Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.07.2019


Вопросы и ответы

Подписывайтесь на @consultant.ru в Instagram

Официальные аккаунты КонсультантПлюс есть во всех популярных социальных сетях: в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и на Яндекс.Дзен.
На страницах компании вы найдете информацию о важных правовых новостях и событиях, полезных материалах в системе КонсультантПлюс, видеосоветы по работе с КонсультантПлюс, новости компании и др.
Присоединяйтесь! С нами интереснее!

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Yandex Zen Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 19.07.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О периоде отражения безнадежной задолженности в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит закрытый перечень оснований признания задолженности безнадежной. В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 Гражданского кодекса Российской Федерации), признаются безнадежными. Долги ликвидированных организаций, нереальные ко взысканию, списываются в составе внереализационных расходов с даты исключения налогоплательщика-должника из единого государственного реестра юридических лиц.

При этом в случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной, указанных в пункте 2 статьи 266 НК РФ, задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания задолженности безнадежной.

Решение выездной налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности не является основанием признания задолженности перед налогоплательщиком безнадежной, так как не указано в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

Также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Учитывая указанное, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде в результате налоговой проверки суммы безнадежной задолженности, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть также учтены налогоплательщиком в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных статьей 54 НК РФ, с учетом положений статьи 78 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.07.2019 N 03-03-06/1/48327

Вопрос:

Об НДФЛ при возмещении расходов работника на проезд до места командировки и обратно, если дата в проездном документе не совпадает с датой ее начала (окончания).

Ответ:

Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абзаце двенадцатом данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выходные дни и нерабочие праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

При этом согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, в случае если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования (независимо от продолжительности отпуска), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 Кодекса, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме в соответствии с положениями статьи 211 Кодекса.

Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Одновременно сообщается, что, в случае если сотрудник организации направляется организацией в место командирования из места нахождения в отпуске, суммы возмещения организацией стоимости проезда сотрудника от места проведения отпуска до места командирования при выполнении установленных условий также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании вышеуказанной нормы абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса.

При этом если место проведения отпуска и место командирования сотрудника совпадают, то и соответствующих расходов не осуществляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.06.2019 N 03-04-06/46418

Вопрос:

О страховых взносах с выплат, производимых по ученическим договорам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором, а также вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях (статья 204 Трудового кодекса).

Ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг. Это следует из статей 56, 198, 199 Трудового кодекса.

Следовательно, выплаты, выплачиваемые по ученическому договору, заключенному с физическим лицом, ищущим работу, а также по ученическому договору на получение образования без отрыва от работы, заключенному с работником данной организации, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты, производимые не в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2019 N 03-15-06/45624

Вопрос:

О заполнении графы 4 счета-фактуры при реализации электрической энергии (мощности).

Ответ:

Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпункту "г" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 4 счета-фактуры указывается цена (тариф) товара (выполненной работы, оказанной услуги) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог на добавленную стоимость, с учетом суммы налога. В случае отсутствия данного показателя ставится прочерк.

Согласно статье 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в том числе по государственным регулируемым ценам (тарифам), производится по налоговой ставке в размере 20 (10) процентов.

В связи с этим цена (тариф) реализуемых товаров (работ, услуг) должна формироваться без учета налога на добавленную стоимость, а при применении в отношении реализуемых товаров (работ, услуг) государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, цена (тариф) формируется с учетом суммы налога на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 20 (10) процентов.

Таким образом, в счетах-фактурах, составляемых по электрической энергии (мощности), реализуемой по нерегулируемым ценам (тарифам), в графе 4 следует указывать цену (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета суммы налога на добавленную стоимость, а в счетах-фактурах, составляемых по электрической энергии (мощности), реализуемой по государственным регулируемым ценам (тарифам), в графе 4 - цену (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) с учетом суммы налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2019 N 03-07-09/45531

Вопрос:

О ставке НДС в отношении услуг, момент определения налоговой базы по которым возникает после 01.01.2019.

Ответ:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 до 20 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. При этом Федеральный закон не изменяет момент определения налоговой базы в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Таким образом, в отношении услуг, момент определения налоговой базы по которым возникает после 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2019 N 03-07-11/45430

Вопрос:

О страховых взносах в отношении расходов по организации обязательных медосмотров, а также медосмотров в рамках ДМС или договоров на оказание медицинских услуг.

Ответ:

Исходя из положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. К ним относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Таким образом, проведение обязательных медицинских осмотров, предусмотренных статьей 213 Трудового кодекса, является обязанностью работодателя.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Что же касается вопроса об уплате страховых взносов с сумм расходов плательщика, связанных с платежами по договорам ДМС или по договорам на оказание медицинских услуг, в рамках которых могут осуществляться медосмотры, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае если организация с целью заботы о здоровье своих работников заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медицинскими учреждениями, в рамках которых могут осуществляться медосмотры, суммы платежей по таким договорам не подлежат обложению страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2019 N 03-15-06/45499

Вопрос:

Об НДС при оказании рекламных услуг в РФ, в том числе иностранными лицами в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, рекламные услуги, оказываемые на территории Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.

Что касается оказания рекламных услуг в сети Интернет, оказываемых иностранными лицами, то порядок налогообложения таких услуг в Российской Федерации регулируется статьями 148 и 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2019 N 03-07-14/44482

Вопрос:

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Правомерно ли применение правопреемником налогового вычета по НДС, исчисленному продавцом (реорганизованной организацией) с сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реорганизации организации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг). При этом вычеты указанных сумм НДС производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 2 статьи 162.1 Кодекса при реорганизации организации в форме выделения налоговая база по НДС правопреемника (правопреемников) увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника (правопреемников).

Таким образом, при реорганизации организации в форме выделения реорганизованная (реорганизуемая) организация после перевода на правопреемника долга по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), в отношении которых получены суммы авансовых и иных платежей, принимает к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные ею при получении сумм авансовых или иных платежей, а правопреемник увеличивает налоговую базу по НДС на суммы авансовых или иных платежей, полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника.

Что касается применения НДС при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования, то согласно пункту 3 статьи 162.1 Кодекса у правопреемника (правопреемников) вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В связи с этим у правопреемника (правопреемников) реорганизованной организации оснований для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных по авансовым или иным платежам, но не уплаченных в бюджет организацией, реорганизованной в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования, не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2019 N 03-07-11/44698

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на оплату услуг по обновлению сайта в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, расходы на оплату услуг по обновлению сайта в сети Интернет могут быть учтены в расходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2019 N 03-11-11/44650

Вопрос:

Об НДС при передаче иностранной организацией в электронной форме исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование по лицензионному договору.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения данным налогом). В частности, в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к услугам в электронной форме относится оказание услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Таким образом, если оказываемые иностранной организацией услуги в электронной форме поименованы в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, то такие услуги освобождаются от налогообложения НДС и, соответственно, обязанности по уплате НДС у иностранной организации при их оказании не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2019 N 03-07-08/44653

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2019 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное