Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 24.11.2017


Документы судов общей юрисдикции 8 федеральных округов

Практика судов общей юрисдикции каждого округа теперь представлена в системе КонсультантПлюс по отдельности. Общий банк "Суды общей юрисдикции" разделен на 8 подбанков по федеральным округам. Благодаря нововведению, работать с судебной практикой станет еще удобнее, вы сможете сразу изучать судебные акты нужных вам округов.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
"Горячие" документы от 24.11.2017
  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

    Минздрав России предлагает предоставить продавцам право отказывать в розничной продаже алкоголя лицам, находящимся в нетрезвом состоянии

    Данную поправку планируется закрепить в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

    Предусматривается, что при розничной продаже алкогольной продукции в стационарном торговом объекте должны быть выделены специальные места (отделы, секции, помещения) таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому обозрению покупателями из тех мест торгового объекта, в которых продаются другие продукты и товары.

    Согласно проекту для отсутствия прямого обозрения покупателями алкогольной продукции могут быть использованы такие способы, как демонстрация алкогольной продукции в отдельном помещении, торговом зале с отдельным входом из торгового объекта, ограждение выделенных мест для демонстрации алкогольной продукции ширмами, перегородками и другими устройствами, изолирующими выделенные места от прямого обозрения покупателями алкогольной продукции из других мест торгового объекта. Места (отделы, секции, помещения), выделенные для демонстрации алкогольной продукции, запрещается снабжать информационными указателями, щитами и вывесками. При этом данные требования не будут распространяться на специализированные стационарные торговые объекты, предназначенные исключительно для розничной продажи алкогольной продукции.

    Также уточняется действие запрета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отдельных местах.


  • Проект Федерального закона N 232097-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.11.2017)

    В первом чтении принят законопроект, вводящий обязательное информирование заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по договору потребительского кредита (займа)

    Соответствующие изменения предлагается внести в статью 10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

    Обязанность по информированию заемщиков предлагается возложить на кредиторов, предоставивших потребительский кредит (заем) с использованием электронного средства платежа. Информирование будет производиться посредством направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.


  • Письмо ФНС от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017)"

    ФНС России подготовлен третий за 2017 год обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП

    В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов:

    решение об отказе в государственной регистрации является правомерным, поскольку поданное в регистрирующий орган заявление по форме N Р11001 не содержало заполненного листа З "Сведения об управляющем";

    отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также отсутствие у директора разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для госрегистрации документов и не влечет отказ в государственной регистрации юридического лица;

    при обращении в суд с требованием о признании недействительной госрегистрации ЮЛ в предмет доказывания входит не только оценка законности действий регистрирующего органа с точки зрения соблюдения административных процедур и регламентов, но и наличие грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при учреждении юридического лица;

    нормы действующего законодательства не предусматривают досудебный порядок оспаривания в вышестоящий регистрирующий орган действий регистрирующего органа по отказу в принятии документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.


  • Проект Федерального закона N 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    В Госдуму внесен законопроект о запрете привлечения жилищных сертификатов для финансирования жилищного строительства

    В соответствии с предлагаемыми поправками:

    привлечение денежных средств граждан для строительство многоквартирных домов, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию, не будет осуществляться путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

    привлечение денежных средств может осуществляться жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральным законом, регулирующим деятельность таких кооперативов;

    право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, при условии его соответствия нормативам финансовой устойчивости своей деятельности;

    застройщик вправе осуществить замену уполномоченного банка, в этом случае застройщик, технический заказчик, генеральный подрядчик обязаны открыть счета в другом уполномоченном банке и перевести все суммы денежных средств на новые счета;

    контролирующий орган обязан направить в Росреестр уведомление о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве в течение шести месяцев со дня наступления такой обязанности;

    расширяется перечень информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий средства дольщиков (в частности, он обязан раскрыть информацю о градостроительном плане земельного участка), корректируется порядок раскрытия информации;

    уточняются требования к лицам, которые не могут являться руководителем застройщика или главным бухгалтером застройщика;

    уплата цены договора (т.е. размера денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства объекта долевого строительства) производится после государственной регистрации в безналичном порядке;

    информация о застройщике должна также включать сведения о бенефициарных владельцах, которые вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал застройщика, а также сведения о структуре учредителей и бенефициарных владельцах застройщика;

    пересматриваются требования, касающиеся государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства (в частности, определяется, что согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя контролирующего органа по предложению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством РФ);

    лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные дольщикам;

    закрепляются полномочия Правительства РФ по установлению отдельных требований к единой информационной системе жилищного строительства, а также порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в этой системе, и др.;

    расширяется перечень информации из ЕГРН, которую размещает орган регистрации прав в указанной системе, устанавливается перечень информации, которую размещают в системе органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора;

    определяется процедура взаимодействия контролирующих органов, Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства и застройщиков в единой информационной системе жилищного строительства;

    расширяются основания для приостановления регистрации прав и кадастрового учета по решению регистратора (в частности, если застройщиком не исполнены обязанности по передаче дольщику в течение трех месяцев со дня наступления исполнения такой обязанности в соответствии с договором объекта долевого строительства, входящего в состав многоквартирного дома, в отношении которого представлен договор участия в долевом строительстве на государственную регистрацию);

    предусматриваются изменения в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


  • Проект Федерального закона N 322973-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

    В Госдуму внесен законопроект об административной ответственности должностных лиц контролирующих органов субъектов РФ за нарушения в сфере долевого строительства

    Законопроектом предусматривается административная ответственность за:

    необоснованное принятие органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, решения о выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, или об отказе в выдаче такого заключения (повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей);

    нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, а также за совершение такого правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение;

    незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании слов "специализированный застройщик" либо образованных на их основе словосочетаний (повлечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей).

    Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.


  • <Информация> Банка России "Контрольные соотношения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования (начиная с отчетности за 9 месяцев 2017 года), МСФО (IFRS) 9"

    При составлении отчетности за 9 месяцев 2017 года, с соблюдением требований МСФО (IFRS) 9, страховым организациям необходимо обеспечить соблюдение установленных контрольных соотношений

    Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности в примечаниях (с 5 по 75 включительно) показатели не раскрываются некредитной финансовой организацией, то контрольные соотношения не применяются.


  • Указание Банка России от 16.11.2017 N 4611-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июля 2011 года N 372-П "О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов"

    Уточнена сфера применения Положения о порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов

    Установлено, что данное Положение распространяется также на договоры, определяемые производными инструментами в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н.

    Помимо этого, вносимыми изменениями корректируется порядок определения справедливой стоимости производных финансовых инструментов, а также порядок бухгалтерского учета расчетов по производным финансовым инструментам.

    В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.


  • <Письмо> ФНС России от 20.11.2017 N БС-4-21/23474@ "Об исчислении земельного налога в случае изменения в течение налогового периода правообладателя земельного участка" (вместе с <Письмом> Минфина России от 14.11.2017 N 03-05-04-01/74903)

    ФНС России напомнила об исчислении земельного налога в случае изменения правообладателя земельного участка в течение налогового периода

    На запрос налогового органа Минфин России ответил, что его позиция по данному вопросу изложена в письме от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40.

    В частности было указано, что в случае, если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.


  • <Письмо> ФНС России от 17.11.2017 N СД-4-3/23394@ "О налоге на добычу полезных ископаемых"

    Разъяснено понятие "участок недр" для целей исчисления НДПИ с учетом выработанности запасов конкретного участка

    Недра предоставляются в пользование как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения.

    В зависимости от этого участок недр предоставляется пользователю либо в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых), либо в виде геологического отвода (для геологического изучения).

    Допускается предоставление совмещенной лицензии на несколько видов пользования недрами.

    В этом случае в границах предоставленного участка недр могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов, которые не образуют самостоятельных участков недр.

    Сообщается, что в целях налогообложения НДПИ (в редакции НК РФ, действующей до 01.01.2017) под "участком недр" следует понимать участок, пространственные границы которого ограничены географическими координатами, установленными в лицензии, включая все входящие в него геологические и горные отводы.

    С учетом изложенного при определении степени выработанности запасов конкретного участка недр следует использовать суммарные значения начальных извлекаемых запасов нефти и накопленной добычи нефти такого участка недр.


  • "ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.05.2017 N 424-ст)

    С 1 декабря 2017 года начнет действовать новый Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-2017)

    Объектами его классификации являются: виды пенсий и пособий; условия назначения и размеры пенсий; причины и группы инвалидности; общий трудовой и страховой стаж и их исчисление; надбавки к пенсиям; категории граждан, имеющих право на пенсии в связи с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин; льготы различным категориям граждан в области социального обслуживания и др.

    Классификатор предназначен для решения задач:

    1) в области рациональной организации пенсионного обеспечения граждан, в том числе по:

    - видам пенсий,

    - категориям лиц, имеющих право на пенсию,

    - основаниям, определяющим право на пенсию;

    2) в области социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин, в том числе по:

    - категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации,

    - мерам социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации,

    - возмещению вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

    3) в области назначения пособий по социальному обеспечению, оказания мер социальной помощи, произведению страховых выплат и предоставления льгот инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе по:

    - видам пособий, компенсационных выплат и социальных доплат к пенсии,

    - размерам и назначению ежемесячных социальных выплат и материального обеспечения,

    - мерам социальной поддержки и льготам инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и членам их семей и другим категориям лиц,

    - группам населения, получающим бесплатно или по льготным ценам по рецептам врачей лекарственные средства и изделия медицинского назначения при амбулаторном лечении;

    4) в области социального обслуживания граждан;

    5) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе по:

    - целям, видам, формам проведения медико-социальной экспертизы,

    - учебным заведениям для инвалидов,

    - техническим средствам реабилитации и (или) услугам инвалидам;

    6) в области социальной поддержки безработных граждан;

    7) в области обеспечения граждан по обязательному социальному страхованию.

    Классификатор (ОК 003-99) будет признан утратившим силу.


  • Приказ Минтруда России от 02.08.2017 N 606н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала"

    Минтруд России обновил правила подачи заявления о выплате маткапитала

    Правилами, в частности:

    уточняется перечень документов, прилагаемых к заявлению, порядок подачи заявления в ПФР лично, через представителя, по почте, через МФЦ, а также в электронном виде;

    обновляются требования к содержанию заявления о выплате маткапитала, приводится список документов, ознакомление с которыми подтверждает подпись на заявлении;

    корректируется перечень случаев, в которых допускается подача заявления об использовании маткапитала до истечения 3-летнего срока со дня рождения (усыновления, удочерения) второго и последующего ребенка. К таким случаям, в частности, относится использование средств на первоначальный взнос и погашение ипотеки или на покупку товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

    Кроме того, обновляются требования к содержанию заявления об аннулировании ранее поданного заявления.

    Утратившим силу признается Приказ Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" с внесенными в него изменениями и дополнениями.


  • Приказ Минтруда России от 26.10.2017 N 756н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам установления социальных пенсий"

    Установлены особенности назначения социальных пенсий детям, оба родителя которых неизвестны

    В частности, указывается, что для назначения социальной пенсии указанной категории граждан необходимо предоставить документ, подтверждающий, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. Таким документом, согласно приказу, является свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения.

    Кроме того, приказом корректируется форма заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), утвержденная Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению". Данная форма дополняется графами для проставления отметки о назначении социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.

    Приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.


  • "Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания" (утв. Рострудом)

    Рострудом утверждено руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания

    Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике, в том числе на его сайте, порядка организации деятельности поставщиков, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками.

    В соответствии с руководством поставщики социальных услуг обеспечивают, в частности, открытость и доступность информации:

    - об учредителях, о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;

    - о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);

    - о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

    - о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг;

    - о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;

    - о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

    - о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований и средств физических и (или) юридических лиц;

    - о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг;

    - о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности).


  • "Руководство по соблюдению обязательных требований по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (утв. Рострудом)

    Рострудом утверждено руководство по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации деятельности при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления степени утраты трудоспособности, а также рекомендации по соблюдению обязательных требований в части оформления документов при установлении степени утраты трудоспособности.

    Степень утраты трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Одновременно с этим учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

    Экспертное решение о степени утраты трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

    Срок освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы не может превышать одного месяца с даты подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.


  • Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N АКПИ17-799 <О признании недействующими пунктов 9, 9.1 и 9.3 "Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах", утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943>

    Верховный Суд РФ признал недействующим порядок проверки знаний технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах работниками железных дорог

    Заявительница обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 9, 9.1, 9.3 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2003 N ЦМ-943, ссылаясь на то, что они содержат правовые положения (правила), обязательные для организаций, индивидуальных предпринимателей, надзирающих органов и граждан, в частности, касающиеся реализации права перевозчика на проверку знаний работников иных организаций путем сдачи экзаменов, отстранения работников иных сторонних организаций от осуществления погрузочных работ с последующей пересдачей экзаменов и получением допуска на погрузочную деятельность, однако данный нормативный правовой акт не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и официально не опубликован. Кроме того, по ее мнению, оспариваемые пункты противоречат Федеральному закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

    Из анализа содержания указанных пунктов Технических условий Верховный Суд РФ сделал вывод, что их положения сформулированы как нормативные правовые, так как устанавливают общеобязательные правила поведения в отношении неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение. Таким образом, оспариваемые пункты по своему содержанию являются нормативными правовыми, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, но в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, они не прошли необходимую для этого случая государственную регистрацию в Минюсте России и не опубликованы официально.

    Суд признал требование административного истца подлежащим удовлетворению без исследования других обстоятельств по административному делу, в том числе содержания этих пунктов.


  • Приказ Росстата от 10.11.2017 N 748 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за социальным обслуживанием граждан и инвалидов"

    Росстатом утверждена обновленная статистическая форма 6-собес, по которой подаются сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

    Указанную форму представляют, в частности, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели - государственные и негосударственные поставщики социальных услуг, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому. Срок предоставления - 10 февраля после отчетного периода.

    С введением нового статистического инструментария признается утратившей силу форма N 6-собес, утвержденная приказом Росстата от 11.09.2009 N 196.


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 32-П "По делу о проверке конституционности статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина Е.Ю. Горовенко"

    Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области оперативно-розыскной деятельности, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела

    Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ статьи 21 и 21.1 Закона РФ "О государственной тайне" в той мере, в какой содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что:

    использование уполномоченными должностными лицами (органами) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела относящихся к государственной тайне результатов оперативно-розыскной деятельности не может служить препятствием для ознакомления лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (поскольку в случае возбуждения уголовного дела он был бы признан потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам), с этим постановлением и дающими основание для его вынесения материалами, содержащими сведения о фактических обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

    в случае приобщения к материалам проверки сообщения о поступлении документов и материалов, содержащих сведения в области оперативно-розыскной деятельности, имеющих гриф секретности, сохранность государственной тайны при ознакомлении лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, с материалами такой проверки и решением, принятым по ее результатам, может быть обеспечена путем использования предусмотренных законом механизмов, включая предупреждение о неразглашении государственной тайны, ставшей известной лицу в связи с ознакомлением с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и положенными в его основу материалами проверки сообщения о преступлении, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности в случае разглашения государственной тайны, а также хранение копий и выписок из процессуальных документов вместе с материалами указанной проверки;

    уполномоченные должностные лица обязаны предпринимать все относящиеся к их компетенции меры, с тем чтобы в материалах проверки сообщения о преступлении содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключались бы коллизии между требованиями защиты государственной тайны и гарантиями права лица на ознакомление с непосредственно затрагивающими его права и свободы документами и материалами, дающими основание для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

    Исходя из принципа равенства перед законом и судом,  участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. В силу своего универсального характера конституционный принцип равенства оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

    Действие названного принципа, равно как и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. Соответственно, если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, содержащее сведения в области оперативно-розыскной деятельности, составляющие государственную тайну, затрагивает права и свободы лица так, что в случае возбуждения уголовного дела это лицо было бы признано потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, то этому лицу - в силу принципа состязательности и равноправия сторон судопроизводства - должны быть обеспечены процессуальные гарантии его участия в уголовном судопроизводстве на равноправной основе с органами и должностными лицами, осуществляющими на стадии возбуждения уголовного дела проверку сообщения о преступлении, включая возможность надлежащей подготовки и изложения им своей позиции по делу. Указанное лицо должно быть ознакомлено с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и с положенными в основу такого решения материалами, содержащими сведения о фактических обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, что обусловлено, наряду с особенностями данной процессуальной стадии, значимостью конституционного права на судебную защиту.


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2017 N 31-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контр оля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина С.Ю. Базаленко"

    Правовое регулирование отношений, связанных с прекращением службы в органах наркоконтроля, не предполагает отказ в приеме сотрудников данных органов на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке в течение трех месяцев с момента увольнения   

    Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они в системе действующего правового регулирования:

    не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел;

    не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (т.е. не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу;

    не лишают сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, права на изменение основания увольнения и получение единовременного пособия и иных выплат, предусмотренных законодательством РФ, по заявлению, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа в случаях, когда решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения.

    Конституционный Суд Рф указал, что федеральному законодателю надлежит установить правовой механизм, позволяющий обеспечить учет периода ожидания сотрудниками органов наркоконтроля, уволенными в связи с переводом в другой государственный орган, принятия решения о приеме на службу в органы внутренних дел при исчислении стажа службы (выслуги лет).


Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (24.11.2017)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное