Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 02.01.2020


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.01.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Пункт 5 ст. 61 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусматривает полное погашение задолженности по обеспеченному ипотекой обязательству и прекращение указанного обязательства в случае, если залогодержатель оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя. Указанные последствия распространяются на ситуации, при которых размер обеспеченного ипотекой обязательства был меньше или равен стоимости заложенного имущества на момент возникновения ипотеки.

Правильно ли, что остаток непогашенной задолженности (проценты и признанные пени) по обеспеченным ипотекой обязательствам физических лиц, по которым предмет ипотеки перешел на баланс банка, для целей налогообложения прибыли учитывается в составе расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)?

Правильно ли, что остаток непогашенной задолженности в виде основного долга относится на расходы, не влияющие на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 14.03.2018 N 03-03-06/2/15666 обязательства по обеспеченному ипотекой обязательству прекращаются, если вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора-залогодержателя.

Правильно ли, что если сумма вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств оказалась меньше суммы задолженности по обеспеченному ипотекой долговому обязательству, то банк может включить остаток непогашенной задолженности в состав внереализационных расходов, признав его безнадежным долгом?

Если банк признает вышеуказанную задолженность безнадежным долгом, то на основании какого пункта ст. 266 НК РФ?

Банк исчисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ).

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (абз. 1 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абз. 1 п. 1 ст. 54 НК РФ).

В каком налоговом периоде банку исправлять обнаруженные ошибки, если по итогам 2016 - 2018 гг. у банка налоговый убыток и если по итогам 2019 г. намечается налоговый убыток?

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", если залогодержатель в порядке, установленном данным Федеральным законом, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность по обеспеченному ипотекой обязательству считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается.

Таким образом, в том случае, если залогодержатель оставляет за собой предмет ипотеки, цена приобретения нереализованного имущества должника, переданная взыскателю в счет погашения долга, для целей налогообложения будет равна сумме задолженности, в счет погашения которой передано имущество.

Согласно пункту 2 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав) с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Принимая во внимание указанное, если в дальнейшем банк реализует принятый на баланс предмет залога (ипотеки), отрицательная разница между ценой приобретения такого имущества и выручкой от его реализации признается для целей налогообложения убытком в соответствии с пунктом 2 статьи 268 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (пункт 8 статьи 274 НК РФ).

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2019 N 03-03-06/2/86738

Вопрос:

О применении ККТ при осуществлении зачета встречных требований между организациями и (или) ИП.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности п о хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Учитывая изложенное, при осуществлении зачета встречных требований между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2019 N 03-01-10/86539, от 01.11.2019 N 03-01-10/84352, от 25.10.2019 N 03-01-10/82064, от 25.10.2019 N 03-01-15/82066

Вопрос:

О подаче заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Ответ:

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ) указанный срок не отменен.

Федеральным законом N 325-ФЗ были внесены изменения в Кодекс, обеспечивающие возможность представлять в налоговый орган документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность. Документы (сведения) могут представляться в налоговые органы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, если Кодексом предусмотрено представление таких документов (сведений) в налоговые органы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что положения статьи 78 Кодекса не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2019 N 03-02-08/86022

Вопрос:

О размере стандартного вычета по НДФЛ на детей.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей - на первого и второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка и 12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Кроме того, стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей - на первого и второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка и 6 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Таким образом, размер предоставляемого стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц зависит от количества детей, находящихся на обеспечении родителей (опекунов, попечителей), а на ребенка-инвалида предоставляется в размере 12 000 (6 000) рублей вне зависимости от того, каким по счету является ребенок-инвалид.

Более того, достижение совершеннолетия старшими детьми на размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям (опекунам, попечителям) на младших детей, не влияет. То есть при определении применяемого размера стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц учитывается общее количество детей, включая детей, достигших возраста, после которого родители утрачивают право на получение стандартного налогового вычета.

При этом стандартный налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, не применяется.

Таким образом, стандартный налоговый вычет на детей позволяет частично уменьшить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц отдельных категорий налогоплательщиков, а именно родителей (опекунов, попечителей), на обеспечении которых находятся дети.

Предоставляемый стандартный налоговый вычет ограничивается предельным размером дохода, рассчитанным с начала года нарастающим итогом, поскольку его предназначение - своеобразная форма участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение предельного размера стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц повлечет соответствующий рост выпадающих доходов региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необходимостью возврата налога на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2019 N 03-04-05/85801

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении превышения действительной стоимости доли участника над первоначальной стоимостью доли при выходе участника из ООО.

Ответ:

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Пунктом 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ установлено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы налогоплательщика в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником) при уменьшении уставного (складочного) капитала (фонда), при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками.

При этом в силу пункта 1 статьи 250 НК РФ для целей главы 25 НК РФ к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.

Таким образом, превышение действительной стоимости доли участника над первоначальной стоимостью доли при выходе из общества для целей налогообложения прибыли признается доходом участника. Такой доход в виде имущества (имущественных прав) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) участником стоимость доли, квалифицируется для целей налогообложения прибыли в качестве дивидендов.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются налоговые ставки, установленные пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

Сумма налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций определяется с учетом положений статьи 275 НК РФ. Российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом.

Указанная в пункте 1 статьи 284.2 НК РФ ставка налога на прибыль применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), и к внереализационным доходам в виде дивидендов неприменима.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.11.2019 N 03-03-06/1/85298

Вопрос:

В соответствии с трудовым договором, заключенным между ПАО и работником, ПАО на основании договора найма компенсирует работнику расходы по найму жилого помещения путем перечисления денежных средств на расчетный счет работника ежемесячно. Работник подтверждает произведенную им оплату за наем жилого помещения соответствующими документами.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Является ли данная компенсация, перечисленная в денежной форме работнику на его расчетный счет, доходом, полученным в натуральной форме?

Ответ:

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения.

Таким образом, доходы в виде сумм возмещения расходов сотрудников организации на оплату аренды жилых помещений освобождаются от налогообложения на основании указанной нормы Кодекса только в случае, если действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений, а также определены порядок и условия выплаты такой компенсации.

Иных положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией своим работникам расходов по найму жилого помещения, статья 217 Кодекса не содержит, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.11.2019 N 03-04-06/86166

Вопрос:

О документальном подтверждении факта вывоза товаров за пределы территории ЕАЭС для целей применения ставки НДС 0%.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляются в том числе контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товара и таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса.

При таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо при истребовании налоговым органом декларации на товары (в установленных Кодексом случаях) может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары (из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности либо с помощью используемых им программных средств, имеющих доступ к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов), содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой распечатанной и заверенной налогоплательщиком копии декларации на товары не требуется.

В налоговый орган указанная копия электронной декларации на товары на бумажном носителе представляется заверенной налогоплательщиком и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах с отметками российского таможенного органа места убытия.

В соответствии с нормами пункта 15 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров вместо копий таможенных деклараций налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) по формату, установленному приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427@.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные пунктом 15 статьи 165 Кодекса, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 165 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 165 Кодекса (абзац пятнадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса).

При этом на основании абзаца семнадцатого пункта 15 статьи 165 Кодекса копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Согласно абзацу восемнадцатому пункта 15 статьи 165 Кодекса в случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС России, в соответствии с пунктом 17 указанной статьи Кодекса, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.

Если пояснения и документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, то при направлении запроса в соответствии с абзацем девятнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса налоговым органом таможенному органу о подтверждении вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории ЕАЭС они включаются в указанный запрос.

При этом при отсутствии подтверждения факта вывоза товаров из таможенных органов на запрос налоговых органов налоговая ставка 0 процентов в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Таким образом, для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории ЕАЭС в случае, предусмотренном абзацем восемнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса, налогоплательщиком в налоговый орган могут быть представлены любые документы, содержащие сведения, которые подтверждают вывоз (свидетельствуют о вывозе) товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2019 N 03-07-08/84885

Вопрос:

Об оформлении первичных учетных документов в целях подтверждения расходов по налогу на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

В статье 6 Закона N 63-ФЗ указано, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2019 N 03-03-07/85011

Вопрос:

Ситуация 1. Организация (далее - Первоначальный кредитор) заключила договор уступки права требования дебиторской задолженности, изначально возникшей из договора реализации товаров.

Налоговая база у Первоначального кредитора определяется в соответствии с п. 1 ст. 155 НК РФ как сумма превышения суммы дохода при уступке права требования над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Ситуация 2. Налогоплательщик (Новый кредитор) приобрел у третьего лица (Первоначального кредитора) право требования долга у должника, возникшего на основании договора реализации товаров. Далее обязательство должника перед Новым кредитором было прекращено путем погашения задолженности в установленный договором срок.

Налоговая база по НДС у Нового кредитора определяется в соответствии с п. 4 ст. 155 НК РФ как величина превышения суммы доходов, полученных на дату исполнения (частичного исполнения) должником обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Возникает ли у Первоначального кредитора в первом случае, а также у Нового кредитора во втором случае обязанность выставить и зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру при отрицательной или нулевой величине налоговой базы по НДС?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Согласно пункту 4 статьи 155 Кодекса при приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Таким образом, если при передаче имущественных прав в случае, установленном абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса, сумма дохода, полученная первоначальным кредитором при уступке права требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, либо в случае, установленном пунктом 4 статьи 155 Кодекса, сумма дохода, полученная налогоплательщиком от должника и (или) при последующей уступке, не превышает сумму расходов на приобретение денежного требования, то налоговая база и сумма налога на добавленную стоимость признаются равными нулю.

На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 3 статьи 169 Кодекса).

Пунктом 1 раздела II Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению). При этом на основании пункта 3 Правил в книге продаж подлежат регистрации составленные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с Кодексом, в том числе при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав.

Учитывая изложенное, при передаче имущественных прав в случаях, когда налоговая база по налогу на добавленную стоимость, определяемая в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 и (или) пунктом 4 статьи 155 Кодекса, признается равной нулю, налогоплательщику следует выставлять соответствующие счета-фактуры, которые подлежат регистрации в книге продаж.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2019 N 03-07-11/84894

Вопрос:

Об исполнении банком поручений и решений налоговых органов, предъявленных к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента).

Ответ:

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа в установленный срок обязанность по уплате этих платежей исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При взыскании платежей, регулируемых Кодексом, налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации и лиц, указанных в пункте 11 названной статьи, в банках.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

Полагаем, что указанные признаки характерны для специального банковского счета N 40821.

Исходя из положений статей 3, 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" на специальные банковские счета платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) зачисляются денежные средства плательщиков, включая вознаграждение, уплачиваемое плательщиками указанным лицам.

Учитывая, что специальные банковские счета платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) относятся к счетам, указанным в пункте 2 статьи 11 Кодекса, полагаем, что поручения и решения налоговых органов, предъявленные к таким счетам, подлежат исполнению банками в части денежных средств, принадлежащих этим лицам.

В определении от 27.06.2014 N ВАС-5673/14 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал о правомерности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2019 N 03-02-07/1/88346

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное