Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.02.2017


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно

Система КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня! Просто зарегистрируйтесь и начните работать. Оцените все преимущества КонсультантПлюс! 

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 17.02.2017

Содержание

НОВШЕСТВА В ЗАЧЕТЕ И ВОЗМЕЩЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ

Е.А. Шаронова, ведущий эксперт

Хотя с 01.01.2017 взносы на ВНиМ вы уплачиваете в ИФНС, проверять правильность назначения и выплаты пособий за счет этих взносов по-прежнему будет отделение ФСС. Результаты проверок оно будет направлять в инспекцию. За возмещением пособий вы, как и ранее, будете обращаться в отделение ФСС, но документы придется представлять новые.

Без подтверждения ФСС зачесть пособия в счет взносов на ВНиМ нельзя?

Сумму взносов на ВНиМ можно уменьшить на выплаченные пособия по болезни и в связи с материнством <1>. Зачет пособий в счет предстоящих платежей по взносам возможен с разрешения ФСС <2>.

Из-за этой нормы бухгалтеры забеспокоились, не придется ли им уплачивать взносы на ВНиМ в полной сумме до тех пор, пока ФСС не подтвердит сумму пособий. Например, за январь начислено 50 000 руб. взносов на ВНиМ и выплачено 30 000 руб. пособий. Какую сумму взносов нужно уплатить по сроку 15.02.2017: 20 000 руб. (то есть за минусом пособий) или же 50 000 руб.?

Специалист ФНС успокоил, что все остается так же, как в 2016 г.

Порядок зачета пособий в счет уплаты взносов в 2017 г.

ПАВЛЕНКО Светлана Петровна,Государственный советник РФ 2 класса

- Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму начисленных взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит <2>:

- или зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий расчетный (отчетный) период;

- или возмещению территориальным органом ФСС в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Такой зачет/возмещение касаются превышения расходов по пособиям по итогам отчетного (расчетного) периода <3>. А внутри отчетного периода действует такое правило: сумма взносов на ВНиМ уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату пособий по этому виду страхования <4>.

Когда расходы на выплату пособий превысят сумму взносов на ВНиМ после окончания отчетного периода, плательщик также сможет зачесть указанную разницу в счет предстоящих платежей по страховым взносам, поскольку подтверждение Фондом расходов после направления налоговыми органами расчетов по страховым взносам будет происходить в короткие сроки.

Автоматический зачет пособий в счет уплаты взносов на ВНиМ следует также из новой формы расчета по страховым взносам и из Порядка ее заполнения.

В разделе 1 расчета нельзя одновременно заполнить <5>:

- строку 110 "Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период";

- строку 120 "Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период".

А показатель каждой из этих строк рассчитывают как разницу между начисленными взносами и выплаченными пособиями <6>.

Как зачитывать пособия в 2017 г.

Сначала вы сдаете в ИФНС расчет по взносам.

Затем инспекция передает в ваше отделение ФСС приложения 2-4 к разделу 1 расчета с данными по начисленным взносам на ВНиМ и выплаченным пособиям <7>. На это у инспекции 5 рабочих дней со дня получения расчета в электронной форме и 10 рабочих дней - на бумаге <8>.

ФСС в течение максимум 3 месяцев проведет камеральную проверку по правилам, прописанным в Законе N 125-ФЗ <9>.

Если Фонд нарушений не обнаружит, для вас вся процедура пройдет незаметно. Отделение ФСС подтвердит расходы, сообщит об этом в ИФНС, и налоговики проведут зачет <10>.

Иначе отделение ФСС составит акт и вручит его вам. Если вы не будете его оспаривать, Фонд вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату пособий.

Решение он направит вам в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения. А его копию - в ИФНС в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения в силу <11>.

Инспекция, в свою очередь, выставит вам требование об уплате недоимки по взносам на ВНиМ. Взыскивать ее она будет по тем же правилам, что и налоги <12>.

Как возмещать пособия в 2017 г.

Если у вас по итогам квартала или месяца внутри квартала сумма пособий превысила сумму начисленных взносов на ВНиМ, вы по-прежнему можете попросить вернуть разницу деньгами, обратившись в отделение ФСС <13>. Для этого вам нужно представить в Фонд обновленный комплект документов <14>:

- заявление о выделении средств на выплату пособий;

- справку-расчет. Хотя это и новый документ, заполнить его просто. Выглядит он как таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" старого расчета 4-ФСС (который вы сдаете в свое отделение ФСС за 2016 г.) <15>;

- расшифровку "социальных" расходов.

Этот документ - копия таблицы 2 раздела 1 старого расчета 4-ФСС <15>. В расшифровке надо расписать расходы по каждому виду выплаченного пособия: количество дней выплаты, число случаев, сумму;

- документы, подтверждающие расходы: листки нетрудоспособности, справки о рождении детей и др.

Как видим, в 2017 г. форму 4-ФСС заменила справка-расчет. Ее представляют при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 г. <16>

Но какой документ подается, если работник принес листок нетрудоспособности, в котором период болезни начался в 2016 г., а закончился в 2017 г.?

Например, работник болел с 26.12.2016 по 05.01.2017 и представил больничный лист в бухгалтерию 09.01.2017. Пособие ему начислили и выплатили в январе.

Или другой пример: работница с 14.11.2016 находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Но ежемесячное пособие по уходу ей не выплачивали, поскольку не было справки с места работы отца ребенка о том, что пособие ему не назначалось. Справку работница представила в феврале 2017 г. И в этом же месяце ей выплатили пособие по уходу за период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.

"Переходные" положения нам разъяснили в ФСС.

Порядок представления документов для возмещения пособия.

ОРЛОВА Маргарита Анатольевна, Руководитель Департамента администрирования страховых взносов ФСС РФ.

- Если страхователь назначает и выплачивает пособие в 2017 г. и хочет получить возмещение от ФСС до окончания квартала, ему надо будет представить справку-расчет. Даже в том случае, если период, за который начисляется пособие, частично приходится на 2016 г.

Если же страхователь начислил и выплатил пособие в 2016 г., при обращении за возмещением средств в 2017 г. ему надо будет представить расчет по форме 4-ФСС.

Поэтому в вышеуказанных ситуациях надо представить справку-расчет.

Получив комплект документов, отделение ФСС может <17>:

- либо в течение 10 календарных дней перечислить вам деньги;

- либо назначить камеральную проверку.

Результатом проверки может быть <18>:

- или решение о выделении средств, если с документами все в порядке. Тогда отделение ФСС направит решение вам, а копию - в ИФНС;

- или решение об отказе в выделении средств, если нашлись ошибки. Решение вам направят в течение 3 дней со дня его принятия.

Что делать с излишком пособий по состоянию на 31 декабря

Если на 31 декабря 2016 г. у вас образовалось превышение пособий над взносами на ВНиМ, эту сумму можно только вернуть на свой счет <19>. Зачесть излишек в счет уплаты взносов на 2017 г. нельзя.

С 2017 г. такого ограничения нет. Если у вас на 31.12.2017 расходы на выплату пособий превысят начисленные взносы на ВНиМ, то разницу вы сможете зачесть в счет уплаты взносов в 2018 г. <20>

Конечно, вариант возврата денег из ФСС тоже остается <20>.

* * *

Уменьшать начисленные взносы на ВНиМ на выплаченные пособия можно будет до 2020 г. включительно <21>. Это время дано регионам для перехода к выплате всех пособий напрямую из ФСС, а не работодателями. Начиная с июля 2017 г. и по 2019 г. к проекту будут подключать по 13 новых регионов ежегодно - всего 39 субъектов РФ <22>.

--------------------------------

<1> п. 2 ст. 431 НК РФ

<2> п. 9 ст. 431 НК РФ

<3> п. 9 ст. 431 НК РФ

<4> п. 2 ст. 431 НК РФ

<5> п. 5.21 Порядка, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@

<6> п. 2 ст. 431 НК РФ; пп. 5.17-5.21 Порядка, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@

<7> п. 16 ст. 431 НК РФ; Порядок, утв. ФНС N ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС N 02-11-10/06-3098П 22.07.2016

<8> п. 16 ст. 431, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<9> п. 8 ст. 431 НК РФ; ч. 1, 1.1 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006

N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ); п. 2 ст. 26.15 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<10> пп. 8, 9 ст. 431 НК РФ

<11> ч. 4, 5 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ

<12> ч. 6 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ

<13> ч. 2, 2.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<14> ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ; пп. 1, 2.1, 3 Перечня, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 04.12.2009 N 951н; Письмо ФСС от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029

<15> утв. Приказом ФСС от 26.02.2015 N 59

<16> п. 2.1 Перечня, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 04.12.2009 N 951н

<17> ч. 3, 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<18> ч. 4.1, 5 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ

<19> ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017); Письмо ФСС от 14.07.2016 N 02-09-14/15-02-11878

<20> п. 9 ст. 431 НК РФ

<21> п. 3 ст. 5 Закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ

<22> Постановление Правительства от 22.12.2016 N 1427

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 02

НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПСН

А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Предпринимателям, совмещающим патент с упрощенкой, с 2017 г. не придется уплачивать налоги по ОСН при "слете" с патента. Есть и другие приятные сюрпризы для плательщиков ПСН.

За "патентный" период теперь можно отчитаться по УСН

Законодатели пошли на заметные послабления для бизнесменов, применяющих ПСН. Завершилось, наконец, противостояние между налоговиками и предпринимателями в спорах о том, может ли ИП, совмещающий патент с упрощенкой, при "слете" с ПСН уплатить со всех доходов налог при УСН или все же он должен отчитаться по общему режиму?

Напомним, суды в таких спорах то принимали сторону налоговиков <1>, то поддерживали бизнесменов, указывая, что общий режим не может применяться одновременно с упрощенкой <2>. Подобный спор так и не добрался до "тройки судей" ВС РФ: судьи с завидным упорством отказывались передавать для пересмотра в порядке надзора дела с прямо противоположными подходами <3>.

Тем приятнее, что спор урегулирован в пользу бизнеса на законодательном уровне. При утрате права на применение патента, полученного на период, начинающийся с 01.01.2017, предприниматель будет переходить на тот налоговый режим, который он применяет параллельно с ПСН. То есть это может быть и общий режим налогообложения, и упрощенка, и ЕСХН <4>. Пени в случае просрочки уплаты этих налогов или авансовых платежей по ним уплачиваться, разумеется, не будут. И конечно, налоги при УСН или ЕСХН можно будет уменьшать на сумму, уже уплаченную за патент <5>.

Пропустили срок уплаты налога при ПСН? Это уже не страшно

В НК РФ с 01.01.2017 нет нормы, согласно которой бизнесмен утрачивает право на применение ПСН при несвоевременной уплате налога по патенту <6>. Теперь при пропуске срока уплаты налога предпринимателю просто направят требование об уплате налога, пеней и штрафа <7>. По общему правилу это будет сделано не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога <8>.

Учтите, по прошлым годам все осталось по-прежнему. То есть, если вы получили патент на 2016 г. и до конца года не заплатили (не доплатили) налог при ПСН, спорить с тем, что вы потеряли право на применение ПСН, бесполезно. Не поможет даже незачтенная переплата по другим налогам. Ведь налоговики не могут учесть ее автоматом в счет патента, потому что до наступления срока платежа эта сумма не являлась недоимкой <9>. А чтобы зачесть переплату в счет предстоящих платежей, необходимо заявление от плательщика <10>.

* * *

И еще одна новогодняя "плюшка": если вы получили на 2017 г. несколько патентов, то учет по всем патентам можете вести в одной книге <11>. Причины нововведения вполне понятны: лимит доходов определяется по всем патентным видам деятельности <12>. А следить за тем, чтобы доход не превысил установленное ограничение, проще все-таки по одному регистру налогового учета.

--------------------------------

<1> Постановления АС УО от 07.11.2016 N Ф09-9522/16; АС ВВО от 13.09.2016 N Ф01-3517/2016

<2> Постановление АС ЗСО от 07.11.2016 N Ф04-4932/2016

<3> Определения ВС от 01.06.2016 N 304-КГ16-1457, от 10.02.2016 N 309-КГ15-19227

<4> п. 6 ст. 346.45 НК РФ

<5> п. 7 ст. 346.45 НК РФ

<6> подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2017)

<7> п. 2.1 ст. 346.51 НК РФ

<8> п. 1 ст. 70 НК РФ

<9> Постановление АС ВСО от 13.10.2015 N Ф02-5531/2015

<10> п. 4 ст. 78 НК РФ

<11> п. 1 ст. 346.53 НК РФ

<12> подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 02

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ "ПРИБЫЛЬНЫЕ" АВАНСЫ В I КВАРТАЛЕ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

Организация, уплачивающая ежемесячные авансы по прибыли в течение квартала, в I квартале 2017 г. должна ориентироваться на суммы, отраженные в декларации за 9 месяцев 2016 г. Но в 2017 г. изменилось распределение налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами. Можно заплатить авансы исходя уже из новых ставок. Но чтобы не было претензий налоговиков, потребуются дополнительные усилия.

Как платить авансы в январе - марте 2017 г.

Новые ставки должны учитываться только при уплате налога на прибыль (авансовых платежей по нему) за периоды 2017 г.

Но сумма авансов на январь, февраль и март 2017 г. должна определяться исходя из суммы квартального авансового платежа, исчисленного по итогам 9 месяцев 2016 г. <1>. Она отражена в декларации за 9 месяцев - разумеется, с учетом ставок налога на прибыль, действовавших в 2016 г.

Внимание! В 2017 г. общая ставка налога на прибыль 20% распределяется между бюджетами так:

- в федеральный бюджет - 3%;

- в региональный - 17%.

Именно эти данные о суммах ежемесячных авансов отражены инспекцией на лицевом счете организации. Если организация решит платить в течение I квартала 2017 г. ежемесячные авансы исходя из новых ставок, возможны сложности. Ведь получится, что в инспекции будут числиться:

- переплата авансового платежа в федеральный бюджет;

- недоимка по авансу в региональный бюджет.

Будут ли пени за недоплату авансов в региональный бюджет

Инспекция может направить вам требование об уплате ежемесячных авансов, а также взыскать их за счет имущества вашей организации <2>. Если вы получите такое требование, проще будет оплатить его, чем спорить и что-то доказывать.

Но совсем необязательно, что налоговики потребуют от вас уплаты пеней в рассматриваемой ситуации. Ведь если по итогам I квартала авансовый платеж к уплате окажется меньше, чем сумма ежемесячных авансов, перечисленных вами в течение января - марта, уже начисленные пени должны быть сторнированы <4>.

Кстати, именно поэтому Минфин и ФНС считают правильным начислять пени на суммы ежемесячных авансов только по окончании отчетного/налогового периода <5>.

Внимание! Неуплата или несвоевременная уплата "прибыльных" авансов не грозит штрафом по ст. 122 НК РФ <3>.

При таком подходе пени за недоплату авансового платежа в региональный бюджет в январе - марте 2017 г. возможны только в том случае, когда по итогам квартала окажется, что вам надо доплатить аванс в этот бюджет.

Но если вам начислят пени, с инспекцией можно поспорить, приведя такой аргумент: авансовые платежи в I квартале уплачены именно в той сумме, которая исчислена по правилам НК РФ.

И по ставкам, действующим в 2017 г. Правда, неизвестно, чем закончится ваш спор с инспекцией. Проще его избежать, действуя последовательно:

- или уплачивайте в январе - марте ежемесячные авансы исходя из старого распределения ставок налога на прибыль. А новые ставки применяйте начиная только с расчета квартального авансового платежа за I квартал 2017 г.;

- или подайте в инспекцию уточненную декларацию за 9 месяцев, в которой сумма ежемесячного аванса, уплачиваемая в течение I квартала 2017 г., будет рассчитана исходя из нового распределения налога на прибыль. И платите авансы уже исходя из новых налоговых ставок.

Уточнить декларацию за 9 месяцев 2016 г. можно так:

- по строкам 120-140 и 220-240 подраздела 1.2 раздела 1 с кодом "21" по строке 001 укажите суммы авансов исходя из новых ставок налога на прибыль;

- пересчитайте суммы по строкам 320-340 листа 02 и по строкам 121 приложений N 5 к листу 02.

Напомним, что возможность подачи уточненной декларации за 9 месяцев 2016 г. есть и у организаций, которые не обязаны платить ежемесячные авансы начиная с января 2017 г. <6>

* * *

Ежемесячные авансы по налогу на прибыль надо уплатить <7>:

- в январе - не позднее 30.01.2017;

- в феврале - не позднее 28.02.2017;

- в марте - не позднее 28.03.2017.

Если окажется, что уплаченные авансовые платежи превышают сумму аванса, исчисленного по итогам I квартала, такую переплату можно зачесть или вернуть <8>.

--------------------------------

<1> абз. 3-5 п. 2 ст. 286 НК РФ

<2> Информационное письмо Президиума ВАС от 22.12.2005 N 98 (п. 12)

<3> абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ

<4> п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57; Письмо Минфина от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9

<5> Письма Минфина от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15; ФНС от 13.11.2009 N 3-2-06/127

<6> Письмо ФНС от 14.03.2016 N СД-4-3/4129@

<7> абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ

<8> п. 14 ст. 78 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 02

ОТСТУПНЫЕ ИСКЛЮЧАТ ИЗ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ?

А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Чтобы учесть "золотые парашюты" в расходах по прибыли, недостаточно прописать их в соглашении к трудовому договору. Компания должна обосновать выплату увольняемому работнику значительной суммы.

Иначе налоговики могут признать эту сумму "имеющей характер личного обеспечения работника после его увольнения". И, соответственно, исключить из расходов.

"Золотые парашюты" узаконили

Выплата выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон <1> прямо не предусмотрена ТК РФ. В то же время трудовым договором или дополнительными соглашениями к нему могут предусматриваться случаи, помимо установленных ТК РФ, когда выплачиваются выходные пособия <2>.

К таким случаям относится и предусмотренная дополнительным соглашением выплата отступных при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Это, в частности, пресловутые "золотые парашюты" топ-менеджеров. Можно ли учесть эти выплаты в расходах по прибыли?

Казалось бы, с внесением поправок в п. 9 ст. 255 НК РФ ситуация решилась в пользу налогоплательщиков. Напомним: с 2015 г. указанная норма предусматривает, что в расходах на оплату труда можно учитывать не только выходные пособия <3>, но и любые выплаты работникам в связи с увольнением, если они установлены:

- трудовым договором и (или) отдельными соглашениями с работником. А это в том числе и соглашения о расторжении трудового договора;

- коллективным договором и (или) локальным нормативным актом.

Но все не так просто.

Позиция налоговиков разошлась с мнением Минфина

Минфин и раньше разрешал учитывать в расходах выплаты при увольнении по любым основаниям, если они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором либо соглашением о расторжении трудового договора, являющимся его неотъемлемой частью <4>. Исключение финансовое ведомство делает для выплат при увольнении в связи с выходом на пенсию, которые носят не производственный характер и не связаны с оплатой труда работника <5>.

А вот налоговики считают: помимо формального соответствия, необходимо, чтобы любые отступные выплаты носили производственный характер, то есть были связаны с режимом работ и условиями труда увольняемых сотрудников <6>.

Суды много раз поддерживали этот подход. Причем иногда приводили следующий аргумент: новая редакция п. 9 ст. 255 НК РФ не может применяться к выплатам, которые имели место до 01.01.2015 <7>. Также суды указывали, что соглашение сторон о расторжении трудового договора является основанием для прекращения трудовых отношений, а не частью трудового договора. И отступные выплаты не стимулируют работников к продолжению трудовых отношений, не связаны с режимом работы и условиями труда <8>.

Совет. Если вы посредством увольнения работников по соглашению сторон уменьшаете численность сотрудников, то докажите налоговикам экономическую выгоду выплаты отступных по сравнению с выплатой выходных пособий по сокращению штата. Тогда отстоять свою правоту в суде можно и по периодам до 2015 г. <9> Утверждение не должно быть голословным: и налоговикам, и суду нужно показать соответствующие расчеты.

ВС РФ: неправы и те, и эти

Тройка судей Верховного суда изучила спор, предметом которого было включение компанией в расходы в течение 2011-2012 гг. почти 4 млн руб. отступных <10>.

Нижестоящие суды, поддерживая налоговиков, отметили, что трудовые договоры, заключенные компанией с уволенными работниками, не содержали указаний на возможные выплаты при расторжении договора. Дополнительные соглашения к трудовым договорам были заключены лишь с двумя работниками незадолго до их увольнения. Причем эти соглашения не содержали ни условий, позволяющих рассматривать их как неотъемлемую часть трудового договора, ни оснований для выплаты "компенсаций" в размере более 1 млн руб. каждому из этих двух сотрудников. Поэтому ссылки компании на эти соглашения суды не приняли.

Суд округа эти решения отменил, сославшись, в частности, на новую редакцию нормы п. 9 ст. 255 НК РФ. Судьи ФАС указали, что поправки лишь конкретизируют волю законодателя. То есть действие нормы в новой редакции применимо и к периодам до 2015 г.

Судьи ВС РФ отменили все судебные акты и отправили дело на новое рассмотрение. И сделали ряд интересных, а в чем-то и революционных выводов.

Полной индульгенции ожидать не стоит

К чему пришла тройка судей ВС РФ по итогам рассмотрения спора?

Во-первых, сам по себе факт выплаты отступных на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам или соглашений о расторжении трудовых договоров не исключает возможности их включения в состав налоговых расходов, как после 01.01.2015, так и до этой даты. Перечень расходов на оплату труда открытый <11>.

Во-вторых, увольнение работника - это завершающий этап его вовлечения в деятельность компании, поэтому считать расходы на выплату отступных необоснованными только потому, что работник в дальнейшем не сможет приносить доход фирме, нельзя. Но это не означает, что уменьшать базу по прибыли могут любые выплаты в пользу уволенного сотрудника.

В-третьих, отступные могут как выполнять функцию выходного пособия (заработка, сохраняемого на относительно небольшое время до трудоустройства работника), так и по существу выступать платой за согласие работника на отказ от трудового договора без претензий к работодателю. Но если сумма отступных значительно отличается от той, на которую работник мог бы рассчитывать при увольнении по сокращению, не соответствует длительности его трудового стажа и трудового вклада, то доказывать экономическую оправданность затрат должна сама компания.

Внимание! Сумму отступных можно включить в расходы в том размере, который компания в состоянии обосновать экономической целесообразностью затрат.

Совет. Получается, что в размер отступных, помимо выходного пособия, которое было бы выплачено работнику при увольнении по сокращению, потенциально могут закладываться и не выплаченные к моменту увольнения премии, на которые мог бы рассчитывать сотрудник, и расходы на содержание рабочего места, и даже возможные судебные издержки в случае трудового спора. Важно только представить убедительный и обоснованный расчет выплаты.

При отсутствии доказательств такого рода инспекция вправе исходить из того, что произведенные выплаты в сумме, превышающей обычный при такой зарплате и прочих обстоятельствах размер выходного пособия, являются личным обеспечением работников после их увольнения и не уменьшают базу по прибыли <12>.

Кстати, в споре, изученном ВС РФ, компания настаивала, что выплата отступных минимизировала ее затраты на сокращение штата. Но доказательств того, что должности уволенных работников были сокращены, не представила, как и расчеты сумм экономии. В соглашениях о расторжении трудовых договоров причины увольнения и основания расчета спорных выплат не приводились. В итоге ВС РФ рекомендовал судам при новом рассмотрении изучить именно вопрос об экономической оправданности этих выплат.

Вывод. Как ни надеялись компании, с 2015 г. необходимость доказывать правомерность признания отступных в расходах по налогу на прибыль не отпала. Однако в вердикте ВС есть и положительные моменты. Так, судьи признали, что соглашение о расторжении трудового договора является его частью и сумма отступных может рассматриваться как плата сотруднику за беспроблемный отказ от трудовых отношений. Но чтобы учесть отступные в расходах, нужно обосновать необходимость их выплаты в повышенном размере.

* * *

Пока позиция ВС нашла отражение только в проигрышных для компаний решениях. Так, в одном из споров компания - плательщик ЕСХН не смогла доказать, что единовременная выплата уволенным сотрудникам в размере от двух до трех средних зарплат связана с оптимизацией численности и расходов на оплату труда <13>.

--------------------------------

<1> п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

<2> статьи 57, 178 ТК РФ

<3> ст. 178 ТК РФ

<4> Письма Минфина от 16.07.2014 N 03-03-06/1/34831, от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308

<5> Письмо Минфина от 20.03.2013 N 03-04-06/8592; Постановление Президиума ВАС от 01.03.2011 N 13018/10

<6> Письмо ФНС от 28.07.2014 N ГД-4-3/14565@

<7> Постановление АС ВВО от 03.03.2016 N Ф01-234/2016

<8> Постановления АС ЗСО от 10.07.2015 N Ф04-20773/2015; АС МО от 10.03.2016 N Ф05-1318/2016, от 06.03.2015 N Ф05-1364/2015

<9> Постановления АС МО от 19.10.2016 N Ф05-15390/2016, от 12.04.2016 N Ф05-2929/2016; 9 ААС от 27.10.2016 N 09АП-46481/2016-АК

<10> Определение ВС от 23.09.2016 N 305-КГ16-5939

<11> п. 25 ст. 255 НК РФ

<12> п. 25 ст. 270 НК РФ

<13> Постановление АС СЗО от 02.11.2016 N Ф07-4883/2016

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 03

КАК СНЯТЬ ККТ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА

Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 1 июля 2017 г. обычную ККТ, не обеспечивающую онлайновую передачу данных в налоговые органы, уже нельзя будет использовать. Поэтому до этого момента нужно снять такую ККТ с учета в ИФНС и зарегистрировать новую онлайн-кассу. Помимо этого, у вас могут возникнуть и другие причины познакомиться с порядком действий при снятии кассы с учета.

Порядок снятия с учета ККТ

При переходе на онлайн-кассы обычные аппараты ККТ нужно снять с регистрационного учета в налоговом органе. Так же придется поступить, если вы будете модернизировать обычную кассу в онлайн, устанавливая на нее новое программное обеспечение и фискальный накопитель <1>.

Сразу скажем, что для онлайн-касс предусмотрен иной, новый порядок их регистрации и снятия с учета. А обычные аппараты ККТ, зарегистрированные в налоговой до 1 февраля 2017 г., снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ <2>. Именно об этом старом порядке у нас и пойдет речь.

Снять кассу с учета (причем абсолютно бесплатно) налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня представления вами необходимых для этого документов <3>. При этом датой их представления считается дата регистрации документов в налоговом органе (что должно произойти в день их получения) <4>.

Если же с документами что-то не так, налоговики уведомят вас об этом <5>. На устранение недостатков вам дадут 1 рабочий день, а если в отведенный срок вы не уложитесь, в снятии ККТ с учета вам откажут <6>.

Пошагово процесс снятия кассы с регистрации выглядит так.

Шаг 1. Представление документов в ИФНС

Для начала процедуры подайте в налоговую по месту учета ККТ оригиналы следующих документов <7>:

- заявление о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме <8>. Для снятия с учета используется та же самая форма заявления, что и при регистрации ККТ. Только на его титульном листе, в поле "Вид документа", в первой ячейке надо проставить цифру 3. Кстати, лучше оставить себе копию заявления, на которой налоговики сделают отметку о получении документов;

- паспорт ККТ, который выдается поставщиком ККТ <9>;

- карточку регистрации ККТ, которая выдается налоговым органом в момент постановки кассы на учет <10>;

- учетный талон (хранится в ЦТО) <11>.

Помимо этого, вас могут попросить представить и другие документы, к примеру фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4). Поэтому лучше заранее уточните в своей налоговой, какие им понадобятся документы.

Документы вы можете подать одним из следующих способов <12>:

- или отправить почтой с уведомлением о вручении, если вы не опасаетесь за их сохранность;

- или лично;

- или в форме электронных документов через Интернет.

Шаг 2. Снятие показаний памяти

Следующий этап снятия ККТ с учета заключается в составлении специалистом ЦТО в присутствии налогового инспектора акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2 <13>. Для этого нужно согласовать время вашей встречи как с налоговиками, так и со специалистом ЦТО.

Для составления акта сотруднику ЦТО нужно снять показания кассы и распечатать необходимые для этого документы: фискальные отчеты и контрольные ленты, которые затем представляются в налоговую. Если это сделать заранее, то для составления акта КМ-2 кассу в инспекцию можно не приносить. Однако налоговики могут потребовать, чтобы снятие фискальных отчетов проводилось в их присутствии. В таком случае кассу придется взять с собой в ИФНС. Поэтому имеет смысл узнать в своей налоговой, нужно ли приносить кассу для снятия ее с учета.

Шаг 3. Получение регистрационных документов на ККТ

После того как акт КМ-2 будет составлен, инспектор внесет в свою базу данных сведения о снятии ККТ с учета. А затем сделает отметки о снятии ККТ, заверив их печатью налогового органа, в следующих документах <14>:

- в паспорте ККТ. В нем также будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ;

- в учетном талоне ККТ;

- в книге учета;

- в карточке регистрации.

Вам выдадут все эти документы, кроме карточки регистрации.

Она остается в налоговой и хранится в течение 5 лет после снятия ККТ с учета <15>.

Когда в принципе требуется снимать с учета ККТ

Но еще до перехода на онлайн-кассы вам может понадобиться снять вашу обычную ККТ с учета. Вышеописанная процедура пригодится, когда:

- вы планируете продать кассу;

- истек срок службы ККТ. Кстати, если вы используете модель ККТ, которая исключена из Госреестра, но нормативный срок ее амортизации не истек, кассу можно применять и дальше, до конца установленного изготовителем срока, но не более 10 лет <16>;

- вы реорганизуете компанию (например, из АО в ООО) <17>;

- у вас меняется инспекция, регистрирующая ККТ, по причине переезда вашей фирмы (смены места жительства - у ИП);

Внимание! Если в случае переезда вы вынуждены снять обычную кассу с учета, то зарегистрировать ее в другой инспекции у вас уже не получится. Это можно было сделать только до 1 февраля 2017 г. Поэтому вам придется обзаводиться онлайн-кассой и именно ее регистрировать в ИФНС.

- вы закрываете ОП, по месту нахождения которого была зарегистрирована ККТ;

- вы ликвидируете компанию;

- вы передаете свою ККТ в аренду курьерской службе <18>;

- вы решили отказаться от использования ККТ, поскольку будете выдавать клиентам бланки строгой отчетности;

- ККТ сломалась, похищена или уничтожена (скажем, в результате пожара). Причем если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением (утерей), дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий этот факт <19>. Это может быть, например:

- справка из МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором находилась ККТ;

- справка из ОВД, содержащая информацию о количестве похищенных (утерянных) кассовых аппаратов, моделях и заводских номерах ККТ;

- заключение ЦТО о поломке ККТ и/или невозможности ее дальнейшего использования <20>.

Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

Такое может произойти по следующим причинам:

- или сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ (сведения об ИП - из ЕГРИП) <21>;

- или истек нормативный срок эксплуатации модели ККТ, которая исключена из Госреестра ККТ. Тогда налоговики должны письменно уведомить вас о снятии такой кассы с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения срока эксплуатации. При этом от вас никакого заявления не потребуется <22>.

Кстати, если нормативный срок амортизации истечет у ККТ, не исключенной из Госреестра, то это не будет являться основанием для снятия такой кассы с учета налоговым органом в одностороннем порядке <23>.

* * *

После окончания процедуры снятия ККТ с учета с кассовым аппаратом можно делать все что угодно: продать, сдать в аренду, подарить (если он, конечно, кому-то нужен) или просто убрать в шкаф. Кассу, исключенную из Госреестра, из-за невозможности ее дальнейшего использования останется только выбросить. А вот всю документацию, связанную с кассовым аппаратом, нужно хранить в течение не менее 5 лет с даты окончания его использования <24>.

--------------------------------

<1> Письмо Минфина от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831; Информация с сайта ФНС www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/

<2> ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ

<3> п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение); пп. 23, 33 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент)

<4> пп. 23, 35, 50 Регламента

<5> п. 57 Регламента

<6> пп. 58, 59 Регламента

<7> п. 16 Положения; п. 26 Регламента

<8> утв. Приказом ФНС от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@

<9> п. 2 Положения

<10> п. 15 Положения; п. 72 Регламента

<11> п. 13 Положения; п. 73 Регламента; Письмо Минфина от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395

<12> п. 27 Регламента

<13> п. 82 Регламента

<14> п. 17 Положения; пп. 83, 84, 87 Регламента

<15> п. 88 Регламента

<16> Письмо ФНС от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910; Закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ

<17> Письмо УФНС по г. Москве от 20.05.2010 N 17-15/053120

<18> Письмо ФНС от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@

<19> п. 86 Регламента

<20> Письмо УФНС по г. Москве от 15.08.2012 N 17-15/075054

<21> подп. "б" п. 85 Регламента

<22> п. 19 Положения; подп. "а" п. 85 Регламента

<23> Письмо ФНС от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (п. 1)

<24> п. 14 Положения

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 03


- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное