Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Випассана (часть 2)


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику.


Подписаться на рассылку                                                                                                    Архив предыдущих выпусков


Здравствуй уважаемый Читатель!

Выпуск 67

Випассана (часть 2)
Опыт одного – повод для размышления другого

Искусство осознания

С каждым часом практики випассаны осознание реальности настоящего момента становится яснее и яснее, беспристрастное осознание себя, своего тела, ощущений в теле открывает пред тобой новый мир. Мир, который нельзя понять на уровне интеллекта, путем философствований и эзотерических бесед после очередной психоделической практики, да и в результате самой практики тоже, но который можно реально осознать на уровне своего личного опыта наблюдения за процессами, происходящими в грубоматериальном (физическом) теле, а в дальнейшем – и в психике. Другими словами, ты отслеживаешь связь между телом и сознанием, сознанием и телом.

Все начинается с осознания дыхания. Ты осознаешь вдох, выдох, не управляя при этом и не изменяя сам процесс дыхания, его ритм и глубину. Беспристрастно и уравновешенно ум осознает такой тонкий и слабоощутимый естественный процесс нашего организма, как дыхание. На первый взгляд кажется: что может быть проще этого или какая польза от такого беспристрастного наблюдения? Но закрываешь глаза, начинаешь наблюдать и понимаешь, как трудно заставить свой ум это сделать. Он, как непослушная обезьяна, начинает перепрыгивать с мысли на мысль, думает о чем угодно, но только не о дыхании, не о наблюдении за ним. Наблюдаешь дыхание минуту, две, а потом замечаешь, что уже пять минут думаешь непонятно о чем. Но спокойно возвращаешь свой ум к дыханию и продолжаешь его наблюдать. Так повторяется час за часом, и через день-два ты с успехом уже наблюдаешь 15 минут, а то и все 20 только одно дыхание. Настоящая тренировка ума, без тренажеров или других подручных средств, только ум, дыхание и сила воли.  В результате наблюдения за всего лишь своим дыханием постепенно исчезает суета мыслей. Растворившись, мысли больше тебе не докучают. Ты адекватно осознаешь окружающую тебя реальность, твой ум чист и спокоен. В таком состоянии он приобретает остроту, становиться более чувствительным как к процессам на теле, так и к процессам в самом теле.

Постепенно, усложняя технику, углубляешь уровень осознания умом, но при этом уже наблюдаешь не дыхание, а непосредственно ощущения на теле, беспристрастно, не реагируя, только наблюдаешь-разделяешь-растворяешь более грубые ощущения в менее грубые, менее грубые – в более тонкие, более тонкие – в непонятные, но все-таки ощущения, РЕАЛЬНЫЕ, твои собственные. И не обязательно их понимать, не обязательно навешивать на них ярлыки с названием, достаточно просто их наблюдать.

На этом уровне осознания тебя ожидает множество объектов для наблюдения. При этом конечная цель одна – избавить свое сознание от психических загрязнений. И здесь нет ничего трудного и непонятного. Тебе не нужно ничего бояться, ты только наблюдаешь-наблюдаешь-наблюдаешь. Без визуализации и без вербализации, которые могут создавать разного рода иллюзии. Только наблюдаешь и отслеживаешь связь между ощущениями в твоем “психическом теле” и разнообразными проявлениями, такими как гнев, злость, ненависть, жадность, похоть. Наблюдая, анализируешь и приходишь к выводу, что причиной всех негативных проявлений психики является или влечение (неконтролируемое отношение к приятным ощущениям), или отвращение (неконтролируемое отношение к неприятным ощущениям), проявленные с разной силой и в разной степени.

Всего-навсего два психических процесса, два бесконтрольных процесса, которые заставляют нас не чувствовать меры во всем, что мы делаем и о чем думаем, а это, в свою очередь, проявляется в нашем гневе и жадности, нашей похоти и лени, нашей лживости и наглости, злости и ненависти, меркантильности и во многом-многом другом. Мы не знаем меры, мы не чувствуем ее, мы балуем себя приятными ощущениями и угнетаем неприятными. Мы не научены быть уравновешенными и осознанными, нас влечет к тому, что вкусно, и отвращает от того, что мы не приемлем. Наша модель ума не научена быть более гибкой, осознанной и беспристрастной.
Воистину: «Познав себя – познаешь Мир!».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Сертификационный семинар для инструкторов йоги, а также для всех желающих расширить знания по йоге. 2-14 августа 2009г.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

После первого курса випассаны

Недавно я вернулся с 10-дневного курса випаcсаны. Самым трудным было, как ни странно, адаптироваться к старому образу жизни в казалось бы привычном социуме Киева. За десять дней молчания, покоя и тишины в лесу сознание стало очень чувствительным к разного рода раздражителям, и поэтому городская суета, приукрашенная биг-бордами с разной информационной чепухой, городской смрад от машин стали, на первый взгляд, непреодолимой преградой, которая предстала передо мной, но которую мне жизненно необходимо было преодолеть.

Для человека, который прошел через Випаcсану, жизненные трудности вовсе и не трудности, – это необходимые условия, преодоление которых дает неоценимый опыт и силу. Такому человеку они нужны как воздух или пища и, в случае отсутствия оных, он может «умереть» от истощения. Поэтому человек сам начинает поиск трудностей, ожидающих своего непременного решения. Я это понял сразу. Новая модель ума, выработанная на курсе, позволила подойти к решению данной проблемы с живым интересом и неописуемым энтузиазмом.

Следующей трудностью было наладить отношения и диалог в семье, но и это оказалось не слишком трудным и теперь уже пройденным этапом с определенной частью бесценного опыта психологии и, в чем-то, педагогики. Теперь предстоит следующий этап: интегрировать новую модель ума в моем обучении в академии, в написании диссертации, в моем общении с сокурсниками и преподавателями, и при этом остаться понятым ими на все сто процентов.
Отдельно нужно выделить и то, что развитие осознанности в целом, позволило переоценить и пересмотреть, в частности, и практику Хатха Йоги. До курса випассаны вся моя практика йоги основывалась на интеллектуальном понимании. При этом я был лишен осознанности на уровне ощущений, в данном случае не грубых, а самых тонких и слабоощутимых. Другими словами можно сказать, что випассана произвела тонкую настройку всего моего сознания, всей психики в корне, что повлекло за собой изменение осознанности и в практике йоги. В результате я начал практиковать такие направления, как раджа-йога, йога-нидра, крийя-йога. Кроме того, теперь я осознаю и практикую пранаяму, основываясь на тонких ощущениях в теле, а не вслепую, имея при этом только интеллектуальное понимание механики дыхания.

В заключении хочу сказать, что курс випассаны уникален в своем роде, он является хорошо структурированным и оптимизированным для всех сознательных индивидуумов, которые решили изменить свою жизнь в корне, стали на путь интеллектуального роста и духовного просветления. Випассана подходит для всех, только жаль, что не у всех есть желание заниматься своим совершенствованием...

С уважением, Игорь Кириченко.


ukryoga@gmail.com
Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме. 


Наши проекты:

www.ukryoga.com Киевская школа Йоги

www.ukryoga.info Журнал "ЙОГА". Теория и практика древних и соременных направлений Йоги.

www.yogakiev.com Йога магазин. Товары для йоги: коврики, одежда, литература, обучающие видеоматериалы.




В избранное