Все выпуски  

Как научить себя учиться. Метод М.Шестова из Книги Гиннесса 'Ликвидация' безграмотности


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ САЙТА: Как Научиться Учиться: метод М.Шестова из Книги Гиннесса: http://www.supremelearning.com/russianslbookpart1.html

Когда у Баха однажды спросили:

"Как Вам удается так прекрасно играть на органе?",

он ответил: - Это не так трудно.

Просто надо в нужный момент нажать нужным пальцем на нужную клавишу.

Как научить себя учиться

Примечание Мелани Гиббс. Многие новые подписчики просят разъяснить им принципы системы Шестова "Как научить себя учиться", при этом, статистика показывает, что читаются только последние 2-3 выпуска данной рассылки. Поясню: эта информация публиковалась в предыдущих выпусках рассылки, см. например: http://subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/200412/13031713.html  Тем кто хочет получить полное представление о системе Шестова, без знакомства со всеми выпусками не обойтись, так как материал идет, как "повесть с продолжением"...

Основы принципов общепедагогической системы Шестова "Как научиться эффективно учиться" изложены в любой из его книг. Одна из них, временно, опубликована по адресу: http://www.supremelearning.com/russianslbookpart1.html Ознакомиться с аудио- упражнениями, повышающими эффективность любого учебного процесса, применительно к изучению или совершенствованию английского языка, можно на странице: http://www.supremelearning.com/russiancoursesamplesone.html Ссылки на видеопримеры типичных упражнений находятся в начале главной русской страницы (в абзаце, который начинается словами "Аудиосеминар Михаила Шестова..."), по адресу: http://www.supremelearning.com/russianslae.html

 

Выдержки из семинаров Михаила Шестова

Именно от уровня владения всеми формами родного или иностранного языка (на котором ведется преподавание) зависит эффективность (cамо)обучения...

      «Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин мог самостоятельно, без чужой помощи читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель — вполне практична. Только и всего». Сказал В.И.Ленин в разговоре с художником Ю.Анненковым в 1921 году.

В исполнение ленинской директивы, в стране было быстро подготовлено значительное количество читателей и даже поэтов. Образец творчества лауреата московского конкурса молодых дарований двадцатых годов прошлого века:

«Птицы в селе звонко поют
И вокруг расцветают луга
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега." 

В общем, а воз и ныне там, например, в США: согласно последним (2004 год) данным Департамента образования США, более 20% населения Америки являются фактически неграмотными, то есть не могут читать или владеют техникой чтения на очень низком уровне.  Sterling Municipal Library организовала проведение учебных программ, помогающих неграмотным американцам выучить английский язык. Взрослые студенты занимаются небольшими группами с преподавателями-волонтерами по два часа в неделю в библиотечных залах. Библиотека также обеспечивает учащихся учебниками и словарями...

Как написал один мудрый соотечественник: "Официальный или культурный языки на самом деле распространяются через очень незначительную по численности группу населения, которая способна их усвоить. У нас, к тому же, потеряны стимулы. Российской Элизе Дулитл нет смысла учиться говорить правильно. Ничего ей за это не выпадет, кроме, может быть, какой-то скверно оплачиваемой службы. Цветами выгоднее торговать." В Америке стимулы есть, но образованные ("сильные мира сего") люди не желают (издержки капитализма) ликвидировать грамотность пролетариев. Неграмотными людьми легче управлять...

...Нормальный взрослый человек обладает логическим рассудком, рассуждает перед принятием решений, умеет читать, свободно производить (элементарные) математические вычисления и т.п., зато отличается плохой памятью.

Средний ребенок, до возраста 7-12 лет, свободно учится на наглядных образах, быстро и цепко запоминает. Например, ему не составляет труда запомнить слово “scissors”, используя фотографическую память и (более-менее) свободно его воспроизвести - письменно (если его уже научили писать) и устно. Взрослые вообще не в состоянии учить (воспринимать) сложные слова «глобально».

[Чтобы пояснить термин "глобально", приведу цитату из учебно-методического пособия Института Дефектологии АПН СССР "Логопедия" (речь идет о трудностях освоения родного языка, но сказанное имеет прямое отношение и к проблемам освоения иностранных языков взрослыми): "В развитии слухового восприятия звуков большую роль играет осознанный анализ звукового состава слова. На уровне целостного, глобального восприятия слова как нерасчлененного единства не представляется возможным обратить внимание человека на отдельные звуковые элементы слова, на их качество, количество, последовательность. Поэтому обучение произношению включает систему упражнений, имеющих в виду развитие осознанного анализа и синтеза речи. В то же время необходимо отметить, что так как овладение анализом звукового состава речи необходимо не только для формирования произношения, но и для подготовки к грамоте, то по отношению к грамоте весь период обучения до овладения полным звукослоговым анализом простейших по структуре слов является добукварным. Отметим попутно, что осознанный звуковой анализ имеет большое значение и для усвоения морфологического состава слова. Конкретный подбор упражнений на слуховое различение слов или звуков в большой мере зависит от умения учащихся сознательно проводить звуковой анализ слова..." Следовательно, если человек нечетко воспринимает речь преподавателя или не умеет внимательно - сегментарно + глобально - читать, он не может хорошо овладеть любым языком, то есть не в состоянии эффективно учиться!.. А обучение взрослых иностранным языкам ведется именно "глобально". Дальнейшие комментарии, как мне кажется, излишни.]

При попытке освоить что-либо новое, взрослый (старше 23 лет) человек пытается учиться по старым или «проверенным» схемам (по которым он это делал в детстве или юношестве). То есть он пытается «вспомнить», как он учился раньше и бездумно этому следовать. Но, к сожалению, пользуясь «детскими» способами, он не в состоянии эффективно запомнить (освоить) значительные объемы новой информации. Дело в том, что для повышения эффективности запоминания, абсолютно необходимо натренировать мозг (который у взрослых «стабилизировался», то есть перестал развиваться), таким образом создав более благодатную почву для усвоения нового. 

Неправильные представления взрослых о процессе обучения, базируются на нескольких широко распространенных "мифах-иллюзиях".

Иллюзия 1. Мне достаточно прочитать книгу про себя, чтобы усвоить ее содержание и свободно пересказать ее содержание преподавателю, знакомым, родственникам и т.п.

Реальность. Для достижения подобного эффекта, взрослому требуется многократное (5-7 раз) чтение-повторение любой книги (в которой содержатся незнакомые/"непривычные" мысли или термины), для усвоения ее содержания.

Иллюзия 2. Мне достаточно несколько раз повторить какое-то правило, чтобы научиться применять его на практике.

Реальность. Даже пятидесятикратное монотонное повторение правила не обеспечивает его усвоения. Нужно варьировать скоростью и манерой чтения, как поступают профессиональные актеры при разучивании ролей.

Иллюзия 3. Я должен учиться, так как это делал в школе и институте - поурочно. Потихонечку-полегонечку, переходя от простого к сложному, я освою новый учебный материал.

Реальность. Поступенчатое усложнение материала оказывает взрослым медвежью услугу – прививает ненависть к самому учебному процессу. Нужно поступать по-другому: чередовать внимательное, детальное и медленное знакомство с выдержками из материалов самого сложного уровня (выразительно читая их вслух), с поурочным обучением и чтением больших (от 25 страниц) объемов материалов, без перерыва, для автоматизации навыка, то есть выработки привычки мозга свободно и с удовольствием оперировать новыми терминами-понятиями.

Прим. Мелани Гиббс: расшифровка стенограмм семинаров сделана мной.


**************************

Вопросы и комментарии, пожалуйста, высылайте через "Форму обратной связи".

Удачи во всем!

Best regards,
Melanie Gibbs - журналист и преподаватель-консультант сайта "Неулучшаемый английский? Методы массового обучения в корне неверны! Метод Михаила Шестова из Книги Гиннесса"

Для жителей России - новые возможности: Вы можете приобрести бестселлер Рунета: "Всеобъемлющий" курс Михаила Шестова и Gin I. Paris "SupremeLearning Modern English & Any Other Subject" через крупнейший интернет-магазин Рунета - "Озон" (нажмите здесь).


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.lang.englishfast
Отписаться

В избранное