Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 10.12.2020


Вопросы и ответы

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 11.12.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на питание для работников-вахтовиков и прохождение ими обсервации, а также о страховых взносах и НДФЛ с их доходов, полученных за дни ее прохождения.

Ответ:

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса предусмотрено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Кроме того, статьей 302 Трудового кодекса предусмотрено, что за каждый день нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка, часть оклада (должностного оклада) за день работы (дневная ставка).

Согласно пункту 6 Временных правил работы вахтовым методом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 N 601 (далее - Временные правила), в случае если в период реализации мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции допуск на вахту вновь поступающих (сменных) работников обеспечивается после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней, указанный срок включается во время нахождения работников в пути с оплатой за каждый день не ниже дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки).

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного с амоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Учитывая изложенное, расходы организации, направленные на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе расходы работодателя, понесенные им в соответствии с требованиями законодательства по организации прохождения (доставка, проживание) работниками, приехавшими для выполнения вахтовых работ, необходимой временной изоляции (обсервации), могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФ с учетом положений статьи 252 НК РФ.

Что касается вопроса об учете в целях налога на прибыль стоимости питания, предоставляемого работникам, то сообщается, что положениями указанной главы НК РФ установлены случаи возможности отнесения стоимости питания, предоставляемого работникам организации, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (статьи 252, 255 и 270 НК РФ).

Так, стоимость питания может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если действующим законодательством предусмотрено специальное питание для отдельных категорий работников.

Также стоимость питания может учитываться в составе расходов на оплату труда в случае, если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договорами и, соответственно, является частью системы оплаты труда работников, при условии, что, как и в случае иных начислений по оплате труда, налогоплательщиком выполняются обязательства по выявлению конкретной величины доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц).

В иных случаях расходы налогоплательщика в виде стоимости питания, предоставляемого работникам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

По вопросу о порядке начисления страховых взносов на суммы компенсационных выплат работникам, выполняющим работы вахтовым методом, сообщается следующее.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 НК РФ предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Учитывая изложенное, суммы компенсации работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый день срока прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации), включаемого во время нахождения работников в пути, выплачиваемые в соответствии с вышеупомянутым пунктом 6 Временных правил, не подлежат обложению страховыми взносами на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ в установленном пунктом 6 Временных правил размере.

Выплата надбавки за вахтовый метод работы за дни прохождения упомянутыми работниками необходимой временной изоляции (обсервации) законодательством Российской Федерации не установлена, и, следовательно, в случае если организация производит такую выплату на основании своих локальных нормативных актов, то она подлежит обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 НК РФ в общеустановленном порядке.

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов работников, выполняющих работы вахтовым методом, сообщается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно статье 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 НК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 НК РФ, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Учитывая изложенное, суммы компенсации работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый день срока прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации), включаемого во время нахождения работников в пути, выплачиваемые в соответствии с пунктом 6 Временных правил, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.

В отношении обложения налогом на доходы физических лиц надбавок за вахтовый метод работы сообщается, что такие надбавки освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ в случае, если они производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если выплата надбавки за вахтовый метод работы за дни прохождения работниками необходимой временной изоляции (обсервации) законодательством Российской Федерации не установлена, норма пункта 1 статьи 217 НК РФ к таким доходам не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.10.2020 N 03-03-06/3/86891

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, в случае переоформления лицензии.

Ответ:

Особенности и условия применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, установлены статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Положения указанной статьи НК РФ не предусматривают основания для признания утраты права на применение такой организацией налоговой ставки 0 процентов в связи со сменой ее местонахождения.

Одновременно сообщается, что согласно положениям пункта 5 данной статьи НК РФ медицинская организация, изъявившая желание применять налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль, должна не позднее чем за один месяц до начала налогового периода применения ставки 0 процентов подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и копии лицензии (лицензий), выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление медицинской деятельности.

Порядок переоформления лицензий установлен статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

Согласно части 1 указанной статьи Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению юридическим лицом, в частности, в случаях изменения его адреса места нахождения, а также в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением, в частности, его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).

Таким образом, если организация, осуществляющая медицинскую деятельность, включенную в Перечень видов медицинской деятельности, до переоформления лицензии по основаниям, установленным Законом N 99-ФЗ, продолжала осуществлять лицензируемый вид деятельности, при выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, факт переоформления лицензии в течение налогового периода не может служить основанием для признания утраты права на применение такой организацией налоговой ставки 0 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.10.2020 N 03-03-06/1/86676

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль сумм кредиторской задолженности, списываемых в связи с ликвидацией (исключением из ЕГРЮЛ) организации-кредитора.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1 и 21.3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно указанной норме НК РФ перечень оснований, по которым суммы кредиторской задолженности признаются в составе внереализационных доходов, является открытым.

Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и другое).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).

Учитывая указанное, суммы кредиторской задолженности, списываемые в связи с ликвидацией организации-кредитора, подлежат включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора.

Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Если организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), то в силу пункта 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Следовательно, правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравнены ГК РФ к его ликвидации.

Таким образом, суммы списанной кредиторской задолженности исключенного из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ кредитора подлежат отражению в составе доходов налогоплательщика на основании выписки из ЕГРЮЛ на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитора.

Дополнительно обращается внимание, что на указанные в пункте 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ организации вышеназванные правовые последствия не распространяются.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

При этом заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале "Вестник государственной регистрации", а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.10.2020 N 03-03-06/1/85891

Вопрос:

Об определении банком даты получения субсидированного процентного дохода по кредитным договорам о возобновлении деятельности, поддержке и сохранении занятости в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ.

Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором, за исключением доходов, указанных в подпункте 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, по общему правилу процентный доход по действующему долговому обязательству учитывается для целей налогообложения прибыли на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от установленной договором даты (сроков) его выплаты, если иное не предусмотрено НК РФ.

В подпункте 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ перечислены виды кредитных договоров, по которым предусмотрен особый порядок признания дохода в виде процентов по долговому обязательству.

В частности, по кредитным договорам, указанным в пункте 62.2 статьи 217 или подпункте 21.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, датой получения внереализационных доходов в виде процентов признается дата уплаты процентов, предусмотренная такими кредитными договорами.

Указанная норма введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и в силу статьи 2 названного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Согласно подпункту 21.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, введенному в статью 251 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении следующих условий:

кредит предоставлен налогоплательщику в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;

в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (далее - Постановление N 696).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 (далее - Постановление N 422).

В соответствии с Постановлением N 696 и Постановлением N 422 при соблюдении установленных условий субсидии предоставляются российским кредитным организациям ежемесячно.

Таким образом, в случае если по заключенным кредитным договорам на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости банк является получателем субсидии из федерального бюджета в соответствии с Постановлением N 696 или Постановлением N 422, датой получения дохода по субсидированным процентным доходам является дата, определенная указанными постановлениями для выплаты субсидий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2020 N 03-03-06/2/84457

Вопрос:

О налоге на прибыль при приобретении и реализации акций по цене, выраженной в иностранной валюте.

Ответ:

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации ценных бумаг доходы налогоплательщика определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а расходы - из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ.

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости), цена реализации которых выражена в иностранной валюте, определяются по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату фактического погашения или фактического получения налогоплательщиком сумм частичного погашения номинальной стоимости.

При определении расходов при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, цена приобретения которых выражена в иностранной валюте (включая расходы на их приобретение), такая цена определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату принятия указанной ценной бумаги к учету, с учетом положений пункта 10 статьи 272 НК РФ.

Учитывая указанное, при реализации ценных бумаг, приобретенных за иностранную валюту и реализуемых в иностранной валюте, налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения, определяемыми по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном положениями статьи 280 НК РФ.

В случае поэтапной выплаты покупной стоимости приобретенных за иностранную валюту ценных бумаг, номинированных в рублях, у налогоплательщика возникает долговое обязательство в иностранной валюте, которое подлежит переоценке и учету в целях налогообложения по правилам главы 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 250 НК РФ и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов, признаются внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика.

Положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Согласно пункту 8 статьи 271 НК РФ и пункту 10 статьи 272 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, доходы (расходы) налогоплательщика в виде курсовых разниц, возникающих от переоценки обязательства в иностранной валюте, учитываются в целях налогообложения на дату прекращения (исполнения) долгового обязательства и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.09.2020 N 03-03-06/1/84235

Получить доступ

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на создание мобильного приложения.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть расходы на создание мобильного приложения в случае их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что исключительное право на него не переходит к налогоплательщику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.09.2020 N 03-11-11/83736

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на аренду нежилого помещения, находящегося в Республике Беларусь и используемого в предпринимательской деятельности.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), налогоплательщики уменьшают полученные доходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, Кодекс не содержит запрета при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывать в составе расходов расходы по аренде нежилого помещения, находящегося на территории Республики Беларусь и используемого в предпринимательской деятельности, при документальном их подтверждении.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.09.2020 N 03-11-11/83735

Вопрос:

Об учете курсовой разницы при заполнении строки 020 Приложения 5 к разд. 1 расчета по страховым взносам в целях применения IT-организацией пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, применяются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 7 человек.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из вышеупомянутых условий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации.

В целях пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, при этом в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы, указанные в пунктах 2 и 11 статьи 250 Налогового кодекса.

Таким образом, при определении организацией соответствия условию о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий доходы в виде курсовой разницы, указанные в пунктах 2 и 11 статьи 250 Налогового кодекса, в общую сумму доходов не включаются и, соответственно, по строке 020 приложения 5 к разделу 1 Расчета не отражаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28 августа 2020 г. N 03-15-06/75174

Вопрос:

О льготах по страховым взносам, налоге на прибыль и НДС для вновь созданной IT-организации.

Ответ:

В настоящее время для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, положениями статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%, а также условия их применения.

Такими условиями для вновь созданных организаций являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

- среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 7 человек.

Вновь созданная организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, которая не выполняет хотя бы одно из этих условий, применять пониженные тарифы страховых взносов не вправе.

Таким образом, если вновь созданная организация получит документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, и будет выполнять вышеизложенные условия о доле доходов и численности работников, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Дополнительно отмечается, что Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, с 01.01.2021 и на бессрочный период дополнительно снижается совокупный размер тарифов страховых взносов с 14% до 7,6%, а также устанавливаются налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3%, и налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%.

Кроме того, с 01.01.2021 подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не применяется, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25 августа 2020 г. N 03-03-07/74723

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение огнетушителя и противопожарной сигнализации.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Таким образом, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе учесть расходы на приобретение огнетушителя и противопожарной сигнализации при условии, если они приобретены в целях обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в целях выполнения предписаний сотрудников государственного пожарного надзора, при соответствии указанных расходов критериям статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20 августа 2020 г. N 03-11-11/73229

=============================================================================

Все права защищены © 1997—2020 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное