Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 28.01.2021


Вопросы и ответы

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Заказать
демоверсию КонсультантПлюс
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 29.01.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О документальном подтверждении иностранной организацией фактического права на получение доходов в виде дивидендов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом пункта 2 статьи 7 Кодекса, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в указанном пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Представление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

При определении фактического получателя дохода в виде дивидендов для целей применения пониженных ставок, установленных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, иностранным акционером могут быть представлены следующие документы (информация):

1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученными дивидендами, в том числе:

документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных дивидендов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;

документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.

Отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

Проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-08-05/104776

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль суммы безнадежной задолженности, относящейся к прошлым налоговым (отчетным) периодам и выявленной в текущем периоде.

Ответ:

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В частности, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам налогоплательщика.

Таким образом, отнесение задолженности к безнадежной и последующий учет такой задолженности в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода должны быть обоснованы и документально подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Из приведенного положения статьи 54 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога на прибыль. В остальных случаях перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

На основании пункта 8 статьи 274 НК РФ, в случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Учитывая указанное, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Из взаимосвязи приведенных выше положений НК РФ следует, что выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде суммы безнадежной задолженности, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены налогоплательщиком в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении следующих условий:

- в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль;

- допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога на прибыль в налоговом периоде, к которому относится безнадежная задолженность;

- отнесение задолженности к безнадежной документально подтверждено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-03-06/1/104739

Вопрос:

Об исполнении обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплате дохода от использования объектов авторских и смежных прав по лицензионным договорам.

Ответ:

В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1235 Гражданского кодекса по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Пунктом 1 статьи 1242 Гражданского кодекса установлено, что в целях обеспечения прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Согласно пункту 1 статьи 1243 Гражданского кодекса организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов.

Таким образом, обладатель исключительного права (правообладатель) может предоставить другому лицу (пользователю) право использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности, самостоятельно заключив лицензионное соглашение либо передав полномочия на заключение такого соглашения организации по управлению правами на коллективной основе.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.

Лицом, от которого правообладатель (лицензиар) получает доход, является лицензиат. Если лицензионный договор заключается организацией по управлению правами на коллективной основе, такая организация в соответствии со статьей 1243 Гражданского кодекса лишь собирает с пользователей вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав и осуществляет их распределение между правообладателями и выплату им на основе отчетов об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иных сведений и документов, представляемых пользователями.

Из вышеизложенного следует, что налоговым агентом при выплате дохода от использования объектов авторских и смежных прав по лицензионным договорам является пользователь этих прав, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-04-06/104814

Вопрос:

О возможности исключения из ЕГРЮЛ юрлица, зарегистрированного до 01.07.2002, в случае непредставления сведений о себе.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) юридические лица, зарегистрированные до 01.07.2002, должны были представить о себе сведения для включения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном положениями статьи 21.1 и пунктами 7 и 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем отмечается, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является одним из способов прекращения юридического лица и прекращения его правоспособности (статья 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, исключение юридического лица, не исполнившего требование, установленное пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, из ЕГРЮЛ возможно при подтверждении правового статуса такого юридического лица. При этом при неисполнении юридическим лицом указанного требования правоспособность юридического лица сама по себе не прекращается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-12-13/104750

Вопрос:

Об изменении адреса (места нахождения) ООО (АО) в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему.

Ответ:

Пунктами 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества (далее - ООО и АО) вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющей организации (пункт 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

При этом законодательство Российской Федерации не содержит требования об изменении адреса (места нахождения) ООО и АО в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему (коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вышеуказанному вопросу (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"), передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему (коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю) сама по себе не влечет изменение адреса места нахождения общества.

В случае принятия решения об изменении места нахождения ООО и АО внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-12-13/104747

Получить доступ

Вопрос:

О вычете НДС, уплаченного налоговым агентом по приобретенным у иностранного лица работам (услугам) для реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается РФ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что работы (услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ вступил в силу с 1 июня 2019 года. В связи с этим положения подпункта 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса применяются в отношении работ (услуг), приобретаемых у иностранных лиц после 1 июля 2019 года, независимо от даты их оплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-07-08/105245

Вопрос:

О применении ставки НДС 0% при реализации услуг по фрахтованию воздушного судна для внутренней перевозки пассажиров и багажа.

Ответ:

На основании подпунктов 4.2 - 4.3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа, и услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы, облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.

Согласно пункту 2 статьи 100 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Таким образом, в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров (физических лиц), в целях перевозки которых заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), и багажа этих пассажиров применяется ставка НДС в размере 0 процентов при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа, или при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.

Согласно пункту 6.2 статьи 165 Кодекса при реализации вышеуказанных услуг, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Пунктом 6.4 статьи 165 Кодекса предусмотрено, что при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 4.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления, пунктов назначения, а также всех промежуточных пунктов маршрута перевозки в случае их наличия, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия документов, предусмотренных вышеуказанными пунктами 6.2 и 6.4 статьи 165 Кодекса, а также несоблюдения требований к содержащейся в них информации для применения нулевой ставки НДС при оказании услуг, предусмотренных вышеуказанными подпунктами 4.2 - 4.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оснований не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2020 N 03-07-11/104555

Вопрос:

О документах, которые оформляются и регистрируются в книге покупок при приобретении услуг по перевозке работников к месту командировки и обратно в целях вычетов по НДС.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при определении суммы налога, уплачиваемой в бюджет.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету, регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

С 1 июля 2019 года ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны выдавать покупателю кассовые чеки или бланки строгой отчетности, сформированные в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, обязаны при осуществлении ими расчетов в случаях, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ, применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, и выдавать покупателю на бумажном носителе либо направлять в электронной форме кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

Статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что для целей Федерального закона N 54-ФЗ под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

Кроме того, пунктом 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводско й номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Учитывая изложенное, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях применения пункта 18 Правил в отношении приобретения услуг по перевозке работников организации к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, принимаемых к вычету в установленном порядке, могут регистрироваться следующие документы, в которых сумма налога выделена отдельной строкой:

счет-фактура, выставленный налогоплательщику при выдаче проездных документов;

проездной документ, выданный в виде бланка строгой отчетности, сформированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;

проездной документ, выданный по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, в случае одновременной выдачи кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ, или с включением в проездной документ реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), а именно: QR-код или дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа. При этом работник должен самостоятельно считать QR-код, скачать кассовый чек, распечатать и предъявить его налогоплательщику-работодателю.

Одновременно отмечается, что на основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. В указанном случае при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируется счет-фактура либо проездной документ, выданный по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению.

Также обращается внимание на то, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость, принимаемого к вычету в соответствии с пунктом 7 статьи 171 Кодекса (подпункт "к" пункта 6 Правил).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2020 N 03-07-11/104225

Вопрос:

Об НДФЛ с сумм возмещения стоимости проезда работника, членов его семьи и провоза имущества, а также расходов на обустройство при переезде на работу в другую местность.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность.

Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества, а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, суммы возмещения работодателем стоимости проезда работника, членов его семьи и провоза имущества, а также расходов работника по обустройству на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, при наличии соответствующих подтверждающих документов, при условии, что такое возмещение производится в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2020 N 03-04-06/104194

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов, произведенных за счет кредитных средств.

Ответ:

Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данный перечень расходов является закрытым.

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом главой 26.2 Кодекса возможность уменьшения полученных налогоплательщиками доходов на сумму расходов не поставлена в зависимость от того, за счет каких средств - заемных или собственных - эти расходы были произведены.

Исходя из этого расходы, предусмотренные в указанном перечне, произведенные за счет кредитных средств, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2020 N 03-11-06/2/103589

Все права защищены © 1997—2021 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное