреждений.

 

Макаревский А. Фестиваль «Волжские встречи-35». Продолжение следует // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 6

 

В начале 2025 года старт фестивалям для юных журналистов и кинематографистов России дал фестиваль "Волжские встречи", которому в текущем году исполнилось 35 лет.

 

Малкова Е. Н. Парк развлечений : сценарий игровой программы // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 48-50 : фот.

 

Предлагается сценарий игровой программы, предназначенной для детей от 6 до 11 лет.

 

Мехтиева В. Н. Средняя линия трапеции // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 33-35 : рис.

 

Представлена методическая разработка занятия по геометрии, нацеленного на развитие у обучающихся 8 класса логического мышления через решение геометрических задач, проектирование индивидуальной деятельности и взаимодействие в парах.

 

Миллион рублей для «Движения первых» // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 10

 

«Движение первых» запускает новый сезон Конкурса первичных отделений. В 2025 году победителями станут 2000 первичных отделений по всей России, которые смогут выиграть от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Представить на конкурс полезные инициативы для детей и молодежи могут Первые вместе со своими наставниками.

 

Народные традиции Белгородчины в исследованиях обучающихся образовательных организаций : опыт работы науч. общества «Истоки» / Томичик М. И., Сошенко Т. С., Горбатенко Т. В., Тешкуряну И. Л. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 16-18.

 

Рассмотрен опыт работы научного общества «Истоки», функционирующего в Белгородском областном Дворце детского творчества. Тематическая направленность деятельности данного общества нацелена на духовно-нравственное, патриотическое, музыкально-эстетическое воспитание обучающихся путем приобщения к народному музыкальному искусству, народным традициям родного края через понимание их живой и созидающей силы.

 

Нижегородские школьники пообщались с космонавтами МКС : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 64

 

Школьники из Центра детского (юношеского) технического творчества «Юный автомобилист» Нижнего Новгорода в ходе сеанса радиосвязи смогли пообщаться с космонавтами, которые находятся на Международной космической станции.

 

Новый проект научных экспедиций для школьников «Шесть лет - шесть вулканов» : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 27

 

О проекте научных экспедиций для школьников «Шесть лет - шесть вулканов», который в скором времени будет запущен в Москве.

 

«Парадиз» – путь к самовыражению и успеху в эстрадном вокале / Сидельникова Д. Д., Вараксина Т. Н., Водяная Е. В., Водяной А. Ю. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 11-13 : фот.

 

Описан опыт работы учреждения дополнительного образования. На протяжении 25 лет в Белгородском областном Дворце детского творчества действует образцовая студия эстрадного вокала «Парадиз». Эта студия объединила юных певцов в возрасте от 6 до 18 лет. Ключевая задача студии - не только обучение вокальным навыкам, но и развитие творческих способностей, расширение музыкального восприятия в многообразии ее форм и жанров.

 

Степанова Н. В рамках проекта «Школа Минпросвещения России» создана Муниципальная наставническая лига // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 46

 

В городе Новосибирске в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» создана Муниципальная наставническая лига. Ее цель - организация адресного сопровождения школьных команд.

 

Финал Всероссийского конкурса «Анатомия предмета» : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 32.

 

Финал Всероссийского конкурса обратного инжиниринга «Анатомия предмета» состоялся 18-20 февраля 2025 года в Ярославле. Ребята от 10 до 18 лет создавали новые предметы из деталей уже существующих изделий.

 

Формирование первоначальных профессиональных компетенций у обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования / Панькин А. В., Брянцева Ю. В., Бурлакова И. В., Складан В. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 14-16.

 

Рассмотрен опыт работы МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В. К.» г. Красноярска по профориентации обучающихся 8-16 лет.

 

Цыганкова И. В. Стартуем вместе! : сценарий спортивного семейного праздника / Цыганкова И. В., Мартын Т. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 51-55 : фот.

 

Предлагается сценарий мероприятия. Проведение совместно с родителями спортивных мероприятий, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, самым благоприятным образом влияет на дальнейшие занятия детей физической культурой, спортом, а также полезно самим родителям.

 

Черникова О. А. Вместе к успеху : деятельность педагога-психолога в центре развития творчества детей и юношества // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 7-8.

 

О деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования.

 

Шейкина И. Е. Однажды, 320 лет назад! : метод. разработка театрализ. игровой программы для учащихся 3-5 классов // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 58-64 : фот.

 

Приведен сценарий мероприятия. Театрализованная игровая программа, приуроченная к 320-летию Санкт-Петербурга, посвящена знакомству детей с историей основания города.

 

Шкварунец М. С. Преступление и подросток : сценарий воспитат. часа // Дополнительное образование и воспитание. - 2025. - № 3. - С. 47-48.

 

Предлагается сценарий занятия, цель которого - профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

 

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mbapbngo@yandex.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное