Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.06.2017


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно

Система КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня! Просто зарегистрируйтесь и начните работать. Оцените все преимущества КонсультантПлюс! 

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 16.06.2017

Содержание

КОГДА ПАТЕНТ У ИП ЕСТЬ, А БИЗНЕСА НЕТ

А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Предприниматель приобрел патент, но приостановил либо совсем прекратил вести "патентную" деятельность.

Что делать? В некоторых ситуациях скорректировать налоговые обязательства по ПСН можно, если своевременно подать в инспекцию заявление о прекращении деятельности по патенту.

ПСН - дело добровольное

Такого понятия, как приостановление "патентной" деятельности, не существует. Но предприниматель может просто прекратить ведение деятельности, в отношении которой применяется ПСН, даже если срок действия патента еще не закончился.

Причины могут быть разные. Например, расторгнут договор аренды на единственный объект, в котором велась торговля или оказывались услуги, нет заказов и т.д. Тогда в течение 10 календарных дней после прекращения деятельности ИП должен заявить об этом в инспекцию, подав заявление по форме N 26.5-4 <1>. Налоговый период по ПСН в этом случае будет начинаться с первого дня срока действия патента и заканчиваться в день прекращения "патентной" деятельности, указанный в заявлении.

Нужно понимать, что если у вас, например, три магазина на ПСН, то торговля через каждый магазин, на который получен отдельный патент, будет рассматриваться как самостоятельный вид деятельности. То есть, прекратив торговлю в каком-либо из магазинов до истечения срока действия патента, вы можете сообщить налоговикам о прекращении деятельности по этому патенту.

Если же вы получили один патент на две торговые точки, но фактически вели деятельность только в одной, патент все равно придется оплачивать полностью, а не в размере 50% его стоимости <2>.

Ведь для досрочного прекращения применения ПСН по ведущейся деятельности в 2017 г. осталось всего два основания <3>:

- с начала календарного года доход ИП от всех видов "патентной" деятельности превысил 60 млн руб.;

- средняя численность работников в течение налогового периода по патенту превысила 15 человек.

А до 01.01.2017 самой частой причиной "слета" был пропуск срока уплаты налога при ПСН <4>.

Вывод. До истечения срока действия патента добровольно отказаться от ПСН и продолжать вести ту же деятельность с применением иного режима налогообложения нельзя. Можно только "слететь" с патента из-за превышения установленных ограничений.

Затягивать с подачей заявления нельзя!

Заявление о прекращении "патентной" деятельности обязательно нужно подать до истечения срока действия патента, даже если вы по какой-то причине не уложились в десятидневный срок. Если заявление не подано, то оставшаяся часть стоимости патента должна быть оплачена независимо от того, что деятельность прекращена досрочно <5>. То есть никакого перерасчета не будет <6>.

Конечно, потом можно попытаться доказать, что бизнес не велся, подтвердив документально отсутствие в спорный промежуток времени показателей деятельности по ПСН (арендованных помещений, работников, автотранспортных средств и пр.). Но доказывать это придется в суде, и шансы на успех невелики.

Лишние деньги вернут

Если ИП к моменту прекращения деятельности по патенту полностью за него рассчитался, то у налоговиков к нему никаких вопросов не будет. Мало того, получив заявление по форме N 26.5-4, инспекция обязана сделать перерасчет стоимости патента исходя из фактического срока ведения "патентной" деятельности в календарных днях. Если окажется, что бизнесмен переплатил налог по патенту, то переплату можно вернуть или зачесть в счет уплаты иных налогов в обычном порядке <7>.

Чаще бывает, что патент оплачен не полностью. Тогда доплатить ИП также должен лишь за фактическое время работы по патенту, то есть за период по день прекращения деятельности, указанный им в заявлении, включительно.

* * *

Если прекращение "патентной" деятельности совпадает с прекращением статуса ИП, то подавать в инспекцию заявление по форме N 26.5-4 не нужно. С учета в качестве плательщика ПСН вас снимут автоматом на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП <8>. Если же вы в этой ситуации подадите заявление о прекращении деятельности по патенту, то за промежуток времени между снятием с учета в качестве плательщика ПСН и внесением в госреестр записи о прекращении деятельности ИП вам придется отчитаться по общему режиму.

--------------------------------

<1> п. 8 ст. 346.45 НК РФ; приложение N 4 к Приказу ФНС от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@

<2> Письмо ФНС от 11.12.2015 N СД-3-3/4725@

<3> п. 6 ст. 346.45 НК РФ

<4> подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2017)

<5> Письмо Минфина от 10.10.2014 N 03-11-12/51037

<6> Постановление 13 ААС от 15.12.2015 N 13АП-26767/2015

<7> Письмо Минфина от 25.05.2016 N 03-11-11/29934

<8> п. 5 ст. 84 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 10

В ОП НЕТ КАССОВОЙ КНИГИ: ОТ ШТРАФА НЕ ОТВЕРТЕТЬСЯ

Н.А. Мартынюк, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Фирмы, которые организовали учет движения наличных в ОП без оформления в нем своей кассовой книги и получили за это штраф, по-разному пытались его оспорить. В подавляющем большинстве случаев это не удалось. Суды непреклонны: от ведения и хранения в ОП своей отдельной кассовой книги никакие обстоятельства освободить не могут.

Что не освобождает от ведения отдельной кассовой книги в ОП

Рассмотрим, в каких ситуациях организации полагали, что могут не вести в обособленном подразделении, где есть движение наличных, кассовую книгу, и почему с этим не согласились налоговики и суды.

Ситуация 1. ОП продает товары (работы, услуги) за наличные.

Все полученные за день деньги передаются в кассу головного подразделения (ГП). Там на них оформляется ПКО, который записывается в кассовую книгу ГП. В самом ОП не составляются ни ПКО на получение наличной выручки, ни РКО на ее передачу в главный офис.

Аргументы организаций. Поскольку наличная выручка сразу проведена в ГП по ПКО и записана в кассовой книге "головы", то деньги оприходованы в день их получения.

Позиция налоговиков и судов. Это не отменяет обязанности составить ПКО на наличную выручку в день ее получения в самом ОП и зарегистрировать этот ПКО в собственной кассовой книге ОП <1>. Также ОП нужно составить и зарегистрировать в своей кассовой книге РКО на сумму наличных, переданных в ГП (см. схему на с. 42). Ведь полное оприходование наличных - это регистрация в кассовой книге не только ПКО на полученные деньги, но и РКО на выданные деньги <2>.

Эти правила нужно выполнять, даже если выручка ОП сдается в кассу ГП ежедневно и после окончания рабочего дня в ОП наличных не остается <3>.

Таким образом, суды и налоговики считают: в этой ситуации оприходовано только получение денег в ГП от ОП, а поступление выручки в ОП и последующая ее передача в ГП - нет.

Ситуация 2. В ГП ведется единая общая кассовая книга по организации в целом. ОП ежедневно передает в ГП:

- либо данные о своих операциях с наличными за день (например, по электронной почте). Соответственно, ПКО и РКО по операциям ОП тоже составляются и подписываются в главном офисе;

- либо ПКО, РКО и прочие первичные документы кассы, которые составляются в самом ОП.

Аргументы организаций. Поступление и расходование наличных в ОП записаны в кассовой книге организации. Значит, деньги обособленного подразделения оприходованы, пусть и не в отдельной кассовой книге.

Позиция налоговиков и судов. В Порядке ведения кассовых операций однозначно указано, что у ОП должна быть своя кассовая книга <4>. Единую кассовую книгу организации нельзя считать кассовой книгой ОП. Поэтому даже если наличные ОП отражаются в такой общей кассовой книге день в день, то они все равно являются неоприходованными <5>.

И даже если кассовые ордера подписываются кассиром в самом ОП и передаются в ГП, то этого недостаточно для оприходования наличных. Оприходование денег ОП - это еще и регистрация этих ПКО и РКО в отдельной кассовой книге, которая ведется именно в этом ОП <6>. А уж "централизованное" составление кассовых ордеров по операциям ОП суды и подавно могут расценить как лишнее доказательство неоприходования наличных в ОП <7>.

Ситуация 3. То же самое, что в ситуации 2, но в ГП ведется не единая книга по всем кассам организации, а отдельные кассовые книги по каждому ОП.

Аргументы организаций. Формально требования выполнены: по операциям каждого обособленного подразделения в организации ведется отдельная кассовая книга.

Позиция налоговиков и судов. Кассовая книга ОП должна заполняться ежедневно по всем операциям дня и подписываться кассиром ОП <4>, поэтому ее необходимо вести и хранить в этом ОП <8>.

Передача в ГП данных о кассовых операциях за каждый день не освобождает от выполнения этого требования <9>.

Вместе с тем один раз суд пришел к выводу, что оформление кассовых ордеров и отдельной кассовой книги ОП дистанционно в ГП не приводит к неоприходованию <10>. Но, как видим, такое решение - исключение, а не правило.

Ситуация 4. В организации применяется ККТ и своевременно заполняется журнал кассира-операциониста (при работе с ККТ старого типа <11>).

Аргумент организации. Это говорит об отсутствии намерения скрыть наличные, поэтому нельзя обвинить организацию в их неоприходовании.

Позиция налоговиков и суда. Для оприходования наличной выручки недостаточно "пробивать" ее по ККТ. Для этого необходимо составить на нее ПКО (можно составить один ПКО на всю сумму, указанную в сменном отчете ККТ <12>) и в тот же день зарегистрировать его в кассовой книге ОП <13>.

Добавим, что ККТ фиксирует не все операции с наличными, а только получение наличной выручки от реализации товаров, работ, услуг. А ведь нередко у ОП есть еще и не связанные с продажами поступления наличных и выдача денег из кассы. Эти операции тоже должны фиксироваться путем оформления кассовых ордеров и отражаться в кассовой книге <14>.

Не успели распечатать - не аргумент

Бывает, что, пытаясь оспорить штраф, организации утверждают: в обособленном подразделении ПКО, РКО и кассовая книга ОП формируются в электронном виде в компьютере и поэтому не были сразу выданы проверяющим.

Однако это противоречит правилам ведения кассовых операций.

Если кассир ОП и бухгалтер (главбух) не подписывают ежедневно электронную кассовую книгу своими электронными подписями, то каждый вечер следует распечатывать и подписывать от руки лист книги ОП за день <15>. Кассовые ордера тоже нельзя вести исключительно в электронном виде. Во-первых, ПКО и РКО кассир должен подписать при приеме/выдаче денег. Во-вторых, квитанцию к ПКО он должен выдать вносителю денег, а на РКО должен поставить свою подпись получатель <16>.

Так что если подписанные по этим правилам ордера и книга в ходе проверки не представлены, то ваш довод о том, что вы вели их на компьютере, суд наверняка не примет во внимание <17>.

* * *

Ответы на вопросы о ведении кассы в маленьких ОП вы найдете на с. 54.

--------------------------------

<1> см., например, Постановления 1 ААС от 29.01.2016 N А11-3723/2015; 3 ААС от 25.02.2016 N А33-17874/2015; 14 ААС от 06.07.2016 N А05-1233/2016

<2> п. 4.6 Указания ЦБ от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У)

<3> см., например, Постановления 9 ААС от 14.12.2016 N 09АП-54430/2016, от 23.03.2015 N 09АП-4316/2015; Решение АС Республики Марий Эл от 24.02.2016 N А38-8256/2015 (оставлено без изменения Постановлением 1 ААС от 27.04.2016 N А38-8256/2015)

<4> п. 4.6 Указания N 3210-У

<5> см., например, Постановления 1 ААС от 15.10.2015 N А38-3591/2015; 14 ААС от 02.06.2016 N А05-602/2016; 17 ААС от 03.03.2016 N 17АП-1072/2016-АКу (оставлено без изменения Постановлением ВС от 08.06.2016 N 309-АД16-5686)

<6> Постановления 1 ААС от 28.09.2016 N А38-3464/2016; 13 ААС от 10.06.2015 N А56-72199/2014

<7> Постановления 14 ААС от 22.09.2015 N А13-6604/2015, от 02.07.2015 N А05-13012/2014

<8> Постановления 1 ААС от 28.09.2016 N А38-3464/2016, от 15.04.2015 N А79-7862/2014; 15 ААС от 21.01.2015 N 15АП-22650/2014

<9> Постановление 9 ААС от 06.02.2017 N 09АП-66645/2016

<10> Постановление 13 ААС от 05.03.2015 N А56-58474/2014

<11> Письмо ФНС от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@

<12> п. 5.2 Указания N 3210-У

<13> Постановление 1 ААС от 29.01.2016 N А11-3723/2015

<14> абз. 1 п. 2, п. 4.1 Указания N 3210-У

<15> пп. 4.7, 4.6 Указания N 3210-У

<16> пп. 5.1, 6.2 Указания N 3210-У

<17> Постановление 14 ААС от 08.07.2015 N А05-1247/2015

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 10

ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ДИРЕКТОРА И ГЛАВБУХА НА ВРЕМЯ ИХ ОТПУСКА

М.Г. Суховская, старший юрист

Все нуждаются в отдыхе, и руководитель с главным бухгалтером не исключение. Очевидно, что в их отсутствие работа компании не должна останавливаться. Конечно, когда у начальства есть официальные заместители, то все просто. А если их нет? Тогда надо грамотно оформить передачу полномочий. И совмещение должностей - самый оптимальный вариант для этого.

Заместители, ваш выход!

Если у вас в штатном расписании есть должности заместителя руководителя и заместителя главного бухгалтера, то это сильно упрощает дело. Ведь, как правило, временное исполнение обязанностей начальства (на время болезни, командировок, отпуска и т.д.) изначально прописано в трудовых договорах с заместителями либо в их должностных инструкциях. В этом случае полномочия руководителя или главбуха переходят к их замам автоматически, ничего дополнительно делать не нужно.

Приказ о возложении на заместителя обязанностей отсутствующего начальника потребуется, только если у него несколько замов по разным вопросам (например, зам по кадрам, зам по договорной работе, зам по финансам и т. п.), а замещать будет только один из них.

По мнению Минздравсоцразвития, когда заместитель подменяет своего руководителя в рамках трудового договора, доплата за эту работу ему не полагается <1>. Но это вовсе не означает, что ее нельзя установить, - все на усмотрение работодателя. С налоговой точки зрения удобнее всего оформить такую доплату в виде премии.

Оформляем совмещение должностей

Если же у вас в штате нет заместителей либо эти должности вакантны, то обязанности руководителя или главного бухгалтера во время их отпуска может исполнять другой работник. Тогда самый оптимальный вариант - оформить совмещение (его еще иногда называют замещением). Ведь в этом случае замещающий сотрудник, согласившийся на дополнительную работу, будет выполнять ее в течение рабочего дня наряду со своими основными обязанностями. И за это ему положена доплата <2>.

Вот три шага к грамотному оформлению совмещения.

Шаг 1. Заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору <3>. Приведем его примерный образец. Полужирным шрифтом выделены моменты, которые обязательно надо прописать в соглашении (с. 66).

Шаг 2. Издаем приказ о совмещении и знакомим с ним работника под роспись. В приказе должны быть отражены все те обязательные моменты, что и в допсоглашении.

Шаг 3. Рассчитываем размер доплаты за совмещение.

Допустим, период совмещения - с 9 по 27 июня 2017 г., размер доплаты - 50% от зарплаты главного бухгалтера, чей оклад составляет 70 000 руб.

1. Определяем размер доплаты за месяц: 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.

2. Рассчитываем размер доплаты за июнь, в котором 21 рабочий день. На период с 9 по 27 июня приходится 12 рабочих дней. Таким образом, размер доплаты за совмещение работы главбуха и старшего бухгалтера составит 20 000 руб. (35 000 руб. / 21 д. х 12 дн.).

Учтите, что доплата за совмещение - это часть зарплаты. Поэтому суммы доплат учитываются в расходах на оплату труда <4>, облагаются НДФЛ и страховыми взносами <5>, в том числе взносами "на травматизм" <6>.

Внимание! Сведения о совмещении не нужно вносить ни в трудовую книжку замещающего работника, ни в его личную карточку, ни в табель учета рабочего времени.

Неудачные варианты "отпускной" передачи полномочий

Есть и другие способы оформить передачу "начальственных" полномочий, но у них есть определенные недостатки.

Внутреннее совместительство. Неудобно тем, что предполагает занятость сотрудника лишь в свободное от его основной работы время - по общему правилу не более 4 часов в день <9>. То есть, например, коммерческий директор в течение рабочего дня (8 часов) должен выполнять свои основные должностные обязанности, а после его окончания (к примеру, с 18.00 до 22.00 часов) - работать за руководителя. Кроме того, при совместительстве надо обязательно заключать отдельный трудовой договор <10>.

Временный перевод. В этом случае замещающий сотрудник на основании допсоглашения к трудовому договору и приказа должен быть полностью освобожден от своей основной работы и в течение рабочего дня выполнять только обязанности отсутствующего работника. При этом он получает оклад по выполняемой работе <11>. Таким образом, участок работы замещающего сотрудника будет "оголен" и придется искать другого человека, который бы выполнял работу этого сотрудника.

О чем еще надо позаботиться

Если в период отпуска директора замещающему сотруднику придется представлять интересы фирмы в госорганах либо заключать договоры, то руководителю следует выдать ему доверенность, прописав в ней необходимый перечень полномочий <12>.

При представлении документов в банк на бумаге имеет смысл оформить на работников, замещающих начальство, временные банковские карточки <13>. Но в организациях, где стоит система наподобие "Клиент-Банк", "заместителям" обычно передают на время все необходимое для подписи электронных документов в системе (в частности, ключи электронной подписи руководителя и главного бухгалтера).

Внимание! Работник, совмещающий свои обязанности и обязанности руководителя или главного бухгалтера, при подписании за них документов не имеет права просто ставить свою подпись напротив ф. и. о. руководства.

Обычно делают так. Под реквизитом "Руководитель организации" или "Главный бухгалтер организации" такой работник дополнительно пишет "За руководителя (или главного бухгалтера) организации" и указывает свои фамилию, инициалы и должность.

В принципе, в Законе об электронной подписи нет прямого запрета на передачу и использование другим лицом ключа ЭП, принадлежащего руководителю или главному бухгалтеру <14>. Но надо понимать, что, когда вы доверяете свою электронную подпись другим людям, вы доверяете им управление всеми денежными средствами на расчетном счете компании. А это самостоятельные риски.

Совет. Обычно главный бухгалтер уходит в отпуск только после сдачи отчетности в ИФНС и внебюджетные фонды. Но в жизни бывает всякое. Если вы отчитываетесь через Интернет, инспекторы могут прислать требование о представлении пояснений или уточненной декларации. Поэтому на всякий случай имеет смысл выдать сотруднику, замещающему главного бухгалтера, полную инструкцию о том, как пользоваться программой, с помощью которой отсылаются отчеты в инспекцию, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования через Интернет. Подробнее об этом написано на с. 86.

И в заключение еще один совет уходящему в отпуск руководству. Не поленитесь набросать памятку подменяющему вас сотруднику со сроками платежей по текущим договорам, запишите телефоны клиентов, партнеров и заказчиков, которые могут пригодиться.

Тем самым вы сведете к минимуму количество поводов, по которым вас могут побеспокоить в отпуске.

--------------------------------

<1> Письмо Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 22-2-897

<2> ст. 60.2 ТК РФ

<3> статьи 60.2, 151 ТК РФ

<4> п. 3 ч. 1 ст. 255 НК РФ; ст. 151 ТК РФ

<5> ст. 210, п. 1 ст. 420 НК РФ

<6> ст. 20.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<7> ст. 60.2 ТК РФ

<8> ст. 151 ТК РФ

<9> статьи 60.1, 284 ТК РФ

<10> ст. 282 ТК РФ

<11> ст. 72.2 ТК РФ

<12> п. 4 ст. 185.1 ГК РФ

<13> п. 7.13 Инструкции ЦБ от 30.05.2014 N 153-И

<14> п. 1 ст. 10 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2017, N 10

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ - 2017: ИЗУЧАЕМ ВМЕСТЕ

Платежки по взносам с ошибками в новых КБК придется уточнять самим. Даже копеечные пени нужно будет заплатить. При пересчете взносов из-за "слета" с пониженных тарифов или, наоборот, из-за появления права на применение пониженного тарифа придется подавать уточненку. Правильный порядок действий в этих и других непростых ситуациях поможет плательщикам сохранить время и деньги.

КБК-2016 при уплате взносов за 2017 г.

В начале 2017 г. пенсионные взносы за январь 2017 г. наша организация ошибочно перечислила в инспекцию на новые КБК, относящиеся к 2016 г.

Написали в ИФНС заявление о зачете. Нам отказали, сославшись на то, что решение о возврате взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается органами ПФР <1>. В Пенсионном фонде наше заявление о возврате принимать отказываются: они не видят поступления, перечисленные в ИФНС. Как быть?

- В описанной вами ситуации к 2016 г. суммы уплаченных пенсионных страховых взносов не имеют никакого отношения.

Вот как рекомендует поступать специалист налоговой службы в подобных случаях.

Исправление ошибок при уплате взносов

ПАВЛЕНКО Светлана Петровна. Государственный советник РФ 2 класса

- В случае когда пенсионные взносы за периоды 2017 г. ошибочно перечислены с указанием КБК, относящегося к пенсионным взносам за 2016 г., страхователю надо написать заявление на уточнение платежа в ИФНС. В нем надо исправить неверный КБК на правильный, относящийся к периодам 2017 г.

Автоматический зачет неправильно перечисленных взносов

@ Должна ли инспекция сама делать зачет поступивших в начале 2017 г. платежей по страховым взносам с новыми КБК, но относящимися к 2016 г. (отличие только в 16-м разряде)?

У нас числится недоимка по взносам за месяцы 2017 г., хотя все уплачено, но на ошибочный КБК.

- Инспекция сама (в автоматическом режиме) не может делать такой зачет. Уплаченные вами суммы отразились в карточке расчетов с бюджетом именно по тому КБК, который был указан вами в платежке, и там числится переплата. Такое возможно, если у вас не было долгов по взносам за 2016 г. А по карточке с кодом для учета взносов, которые вы намеревались заплатить, числится недоимка. Более того - капают пени.

Для исправления ситуации вам надо обратиться в инспекцию, подав заявление об уточнении платежа с просьбой об исправлении КБК. Если за 2016 г. у вас нет задолженности, инспекция должна сделать такое уточнение. Пени в этом случае должны быть сторнированы (если взносы уплачены своевременно) <2>.

Решение об уточнении платежа должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас или со дня подписания акта совместной сверки расчетов по налогам, если такая сверка проводилась <3>. О принятом решении инспекция должна уведомить вас в течение 5 рабочих дней после его вынесения <4>.

Зачет переплаты по взносам

@ У предпринимателя возникла переплата по страховым взносам за 2017 г. Возможен ли зачет по недоимке налога на доходы по УСН за 2016 г.?

- Нет, это невозможно. Переплату страховых взносов за периоды с 2017 г. можно зачесть только в счет уплаты соответствующего вида взносов <5>.

Требование на уплату пеней по взносам

@ Разумно ли со стороны инспекции высылать требование на уплату пеней по страховым взносам на сумму 1 копейка?

- В НК не установлено нижнего предела пеней, которые подлежат уплате налогоплательщиком.

Учтите: если их не уплатить, то пени могут быть взысканы с вашей организации в принудительном порядке <6>.

Недоимка по старым взносам, которой быть не должно

@ Раз в месяц делаем сверку с налоговой. В апреле увидели, что у нас огромная недоимка по пенсионным взносам до 01.01.2017 и огромные пени. Написали письма в налоговую, ответов нет. Все страховые взносы были уплачены в полном размере и в срок. Что делать?

- Поскольку инспекция не требует от вас погасить эти недоимку и пени <7>, их появление в вашей карточке расчетов с бюджетом связано, видимо, со сбоями в передаче данных от фондов в ФНС. Рано или поздно данные будут приведены в соответствие с действительностью, и тогда несуществующая недоимка должна из вашей карточки исчезнуть.

Причем налоговая служба указывает, что сама инспекция не может исправить в карточках неверные данные о взносах до 01.01.2017.

Данные изменятся только после того, как Пенсионный фонд повторно передаст их налоговикам.

Поэтому ФНС предлагает плательщикам взносов направлять обращения о неверной сумме сальдо по взносам именно в соответствующие отделения фондов.

Кстати, именно в фонды инспекции будут пересылать и все получаемые от организаций и ИП письма по этому вопросу <8>.

Если же ждать, пока будет наведен порядок, вы не можете, потому что уже сейчас вам нужна от ИФНС "чистая" справка об исполнении обязанности по уплате налогов <9>, то можете обжаловать сначала в УФНС, а потом при необходимости и в суде <10>:

- справку о состоянии расчетов по налогам, пеням, штрафам, процентам <11>;

- справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов <11>;

- акт сверки расчетов с бюджетом.

Пересчет взносов из-за потери права на пониженные тарифы

@ ИП на УСН занимается производством пищевой продукции, имеет работников, применяет пониженные тарифы страховых взносов. Как будут пересчитываться взносы в случае превышения размера выручки 79 млн руб. в течение 2017 г.?

- Упрощенцы, которые ведут льготные виды деятельности, утрачивают право на пониженные тарифы, если <12>:

- или доля доходов от льготируемого вида деятельности составит менее 70% от общей суммы доходов при УСН;

- или доходы при УСН за текущий год превысят 79 млн руб.

В том месяце, в котором упрощенец потеряет право на пониженные тарифы, надо с начала года пересчитать взносы по обычным тарифам <13>.

Отчитаться перед ИФНС о пересчитанной сумме взносов без подачи уточненки вы не сможете. Действующая форма расчета не предусматривает возможности отражения корректировки сумм взносов в периоде их доначисления <14>. Это подтверждает и специалист ФНС.

Пересчет взносов из-за потери права на пониженный тариф

ПАВЛЕНКО Светлана Петровна. Государственный советник РФ 2 класса

- В случае если ИП, имевший право на применение пониженных тарифов страховых взносов, превысил за налоговый период ограничение по доходам в 79 млн руб., он лишается права применять пониженные тарифы с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, то есть с 1 января 2017 г. <13>. И сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Если право на пониженный тариф утрачено, к примеру, в мае, ИП обязан представить уточненный расчет за I квартал 2017 г. с перерасчетом сумм страховых взносов по основному тарифу <15>.

В уточненный расчет нужно включить разделы (в том числе и раздел 3, где отражаются данные на каждого работника), подразделы и приложения, которые были ранее сданы в ИФНС, за исключением приложения N 6 <16>. Ведь право на пониженные тарифы взносов уже утрачено <17>.

Учтите, что по строке 001 приложения 1 к разделу 1, где рассчитываются взносы на ОПС и ОМС, вам нужно указать код тарифа плательщика 02, а не 08, как было в первоначальном расчете <18>.

Срок для доплаты доначисленных с начала года взносов НК не установлен. Есть лишь общий срок уплаты страховых взносов - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем их начисления <19>.

Поэтому логично, что перечислить доначисленные взносы нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потеряно право на пониженные тарифы.

Ни пени, ни штрафы упрощенец уплачивать не должен <20>.

Право на пониженный тариф появилось только в апреле

@ ООО занимается ремонтом и техобслуживанием автомобилей. С какого периода можно применять пониженные тарифы взносов, если условия для их применения стали выполняться только с апреля 2017 г.? В I квартале 2017 г. уплачены страховые взносы по полным тарифам, так как выручка от льготного вида деятельности была менее 70%. Надо ли подавать уточненку по страховым взносам за I квартал?

- Действительно, организации на УСН, основным видом деятельности которых является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении определенных условий <21>. В частности, если доля доходов от такого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов организации <22>.

Это условие у вас было выполнено только по итогам января - апреля. При соблюдении других требований НК РФ к применению пониженных тарифов вы вправе применять их с начала года.

То есть ранее начисленные взносы по основным тарифам вы можете пересчитать в меньшую сторону по пониженным тарифам с 01.01.2017 <20>.

И хотя никаких ошибок вы не совершили и не занизили сумму взносов, вам нужно будет представить в ИФНС уточненный расчет по страховым взносам за I квартал 2017 г. <23>

Корректировочный расчет по взносам

@ Как заполнять корректировочный расчет при внесении уточнений по некоторым сотрудникам? Какие разделы представлять? Должны ли там быть суммы взносов?

- В Порядке заполнения расчета и в разъяснениях ФНС сказано, что в уточненку нужно включить разделы, подразделы и приложения, которые были в ошибочном расчете, кроме "персонифицированных" разделов 3. А вот разделы 3 расчета на всех сотрудников вновь представлять не надо. В уточненку нужно включить только тех из них, данные по которым изменились после корректировки <24>.

Однако многие работодатели не смогли сдать в ИФНС уточненку с таким разделом 3. Программа выдавала ошибку. Ведь в утвержденных ФНС контрольных соотношениях по проверке расчета по взносам заложено, что совокупная сумма страховых взносов на ОПС по всем физлицам, исчисленная за каждый из последних 3 месяцев отчетного (расчетного) периода исходя из базы, не превышающей предельную величину, должна быть равна сумме взносов по каждому застрахованному лицу за этот же период <25>. И если это равенство не выполняется, то расчет не считается представленным <26>.

Следовательно, пока из программы в инспекциях не уберут проверку такого контрольного соотношения для уточненных расчетов, при уточнении данных даже по одному работнику придется включать в раздел 3 данные на всех работников. Надеемся, что скоро все исправят.

В уточненном расчете на титульном листе в поле "Номер корректировки" и в разделе 3 по каждому работнику по строке 010 ставьте цифру 1 - если сдаете первый уточненный расчет, цифру 2 - если второй и так далее <27>.

--------------------------------

<1> ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ

<2> пп. 7, 9 ст. 45 НК РФ

<3> п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45, п. 4 ст. 78 НК РФ; Письмо Минфина от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324

<4> п. 6 ст. 6.1, пп. 7, 8 ст. 45 НК РФ

<5> п. 1.1 ст. 78 НК РФ

<6> п. 6 ст. 75 НК РФ

<7> п. 2 ст. 69 НК РФ; п. 2 ст. 4 Закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ; Письмо Минфина от 21.10.2016 N 03-02-08/61943

<8> Письмо ФНС от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281

<9> приложение N 1, утв. Приказом ФНС от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@

<10> пп. 1, 2 ст. 138, статьи 137, 139-142 НК РФ

<11> подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ

<12> подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ

<13> п. 6 ст. 427 НК РФ

<14> расчет по страховым взносам (приложение N 1, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@)

<15> п. 1 ст. 81 НК РФ

<16> п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам (приложение N 2, утв. Приказом ФНС от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) (далее - Порядок)

<17> п. 2.6 Порядка

<18> п. 6.4 Порядка; приложение N 5 к Порядку

<19> п. 3 ст. 431 НК РФ

<20> Письмо ФНС от 01.03.2017 N БС-4-11/3705

<21> подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ; Письмо Минфина от 05.04.2017 N 03-15-06/20175

<22> п. 6 ст. 427 НК РФ

<23> пп. 1, 7 ст. 81 НК РФ

<24> пп. 1.2, 22.22 Порядка; Письмо ФНС от 10.01.2017 N БС-4-11/100@ (п. 3)

<25> Письмо ФНС от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@

<26> п. 7 ст. 431 НК РФ

<27> пп. 3.5, 22.3 Порядка

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2017, N 11

"ДОНОРСКИЙ" ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

М.Г. Суховская, старший юрист

Работникам, которые сдали кровь, полагается не только освобождение от работы в этот день, но еще и оплачиваемый дополнительный выходной (исходя из 8-часового рабочего дня). При этом заменить день отдыха денежной выплатой не получится.

Рассказываем работнику. Заменить "донорский" день отдыха денежной компенсацией (в том числе при увольнении) нельзя <3>.

Нюансы предоставления такого выходного дня

За день сдачи крови (подтверждается справкой из медучреждения по форме 402/у) работнику-донору положен дополнительный день отдыха <1>. При этом неважно, сдавал ли он кровь:

- в свой рабочий день (и вышел ли в этот день на работу) <2>;

- в выходной (праздничный) день или в день своего ежегодного отпуска.

А вот если по результатам медобследования у работника не взяли кровь, то на дополнительный выходной он рассчитывать не может.

При этом "донорский" выходной предоставляется исходя из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов) <4>. То есть если сотрудник-донор работает посменно и день отдыха совпал с рабочей сменой продолжительностью, например, 10 часов, то оставшиеся 2 часа ему придется отработать потом.

По желанию работника свой "донорский" выходной он может:

- или использовать на следующий же день после сдачи крови, причем даже не согласовывая это с работодателем <1>. В таком случае неявка на работу прогулом не является <5>;

- или присоединить к ежегодному оплачиваемому отпуску;

- или использовать в любое другое время в течение года после дня сдачи крови. По истечении года неиспользованные отгулы просто сгорят. Работодателю следует взять у донора заявление о предоставлении ему дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови. А вот издавать соответствующий приказ не нужно <4>.

В табеле учета рабочего времени дополнительный день отдыха обозначается кодом "ОВ" или "27" (дополнительные выходные дни (оплачиваемые)).

Как оплачивать "донорский" выходной

За дополнительный день отдыха работнику выплачивается средний дневной заработок, который рассчитывается так же, как при оплате дней командировки <6>. Кстати, аналогично оплачивается и день сдачи крови (если работник в этот день не работал).

Средний заработок за эти дни надо выплатить одновременно с ближайшей зарплатой. А если работник присоединил дополнительный день отдыха к ежегодному отпуску, то вместе с отпускными. Кстати, этот день оплачивается иначе, нежели дни отпуска.

Суммы "донорского" среднего заработка:

- облагаются НДФЛ <7> и страховыми взносами (в том числе "на травматизм") <8>;

- учитываются в расходах на оплату труда: при общем режиме - на дату начисления, а при УСН - на дату выплаты <9>.

* * *

А в заключение напомним, что вы не должны предоставлять и оплачивать дополнительный выходной день работнику, который представил справку о сдаче крови, датированную периодом, когда он еще не работал у вас в компании <10>.

--------------------------------

<1> ст. 186 ТК РФ

<2> Письмо Минтруда от 24.02.2016 N 14-2/ООГ-1496

<3> Письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1 (п. 9)

<4> Письмо Минтруда от 01.03.2017 N 14-2/ООГ-1727

<5> подп. "д" п. 39 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2

<6> статьи 186, 139 ТК РФ; п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922; Письмо Минтруда от 24.02.2016 N 14-2/ООГ-1496

<7> Письма Минфина от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, от 24.04.2014 N 03-04-05/19211

<8> Письмо Минтруда от 17.02.2014 N 17-4/В-54 (п. 2); Информация ФСС "Страховые тарифы, взносы, резервы (вопрос-ответ)"; Постановление Президиума ВАС от 13.05.2014 N 104/14

<9> п. 20 ст. 255, п. 4 ст. 272, подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо Минфина от 03.12.2010 N 03-03-06/1/755

<10> Письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1 (п. 9)

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 11

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное