Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать сессию проще? Советы и рекомендации №10


Информационный Канал Subscribe.Ru

КАК СДЕЛАТЬ СЕССИЮ ПРОЩЕ?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ WWW.SESSIA.NET


СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

- Шпаргалки
- Курсовые работы студентов юридических специальностей вузов
- Полезные ссылки
- Вопросы и ответы

 

Дорогие подписчики!

Цель данной рассылки - помощь студентам во время их обучения в ВУЗе. Именно поэтому мы рассматриваем основные моменты учебы, пишем для вас полезные статьи, помогаем подобрать материал для ваших работ, делимся полезными ссылками.

Однако, чтобы рассылка стала по-настоящему интересной и полезной нам нужна ваша помощь! Мы с радостью примем ваши предложения и ответим на любые вопросы: от оформления работ до их защиты. Напишите нам!

 

Шпаргалки

Шпаргалками хотя бы раз пользовались все. По данным социологических опросов, регулярно шпаргалками пользуются 98% студентов. Не удивительно, что у каждого уважающего себя студиозуса есть свои фирменные секреты, способы и технологии использования и изготовления шпаргалок. И, конечно, накануне сессии вряд ли кто-то откажется поделиться столь полезными наработками. Конечно, в одной статье всего не опишешь, но можно попробовать собрать самую ценную информацию воедино.

Что можно сделать в течение семестра, чтобы облегчить себе участь на экзамене.

Речь сейчас пойдет не о том, что нужно учиться, писать все лекции, отвечать на всех семинарах, сдавать в срок все коллоквиумы и так далее. Это все понятно, но «кому это надо и кто это выдержит?», как говорилось в старом одесском анекдоте. Если Вы все это делали, шпаргалки Вам вряд ли понадобятся, потому что сдача экзаменов для Вас вряд ли составляет проблему. Если же нет, есть несколько незамысловатых способов.

Во-первых, приучите преподавателей к тому, что Вы – человек со странностями. Скажем, что Вы всегда сидите, выставив перед собой ладонь или локоть, прикрывая тетрадь от всего мира. Или что Вы вечно ломаете по 10 карандашей за пару. И на экзамене такое поведение никого не удивит.

Во-вторых, по возможности вносите максимум учебного материала (лекции, ответы на семинарские вопросы, куски учебника) в компьютер. Можно договориться с друзьями, что за один предмет отвечаете Вы, за другой – Петя, за третий – Вася. Вряд ли к экзаменам у Вас будет полный материал по всему курсу, но хоть что-то, да отложится, а уменьшать шрифт на компьютере проще, чем писать маленькими буквами.

Виды шпаргалок и способы их использования.

Но вот, семестр пролетел (как всегда, стремительно и незаметно), и снова впереди сессия, до экзаменов совсем не много времени, и сожалеть о том, что не сделано в течение семестра, конечно, можно, но бесполезно. Пора делать шпаргалки.

По большому счету, все, чем пользуются студенты, можно разделить на три большие группы: шпаргалки, «бомбы» и учебники. О том, как незаметно пронести учебник и списать с него в аудитории, лучше знают школьники и студенты последних курсов. Об этом речь сегодня не пойдет. «Бомба» - это уже готовый ответ, написанный на тетрадном листе нормальным почерком. Идея в том, чтобы сделать вид, будто этот текст писался не дома с учебника или из лекции, а непосредственно на экзамене из головы. Это самый удачный способ при условии, что известны точные формулировки билетов. Главная сложность здесь в том, чтобы незаметно выбрать нужную бумажку и достать ее из загашника. Если достать удалось, дальше можно не беспокоиться. Усиленно делайте вид, что дописываете ее же, потом берите свою «бомбу» и идите отвечать вместе с ней. Видов же собственно шпаргалок придумано множество:

1. Классическая. Это маленькая бумажка, на которой кратко и схематично написан ответ на вопрос или сложные для запоминания элементы (даты, термины, формулы). Минусы такой шпаргалки прежде всего в том, что материала на нее помещается мало, а списать с нее сложно. Способов усовершенствовать ее много: имеет смысл, например, обклеить листик с двух сторон прозрачным скотчем, чтобы не шуршала. Такие шпаргалки, в отличие от просто бумажных, легко скреплять между собой пластырем, и таким же способом прикреплять, например, к руке под манжетой.

2. Рулон или гармошка. Это длинный, но узкий листочек, скатанный в трубочку или сложенный «гармошкой». Некоторые умельцы распечатывают материал на туалетной бумаге. В случае слишком пристального интереса к Вашей персоне, попроситесь выйти, демонстрируя чистый кусочек той самой туалетной бумаги и жалуясь на разыгравшуюся от нервов диарею. Скорее всего, преподаватель смилостивится и выпустит. Но злоупотреблять не стоит.

3. Достижения цивилизации. Со времен приключений Шурика студенты стремятся использовать всевозможные достижения технической науки для списывания. Можно заранее послать самому себе десяток смс-сообщений, можно использовать hand’s free (незаметный наушник, подключенный к мобильному телефону или плееру), электронные записные книжки и прочее, и прочее. Электронные записные книжки особенно популярны на предметах, которые допускают использование калькулятора, потому что в этом случае не вызывают подозрения.

4. Методическая литература. Многие экзамены допускают и даже приветствуют использование всевозможной дополнительной литературы – таблицы, схемы, методички, исторические атласы и т.п. Если разрешается приносить свои, то текст аккуратно пишется прямо «между строк» методички. Если же литература выдается прямо в аудитории, то очень удобно, например, класть на атлас шпаргалку любого другого типа и внимательно изучать ее, как будто Вы рассматриваете карту и пытаетесь разобраться во всех деталях.

5. Компьютерная шпаргалка. Делается заранее в текстовом или графическом редакторе. Важно не переборщить с размером шрифта: он, конечно, должен быть мелким, но таким, чтобы Вы, не напрягая глаз, разбирали все, что написано, с расстояния около полуметра. Фон можно сделать под цвет кожи, цвет текста – под цвет одежды. Если материала много, сделайте для удобства использования гид, иначе на поиск нужной информации уйдет слишком много времени.

6. Другие. Видов шпаргалок существует великое множество, описать их все, наверное, невозможно. Это и специальные карандаши «с секретом», и пачки из-под сигарет с «умным» содержимым, и написанные ответы на доске прямо за спиной преподавателя (иногда этот способ срабатывает, поскольку преподаватель просто не смотрит на доску, следя за тем, что происходит на задних партах), и многие, многие другие.

Наконец, самое главное.

Перед тем, как Вы приступите к изготовлению «шпоры», обратите внимание на несколько пускай общих, но тем не менее очень важных моментов.

Первое. Никогда не думайте, что вы умнее преподавателя. Будьте морально готовы к тому, что преподаватели всегда все видят и понимают, что происходит, они тоже были студентами и тоже писали шпаргалки. Если у Вас не отобрали шпаргалку в процессе списывания, это значит, что преподаватель все заметил, но либо считает, что, раз уж Вы потрудились заранее, значит, что-то все-таки знаете, либо будет спрашивать Вас более пристрастно. Поэтому помните - наглость, конечно, второе счастье, но наглеть нужно в меру. Неуважения к себе ни один преподаватель не потерпит.

С первым правилом тесно связано второе. Крайне неэффективно использовать чужие «шпоры». С одной стороны, Вы лишаетесь огромного преимущества – тот, кто делал шпаргалку, хоть за что-то, но цеплялся глазом, так что какая-то информация осела в голове. С другой стороны, каждый делает «маленького помощника» для себя, а не «для того парня», поэтому структура, логика и сокращения могут быть Вам не понятны. Поэтому старайтесь всегда делать шпаргалки самостоятельно, хотя бы по части курса. Если все же прибегаете к помощи одногруппников, по крайней мере, прочтите (пробегите глазами) текст до входа в аудиторию. Самое обидное – ситуация, в которой шпаргалка на экзамене есть, а разобраться в ней не получается.

Третье. Если Вы не умеете держать себя в руках, обуздывать свои нервы и в любой ситуации выглядеть и вести себя, «как будто, так и надо», лучше уж зубрить, шпаргалка только Вас погубит. Если у Вас трясутся руки, в которых прыгает несчастная шпаргалка, если Вы краснеете и бледнеете, стоит лектору повернуться в Вашу сторону - не искушайте судьбу.

Итак, что бы ни случилось, постарайтесь не терять присутствие духа и чувство юмора. Нередко это спасало студентов в самых неблагоприятных ситуациях.
 

Материал взят с сайта http://ekg.iatp.ru

 

Курсовые работы студентов юридических специальностей вузов

 

В соответствии с учебным планом, студенты юридических специальностей ВУЗов обязаны выполнить не менее четырех курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам. Как правило, эти дисциплины из Федерального компонента, перечень которых устанавливается ВУЗом. Среди них теория государства и права, гражданское право, уголовное право и трудовое право. Курсовые работы выполняются на I-IV курсах, в последовательности зависящей от специализаций. Курсовые работы следует рассматривать как вид учебной, самостоятельной работы студента, по той или иной дисциплине. Они выполняются в пределах часов, отводимых учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом студент выполняет не более одной курсовой работы в учебный год.

Студенту I и II курсов трудно без методических указаний качественно выполнить курсовую работу. При вводе в учебный план курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам ставятся следующие задачи:

- Углубленное изучение студентами одного из базовых вопросов того или иного предмета, по которому выполняется курсовая работа. Вопрос, выбираемый в качестве темы курсовой работы, должен быть в определенной степени теоретическим, имеющим в общей системе данной науки, известное значение. Он должен быть изучен несколько шире и обстоятель- нее, чем освещен на лекциях и в учебниках;

- В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки в работе над первоисточниками, учатся анализировать и обобщать изученный материал, критически его оценивать, т.е. они приобретают навыки, так необходимые юристу для умелого оперирования доказательствами как в уголовных, так и в гражданских делах;

- Курсовые работы являются одним из средств обучения студентов письменному изложению материала, что весьма существенно, если учесть характер их будущей практической деятельности в должностях судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, то есть деятельности, требующей от юриста умения грамотно составлять сложные процессуальные документы (протоколы допроса, обвинительное заключение, приговор, решение, кассационная жалоба, договоры, свидетельства);

- Курсовые работы являются действенной формой контроля за самостоятельной работой студентов. Они позволяют систематически проверять их занятия, в течение длительного времени, которое отводиться на курсовую работу;

- Исключительно важное значение имеет правильный выбор тем для курсовых работ, поскольку он обуславливает решение задач, поставленных перед курсовыми работами, и, вызывая интерес у студентов, в значительной степени предопределяет и качество курсовых работ. Поэтому темы курсовых работ должны быть разработаны профессором или доцентом, читающим лекционный курс, всесторонне обсуждены и утверждены на кафедре.

Наименование тем определяется содержанием предмета. В качестве общих для всех предметов могут быть сформулированы следующие правила разработки тем:

а) темы не должны быть широкими по своему объему, например, по уголовному праву “Учение о наказании”. Нельзя формулировать и слишком узких тем, не имеющим к тому же достаточно широкого теоретического основания.

б) следует ограничиваться в выборе тем, носящих исследовательский характер, например, по уголовному процессу “Вещественные доказательства и их использование следственными органами”. Такие темы могут даваться в научном кружке, в котором занимаются добровольно наиболее способные студенты, тогда как курсовые работы обязаны писать все студенты. Поэтому встречающуюся иногда практику, когда тематика курсовых работ почти не отличается от тематики научных кружков, следует признать неправильной, хотя несомненно, что в определенной степени курсовая работа должна содержать элементы исследовательского характера: анализ изученного материала, систематизация, иллюстрация, где это возможно, материалами судебной практики и т.п.

в) не рекомендуется давать темы курсовых работ, по еще не достаточно теоретически разработанным проблемам юриспруденции. То есть надо избегать тем, которые должны быть предметом монографического исследования.

Представляется целесообразным по каждой дисциплине включать в список курсовых работ две-три дискуссионные темы; работа над ними весьма полезна студентам.

Особенное внимание необходимо уделить подбору литературы к темам курсовых работ. Желательно всю рекомендованную литературу делить на основную, которая обязательно должна быть изучена студентом, и дополнительную, изучение которой является факультативным. В качестве основной должно быть рекомендовано пять-шесть источников в пределах 200-250 страниц.

В литературе основное место должны занимать монографии, законодательные акты и материалы и журнальные статьи. При подборе литературы необходимо включать, в первую очередь, работы ученых, а затем в критическом разрезе дореволюционных русских ученых. Работы иностранных авторов должны занимать подчиненное положение. Они могут называться лишь при условии их тщательного критического отбора.

При выдаче тем курсовых работ необходимо организовать групповую методическую консультацию, на которой нужно ознакомить всех студентов с темами выполняемых курсовых работ и рекомендованной литературой. При этом необходимо рассказать студентам о требованиях, предъявляемым к курсовым работам:

1) работа должна представлять собой самостоятельное и свидетельствующие о достаточном изучении темы изложение. Она должна проявить способность студента к логическому мышлению;

2) работа должна быть построена на использовании всех рекомендованных источников, входящих в список обязательной литературы;

3) она должна показать понимание студентом всех юридических институтов и конструкций, его умение пользоваться юридической терминологией;

4) работа должна быть написана литературным языком, грамотно;

5) курсовая работа должна быть правильно оформлена (план, оглавление, перечень использованной литературы, правильное цитирование и т.п.).

Студенты, как правило, сами выбирают темы курсовых работ. Роль кафедр должна заключаться как в рекомендации тем, исходя из степени их трудности и подготовленности студентов, так, главным образом, и в том, чтобы студенты не ограничивали свой выбор тремя-пятью темами, а выбирали бы из всех рекомендованных кафедрой тем (последних должно быть не менее 15-20). Выбор студентами ограниченного числа тем свидетельствует о том, что им не привит интерес к предмету в целом. Это, в свою очередь, иногда является одним из доказательств недостаточно высокого уровня преподавания науки.

Желательно выдвижение студентами новых, дополнительных тем, не значащихся в списках кафедры, но обязательным условием является то, чтобы эти темы удовлетворяли предъ-явленным к темам курсовых работ требова- ниям. Темы курсовых работ должны избираться студентами после изучения основных разделов предмета, поскольку только при этом условии тема студентом может быть выбрана осознанно, с учетом тех проблем, которые его интересуют.

Для студентов, пишущих курсовые работы, кафедра обязана организовать специальные консультации. Нам представляется методически целесообразным, чтобы каждый студент был обязательно проконсультирован по плану курсовой работы, так как опыт показывает, что низкое качество курсовой работы часто является следствием непродуманного, неудовлетворительно составленного плана.

Рецензия на курсовую работу должна быть исчерпывающей, отмечающей как положительные стороны работы, так и ее отрицательные моменты. В первом случае рецензент обязан полно и конкретно указать на достоинства в работе, не ограничиваясь одной оценкой и общими фразами, поясняющими эту оценку. Во втором случае, рецензент обязан не только констатировать недостатки и ошибки, но основные, принципиальные из них исправить, а в отношении остальных ошибок дать указание о том, как они должны быть исправлены (рекомендовать прочесть дополнительную литературу, поставить вопросы , изучить тот или иной законодательный материал, привести новые примеры, казусы и т.д.).

При рецензировании курсовых работ, написанных на высоком уровне, желательно, чтобы рецензент высказал пожелание, чтобы курсовая работа была развернута в доклад на научном кружке или на студенческой научной конференции, а также стать основой дипломной работы с дальнейшим переходом в диссертацию.

Все лучшие курсовые работы, должны сохраняться на кафедре, так как они в дальнейшем могут быть использованы в качестве учебного материала для подготовки к практическим или семинарским занятиям и для научных кружков. Полезно практиковать меры поощрения студентов-авторов отличных курсовых работ, в частности выставки таких работ в витринах кабинетов, опубликование в правовых журналах и сборниках.

Большое место, которое отведено в учебном плане юридических специальностей вузов курсовым работам, требует гораздо большего внимания к ним кафедр, чем это было до сих пор. Кафедры обязаны не только обсуждать тематику курсовых работ и литературу к ним, но и систематически руководить ими, рецензировать их и контролировать подготовку студентами курсовых работ в процессе их выполнения.

 

Кленникова В.А. В мире права. - 2002. - № 1.

 

Полезные ссылки

Федеральный фонд учебных курсов (социология, философия, правоведение, экономика и др.) http://www.ido.edu.ru/ffec/

Юридическая психология http://yurpsy.by.ru/index.htm

Электронные публикации ММЦ АЛТГУ (юридическая лингвистика, социология, психология) http://irbis.asu.ru/mmc/

Вопросы и ответы

Бесплатные материалы от www.sessia.net: Получи любую статью из списка абсолютно бесплатно >>>
Если у Вас возникли вопросы и предложения, то мы с радостью их выслушаем >>>

С уважением,

администратор проекта www.sessia.net
Влахова Ольга

Внимание! Перепечатка любых материалов из рассылки возможна только с разрешения администрации сайта. По всем вопросам обращаться info@sessia.net


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.student.sessia
Отписаться

В избранное