Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 21.05.2020


Вопросы и ответы

Как организовать работу в кризис, вызванный коронавирусом, – новый видеосеминар в КонсультантПлюс

Как перевести работников на дистанционную работу или неполное рабочее время, отправить в отпуска, пойти на снижение зарплаты? Ответы в новом видеосеминаре в КонсультантПлюс - «Как организовать работу в кризис, вызванный коронавирусом: ответы в Готовых решениях». Смотрите семинар в системе КонсультантПлюс или в свободном доступе.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 22.05.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при строительстве концессионером в рамках концессионного соглашения объекта недвижимости и предоставлении его в пользование на возмездной основе образовательной организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим согла шением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению, а также исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц.

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера. При этом концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

В целях налогообложения осуществляемая концессионером деятельность по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения признается работой (услугой). В связи с этим осуществляемые концессионером в рамках концессионного соглашения операции по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости, в том числе для оказания этой организацией услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 10 и подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса, признаются объектом налогообложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Что касается принятия к вычету НДС при проведении концессионером строительства объекта недвижимости, то согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 6 статьи 171 суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные концессионеру при строительстве объекта недвижимости, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для предоставления в пользование на возмездной основе образовательной организации, подлежащих налогообложению НДС, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса. При этом необходимо учитывать, что на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса оплаченные за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2020 N 03-07-11/28839

Вопрос:

Абзац 13 Письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ "О порядке применения НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме с 1 января 2019 года" (далее - Письмо ФНС) предусматривает следующее: "В случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы))".

Согласно п. 3 ст. 174.2 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2019 г., иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии со ст. 174.2 НК РФ на налогового агента.

При этом п. 9 ст. 174.2 НК РФ, предусматривавший, что при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, российская организация, индивидуальный предприниматель - покупатель услуг выступает налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость, утратил силу с 1 января 2019 г.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обязанность российской организации при покупке у иностранной организации услуг в электронной форме, местом реализации которых выступает Российская Федерация, выступать налоговым агентом с 1 января 2019 г. прекратилась, однако право покупателя - российской организации самостоятельно исчислять, уплачивать НДС в бюджет и в последующем принять уплаченную сумму НДС к вычету сохранилось.

Вправе ли российская организация при покупке у иностранной организации услуг в электронной форме, местом реализации которых выступает Российская Федерация, выступать налоговым агентом и, соответственно, исчислять и уплачивать НДС в бюджет и принимать уплаченную сумму НДС к вычету, включая в стоимость (в расходы)?

Ответ:

С 1 января 2019 года утратил силу пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на основании которого российские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (далее - услуги в электронной форме), исчисляли и уплачивали налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

Таким образом, в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата налога на добавленную стоимость российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента Кодексом не предусмотрены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2020 N 03-07-14/28744

Вопрос:

Об учете медицинской организацией дохода от оказания услуги сторонней организацией - соисполнителем для целей применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, в частности, если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, которые должны составлять не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

При этом медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917.

Если оказание медицинской услуги осуществляется не самой медицинской организаций, а сторонней, привлеченной в качестве соисполнителя, то доход, полученный от оказания данной услуги, не относится к доходам, полученным от осуществления медицинской деятельности, включенной в вышеуказанный Перечень. Следовательно, такой доход не участвует в определении доли дохода, полученного от медицинской деятельности, в общей сумме доходов, полученных за налоговый период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.04.2020 N 03-03-06/1/28694

Вопрос:

О ставке налога на прибыль при получении процентов по облигациям российских организаций.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к налоговой базе, определяемой по доходам в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно, применяется налоговая ставка в размере 15 процентов.

В силу статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 30 статьи 280 НК РФ по облигациям российских организаций, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная налоговая ставка.

Из указанного следует, что налоговая база по доходам в виде процентов, полученным налогоплательщиком от владения облигациями российских организаций, формируется отдельно от общей налоговой базы.

Для целей применения подпункта 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ датами признания процентного дохода, полученного налогоплательщиком по ценным бумагам, являются конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода, а также дата прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Если на указанные даты облигации российских организаций соответствовали критериям обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, то при соблюдении иных требований подпункта 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ к полученному процентному доходу применяется ставка налога на прибыль в размере 15 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2020 N 03-03-06/2/28207

Вопрос:

Об определении срока расчета котировки по ценным бумагам для признания их обращающимися на ОРЦБ в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 9 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (обращающимися ценными бумагами) при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним в течение последовательных трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка (за исключением случая расчета рыночной котировки при первичном размещении ценных бумаг эмитентом).

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, указан в статье 6.1 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Таким образом, для соблюдения условий, установленных подпунктом 3 пункта 9 статьи 280 НК РФ, необходимо, чтобы хотя бы один раз в течение последних трех месяцев до даты совершения соответствующей сделки с ценными бумагами по таким ценным бумагам организатором торговли рассчитывалась рыночная котировка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2020 N 03-03-06/2/28200

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на повышение профессионального уровня работников.

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно положениям подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работника налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года, независимую оценку квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

Таким образом, расходы организации на повышение профессионального уровня работников могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только при условии, если указанные расходы соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 264 НК РФ, а также критериям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2020 N 03-03-06/1/27658

Вопрос:

О признании безнадежным долгом и списании в целях налога на прибыль сумм прекращенных обязательств перед уполномоченным банком, а также ссудной задолженности.

Ответ:

1. Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком - уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 263-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 263-ФЗ актом Правительства Российской Федерации может быть определен перечень денежных обязательств головных исполнителей, исполнителей перед уполномоченными банками, которые прекращаются полностью или частично. В случае определения такого перечня денежных обязательств обязательства прекращаются в части, соответствующей размеру дисконта по отношению к размеру задолженности при переходе прав (требований) иному уполномоченному банку, либо в части суммы, равной минимальному размеру резерва, который должен был быть создан под риски в соответствии с нормативными актами Банка России уполномоченным банком по обязательствам головного исполнителя, исполнителя, исполненным таким головным исполнителем, исполнителем за счет кредита (займа), предоставленного иным уполномоченным банком. В случае прекращения части обязательств головных исполнителей, исполнителей при уступке прав (требований) к ним уполномоченному банку обеспечивающее его обязательство сохраняется.

В силу пункта 4.2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) уполномоченный банк - это банк, указанный в названном Федеральном законе как опорный банк для оборонно-промышленного комплекса или определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 275-ФЗ.

Таким образом, указанные выше положения пункта 2 статьи 266 НК РФ применяются при прекращении денежных обязательств перед налогоплательщиком, являющимся уполномоченным банком согласно Закону N 275-ФЗ, на основании перечня, определенного актом Правительства Российской Федерации.

2. В силу пункта 3 статьи 266 НК РФ банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Также банки вправе в целях главы 25 НК РФ, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в Положении от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 590-П), признаются расходом для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ (абзац второй пункта 1 статьи 292 НК РФ).

Учитывая указанное, признание задолженности по ссудной и приравненной к ней задолженности безнадежной и списание ее за счет резерва на возможные потери по ссудам осуществляются банком в порядке, установленном статьей 292 НК РФ. Начисленные проценты по ссудам, соответствующие признакам безнадежной задолженности (пункт 2 статьи 266 НК РФ), банк вправе списать за счет созданного резерва по сомнительным долгам на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Не покрытые за счет средств резерва суммы безнадежных долгов учитываются в составе внереализационных расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2020 N 03-03-06/2/27921

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате НДС в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Ответ:

Организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, имеют право на отсрочку (рассрочку) по уплате НДС, срок уплаты которого наступил в 2020 году, в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2020 N 03-07-14/27871

Вопрос:

О порядке перехода на УСН частнопрактикующих оценщиков.

Ответ:

Порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) установлены статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктами 1 и 2 указанной статьи Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Иного порядка уведомления налогоплательщиками налоговых органов о переходе на УСН глава 26.2 Кодекса не содержит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2020 N 03-11-11/27667

Вопрос:

Организация имеет розничную сеть и уплачивает ЕНВД, одновременно осуществляет деятельность на УСН с объектом налогообложения "доходы", это продажи товара дистанционным способом.

С 1 января 2021 г., с момента прекращения действия специального режима в виде ЕНВД, организация планирует добровольно отказаться от УСН с объектом налогообложения "доходы" и перейти на общую систему налогообложения.

На момент перехода на ОСНО организация имеет в розничных магазинах остатки товара, приобретенного и оплаченного в период применения ЕНВД по розничной торговле и УСН по продаже дистанционным способом, с целью дальнейшей реализации.

Вправе ли организация в 2021 г. принять к вычету сумму НДС по остаткам товара, приобретенного для дальнейшей реализации и оплаченного, в период применения двух систем налогообложения: ЕНВД по основному виду деятельности "розничная торговля" и УСН "доходы" по продажам товара дистанционным способом?

Если организация вправе принять к вычету НДС по остаткам товара, то когда именно у нее возникает право на вычет по данному товару и в течение какого периода времени это право сохраняется?

Вправе ли организация в 2021 г. и далее принимать в расходы себестоимость реализованного товара, приобретенного, оплаченного и поступившего на склад до перехода на ОСНО?

Ответ:

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 62-О указанным пунктом 6 статьи 346.25 Кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках УСН при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на общую систему налогообложения, получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении УСН. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Кодекса).

Таким образом, норма, содержащаяся в пункте 6 статьи 346.25 Кодекса, действует в случае, когда организации, применяющие УСН, имели в соответствии с законодательством о налогах и сборах возможность отнести суммы НДС к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. В связи с этим принятие к вычету сумм НДС, предъявленных организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, при приобретении товаров после перехода этой организации на общий режим налогообложения, Кодексом не предусмотрено.

Что касается НДС по товарам, приобретенным организацией в период применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), то на основании пункта 9 статьи 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса при переходе налогоплательщика с уплаты ЕНВД на общий режим налогообложения суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, подлежат вычету в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

В связи с этим суммы НДС по товарам, не использованным организацией, перешедшей с уплаты ЕНВД на общий режим налогообложения, в деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров для операций, подлежащих налогообложению НДС. При этом право на указанные вычеты возникает у данной организации в налоговом периоде, в котором организация перешла с ЕНВД на общий режим налогообложения.

Также необходимо учитывать, что организация, перешедшая с ЕНВД на общий режим налогообложения, вправе применять положения пункта 1.1 статьи 172 Кодекса, согласно которым суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров (работ, услуг).

По вопросу применения налога на прибыль организаций отмечаем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начислений, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Таким образом, при переходе с УСН на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений организация вправе признать в составе затрат только расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были произведены, но не оплачены в периоде применения УСН.

Иные расходы, произведенные организацией в периоде применения УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений, дата признания которых в соответствии со статьей 272 Кодекса истекла, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2020 N 03-07-11/27295

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное