Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 30


В выпуске:

∙ Юбилей рассылки

 ∙ Работа с одарёнными детьми в каникулы.

∙ Как разоблачить мошенников в сказке «Новое платье короля»?

Итак, за год работы – 30 выпусков. Не много, но и немало. Около 300 подписчиков. Жаль, что обратная связь состоялась только с единицами. Постараюсь в новом году давать больше интересного материала по развитию творческого мышления для учителей разных специальностей.

В июне в нашем городе на базе летнего лагеря (площадка) одной из школ был впервые организован отряд «Одарённые дети» для 5-8 классов. С этим отрядом ежедневно по 2,5 часа работали несколько учителей разных специальностей (информатика, литература, английский, основы исследовательской деятельности и др.) Пригласили и меня провести несколько занятий по ТРИЗ. Первый опыт организации летней работы с одарёнными детьми получился, может, и не совсем удачным, но – начало положено! А вообще-то мне давно мечталось о такой работе! Несколько лет назад я прочитала книгу Мастеров ТРИЗ Бориса Злотина и Аллы Зусман «Месяц под звёздами фантазии» (http://www.trizmoscow.org/files/month.pdf) о летнем лагере для ребят из научного общества учащихся, о работе секции ТРИЗ в этом лагере. Очень рекомендую познакомиться с этой книгой: и основы ТРИЗ в ней изложены, и прекрасный опыт летней (и не только летней!) работы с детьми.

А теперь вернусь к моему опыту занятий ТРИЗ на летней площадке. За 5 занятий по 1ч. 10 мин. дети узнали об авторе ТРИЗ Генрихе Сауловиче Альтшуллере, познакомились с тремя основными направлениями-блоками ТРИЗ, с выявлением и применением ресурсов при решении задач ( см. выпуск 4 данной рассылки), с системным оператором (выпуск5), простроили жизненную стратегию творческой личности, начиная с парикмахера и заканчивая… Как вы думаете – до какого уровня может дойти парикмахер, если всю жизнь будет расти в творческом плане, и переходить на всё более высокий системный уровень? Присылайте ваши соображения на мой адрес:

matchem@mail.ru .

 Кроме этого мы разработали сборник тем исследовательских работ на следующий учебный год, решили парочку производственных задач, разгадали с помощью ТРИЗ несколько фокусов.

По теме выявление и применение ресурсов мы решали задачу из сказки Андерсена «Новое платье короля». Помните, мошенники объявили, что могут изготовить прекрасную ткань, которую не сможет увидеть только глупый человек, или человек, который находится не на своём месте. Глупцами никто не хотел показаться, поэтому все притворялись, что ВИДЯТ ткань! А королю ещё внушили, что ткань настолько легка, что даже неосязаема! В результате король голым прошествовал по улицам города…

Задача: как можно было разоблачить мошенников и не выставлять короля на позор?

Допустим, мы ткань не видим… Как в таком случае точно установить факт наличия или отсутствия ткани? Другими органами чувств! Слава Богу, у нас кроме зрения ещё и другие чувства есть (ресурсы  для получения информации об окружающем мире)!

Рассмотрим также ресурсы ткани, т.е. её свойства, качества, особенности, которые не связаны с внешним видом:

 ∙ ткань обладает прочностью;

∙ через ткань плохо проходит ветер и вода;

 ∙ ткань шуршит или шумит на ветру;

∙ даже самая тонкая ткань согревает тело (вернее не даёт рассеиваться теплу нашего тела).

Ну, теперь уже понятно, что делать:

∙ попросить одного ткача взять «один конец ткани», а второго ткача подать вам в руки «другой конец», и потянуть «ткань». Если никакого усилия прикладывать не придётся, значит, ткани нет!

∙ Попросить «ткачей» натянуть ткань и вылить на неё воду. Если на уровне «ткани» нисколько воды не задержится, значит, и ткани нет.

∙ Несуществующая ткань не сможет хлопать на ветру.

∙ Несуществующая ткань не сможет сохранить тепло. Надо предложить «ткачам» закутать их «тканью» кастрюлю с кипятком. А рядом поставить точно такую же кастрюлю с кипятком, ничем не закутанную. Если кастрюли остынут одинаково, значит, «ткань» не существует. И не важно - видим мы её или нет.

В ближайших выпусках рассылки расскажу о других задачах, которые мы решали. Жду ваших писем о творческой судьбе парикмахера на адрес matchem@mail.ru. С уважением Бояркина Валентина Ивановна. 


В избранное