Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.05.2018


Вопросы и ответы

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс

Зарегистрируйтесь онлайн и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс на 3 дня!  

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению от 18.05.2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

О перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль при выявлении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2018 N 03-03-06/2/29295

Вопрос:

Об НДС при оказании некоммерческой образовательной организацией дополнительных образовательных услуг (разовых семинаров, лекций, мастер-классов).

Ответ:

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Следует отметить, что изменения, внесенные в подпункт 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 346-ФЗ, были вызваны необходимостью приведения положений Кодекса в соответствие с категориально-понятийным аппаратом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Таким образом, на основании указанного подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по оказанию некоммерческой образовательной организацией образовательных услуг в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление образовательной деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг, проводимых в форме разовых семинаров, лекций и мастер-классов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2018 N 03-07-11/28714

Вопрос:

О страховых взносах при выплате иностранному гражданину вознаграждения по договору оказания услуг.

Ответ:

Из вопроса следует, что организация заключает гражданско-правовые договоры, предметом которых является оказание ей образовательных, консультационных и других услуг, с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации, а также с иностранными гражданами, оказывающими данные услуги дистанционно, без въезда на территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При этом исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, осуществляющие деятельность, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования.

Обязательному медицинскому страхованию на основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не подлежат.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) иностранные граждане, работающие в Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат, следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются.

При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами для организаций выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, вознаграждения по гражданско-правовым договорам на оказание услуг, выплачиваемые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, облагаются в общеустановленном НК РФ порядке только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (с учетом вышеупомянутого исключения в отношении высококвалифицированных специалистов).

Что касается обложения страховыми взносами выплат вознаграждений иностранным гражданам, оказывающим услуги по гражданско-правовому договору, заключенному с российской организацией, дистанционно, без въезда на территорию Российской Федерации, то, учитывая положения пункта 5 статьи 420 НК РФ, такие вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами для организаций не признаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-15-06/26835

Вопрос:

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" бланки строгой отчетности формируются с использованием отдельного вида контрольно-кассовой техники - автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" договор займа в ломбарде оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета, являющегося бланком строгой отчетности, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.

Какую использовать модель (модели) ККТ (автоматизированной системы для бланков строгой отчетности) для формирования и печати БСО залогового билета?

Ответ:

В настоящее время при осуществлении ломбардами деятельности по предоставлению займов (за исключением реализации невостребованного имущества) применение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) не требуется.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона N 344028-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", согласно которому под расчетами понимается, в частности, прием (в том числе получение предварительной оплаты или авансов) или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах, зачет предварительной оплаты или авансов, предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги (в том числе по осуществлению ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).

Таким образом, законопроектом предполагается установление обязанности для ломбардов применять ККТ.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названной статьей 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ также определен перечень положений и информации, которые должен содержать залоговый билет.

Вышеуказанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 (далее - Постановление N 359).

Форма бланка строгой отчетности "Залоговый билет" утверждена приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.

Таким образом, при оформлении залогового билета применение ККТ не требуется.

При этом следует учитывать, что исходя из положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции законопроекта у пользователя ККТ, в том числе у ломбарда, сохраняется обязанность при осуществлении расчета выдать (направить) покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-01-15/26747

Вопрос:

ПАО в IV квартале 2017 г. совершило сделку с взаимозависимым лицом (далее - контрагент) по приобретению объектов недвижимости. Данная сделка является контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ. ПАО и контрагент являются налогоплательщиками НДС.

Также в IV квартале 2017 г. ПАО реализовало приобретенные у контрагента объекты недвижимости (за исключением объектов недвижимости общей площадью 2 079 кв. м) организации, не являющейся взаимозависимой, по цене выше цены приобретения. Данная информация была направлена в письменном виде контрагенту.

Разделом V.1 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.

Контрагент, руководствуясь ст. ст. 105.3 и 105.18 НК РФ, осуществил самостоятельно корректировку суммы налога на прибыль по сделке, заключенной с ПАО, путем доплаты налога исходя из цены реализации, по которой ПАО реализовало объекты недвижимости невзаимозависимой организации, и отражения данной суммы налога в декларации по налогу на прибыль за 2017 г. Кроме того, контрагентом осуществлены самостоятельная корректировка налога на прибыль и его доплата по итогам 2017 г. в отношении объектов недвижимости площадью 2 079 кв. м, которые не были реализованы ПАО по состоянию на 31.12.2017.

ПАО от контрагента получено соответствующее уведомление с приложением платежных поручений, подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате такой корректировки.

Таким образом, ПАО соблюдены все требования, предусмотренные п. 10 ст. 105.18 НК РФ, для осуществления симметричной корректировки.

В случае реализации ПАО объектов недвижимости площадью 2 079 кв. м в налоговых периодах, следующих за 2017 г., может ли ПАО произвести симметричную корректировку (уменьшение налога на прибыль) в указанных налоговых периодах на сумму налога на прибыль, уплаченного контрагентом за данные объекты недвижимости по итогам 2017 г.?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) цены, на основании которых налогоплательщиками осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (убытка) в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, могут быть применены российскими организациями - налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки (далее - другая сторона контролируемой сделки), при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса. Применение таких цен в целях Кодекса признается симметричной корректировкой.

Основанием для применения другой стороной контролируемой сделки симметричной корректировки является осуществление налогоплательщиком самостоятельно корректировки налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, представление налоговой декларации, в которой отражена соответствующая корректировка, и погашение суммы недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии) (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.18 Кодекса).

В этом случае симметричные корректировки отражаются в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, представленных по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса (подпункт 2 пункта 3 статьи 105.18 Кодекса).

В случае если право на симметричные корректировки возникло у другой стороны сделки после срока, установленного для представления налоговой декларации по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, симметричная корректировка может быть отражена другой стороной сделки в уточненной налоговой декларации за указанный налоговый период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-12-11/1/26709

Вопрос:

Подпунктом 1 п. 2 ст. 226.1 НК РФ обязанность по выполнению функций налогового агента в целях этой статьи, а также ст. 214.1 НК РФ закреплена за брокером, осуществляющим в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание.

Согласно п. 11 ст. 226.1 НК РФ для определения налоговой базы налоговый агент производит расчет финансового результата в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3 и 214.4 НК РФ для налогоплательщика, которому выплачиваются денежные средства (доход в натуральной форме), на дату выплаты дохода.

В силу п. п. 7, 10 и 12 ст. 214.1 НК РФ при формировании налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами расчет финансового результата производится с учетом всех сумм доходов (т.е. включая суммы купонного дохода, полученного от эмитента в период владения долговыми обязательствами, и суммы накопленного купонного дохода, полученного при реализации ценных бумаг на вторичном рынке в составе цены сделки) и всех сумм расходов (т.е. расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, включая суммы накопленного купонного дохода, уплаченного при приобретении ценных бумаг в составе цены сделки), сложившихся на дату выплаты дохода.

При этом согласно п. 25 ст. 217 НК РФ суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

Одновременно абз. 2 п. 13 ст. 214.1 НК РФ установлено, что при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено п. 1 ст. 224 НК РФ, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Распространяются ли нормы п. 25 ст. 217 НК РФ помимо купонного дохода, полученного от эмитента, на накопленный купонный доход, полученный от покупателя в составе цены сделки?

Как брокеру рассчитать финансовый результат по сделкам покупки/продажи облигаций федерального займа в части накопленного купонного дохода?

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, а доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Абзацем вторым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса установлено, что при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 224 Кодекса, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Согласно пункту 25 статьи 217 Кодекса суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

К указанным категориям ценных бумаг, в частности, относятся облигации федерального займа.

Таким образом, не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, упомянутыми в пункте 13 статьи 214.1 Кодекса (в том числе с облигациями федерального займа), суммы процентного дохода, выплачиваемые по вышеуказанным ценным бумагам эмитентами таких ценных бумаг в соответствии с условиями их выпуска, освобождаемые от налогообложения на основании пункта 25 статьи 217 Кодекса.

Накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям в главе 23 Кодекса "Налог на доходы физических лиц" не предусмотрен. Специальных положений, касающихся учета при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 Кодекса не содержится.

Суммы такого дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные в цене сделки продавцу ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-04-06/26989

Вопрос:

О применении освобождения от НДС услуг по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Ответ:

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

В связи с этим услуги по распространению входных билетов организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, на посещение указанных мероприятий, оказываемых на основании договора, не являющегося посредническим договором, с другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-07-11/26680

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов ТСЖ, применяющими УСН и осуществляющими деятельность по управлению недвижимым имуществом.

Ответ:

Из вопроса следует, что в соответствии с прежним ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД1) ТСЖ осуществляли вид экономической деятельности с кодом 70.32 "Управление недвижимым имуществом" и имели право применять пониженные тарифы страховых взносов. В связи с заменой ОКВЭД1 на ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД2) с 01.01.2017 и изменением наименования вида осуществляемой упомянутыми организациями экономической деятельности на "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе" с кодом 68.32 появились опасения, что право ТСЖ на применение пониженных тарифов страховых взносов будет потеряно.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности - ОКВЭД2, при этом ОКВЭД1 утратил свою силу.

При этом Минэкономразвития России были разработаны прямые и обратные переходные ключи между ОКВЭД1 и ОКВЭД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Так, в частности, в результате применения упомянутых переходных ключей вид экономической деятельности с кодом 70.32 "Управление недвижимым имуществом" стал видом экономической деятельности с кодом 68.32 "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", тем самым изменив не только кодировку, но и название. При этом ОКВЭД2 больше не содержит вида экономической деятельности с наименованием "Управление недвижимым имуществом".

Учитывая вступление в силу нового ОКВЭД2 с 01.01.2017, возникла необходимость уточнить положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в этой части и, соответственно, Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ) были внесены изменения, в частности, в статью 427 Налогового кодекса, уточняющие виды экономической деятельности в связи с их переименованием согласно новому ОКВЭД2. Данные изменения были внесены с целью сохранения права применения плательщиками на УСН пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%.

Таким образом, согласно действующей редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса в перечень видов экономической деятельности включена деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32 в соответствии с ОКВЭД2), включающая в себя управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества.

Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 119, 145 и 149) и Трудового кодекса Российской Федерации (статья 17) деятельность ТСЖ осуществляется членами правления, в том числе председателем правления, а также бухгалтером, у которых возникают трудовые отношения в связи с возложением на них определенных функций или гражданско-правовые отношения по выполнению работ (услуг) для упомянутых организаций, за которые могут быть произведены выплаты и вознаграждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании изложенного в случае, если члены правления выполняют определенные функции, то вид деятельности у данной организации относится к коду 68.32 "Управление недвижимым имуществом за вознаграждения или на договорной основе" и выплаты в их пользу облагаются страховыми взносами в соответствии со статьей 420 Налогового кодекса в общеустановленном порядке.

Что касается применения ТСЖ к выплатам в пользу членов правления пониженных тарифов страховых взносов, то исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса.

Таким образом, исходя из редакции пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса, т.е. как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом ТСЖ на УСН в целях применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, и в общем доходе, и в доходе от осуществления основного вида экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-05/26531

Вопрос:

О страховых взносах при выплате компенсации работникам с разъездным характером работы.

Ответ:

Из вопроса следует, что работодатель выплачивает работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, компенсацию в пределах норм, установленных локальными нормативными актами организации.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании десятого абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами вышеуказанных сумм законодательство предусматривает необходимость представления работником соответствующих подтверждающих расходы документов.

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками, не облагаются страховыми взносами в случае их документального подтверждения.

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-06/26525

Вопрос:

Об учете организацией, применяющей УСН, займов и денежных средств, поступивших по договору комиссии, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ от 27.11.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ)) для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рубл ей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

При этом действие положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (пункт 9 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исходя из редакции пункта 6 статьи 427 Кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, т.е. как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом полученные комиссионером денежные средства в виде комиссионного вознаграждения и сумм, направленных на возмещение затрат комиссионера, поступившие в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, включаются и в общий объем доходов, и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности.

Вместе с тем полученный организацией заем не может быть включен как в общий объем доходов, так и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку указанные средства подлежат возврату.

Исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют, а акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-06/26508

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное