Все выпуски  

Законодательство РФ: права потребителей Выпуск N 18


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Законодательство РФ: права потребителей
______________________________________

Выпуск N 018

Сегодня в рассылке:

  • Ваши письма

  • Нужна помощь!

  • "Гражданский и Трудовой кодексы" теперь в разряде "Серебряных"!

  • Задать вопрос/оставить ответ

  • Предыдущие выпуски рассылки


  •  

    Ваши письма

    Некоторые поправки к предыдущему выпуску, которые пришли от наших читателей:

    ________

    Думаю, что вы не правы по поводу непредъявления удостоверения личности в момент расторжения договора. При покупке товара покупателю выдается чек, и он является подтверждением самой покупки. А вот выдача денег происходит уже через бухгалтерию, а там есть определенный порядок оформления документов.

    Если бы можно было ограничится только оформлением акта возврата бракованного товара и присоединением к нему кассового чека, то некоторые продавцы могли бы спокойно собирать у кассы(там есть такие специальные коробочки) чеки, которые тут же, совершив покупку, выбрасывают покупатели, составлять акты и уменьшать на эти суммы дневную выручку. Но благоразумная налоговая инспекция акты без паспортных данных покупателя к зачету не принимает.

    С уважением, предприниматель Юлия.

    ________

    Здравствуйте, Олег.

    В 17 выпуске Вашей рассылке посвященной "Правам потребителей" был вопрос по поводу требования магазина при возврате товара предъявлять паспорт.

    Вы совершенно верно ответили, что законом такое требование не оговорено. Но дело в том, что при сдаче в налоговую инспекцию отчетности, налоговые органы требуют подтверждения того, что товар был именно возвращен, а не была произведена попытка обмана государства, путем простого выбития возврата на кассовом аппарате. В качестве подтверждения принимается заявление покупателя с указанием его паспортных данных.

    Поэтому не стоит настраивать народ на то, что продавцы это делают из каких-то других побуждений, просто им будет необходимо отчитаться.

    С уважением, Алексей.

    ________

    Ниже следует ответ нашего эксперта Самсонова Павла (подобный вопрос я получил недавно получил от Евгения.):

    Добрый день, Олег.

    Отвечаю на вопрос Д.В. о ЖКХ.

    Текст вопроса:

    "Мой вопрос по коммунальным услугам. Хотя вы уже и писали многое по этому поводу, но по данному вопросу ничего.

    1. Итак, ЖЭУ взимает плату за техобслуживание с каждой квартиры, причем единицей оплаты является 1 метр квадратный общей площади. Но этого обслуживания я сроду не получал. Все работы по замене сантехники и т.п. делаю сам или с помощью друзей. Ведь нельзя доверить установку унитаза ценой 5000 р. каким-то алкашам из ЖЭУ (тем более за это они тоже по закону возьмут деньги). Так вот мой вопрос можно ли отказаться от услуг по техобслуживанию моей квартиры, т.к. эта услуга мне не нужна...

    2. И второй вопрос по этому же пункту: правомерно ли брать плату за обслуживание с 1-го квадратного метра, ведь не метут же они мою квартиру. И тот же самый вопрос по отоплению. Они тоже берут плату с одного квадратного метра, причем оплату разносят на весь год. А кладовка, коридор, туалет, ванна у меня не отапливаются..."

    Ответ:

    При оплате "за техническое обслуживание" потребитель платит не за обслуживание своей квартиры, а за инженерное обслуживание мест общего пользования: лестничные клетки, двор и т.д.

    Что касается теплоснабжения, то в различных субъектах РФ действуют разные правила на этот счёт. Так в одних оплата начисляется за фактическое (нормативное) потребление. То есть платим за фактически отопленные дни по нормативу теплоснабжения за день. Условно говоря - зимой платим, летом - нет. В некоторых регионах действует "старая" система, когда оплата производится "как зимой так и летом". Услуга теплоснабжения в последнем случае оплачивается по среднегодовому нормативу потребления. Желание Д.В. платить по факту вполне оправдано. Но думаю когда у Вас введут подобную систему оплаты, зимой Вы будете платить больше, а летом платить вообще не будете. Тем не менее, в среднем будет выходить столько же, если не больше.

    Оплата за услуги ЖКХ берётся как из расчёта 1 кв. метр площади, так и из расчёта на 1 проживающего в квартире человека, в зависимости от потребительских свойств конкретной услуги. Так горячее и холодное водоснабжение, а так же канализация считается на человека. Ведь чем больше людей проживает в квартире, тем больше потребление воды.

    Вывоз мусора, так же считается "по человекам", по анологичным причинам. Отопление, тех. обслуживание - по квадратным метрам. Чем больше квартира, тем больше нужно Гекокалорий для её отопления. Чем боьше квартира, тем больше над ней крыша которую нужно обслуживать.

    Самсонов Павел

    ________

    А вот, что написал Jack:

    Как мне сообщили в нашем местном Городском Расчетном Центре, который управляет городскими ЖЭУ, на вопрос по поводу оплаты за горячую воду и отопление в летнее время - за период, когда она не подается (лето и околомесячное отключение на профилактику), оплата также должна производиться, так как подобное отключение учтено в текущих тарифах по оплате.


    Огромное спасибо Михаилу ( mike10100@mtu-net.ru ) за то, что прислал Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года № 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление". Надеюсь, что многим оно поможет в проблемных ситуациях...


    Теперь немного теории.

     

    Уважаемый Олег!

    Хочу задать Вам не совсем обычный вопрос.

    Каким государственным или иным органом осуществляется контроль за деятельностью общественных организаций по защите прав потребителей и каковы полномочия такого органа.

    И ещё, известны ли вам какие-либо правовые внесудебные формы воздействия на такие организации, позволяющие пресечь явные и систематические превышения подобными организациями своих полномочий.

    Заранее благодарен, Дмитрий

    ____________

    Мой ответ.

    Давайте немножко расширим ответ и полностью рассмотрим полномочия существующих органов, призванных защищать права потребителей.

    Исчерпывающую информацию можно найти в Законе "О защите прав потребителей":

    Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа

    1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
    Этот орган (его территориальные органы) направляет:

    • в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

    • материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

    • в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

    2. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

    4. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

    Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

    Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

    1. В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

    осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

    • направляют предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ,оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

    • предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

    Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

    В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

    • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

    • анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

    • при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

    • в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

    • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

    Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

    1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и их уставами.

    2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:

    • участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

    • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

    • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

    • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

    • участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

    • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

    • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

    • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

    Более подробно можно прочитать в Законе "О защите прав потребителей". Если у Вас нет последней редакции, то Вы можете скачать на сайте http://www.Kalashnikoff.ru. Закон "Об общественных объединениях" можно найти, например, здесь: http://www.fci.ru/zakon/zakon82/z82.htm.


    Дальше следуют ваши вопросы, дорогие подписчики:

    Уважаемый Олег Александрович!

    Пишу Вам с надеждой получения консультации.

    Живу в старом трехэтажном доме, где вдруг засорился сливной водяной стояк. Надо мной живет недавно въехавшая чиновница районной администрации, которая сделала у себя евроремонт, при этом все трубы были спрятаны под пол, перетащены на противоположную стену. Появились повороты стояков на 90 градусов, что сделало почти невозможным прочистку стояков сверху.

    Пришли слесаря ко мне в квартиру, предложили разобрать трубопровод подпитки газового котелка, затем раздолбив цементаж колена, приступить к чистке стояка. Я отказал. В конечном счете им пришлось чистить все же из квартиры чиновницы, после чего она устроила всем прочистку мозгов.

    "Водоканал" составил акт за моей спиной, в котором меня обвиняют во всех смертных грехах и еще больше.

    В пятницу 23 февраля обнаружил в дверях записку, что 28 февраля быть дома в 10 часов, прибудет комиссия МП "Водоканал", т.е. готовится расправа. Я не плохо разбираюсь в сантехнике, знаю что моей вины здесь нет, но понимаю, что меня будут делать крайним по бумажкам.

    Со своей стороны искал организации, которые могли бы независимо провести тех экспертизу, но таковых не нашел (все спрашивают кто наверху живет?). Также написал жалобу на имя директора "Водоканала" с объяснением событий.

    Что я могу предпринять в данной ситуации? Как защититься от "Водоканала", который, хотя и Муниципальное предприятие, но фактически монополист в нашем городе: кого захочет того и сделает виновным.

    С уважением, Александр Павлович.

    ____________

    Мой ответ.

    Уважаемый Александр Павлович!

    К сожалению, в данной ситуации Вам может помочь только суд. Если Вы уверены в том, что Вашей вины сдесь нет, то Вам прямая дорога в судебные органы. Однако, стоит отметить, что будь Вы во всем правы, не исключено, что решение суда будет не в Вашу пользу. Прежде всего посоветуйтесь с адвокатом. Я думаю, что он может посоветовать Вам, как вести себя в подобной ситуации применительно к Вашему городу.

    К сожалению, мне приходится отвечать именно таким образом, т.к., судя по многочисленным письмам читателей, чиновьичего произвола на широких просторах нашей Родины хватает.

    Единственное, что я могу посоветовать: если Вы все-таки решите обращаться в суд, и решение суда будет и не в Вашу пользу, то обращайтесь в вышестоящие суды.


    Доброго времени суток, Олег!

    Расскажу пару слов о своей проблеме.

    Сегодня (на собрании жильцов) выяснилось, что с нашим домом не все в порядке. Дом построен в декабре 98-го, но строился он -дцать дет. В итоге (не буду рассказывать всех ужасов, но) соседи могут переговариваться через трещины в стенах и чуть-ли не лицезреть друг друга, кому-то залетает снег, у кого-то вода проходит сквозь (!) стену - пористый бетон и т.д.

    У меня - гроши по сравнению с этим: появились пятна от не до конца слитой воды, трещина в балконной плите (пока заделал) и прочее малосущественное, но если по дому пошли трещины, то и мне мало не покажется.

    Пока (?) ТАК (см. 1-ый абзац) пострадало 18 квартир. Генподрядчик не горит желанием исправлять это. Собрание жильцов приняло решение обратиться за независимой экспертизой. Были также предложения обратиться в прокуратуру. Жильцы (владельцы) одной из квартир подали в суд, но его уже дважды откладывали.

    Что мы еще можем сделать?

    С уважением, Юрий.

    ____________

    Мой ответ.

    Уважаемый Юрий!

    В Вашем случае на лицо грубейшее нарушение Закона "О Защите прав потребителей" (да и не только!). Жильцы правильно сделали, что подали в суд, т.к., к сожалению, в нашей стране пока единственный способ бороться за справедливость.

    Однако, прежде соберите как можно больше письменных доказательств вины Генподрядчика. Например, подавайте жалобы, сохраняя копии и ответы на эти жалобы, вызываейте независимых официальных экспертов, которые могут дать официальное подтверждение. Т.о. Вы будете иметь больше шансов выйграть в суде, т.к. имеете больше доказательств вины Генподрядчика.

    Следует также помнить, что с недавних пор суд имеет право выносить заочное решения без присутствия ответчика.


    Платные ли Ваши рассылки? И кто консультант в области права? Где гарантия, что консультант компетентен?

    Спасибо.

    ____________

    Мой ответ.

    Рассылки абсолютно бесплатные (я не могу сделать так, чтобы они были платными).

    Ведущий рассылки - Калашников Олег. Однако, помимо меня существуют также эксперты в той или иной области права.

    Гарантий никаких дать не могу. В первом выпуске рассылки я писал, что являюсь студентом юридического факультета. Проще говоря, только учусь и стараюсь помочь людям. Конечно, я не всегда отвечаю верно. Это связано с тем, что:

    1. Рассылка называется "Зак-во РФ: права потребителей". Однако, я получаю много вопросов из других отраслей права (ЖК РФ, Закон об образовании). Если ответ я нахожу в соответствующих актах, то отвечаю. Если нет, то просто игнорирую вопрос.

    2. Я, как уже писал, являюсь всего лишь студентом юрфака, а не профессиональным юристом. Однако, мне пришлось уже побывать во многих спорных ситуация, есть некоторый опыт, знания. Причем, знания не просто практические, но и теоритические.

    Тем не менее, стоит подчеркнуть, что нашу рассылку читают также юристы, которые указывают мне на ту или иную ошибку, которую я допустил в рассылке. В следующем выпуске я в обязательном порядке публикую поправку, в чем уже убедились подписчики. Достаточно посмотреть предыдущие номера.

    Я безмерно благодарен всем вам, уважаемые читатели, что присылаете вопросы, корректировку, дополнения к моим ответам. Спасибо Вам, что делаете доброе дело: помогаете нашим читателям, которые попали в неприятные ситуации.


    Нужна помощь!

    Так называется новая рубрика, в которой вы, уважаемые подписчики и читатели, можете оставлять сообщения. Если кто-то из наших читателей уже сталкивался с подобной проблемой на практике, либо имеет ту или иную информацию (документы, распоряжения, законы и пр.), то, я надеюсь, Вам обязательно ответят.

    Первое письмо такого плана:

    Здравствуйте, Олег Александрович!

    У меня к вас вопрос: подскажите, где бы я мог найти документы, касаемые срока годности сантехники, труб, окон и т.д. (квартира неприватизирована). Дому 34 года. Заменялись только трубы, подводящие воду. И подскажите пожалуйста, какие я имею права требовать что либо заменить в квартире от ЖКО. Заранее благодарен.

    Антон (castor2000@mail.ru).


    Гражданский и Трудовой кодексы

    переведены в разряд "Серебряных"!

    Рассылка "Законодательство РФ: Гражданский и Трудовой кодексы" переведена в разряд "Серебряных". В предыдущем выпуске данной рассылки мы рассматривали "черных маклеров", в сети которых попало много людей, желающих снять жилье в Москве. В следующем выпуске будут подробно рассмотрена работа дистрибьюторов: Сложно ли быть дистрибьютором? Сколько средний дистрибьютор получает в день? Всегда ли Вам предлагают качественный товар? Методы воздействия на доверчивых покупателей. Обман и надувательство пожилых людей.

    Эти и другие темы будут рассматриваться в третьем выпуске рассылки. Подписаться можно в приведенной ниже форме, либо на сайте (где, кстати, можно найти первые два выпуска):

    Рассылки Subscribe.Ru
    Законодательство РФ: Гражданский и Трудовой кодексы

    Ассемблер? Это просто! Учимся программировать
    Рассылка для всех, кто хочет научиться общаться с компьютером на "ты"!

     

    Что было в первых выпусках?

    Выпуск № 01: "Представьте ситуацию: вы идете в магазин, даете купюру, а ее отказываются принимать, мотивируя это тем, что купюра рваная". Подробнее (http://www.kalashnikoff.ru/Law/Issues/Gk/001.htm)...

    Выпуск № 02: "Некий Василий Васильевич хочет быстро заработать денег. Создается ООО "Василий и К", снимается "комната 609" в каком-нибудь заброшенном НИИ, принимаются на работу пенсионеры, женщины с детьми и все те, кто хочет работать дома на телефоне. Им даются соответствующие указания: на все звонки отвечать, что квартира / комната сдана или просить перезвонить завтра и пр." Подробнее (http://www.kalashnikoff.ru/Law/Issues/Gk/002.htm)...

    Что будет в следующем?

    В следующем выпуске рассмотрим работу дистрибьюторов. Легко ли стать дистрибьютором? Чем грозит потребителям приобретение товаров у дистрибьюторов? Сколько получают дистрибьюторы? Как отличить "нормальных" дистрибьюторов от "ненормальных"? А также Ваши вопросы + мои ответы.


    Задать вопрос

     

    Используя приведенную ниже форму, Вы можете отправить сообщение автору рассылки. Ваши вопросы также принимаются по адресу: Law@Kalashnikoff.ru.

    Ваше имя (псевдоним):
    Ваш e-mail *: Опубликовать мой e-mail
    Ваш URL: http://
    В рассылку *:
    Рубрика *:
    Текст сообщения *:


                               

    Примечание. Символом "звездочка" омечены поля, обязательные для заполнения.


    Предыдущие выпуски рассылок по законодательству РФ можно найти на сайте http://www.Kalashnikoff.ru. Теперь доступен архив целиком, а также отдельные номера с кратким описанием (выдержками из соответствующего выпуска). Сайт открыт 24 часа. Заходите!

    Если у Вас нет выхода в Сеть, то предыдущие выпуски рассылки можно получить по почте, направив пустое письмо по адресу LawIssues@Kalashnikoff.ru. Информация будет выслана Вам в течение двух рабочих дней с момента получения Вашего письма. Однако, пожалуйста, не злоупотребляйте этим, т. к. высылка писем подобного объема несет существенную нагрузку на почтовые сервера.


    С уважением,

    Калашников Олег Александрович (Law@Kalashnikoff.ru)
    Сайт подписчиков:
    http://www.Kalashnikoff.ru
    ICQ для срочной связи:
    68951340

    (C) Москва, 2001. Авторское право принадлежит Калашникову О.А. Запрещается публичное размещение материала из рассылки, а также его использование полностью или частично в коммерческих или иных подобных целях без письменного согласия автора.


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное