Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Врач-аспирант" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-2 за неделю
Лекции по философии для аспирантов # 27
7 января 2007 г. Для журнала "Врач-аспирант" создан сайт
http://vrach-aspirant.ru На главной странице сайта опубликованы правила для
авторов, в разделе "Архив номеров" можно бесплатно скачать электронные версии
всех выпусков журнала. НОВЫЕ ТЕМЫ НА ФОРУМЕ -
Качество жизни как
понятие ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА Основоположником философской герменевтики является Ханс Георг Гадамер
(1900-2002). Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и
особенностях процесса понимания. Название "герменевтика" восходит к
древнегреческому "hermeneia" - "толкование" и находится в символической связи с
Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как изобретатель языка и
письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял посредническую функцию
между богами и людьми, между живыми и мертвыми, воплощая собой звено
опосредования противоположностей. Механизмы понимания "Я" -"Я-Другой" и выражают
формы опосредованного отношения в рамках межличностной коммуникации. Становление философской герменевтики Предшествующее творчеству Гадамера развитие герменевтики показало, что успех
в деле понимания возможен тогда, когда отношения между субъектами понимания
строятся на основе и по правилам диалога и общения. Самой большой трудностью, с
которой столкнулись герменевтики старшего поколения, это - модернизация чужих
текстов, рассмотрение собственной точки зрения как некоторого эталона, или,
наоборот, гипертрофированное подчеркивание неповторимости и самобытности чужих
текстов. И первое, и второе приводило к субъективизации процессов понимания, и,
как следствие, к непониманию. Учение о понимании Проблема понимания, как она решается Гадамером, означает, что обращение к
любому тексту требует, прежде всего, "опыт осмысления - осмысления, непрестанно
продолжающего выражать себя средствами языка, осмысления, никогда не
начинающегося с нуля и никогда не замыкающегося на бесконечности" [2; 15].
Гадамер оставляет за каждым интерпретатором не только способность, но
необходимость личностного прочтения текста, его переосмысления и переоценки, или
"переписывания". Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного
авторского текста, а в создании собственного Авторского Текста, источником
которого Гадамер усматривает собственный -герменевтический - опыт. Этот опыт
является основой, которая задает алгоритм понимания. Опыт "Я" становится
отправной точкой формирования горизонта - горизонта понимания. Понятие герменевтического опыта как горизонта понимания В процессе понимания как смыслоформирования, как акта творческой
интерпретации Другого, "Я" только и может ощутить духовную насыщенность
собственного существования, переключится на внутриличностные стороны отношения "Ты-опыт".
Это - ответ Гадамера Декарту относительно очевидности: не cogito, но
герменевтический опыт является первой достоверностью существования "Я", самой
очевидной очевидностью. Учение о предрассудке Что такое предпосылки понимания? Как постичь историю исторического человека?
И что такое история? Как считает Гадамер, существо истории составляют
предрассудки. Гадамер выступает против традиционного понимания предрассудков как
чего-то ложного, субъективного и связывает такой неверный ход мысли с прошлыми
установками и требованиями эпохи Возрождения и Просвещения: "очистить разум от
предрассудков", прежде всего религиозных. Концептуальная ценность подхода Гадамера к проблеме понимания Если провести параллель философской герменевтики Гадамера, в которой
традиционная герменевтика преобразуется из методологии понимания в его
онтологию, в постановку проблемы о смысле бытия, о специфике понимания как
прочтения нового смысла, и проблемы понимания у основоположника современной
версии "панпсихизма" А.Н.Уайтхеда, в вариантах аналитической психологии
К.Г.Юнга, можно найти следующий общий момент, который говорит о специфике
теоретических изысканий середины ХХ века. Во-первых, поворот философской
проблематики из области гносеологической в онтологическую плоскость. Во-вторых,
обращение и философской герменевтики, и представителей "панпсихизма" к
древности, соответственно, к древнегреческой философской мысли и древнеиндийской
реалистической философии. Литература 1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.- М.:Прогресс,1977. Всего хорошего! Ведущий рассылки: Логвин Е.В., logvin@yandex.ru |
В избранное | ||