Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 16.04.2020


Вопросы и ответы

Коронавирус: обзор всех изменений в КонсультантПлюс

Каждый день эксперты "КонсультантПлюс" включают в систему новые правовые акты по тематике коронавируса и готовят новости, обзоры, разъяснения по применению изменений.

Сориентироваться в материалах поможет обзор "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)" в системе КонсультантПлюс.

На сайте КонсультантПлюс вы также найдете обзоры и последние документы по теме коронавируса.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.04.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль подъемных, выплаченных работнику в связи с переездом на работу в другую местность.

Ответ:

В соответствии со статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суммы выплаченных работникам подъемных, связанных с их переездом на работу в другую местность, предусмотренные статьей 169 ТК РФ, для целей налогообложения прибыли организации могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора, и при условии соответствия данных расходов положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.04.2020 N 03-03-06/1/25840

Вопрос:

Об НДС при предоставлении права на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора.

Ответ:

На основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании лицензионного (сублицензионного) договора не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

На основании статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса предусмотрено, что сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Кодекса, согласно которому совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению содержащихся в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Учитывая изложенное, услуги по предоставлению права на использование программ для электронных вычислительных машин на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии соблюдения письменной формы договора в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей 434 Гражданского кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2020 N 03-07-11/25416

Вопрос:

О ставке НДС при реализации (ввозе) в РФ бананов.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации. В связи с этим налогоплательщики вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации и (или) ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

В связи с тем что в указанных перечнях код бананов не поименован, то при их реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.03.2020 N 03-07-14/24122

Вопрос:

Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль текущего периода учесть выявленные суммы неучтенных расходов, которые относятся к предыдущим периодам, если прошло более трех лет (ошибка привела к излишней уплате налога на прибыль)? Можно ли уменьшить налоговую базу текущего периода на сумму выявленных расходов, если в данном периоде будет получен убыток? Если нет, то правомерно ли учесть их в периоде, когда будет получена прибыль?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

К излишней уплате налога на прибыль организаций могут привести в том числе не учтенные на момент признания расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.03.2020 N 03-03-06/1/23851

Вопрос:

Об учете численности работников управляющей компании, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа медицинской организации, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Условия применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, установлены статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, одним из условий применения пониженной ставки налога на прибыль организаций является наличие в штате данной организации медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).

При этом положениями пункта 77 Приказа Росстата от 27.11.2019 N 711 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" определено, что в списочную численность работников включаются наемные работники, работающие по трудовому договору.

Управляющая компания, в отличие от директора - физического лица, с которым заключается трудовой договор, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа медицинской организации на основании договора о передаче указанных полномочий, заключенного данными организациями (пункт 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пункт 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Следовательно, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций в целях соблюдения условия, установленного в подпункте 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ, численность управляющей компании не может быть отнесена к численности медицинского персонала организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.03.2020 N 03-03-07/23963

Вопрос:

О формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ.

Под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 НК РФ).

Следовательно, резерв по сомнительным долгам формируется только в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В целях главы 21 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий (абзац 1 пункта 1 статьи 174.2 НК РФ), при этом для целей главы 25 НК РФ данное положение неприменимо.

Исходя из пункта 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

При этом отмечается, что под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 НК РФ). Следовательно, имущественные права не относятся к имуществу для целей налогообложения.

Таким образом, резерв по сомнительным долгам в отношении сумм задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией имущественных прав, не создается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2020 N 03-03-06/1/23422

Вопрос:

Об НДФЛ с выплат, производимых организацией по решению суда.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, приведены в статье 217 Кодекса.

Если выплачиваемые по решению суда доходы не освобождаются от налогообложения на основании статьи 217 Кодекса, российская организация - налоговый агент в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате налогоплательщику дохода по решению суда Кодексом не установлено.

Должнику-организации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством предоставлено право на стадии рассмотрения гражданского дела обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований законодательства о налогах и сборах.

Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация - налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с выплат, производимых по решению суда.

Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 226 Кодекса.

Согласно статье 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

То есть при осуществлении налоговым агентом выплат иных доходов физическому лицу в денежной форме налог с таких доходов удерживается с учетом сумм налога, не удержанных с доходов, выплаченных по решению суда.

При удержании из доходов налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц, не удержанного из ранее произведенных налогоплательщику выплат, следует учитывать ограничение, предусмотренное статьей 138 Трудового кодекса Российской Федерации.

При отсутствии таких выплат до окончания налогового периода, либо если в налоговом периоде сумма налога на доходы физических лиц с доходов, выплаченных по решению суда, была удержана не полностью за счет иных доходов, выплачиваемых налогоплательщику, налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2020 N 03-04-05/22699

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации инвестиционного проекта в ОЭЗ в Калининградской области.

Ответ:

Статьей 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).

Согласно пункту 4 данной статьи НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения главы 25 НК РФ.

При этом в целях статьи 288.1 НК РФ доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.

Также доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта, признаются отдельные внереализационные доходы, установленные пунктом 5.1 статьи 288.1 НК РФ.

Учитывая, что доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, а также доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского смета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, не поименованы в пункте 5.1 статьи 288.1 НК РФ, то данный доход не может рассматриваться как доход, полученный от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ. Следовательно, такие доходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, подлежащую обложению по общеустановленной ставке.

При этом отмечается, что НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (произведенные) при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ, и доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. При этом данный порядок должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2020 N 03-03-06/1/22799

Вопрос:

О налогообложении выплат, производимых ПИФом в пользу организации - резидента Сингапура.

Ответ:

Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение доходов резидента Республики Сингапур осуществляется с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 09.09.2002 (далее - Соглашение).

Согласно подпункту "b" пункта 2 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом Договаривающегося Государства, или выплаты, осуществляемые инвестиционным фондом недвижимости, который образован в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, могут также облагаться налогом в этом Государстве в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель, имеющий фактическое право на дивиденды или выплаты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов общей суммы выплат применительно к выплатам, осуществляемым инвестиционным фондом недвижимости.

В соответствии с подпунктом "b" пункта 6 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения термин "инвестиционный фонд недвижимости" при использовании в статье 10 "Дивиденды" означает применительно к Российской Федерации - паевой инвестиционный фонд, созданный в Российской Федерации в основном для инвестирования в недвижимое имущество, расположенное в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2020 N 03-08-05/22750

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение чистой питьевой воды, а также на приобретение и установку кулеров и других аналогичных расходов.

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Понятие условий труда установлено положениями статьи 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Также в соответствии с положениями статьи 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Согласно статье 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.

Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды, а также затраты на приобретение и установку кулеров и другие аналогичные расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности, могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФ с учетом положений статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2020 N 03-03-07/22134

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное