Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право -- Природе

  Все выпуски  

Бюллетень "Право -- природе: экологическое законодательство" - БУДЕТ ЛИ В РОССИИ АГЕНТСТВО ПО ООПТ ?!


Информационный Канал Subscribe.Ru


ПРАВО - ПРИРОДЕ:
РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень 
Центра охраны дикой природы 

Выпуск 82, апрель 2004

******* ******* ******* ******* *******


БУДЕТ ЛИ В РОССИИ АГЕНТСТВО ПО ООПТ ?!

СОДЕРЖАНИЕ
1. Обращение директора заповедника.
2. Письмо Председателю Правительства.

*******

ОБРАЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА ЗАПОВЕДНИКА

Коллеги, друзья и партнеры заповедников и национальных парков!

В очередной раз о проблемах заповедного дела забыли Президент, Правительство
и наше Министерство природных ресурсов. В новой структуре МПР нет места для органа
управления заповедниками и национальными парками, ни в Службе, ни в Агентствах.
Если мы не нужны Министерству, то, наверное, нужно нам самим просить Президента
и Правительство об организации Агентства особо охраняемых природных территорий
при Правительстве России.

Предлагаю обратиться к нашим друзьям и партнерам и в рамках Марша Парков организовать
сбор подписей под обращением к Президенту В.В. Путину в поддержку сохранения
и развития системы особо охраняемых природных территорий. В адрес Президента
уже ушло письмо за подписью Яблокова, Забелина и Шварца.

Учитывая современную ситуацию, особо важно, чтобы это были не только письма общественности,
но и обращения губернаторов, законодателей, бизнесменов.

Заповедникам и национальным паркам России необходимо обеспечить компетентное
управление и надежную защиту!

Директор государственного природного биосферного заповедника "Керженский"
Е.Н. Коршунова

*******

ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Председателю Правительства 
Российской Федерации
М.Е.Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным место органов
управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий - государственными
природными заповедниками, национальными парками и федеральными  заказниками.
В России создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является
традиционной и высокоэффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая
доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31
августа 2002 г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня
и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.


Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования,
имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия
как основы функционирования биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей
природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены
именно в масштабах федеральной системы ООПТ, основу которой составляют государственные
природные заповедники и национальные парки Российской Федерации.

Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у истоков
которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи,
является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества.

На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35 национальных
парков, 95 государственных природных заповедников, 11 федеральных заказников.
Их площадь составляет более 2% территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники
и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, в которых
трудятся свыше 9 тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи
в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического
просвещения.

Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в складывающейся
на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере охраны окружающей
среды и природопользования вызывает существенную обеспокоенность. Дело в том,
что в соответствии с буквой Указа Президента России от 09.03.2004 г. № 314 "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ни само Министерство
Природных Ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии
и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более
другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных
ограничений в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного
руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть государственных
природных заповедников и национальных парков.

Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору в сфере
экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы находятся особо
охраняемые природные территории. При этом к числу основных функций этой Федеральной
службы отнесен лишь государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых
природных территорий. Таким образом, осуществление государственного управления
этими объектами (т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную
и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим
Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений
о других органах власти в структуре "природно-ресурсного блока" данная функция
также отсутствует.

Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного управления
федеральной системой заповедников и национальных парков, что крайне опасно и
недопустимо в условиях глубокой реформы отношений собственности на землю и природные
ресурсы, поскольку это ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование
всей системы ООПТ в целом.

В этой связи представляется необходимым:

 принять взвешенное решение о том, какой именно орган "природно-ресурсного"
блока будет осуществлять государственное управление в области организации и функционирования
государственных природных заповедников, национальных парков и государственных
природных заказников федерального значения, ранее находившихся в ведении МПР
России;

 сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное подразделение
(аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных территорий
МПР России) со всеми необходимыми полномочиями, укомплектовав его достаточным
количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы
в данной сфере и необходимую профессиональную подготовку;

* сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в данной
сфере.

Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в установленном
порядке вопроса о создании специализированного федерального агентства по особо
охраняемым природным территориям, специально уполномоченного осуществлять государственное
управление в данной сфере. 

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного
управления общенациональными системами природных резерватов, в том числе - в
крупных по площади федеративных государствах. При этом в США и Канаде, Австралии
и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах, снискавших мировую известность
своими национальными природными резерватами, государственное управление ими осуществляется
через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся
в составе национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е.
функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в полной
мере обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью.
Такая управленческая модель начинает реализовываться в Украине, по этому пути
пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не
был в должной мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов
исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы. Реализация
успешной и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой
модели, по нашему убеждению, должно существенно повысить эффективность государственного
управления в области охраны живой природы и в первую очередь - федеральной системой
государственных заповедников, национальных парков и заказников. 

Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного управления
особо охраняемыми природными территориями России на федеральном уровне - веление
времени.

Президент Центра экологической политики России, 
член-корреспондент РАН
А.В. Яблоков

Сопредседатель Международного социально-экологического союза,
Член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
С.И. Забелин

Директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России,
доктор географических наук
Е.А. Шварц


*******

(Право - Природе: российское экологическое законодательство. 2004, N 82) 

******* ******* ******* ******* *******

Приглашаем к дискуссии!!!  Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать
законодательную политику нашего парламента.

*******

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы. 
Адрес: 117312, Москва, ул. Вавилова, 41, оф. 2.
Тел./факс: (095) 124-71-78, E-mail: biodivers@biodiversity.ru

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.

Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html

Бюллетень издается при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.

Copyright  Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями
допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов
обязательна. 

******* ******* ******* ******* *******

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное